“Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании”. Толкования на Иоиля 2:12

Толкования: Свт. Феофан Затворник, Ап. Ерм, Свт. Кесарий Арелатский, Свт. Пакиан Барселонский, Свт. Кирилл Александрийский, Сщмч. Киприан Карфагенский, Блж. Иероним Стридонский, Лопухин А.П.

Книга пророка Иоиля Гл.2: 12

12Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. 13Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. 14Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? 15Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. 16Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. 17Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: “пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?” 18И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. 19И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам. 20И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его – в море восточное, а заднее – в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал зла. 21Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. 22Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. 23И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. 24И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. 25И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. 26И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки.

Святитель Феофан Затворник

“И ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив. Вострубите трубою, назначьте пост и объявите торжественное собрание. . . пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. . . да плачут священники, служители Господни, и говорят: “пощади, Господи, народ Твой” (Иоиль. 2, 12-17). Кто слышит ныне глас этот, раздающийся в церкви? Если бы с неба на площадях раздался громовой голос: “пощадите, люди, себя самих, да пощадит и вас Господь”, может быть кто-нибудь и услышал бы его и очнулся от упоения утехами, похотями и вином. Священники не перестают взывать: “пощади Господи”! Но от Господа верно исходит грозный ответ: “не пощажу, ибо нет ищущих пощады”. Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его.

Мысли на каждый день года

Ап. Ерм

Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании

Но, говорю вам я, ангел покаяния: не бойтесь дьявола, ибо я послан для того, чтобы быть с вами, кающимися от всего сердца, и утвердить вас в вере. Потому верьте вы, которые по грехам своим отчаялись в спасении и, прилагая грехи к грехам, отягощаете жизнь свою: если обратитесь к Господу от всего сердца вашего и будете творить правду в остальные дни своей жизни и служить Ему по воле Его, то Он простит прежние грехи ваши и обретете власть над делами дьявола. Угроз же дьявола вовсе не бойтесь, потому что они бессильны, как нервы человека мертвого. Итак, слушайте меня и бойтесь Господа, который может спасти и погубить: соблюдайте заповеди Его и будете жить с Богом. И я сказал ему: «Господин, теперь я проникся всеми заповедями Господа, потому что ты со мною; знаю, что сокрушишь всю силу дьявола и мы восторжествуем над ним; и надеюсь, что могу соблюсти при помощи Божией заповеди, которые ты передал». «Соблюдешь, – сказал он, – если сердце твое будет чисто пред Господом, и все соблюдут, которые очистят сердца свои от суетных похотей этого века и будут жить с Богом».

Пастырь.

 

Свт. Кесарий Арелатский

Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании

Господь и Спаситель наш чрез пророка побуждает и наставляет нас, как должны мы прийти к Нему после преступлений многих, говоря: Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего (Пс 94:6); и далее: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Ибо дни святой Четыредесятницы, братия дражайшие, если рассмотреть со вниманием, означают жизнь века нашего, как и день Пасхи означает вечное блаженство. И как во дни Четыредесятницы несем мы скорби, да возрадуемся по законному порядку в Пасху, так и в веке сем, пока мы живем, должны мы пребывать в покаянии, да сможем в веке будущем принять грехов оставление и прийти в радость вечную. Но так должен воздыхать каждый о грехах своих, и лить слезы, и творить дела милосердия, чтобы с помощью Бога, пока живет, избегать и самих преступлений. Ибо как без грехов малых никто никогда не прожил жизни и прожить не сможет, так без преступлений великих все мы с помощью Божией должны прожить.

Проповеди.

 

Свт. Пакиан Барселонский

Ст. 12-13 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии

Вот скальпель пророческий: обратитесь к Господу Богу вашему, в посте, плаче и рыдании раздирайте сердца ваши. Не страшитесь, милейшие, этого разрезания. Претерпел его Давид, лег на грязное пепелище и укрылся грубой обезображивающей власяницей. Будучи некогда привычен к украшениям и пурпуру, он облачил в неядение свою душу – тот, кому покорялись моря, кому покорялись леса, кому покорялись реки и кому плодоносная земля обещала достаток. Обильными слезами наводнились глаза, которыми он лицезрел славу Божию, и признал себя бессчастным и жалким праотец Марии и властитель царства Иудейского.

О кающихся.

 

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 12-14 И ныне глаголет Господь Бог ваш: обратитеся ко мне всем сердцем вашим, в посте и в плачи, и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы вашя, и обратитеся ко Господу Богу вашему: яко милостив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив, и раскаявайся о злобах. Кто весть, обратится ли и раскается, и оставит за собою благословение, и жертву и возлияние Господу Богу вашему

Отсюда можешь понять, и весьма ясно, что не ради чего другого Он предложил вышеизложенное (предвозвестил им бедствие весьма жестокое и несносное), а ради того, чтобы затем обратить их к покаянию (потому что Он не допускает отказа). Он утверждает, и весьма ясно, что если они станут мыслить более благоразумно и направлять, хотя бы и во второй раз, пути свои к угождению Богу, то, без сомнения, прекратятся прещения гнева и дела их немедленно придут в состояние полного благополучия. А каким должен быть образ молитвы и обращения к Нему, ясно указывает, говоря так: «и ныне глаголет Господь Бог ваш: обратитеся ко мне всем сердцем вашим». Пусть, говорит, будет оставлено прошлое и придет в забвение прежнее; окажитесь лучше себя самих: снова умилостивляйте Бога постом и трудом, плачем и рыданием, потому что начавших совершать это наверно потом посетит должное благосостояние и довольство. Действительно, как крайняя бездеятельность и преданность удовольствиям наверно приводит к стенаниям и наказанию, так и выполнение дел благочестия и покаянных трудов ведет к широте благоденствия. Итак, полезно плакать о грехах и сокрушаться перед Богом, потому что, как пишет Павел, «печаль, яже по Бозе, покаяние во спасение нераскаянно соделовает» (2Кор.7:10), и Сам Христос ублажает плачущих, «яко тии утешатся» (Мф.5:4); также и мудрый Соломон говорит нам приточно нечто подобное: «благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира» (Еккл.7:4). Но необходимо размыслить о том, сколь велика сила поста: он умилостивляет Владыку, утишает гнев, отвращает кару, потому что мы, смиряя сами себя, весьма успешно успокаиваем гнев Божий, как бы ярящийся и возбужденный и раздраженный против нас, и легко удерживаем руку бьющего. Действительно, если правда, что исповедуя только грехи, мы по Божию милосердию оправдываемся, то как можно сомневаться в том, что изнуряя себя трудами подвижничества и как бы отбывая наказание, мы получим от Бога отпущение согрешений? Итак, повелевает плакать и расторгнуть у себя не одеяние, а мысленно раскрыть сердце, упорное и загрубелое, в которое не проникает страх Божий. Поэтому Павел пишет Коринфянам: «не тесно вмещается в нас, утесняетеся же во утробах ваших: тожде же возмездие, якоже чадом глаголю, распространитеся и вы» (2Кор.6:12–13). Значит, нужно как бы расширить пред Богом сердце и разверзнуть ум, чтобы он принял в себя свойственное ему. Следовательно – показывать вид печали, расторгая (одежды) попусту и понапрасну, не принесет никакой пользы тому, кто вздумает это делать: напротив, открыть сердце и поручить мысль Богу – доставит немалый прибыток: это приведет к спасению. А что совершающие моления достигнут своей цели, в этом уверяет, говоря, что Владыка всяческих человеколюбив и милостив, сострадателен и благ, и «раскаявайся о злобах»: если и решит озлобить согрешивших, однако, и спустя недолгое время, смилуется, потому что легко переходит к благорасположенности. Это, думаю, значит «раскаяваться о злобах». Опровергая же нерассудительность отчаивавшихся в спасении, пророк говорит: «кто весть, раскается ли, и оставит за собою благословение» и прочее, то есть, даст обращающимся участие в благословении, так что снова будут приносить ему возлияние и жертву, – радуясь и веселясь, воспевать благодарственные песни.

Толкование на пророка Иоиля.

 

Сщмч. Киприан Карфагенский

Ст. 12-13 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии

Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока исповедь его может быть принята, пока удовлетворение и отпущение при посредстве священников угодно Господу. Обратимся к Господу всей мыслью и, выражая раскаяние в преступлении истинной скорбью, будем умолять милосердие Божие. Пред Ним да повергнется душа, Ему да удовлетворит скорбь, на Него да возложится вся надежда! А как мы должны молиться, Он Сам научает. Обратитесь, – говорит, – ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши. Обратимся ко Господу всем сердцем, умилостивим Его гнев и негодование, как Сам Он внушает, постом, плачем и рыданием!

О падших.

 

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 12–14 И ныне говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании, и раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о зле (рraestаbilis super malitia). Кто знает, не обратится ли Он, и не простит ли и не оставит ли за Собою благословение, жертву и возлияние Господу Богу нашему

В предыдущем отделе с того места, где написано: трубите трубою на Сионе, вопите на святой горе Моей, да придут в смятение все жители земли до того места, где мы читаем: велик день Господень и весьма страшен; кто выдержит его? под образом саранчи возвещается нашествие халдеев и те бедствия, которые имеют постигнуть народ. Теперь они [народ] призываются к покаянию и увещаваются обратиться к Господу, чтобы они исправились всем сердцем и не испытали того, чем угрожает Господь. Смысл же этого следующий: все то, что содержится в предшествующей речи, сказано было Мною для того, чтобы Своею угрозою устрашить вас. Поэтому обратитесь ко Мне всем сердцем и проявите душевное раскаяние в посте, плаче и рыданиях, чтобы, теперь рыдая, вы впоследствии насытились, чтобы, теперь плача, вы впоследствии воссмеялись и чтобы, теперь рыдая, вы впоследствии утешились. И так как вы имеете обычай в знак печали и несчастия раздирать одежды, что́ сделал, как говорится в Евангелии (Матф. гл. 26), и первосвященник для усиления обвинения против Господа и что́, как мы читаем (Деян. гл. 14), совершили Павел и Варнава, услышав богохульственные слова, то Я заповедую вам раздирать не одежды, а сердца, которые переполнены грехами и которые, подобно мехам, сами лопнут, если не будут разодраны. Когда вы это сделаете, то возвратитесь к Господу Богу вашему, которого вы удалили от себя прежними грехами, и не отчаявайтесь в прощении вследствие великости преступлений, потому что великие грехи изгладит великое милосердие. Ибо Он благ и милосерд и более желает покаяния грешников, нежели смерти их (Иезек. гл. 33)Он долготерпелив и многомилостив и не подражает нетерпеливости, свойственной людям, но в течение долгого времени ожидает нашего покаяния, и сожалеет или раскаивается в зле, так что если мы приносим покаяние во грехах, то и Он сожалеет о Своей угрозе и не посылает на нас бедствий, которыми угрожал, и когда мы изменяемся, то и Он сам изменяется [в отношении к нам]. Под злом (malitia) же в этом месте мы должны понимать не то, что противоположно добродетели, а печаль (afflictionem), согласно с тем, что мы читаем в другом месте довольно для каждого дня своей печали (Матф. 6, 34) и: или будет зло во граде, еже Господь не сотвори (Амос 3, 6). Но так как выше было сказано: Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет или раскаявается в зле, то, чтобы великость благости не сделала нас небрежными, от лица пророка присоединяется и говорится: кто знает, не обратится ли Он и не простит ли и не оставит ли за Собою благословение. Я, говорит, призываю вас, согласно с своим долгом, к покаянию и знаю, что Бог несказанно благ, как говорит Давид: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Псал. 50, 3). Но так как мы не можем знать глубину богатства премудрости и ведения Божия, то я ограничиваю свою мысль и более выражаю желание, нежели предрешаю, говоря: кто знает, не обратится ли Он и не простит ли. Словом кто выражается или невозможность, или трудность. Жертву и возлияние Господу Богу нашему – для того, чтобы, после дарования нам благословения и отпущения наших грехов, мы могли приносить жертвы Богу.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

 

Лопухин А.П.

Ст. 12-17 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их»

Увещание народа к покаянной молитве

В ст. 12–17 пророк переходит к увещанию народа, пророк говорит, что несмотря на близость дня гнева Господня, он еще может быть отвращен истинным покаянием, выражающимся не в одних внешних обрядах, а главным образом в сокрушении сердца.

 

По материалам сайтов “Оптина пустынь” и “Православие.ру”

Просмотрено (14) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *