«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!» Значение Воскресения Господа

Христос Воскресе! Какой глубокий смысл и какая светлая радость заключена в этих святых словах, часто и многократно повторяемых в дни святой Пасхи! Ими упраздняются все печали, невзгоды и даруется жизнь и утешение. В них вся сущность нашей веры и упования, вся полнота вечного блаженства.

Через воскресение Господь во всей силе «открылся Сыном Божиим» (Рим. 1, 4), Богом во плоти, единым имеющим жизнь в Себе Самом. Восстать из гроба мог только Всемогущий. Чудесно и то, что это воскресение было заранее предсказано и предсказано Им Самим.

Воскресший Жизнодавец исполнил света саму преисподнюю. Своим явлением Он озарил ее пленников, возвестил им наступление Царства Божия и вывел из мрака духовной темницы всех ветхозаветных праведников. Теперь даже многие грешники, хотя после смерти и нисходят душой во ад, но если они перед своей кончиной уверовали во Христа и раскаялись в своих заблуждениях, то могут надеяться на милость Божию по молитвам Церкви и особенно в силу приносимой за них Евхаристической (литургической) жертвы.

Воскрес Христос – значит, принята принесенная Им на кресте жертва за грехи мира, значит, с человечества снята клятва законная, которой были наказаны за непослушание прародители. Весь человеческий род со времен падения Адама и Евы был заражён ядом греха и умирал. Но Господь создал человека не для смерти, а для вечной жизни. Поэтому Спаситель по Своей вечной любви к людям взял на Себя их грехи и наказание за них и распял их на кресте. Та же Правда Божия, которая наложила на людей клятву за грех, сама и сняла ее.

Воскресением Спасителя смерть побеждена, разрушена ее грозная держава: иначе тело Христово осталось бы в ее оковах. Значит, и все верующие в Него оживут и вместе с Ним будут. Он – «Первенец из умерших» (1Кор. 15, 20). Нет больше мертвых, во Христе воскресшем все живы. Никакие наши невзгоды, горе, недуги и даже смерть дорогих и близких нашему сердцу не могут и не должны затмить этой нашей веры и нашего упования.

«Воскрес Христос – всех воскресение, – рассуждает св. Епифаний Кипрский. – Воскрес, и даровал радость всей твари; воскрес, и темницы ада опустели… и тление естества изменил в нетление… Вся новая во Христе тварь обновляется Воскресением. Весь мир соделывается новым через Христа»119.

Полагается для человечества иное – вечное житие. Началось оно в лице ветхозаветных праведников, которых Господь ввел в царство славы, и продолжается оно в том смысле, что воскресший Жизнодавец открыл для всех людей врата в вечные обители Отца Небесного. Нет больше преград на пути к древу жизни, нет такого оружия, которое бы устояло перед крестом и воскресением. «Да не смущается сердце ваше, – обращается Сам Господь к Своим верным последователям, – веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много… Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14, 1–3). Господь обещал Своим верным ученикам уготовать им место, а Его обещание непреложно. Знамением того, что крестом и воскресением для всех верующих открыты двери рая, служит то, что всю светлую седмицу богослужение совершается при отверстых царских вратах: алтарь является образом рая.

Воскресение Сына Божия утвердило истинность Евангельского закона. Воскрес Христос – значит, всё, чему Он учил и что совершал, свято и истинно. Уверенные в этой святости и истинности учения Божественного Наставника св. Апостолы почти все приняли за Него мученическую кончину. Если бы эти благовестники сомневались в достоверности воскресения Христа Спасителя, то как могли бы они отдать свою жизнь за Него?! Без факта воскресения необычный энтузиазм апостольского благовестия не имел бы оснований, и вообще вся история христианства, первоначальная и последующая, представляла бы особый ряд невозможностей и осталась бы непонятной. Эта истина воздвигла сонмы праведников, великих подвижников, Богопросвещенных святителей. Вся Христова Церковь, на протяжении многих веков обуреваемая волнами мира, утверждалась и стоит непоколебимо на истине Христова воскресения. Не будь воскресения Христова – не было бы и самой Церкви. Церковь – это Богочеловеческий организм. В этот организм входит общество верующих. А на чём утверждается вся их вера и всё упование? – На истине воскресения Спасителя, на истине и веры, и разума.

Дорогие отцы, братья и сёстры! Значение воскресения Христа Спасителя простирается на все века – до окончания измерения времени. Тихо, в глубине уединенного сада Иосифа Аримафейского впервые были сказаны Небожителем победоносные слова: «Его нет здесь: Он воскрес» (Мф. 28, 6).

И однако же эти слова быстро прошли через Палестину, Афины, Рим, через всю вселенную, достигли всякого колена небесных и земных и преисподних. Прошло более девятнадцати веков со времени события Воскресения Христова, а ангельский глас «Он воскрес» так же нов и теперь, как был нов и тогда, и также сообщает ту же ни с чем несравненную радость, какую разливал и тогда (Мф. 28, 8).

Истину воскресения Христова, её величие и спасительность, верующие люди познали и сердцем и разумом, и поэтому так радостен сегодняшний праздник. Это воистину торжество из торжеств, праздник света, истинного утешения и душевной радости, ибо Христос воистину воскрес! Аминь.

 

Азбука. Профессор Константин Ефимович Скурат. Идите и научите

Просмотрено (6) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *