Проповедь в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня особый у нас день, день, предшествующий Великому Посту. День, когда мы уже полностью готовы посвятить себя своему исправлению, изменению, улучшению, понудить себя к исполнению заповедей Христовых. И в этот день святая Церковь вспоминает одно многозначительное событие. Оно называется плачем Адама, плачем нашего прародителя. Плачем и мы сегодня с ним о наших грехах. Плач Адама был за вроде бы незначительный грех с нашей стороны, как мы смотрим, зная свои грехи и прегрешения свои. Адам на какой-то короткий момент возомнил себя равным Богу и согрешил, съев то яблоко преткновения и нарушив единственную заповедь, данную Господом нашим в раю о не вкушении плода с дерева жизни.

Как часто и мы с вами ощущаем себя кем-то без Бога, забывая о том, что мы без Бога ничто, брение, прах и пепел. Об этом хорошо пишет в своих трудах наш, в общем-то, почти современник старец Иосиф Исихаст. Он пишет: «ибо все мы люди, из праха рожденные, и все согрешили. Мы брение. Не имеем ведения: брение у брения крадет, брение брение оскорбляет, брение на брение клевещет, брение над брением превозносится, брение за счет брения обогащается, брение над брением начальствует, брение брение бьет, брение брение заключает в тюрьму. И вообще, брение считает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, почтеннее брения, обогащаясь безумием и неведением собственного естества. Откуда оно, и где оказалось, как родилось, каково его назначение, где его конец что после этого?»

А предназначение человека — это рай, это богообщение. Именно о потере рая плакал Адам. Один из святых отцов сказал, что Адам был в раю, и рай был в Адаме, поэтому был великий плач у Адама, ибо он потерял то общение с Богом. Единственный человек на этой земле сотворенный — Адам. Из него еще Еву Господь сотворил. Остальные все были уже рождены. Даже Сам Господь Иисус Христос был рожден от Девы Пресвятой Богородицы. И только Адам был сотворен. Иногда слышишь, особенно у новоначальных, некоторые говорят: почему мы должны страдать за грех Адама?

Мы забываем, что Адам был совершеннейшее существо, гораздо выше нас. Именно он нарек имена всей твари, которая существует на земле. Господь его одарил высоким умом, интуицией. И конечно, когда вот это случилось, случилось падение, и Господь вывел его из рая, он слезно плакал и молил Господа о возвращении в рай себя или потомков. Надо понимать, что плач Адама распространялся не только на его личный грех, но и на грехи всего рода человеческого. При его жизни, а он жил более девятисот лет, были серьезные грехопадения. Сын его, Каин, убил брата своего по плоти Авеля. И все это переживал Адам, все видел, как ком, летящий с горы, и все эти грехи, которые наворачиваются на род человеческий.

И сегодня мы, к сожалению, тоже грешим. Когда мы плачем, особенно адамовым плачем от падений наших, совесть наша обличает наши падения. Очень часто люди приходят в церковь именно из-за того, что уже совесть настолько в грехах их уличает, что они не могут уже жить в этой грязи, и требуется им покаяние. Они искренне ощущают необходимость покаяния. Но, к сожалению многие, находясь в лоне церкви, грешат одними и теми же грехами. Это мы многие знаем. Часто слышишь на исповеди: когда же я закончу, одни и те же грехи совершаю, почему так происходит? Ну, потому что мы утериваем плач Адамов, мы утериваем то желание рая, которое было у Адама, утериваем необходимость трудиться и приближаться к Богу. Мы ленимся.

А ведь грех мы все равно осознанно выбираем. Некоторые говорят: вот я в страсти, не могу справиться. Но ведь ты каждый день или через какое-то время выбираешь эту страсть в услужение дьяволу, а не Богу.

Поэтому обновление чувства покаяния очень важно. Важно видение своих грехов. Когда человек видит грехи свои остро, он уже не грешит. Он осознает, что этот самый грех оскорбляет Господа нашего Иисуса Христа. И совершая этот грех, мы каждый раз распинаем Его на кресте. Именно Он пришел по молитвам того же Адама по обетованию Божию, когда было сказано Богом нашим в раю, что Семя жены сотрет главу змея.

Именно это обетование вселяло надежду нашему праотцу Адаму, именно им он жил. И по приходу Господа нашего Иисуса Христа праотец наш Адам находится в раю в настоящее время в Царстве Небесном. Поэтому ни в коем разе мы не должны его осуждать за его тот первородительский грех, а наоборот, молиться ему, как святому, о том, чтобы он даровал нам тот именно плач, который был у него, плач о грехах наших, чтобы видеть наши согрешения. Сейчас ежедневно будет читаться молитва Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешенияи и не осуждати брата моего».

Сегодня еще одно событие в церкви. Мы просим друг у друга прощения в этот день. Именно вот не осуждать брата своего. И по той заповеди, которую мы слышали сегодня в евангельском чтении о том, что если не простит человек согрешений другого, то и Господь не простит ему.

Всегда была на Руси такая добрая традиция. Это традиция, а не какое-то постановление Соборов, когда люди друг у друга просили искренне прощения, вступая в пост уже очищенными от груза этого осуждения. Даже великие государи в неделю масленичную ездили по монастырям, ближним и дальним, тоже просили прощения, подавали щедрую милостыню. И сам Патриарх приходил к государям в этот день в царское время, и был такой чин. Он вроде бы как внешний, этот чин, но именно в нем глубина нашего осознания нашей греховности, глубина необходимости изменения.

Да сподобит и нас Господь Бог, в этот день достойно подготовиться к Великому Посту, дабы исправиться, измениться, дабы всегда видеть свои грехи, в том числе и мелкие грехи. И чем мы лучше будем видеть свои согрешения и грехи, тем чище мы будем становиться, тем будет расти у нас понятие о греховности нашей о том, что необходимо нам изменяться, каяться, чтобы жить нам со Христом. Помоги вам, Господи.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)

ПРОПОВЕДЬ

Уже сегодня, братья и сестры, через несколько часов, в самый разгар Масличного веселья и утех, колокол церковный нам возвестит о начале Святого Великого Поста. И в этот последний воскресный день перед началом Святой Четыредесятницы Святая Церковь рассказывает нам об изгнании Адама из рая.

Она говорит о том, что это произошло вследствие грехопадения Адама, вследствие того, что он нарушил волю Божию. Будучи создан между жизнью и смертью, он выбрал грех, который повлек за собой смерть, нарушил заповедь Божию, данную ему для его воздержания и духовного совершенствования. Господь запретил ему вкушать плодов от одного из деревьев, растущих в раю.

Святые Отцы имеют разное мнение о том, сколько лет Адам был в раю – семь лет или семь дней. Или, может, он там был только один день. Но все сходятся на том, что, он был там до шестого часа, именно того времени, когда распят был Иисус на Кресте. Как когда-то Адам протянул свою руку к древу и вкусил запретный плод в шестой час, точно так же и Христос в шестой час был распят на Кресте, тоже на древе были протянуты, распяты Его руки и ноги.

И в этот день нам Святая Церковь говорит о грехопадении Адама, о том, как тяжелы последствия этого грехопадения. Адам и Ева потеряли рай, стали болеть, должны были терпеть множество трудностей и скорбей земного бытия, наконец, умерли на земле и даже сошли в ад. Если мы посмотрим на икону Воскресения Христова, то увидим, что Господь, стоя на поверженных вратах ада, выводит оттуда Адама и Еву. Эти последствия грехопадения Адама коснулись не только самого Адама, но и всех его потомков, каждого из нас. Мы все теперь тоже не в раю, а на земле. А ведь могли бы быть в раю, если бы Адам не согрешил.

Но Святая Церковь предлагает нам воспоминание грехопадения Адама совсем не для того, чтобы мы упрекнули его сегодня в том, что из-за него мы лишились рая и мучаемся теперь на земле. Будь мы на месте Адама, скорее всего, мы поступили бы так же.

Святая Церковь говорит сегодня другую важную вещь – что Адам не только первый согрешил, но и первый покаялся. Он первый принес плоды покаяния, о чем мы слышим в песнопениях “Седе Адам прямо рая и свою наготу рыдая плакаше…» то есть, свой грех омывал слезами. И мы видим, братья и сестры, плоды этого покаяния Адамова – Адам прощен Богом, возвращен в рай. Тем самым Господь показал и нам, всем потомкам Адама – а мы все от Адама и Евы – и наш путь возвращения в рай, в Царство Небесное.

Именно в сегодняшний день Святая Церковь говорит о том, как совершается грехопадение, и как должно совершаться покаяние. Она говорит о том, что не в уме, не в душе коренится начало греха, оно коренится в сердце, и нам надо смотреть за своим внутренним состоянием. Где рождается грех? Средоточие греха – это именно наше сердце. Там множество терний греха, которые нам надо посечь, потому что сердце создал сам Бог для того, чтобы оно вечно было с Богом. Но мы видим, что из этого сердца произрастает множество терний и волчцов, там коренятся все страхи, грехи, пороки и оно очень превратно. Каждому из нас Святая Церковь говорит: «Ты упал, как пал и Адам, ты согрешил, как Адам, ну так вставай, не лежи. Только вставай не для того, чтобы потом снова упасть, а чтобы все-таки послужить Богу».

Наше сердце может быть окаменелым. Это бывает тогда, когда мы не следим за своим сердцем, не возделываем его, совершенно о нем не заботимся. Оно покрывается коркой, окалиной и мы перестаем слышать даже его добрые позывы, оно безмолвствует.

Еще наше сердце может охватить леность, так, что мы становимся неспособными делать добрые дела, любить Бога, любить ближних, исполнять волю Божию. Это бывает, когда наше сердце стало чрезмерно страстным.

Еще наше сердце умеет прятаться, скрывать в себе внутренние тайные пороки, так что человек, живя, сам себе кажется хорошим. Он кажется хорошим даже для всех окружающих, потому что страсти в нем затаились. Как говорят святые отцы, дьявол иногда бывает подобен льву, который спрятался в засаде и очень долго в ней сидит, так что все другие наивные животные, свободно пасутся и думают, что никакая опасность их не подстерегает, что у них все хорошо, хотя лев лишь выжидает удобного времени, чтобы внезапно выпрыгнуть и похитить свою жертву.

Так бывает и в нашем сердце. Но есть достойный прием, настоящий ответ для такого случая – мы должны приложить к нашему сердцу известные средства – пост, молитву и чтение слова Божия – именно то, что нам предлагает Святая Церковь, особенно сейчас, в период Святой Четыредесятницы. Чтобы мы сокрушали свое сердце относительно слова Божия, прилагали Его к своему сердцу, как лекало, и, видя все несоответствия, которые есть в нашем сердце, посекали терния страстей.

Поэтому, братья и сестры, нам предстоит огромный труд – возвратить наше сердце Богу таким, каким Он его создал – чистым, светлым и святым. И мы, имея его в пользовании во время земной временной жизни, должны его таким и сохранить, и даже сделать еще лучшим, благоукрасить добродетелями, как драгоценными камнями. И возвратить его не только чистым и светлым, но еще и благоукрашенным добрыми делами.

К этому и призывает нас Святая Церковь, особенно в дни Святой Четыредесятницы, чтобы мы не только постились и молились, но и делали бы добрые дела милости, милосердия, причем, особенно активно. Она так и говорит: “Настало время делания”. Чтобы мы, придя домой со службы, не только отдыхали, но обязательно нашли повод, нашли в себе силы, чтобы совершать добрые дела.

Будем же, братья и сестры, усердны и внимательны к своему сердцу, чтобы оно стало троном или престолом Божиим, стало достойным того, чтобы на него воссел Господь, как на Свой трон, на Свой престол, как Царь восседал на нем, господствуя и обитая в нашем сердце. Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

 

По материалам сайтов: Оптина пустынь, Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря

Просмотрено (14) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *