ХРИСТОСЪ РАЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!

Прот. Митрофанъ Зноско-Боровскій

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

«Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ» — воспѣли Ангелы въ Рождественскую Ночь. Свыше 19 столѣтій воспѣваетъ эту дивную пѣснь и Церковь Христова. Въ эту ночь, по любви къ человѣку, пришелъ на землю «Начальникъ мира» — «Отроча младо, превѣчный Богъ». Являясь апостоламъ по Воскресеніи Своемъ, Онъ миръ возвѣстилъ: «миръ вамъ», «миръ Мой даю вамъ».

Гдѣ же этотъ миръ, возвѣщенный Ангелами, обѣщанный Христомъ и проповѣданный Церковью?

Дорогіе мои, онъ былъ, есть и будетъ. Это тотъ миръ, о которомъ сказалъ Самъ Христосъ въ Своей прощальной бесѣдѣ съ учениками: «Миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ, не такъ какъ міръ даетъ вамъ, Я даю вамъ». Какой же это миръ? Это миръ не внѣшній, который бываетъ безплодный и, даже, вредный, это миръ духовный, тотъ благодатный миръ, которымъ, несмотря на приближеніе Крестныхъ страданій, былъ одушевленъ Богочеловѣкъ Іисусъ. Этотъ миръ одухотворяетъ, даетъ силу и побѣждаетъ страхъ. Воспринявъ отъ Христа этотъ миръ, апостолы уже не смущались никакими угрозами, лишеніями и гоненіями, ни даже смертью лютой, съ радостью принимая мученическую смерть. И не только апостолы, но и великій сонмъ мучениковъ и исповѣдниковъ радостно шли на мученія, воспѣвая Всевышнему хвалу. Такіе исповѣдники, связанные съ Господомъ союзомъ любви и мира, были, есть и будутъ. Вспомнимъ покровителя нашего храма, преп. Серафима Саровскаго: у него на душѣ всегда была радость пасхальная, самъ онъ ее переживалъ, другимъ ее передавая.

Гдѣ же пріобрѣтается этотъ миръ благодатный, дающій радость и укрѣпляющій человѣка въ страданіяхъ? Онъ пріобрѣтается нашей жизнью въ Церкви Божіей, жизнью во Христѣ Іисусѣ и пребываетъ въ сердцахъ подлинно вѣрующихъ людей, т. е. тѣхъ, для коихъ вѣра во Христа Сына Божія является движущей внутренней силой, освящающей умъ, направляющей волю къ Небесному Отцу. Для такихъ людей не страшны никакія бѣдствія и напасти, никто и ничто не можетъ лишить ихъ мира благодатнаго, отлучить отъ общенія со Христомъ, о чемъ свидѣтельствуетъ и ап. Павелъ, говоря: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Власти, ни Силы, /с. 10/ ни настоящее, ни будущее, ни глубина, ни другая какая тварь не можетъ отлучить насъ отъ любви Божіей во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ».

Обратимъ взоръ въ сторону нашего Отечества православнаго, возведеннаго на Голгоѳу. Какія ужасныя гоненія и страданія переживаютъ въ Россіи, полоненной Интернаціоналомъ, наши вѣрующіе братья и сестры! Всюду ихъ ущемляютъ, преслѣдуютъ, надъ ними издѣваются, но отъ Христа они не отрекаются и не мирятся съ безбожіемъ. И какъ на крови мучениковъ, въ первые вѣка христіанства, выросла Церковь Христова, окрѣпла и процвѣла, такъ и на крови нашихъ новомучениковъ и исповѣдниковъ возродится наше Отечество православное и возсіяетъ Мученица Мать-Церковь наша, очищенная въ горнилѣ страданій отъ грѣховной грязи.

Какъ же пріобрѣтается миръ благодатный, Христомъ данный? Уже сказали мы: онъ пріобрѣтается живой вѣрой, преданностью волѣ Божіей — противной своеволію, смиреніемъ, покаяніемъ и молитвой.

Радости о пришедшей къ намъ Божіей любви во Христѣ Іисусѣ и мира благодатнаго, ничѣмъ отъ насъ неотъемлемаго, мира небеснаго, желаю вамъ я, мои дорогіе. Миръ и радость да ниспошлетъ всѣмъ вамъ Господь и да сподобитъ, вмѣстѣ съ небесными силами, всегда воспѣвать благодарственную пѣснь: «Слава въ вышнихъ Богу и на землѣ миръ, въ человѣцѣхъ благоволѣніе». Аминь.

ХРИСТОСЪ РАЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!

Глава Церкви, Единой — земной и небесной, сошелъ на землю. Дивно сошествіе Его къ намъ. Дивно и Дѣло Имъ на землѣ совершенное. Это не рукъ человѣческихъ Дѣло, это Дѣло о человѣкѣ промышляющаго Творца-Бога, посему-то непобѣдимо оно ни злобою, ни мудростью мудрыхъ вѣка сего. Знать это необходимо намъ, живущимъ въ эпоху, когда всѣ силы зла мобилизованы сатаною на борьбу противъ Церкви.

«Мой умъ — не вашъ умъ, Мои пути — не ваши пути», слышимъ мы изъ устъ Самого Господа Саваоѳа. И нынѣ мы, въ смиреніи и молитвѣ, склоняемъ главы наши предъ Мудростью Всевышняго, отверзаемъ сердца наши для Любви, во смиреніи и униженіи къ намъ снисходящей.

Святитель Игнатій Брянчаниновъ говоритъ: «все дивно у Господа и, въ то же время, какъ просто, какъ скромно совершаетъ Господь Саваоѳъ дѣло спасенія человѣчества и всего міра! Смотрите: Сынъ Божій приходитъ на землю не въ блескѣ земного величія, но въ положеніи уничиженія земного. Сіятельна и вѣчна лишь Слава, отъ Бога исходящая и получаемая, людская же слава ничтожна. Отъ царскаго племени, по плоти, рождается Христосъ. Но это царское племя давно сошло съ высоты престола царскаго и давно вступило въ ряды и въ положеніе простолюдиновъ, получавшихъ пропитаніе трудами рукъ своихъ. Въ 30-лѣтнемъ возрастѣ выступивъ на проповѣдь, Христосъ избираетъ Себѣ 12-ть апостоловъ изъ той же среды простолюдиновъ, къ которой и Самъ принадлежалъ. Его ученики были простые, некнижные люди. Ничего не заимствовавъ отъ славы человѣческой, не заимствовалъ Христосъ ничего и отъ мудрости человѣческой. Онъ былъ не ученый, но пришелъ посрамить мудрость мудрыхъ: «Мой умъ — не вашъ умъ», — говоритъ Господь. — Неизсякаемый источникъ мудрости открывается и ученикамъ Его, и ими, некнижными, посрамляетъ Христосъ мудрость вѣка сего.

Нашему взору предстоятъ: могущество Римской Имперіи съ ея непобѣдимыми когортами, съ ея несмѣтнымъ богатствомъ и мудростью философовъ, — съ одной стороны, и съ другой: Младенецъ Христосъ въ убогихъ ясляхъ, Онъ же на Крестѣ, и Его 12-ть некнижныхъ учениковъ, апостоловъ. Другъ другу противостоятъ они. Силачъ и предъ нимъ соломинка, мощь славы и богатства и предъ нимъ убожество нищеты. Иначе говоря: /с. 12/конкретной реальной силѣ, мощи и мудрости міра, противостоитъ несбыточная мечта отвлеченнаго идеализма, мечта увлеченнаго воображенія. Такъ думали «мудрые вѣка сего», такъ и разсуждали они, говоря о Христѣ и о Церкви.

Почему же встревожились «сильные и мудрые вѣка сего». Чѣмъ объяснить, что Синедріонъ поднялъ гоненіе на Христа и простыхъ учениковъ Его? Почему втянулъ онъ въ эту борьбу государственный аппаратъ Имперіи Римской?

«Равви! Мы знаемъ, что Ты — Учитель, пришедшій отъ Бога», говоритъ одинъ изъ начальниковъ іудейскихъ, Никодимъ (Іоан. 3, 1-2). Фарисей Никодимъ, такимъ образомъ, свидѣтельствуетъ о томъ, что «вожди народа» знаютъ, что Христосъ и есть обѣщанный Мессія. Но они, — первосвященники, книжники и фарисеи, — извративъ пророческій образъ Мессіи, уже тогда увлекшіеся мечтой о міровомъ владычествѣ, отвергаютъ Христа, какъ Мессію — Сына Божія. Они враждуютъ противъ Христа, ибо убѣдились, что Христосъ не тотъ Мессія, какого бы имъ хотѣлось. Ихъ вражда противъ Христа началась съ того момента, когда, послѣ насыщенія пятью хлѣбами 5-ти тысячъ народа, не удалось имъ взять Его и поставить царемъ для сверженія власти римлянъ; Онъ ушелъ отъ нихъ по водѣ, какъ по суху (Іоан. гл. 6). Съ этого момента они ищутъ возможности «схватить Его» (Іоан. гл. 7). «Я пришелъ во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а Если иной придетъ во имя свое, того примете», говоритъ въ укоръ имъ Христосъ. Кто этотъ «иной», который «придетъ во имя свое»? «Иной», который «придетъ во имя свое», это грядущій политическій «мессія», чрезъ котораго осуществятся вѣковыя мечты не народа, а мечты вождей іудейскихъ… «Многіе изъ народа увѣровали въ Него», а вожди «ищутъ схватить Его» (Іоан. гл. 7, 8, 9). Вожди дѣйствуютъ, какъ плѣнники Сатаны и его орудіе, на что указываетъ намъ и Самъ Христосъ, говоря: «Вашъ отецъ діаволъ, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; онъ былъ человѣкоубійца искони (отъ начала) и не устоялъ въ Истинѣ, ибо въ немъ нѣтъ Истины; когда говоритъ онъ ложь, говоритъ свое, ибо онъ лжецъ и отецъ лжи».

Не народъ іудейскій, нѣтъ, а вожди его пошли противъ на землю сошедшей Любви Божіей къ человѣку и къ человѣчеству. На протяженіи всей исторіи христіанства ведется эта борьба противъ Христа и Церкви Его. Заглянемъ съ вами въ недавнее прошлое, да и къ происходящему на нашихъ глазахъ присмотримся. Помните, какъ силы Зла, въ мірѣ дѣйствующаго, открыто обрушились на Церковь Христову на Руси? Такъ называемое обновленчество, самосвятство (именуемое «липковщиной»), ростъ /с. 13/ сектантства, расцвѣтъ котораго падаетъ на періодъ НЭП’а въ СССР, когда въ прахъ поверженная Православная Россія наводнилась сектантскими проповѣдниками изъ США, вооруженными крупными суммами «іудиныхъ сребрениковъ», — вѣдь, все это плоды сатанинскаго посѣва, походъ Сатаны противъ Церкви. Помните, какъ правительства западныхъ державъ, эти выученики Маркса, тайныя общества — весь Синедріонъ современный, и вмѣстѣ съ нимъ Римъ, — всѣ и все объединилось въ своемъ походѣ противъ Христовой Церкви, противъ Истины-Православія. Русь въ прахъ повержена. Измѣни она Истинѣ, снялъ бы Сатана оковы и съ тѣла ея.

Путь Церкви это — Крестоносный путь Христа. Во Христѣ она непобѣдима. Видя ея несокрушимость, несмотря на произведенныя въ оградѣ Ея раздѣленія, встревожился современный Синедріонъ, и къ новому способу въ борьбѣ съ Христовой Церковью прибѣгаетъ. Осторожно, незамѣтно, но планомѣрно и настойчиво, вытѣсняютъ нынѣ Христа, какъ Сына Божія, изъ Церкви. Только слѣпой не видитъ этого процесса, на нашихъ глазахъ давно происходящаго. Уже втянуты въ этотъ процессъ и нѣкоторые восточные первосвященники. Церковь Христова перестаетъ быть для нихъ «Столпомъ и утвержденіемъ Истины», «Тѣломъ Христовымъ», Ее силятся превратить во всемірный храмъ культа. Многіе священники уже именуютъ себя представителями и служителями культа, причемъ, если на Востокѣ сверху, безбожной властью навязывается эта непріемлемая для слугъ Бога Живаго кличка, на Западѣ священники сами себя именуютъ слугами культа. Это уже не носители и хранители Истины, не слуги то Бога Живаго, а новозавѣтные жрецы. Лукавствомъ идущихъ подъ руку съ Іудой Искаріотскимъ и съ Иродомъ, съ помощью самихъ же христіанъ, вытѣсняется нынѣ изъ храмовъ христіанскихъ Сынъ Божій — Христосъ…

Посѣвомъ Сатаны въ эмиграціи русской являются въ 20-хъ годахъ возникшія въ зарубежьи такъ называемыя юрисдикціи. «Блаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ и на путь грѣшныхъ не ста», — этими словами Псалмопѣвца не должны ли мы, чада Христовой Церкви, другъ друга при встрѣчахъ привѣтствовать, какъ бы напоминая этимъ привѣтствіемъ о необходимости сохранить вѣрность единству во Христѣ и ограждать другъ друга отъ опасности впаденія въ соблазнъ раскола, отхода отъ Истины, ради болѣе вкуснаго и легкаго куска хлѣба.

Сошелъ на землю Христосъ, Глава Церкви. Къ намъ пришелъ Онъ. Радуйтесь, людіе, радуйтесь вѣчной радостью: со Христомъ мы непобѣдимы, «врата ада не одолѣютъ» Христа.

/с. 14/ Злато, ливанъ и смирну принесли Христу-Младенцу волхвы. А мы съ вами, чтобы сохранить Ему вѣрность, должны ежедневно приносить Ему нашу вѣру и дѣла любви, наше сердце, чистотою украшаемое, и исповѣданіе Христа, какъ Истины и Любви. Аминь.

Источникъ: Прот. Митрофанъ Зноско-Боровскій. На нивѣ Христовой. (Слова и бесѣды). Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 9-14.

Просмотрено (46) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, История Церкви, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *