“Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше…” Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания. Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Завтра, братья и сестры, мы вступаем на поприще Великого поста. К этому особому периоду Церковь готовила нас в течение нескольких последних недель. И сегодняшнее воскресенье является последним перед началом Святой Четыредесятницы. Она посвящена очень печальному событию, с которого, к сожалению, начинается история человечества, – изгнанию прародителей из рая. Говоря о том, что история человечества начинается с момента грехопадения, мы имеем в виду, прежде всего, что все потомки Адама и Евы были рождены уже после изгнания из рая. Следовательно, весь человеческий род, происходящий от наших прародителей, – это люди, не знающие рая, не имеющие опыта жизни в нем, поскольку грех Адама закрыл для человека доступ к нему.

Священное Писание рассказывает о сотворении первых людей и их жизни в раю. Вся созданная Богом земля была совершенной, но рай был особым местом, находясь в котором, человек ни в чем не нуждался.

Наши прародители сами были совершенны, но не в том смысле, что им больше не нужно было совершенствоваться, а в том смысле, что они не имели никаких дефектов, изъянов, недостатков, которые могли бы быть им препятствием на пути к обожению. Если сейчас, например, мы хотим сделать какое-то доброе дело или же помолиться, или заняться богомыслием, мы сразу сталкиваемся с различными затруднениями: начинаем чувствовать непреодолимую усталость, нас захватывают какие-то эмоции, проблемы, заботы и так далее. А первозданные Адам и Ева изначально не имели таких препятствий, то есть им ничто не мешало восходить по лестнице обожения все выше и выше. В этом и заключалось совершенство Адама и Евы.

Будучи совершенными и живя в совершенных условиях, прародители в то же время должны были соблюдать и выполнять несколько заповедей, данных им Богом. Первой из них была заповедь возделывания Рая. По словам блаженного Августина, “в безмятежности блаженной жизни, где нет смерти, всякий труд есть сохранение того, что имеешь”. Таким образом, труд в раю был не тяжким трудом в поте лица (Быт. 3:19), а скорее легкой заботой и созерцанием творений Творца. Второй же заповедью был запрет есть от дерева познания добра и зла. Именно эту заповедь нарушили прародители и как следствие были изгнаны из рая.

При размышлениях о рае, часто возникает вопрос: почему Всемилостивый Господь, зная о том, что произойдет грехопадение, все же создал первых людей? Бог есть Любовь, – говорит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (1 Ин. 4:8), и наивысшим проявлением Его благости и любви как раз и является дарование жизни всему существующему несмотря на то, что некоторые творения впоследствии отвернутся от своего Творца. Преподобный Иоанн Дамаскин по этому поводу замечает, что, говоря о Боге, мы сразу предполагаем, что Он добрый, ведь если Он не добрый, то Он и не Бог. А что может быть более доброго, чем дарование жизни другому? Так же, как и нет ничего более злого, чем отнятие жизни. Бог дарует жизнь Адаму и Еве, даже зная, что они когда-то падут, потеряют райское наслаждение, а также зная о последствиях, на которые обрекаются их потомки после изгнания прародителей из рая. Но само существование – это благо, которое превыше всего.

Кроме того, Бог, предвидя грехопадение прародителей, еще до начала творения в Предвечном Божественном Совете, предопределил спасение людей через воплощение Второй Ипостаси Живоначальной Троицы. Так, в книге Откровения говорится о Христе как об Агнце, заколотом от сотворения мира (Откр. 13:8).

Но почему именно воспоминание библейского события изгнания Адама и Евы из рая установлено Святой Церковью накануне Великого поста? Почему, например, сегодня не вспоминается сорокадневный пост Христа Спасителя перед Его выходом на общественное служение или какое-то другое евангельское событие?

Великий пост – это как бы краткий конспект всей Священной истории, именно поэтому он начинается с воспоминания о грехопадении, а заканчивается Пасхой – днем спасения. Великий пост – это напоминание о пути человека от падения к Искуплению.

Вспомним еще раз библейский текст: в раю росло множество разных деревьев, среди которых дерево жизни посреди рая, и дерево Познания добра и зла (Быт. 2:9). То, что эти два дерева росли рядом, указывает на их взаимосвязь. Дерево жизни давало человеку жизнь, а дерево познания добра и зла давало знания. Мы не сможем правильно понять, о каком знании идет речь, если не будем учитывать специфику библейского языка. Знать добро и зло – это обладать мудростью, уметь различать.

Так, о царе Соломоне говорится в книге Царств: Дай же рабу Своему сердце разумное, чтобы судить народ Твой, различать доброе от злого (3 Цар. 3:9). Знать добро и зло означает отличать благое от не-благого и, увидев признаки зла, отречься от него: Уклоняйся от зла и добро твори (Пс. 33:15), – говорит Псалмопевец. Прп. Максим Исповедник считает, что райское дерево давало способность “одних вещей придерживаться, а других избегать”. И прародители, конечно же, должны были приобрести и этот навык в раю. Тогда возникает вопрос: почему все же плод, который должен был дать такие важные и необходимые навыки, был запрещенным, и, вкусив от него, прародители получили не то, что ожидали?

Вспомним хорошо известные всем нам слова апостола Павла, сказанные им о таинстве Причастия: «Да испытывает себя человек, и да ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не думая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:28-29). Апостол объясняет, что благий Божественный дар можно вкушать недостойно, без должной подготовки, без должной оценки самого себя, и тогда человек, решившись приступить к Святыне с ненадлежащим внутренним состоянием и намерением, имеет результат, противоположный ожидаемому: он «ест и пьет в осуждение себе». Относительно плода древа познания добра и зла действует тот же принцип: не в плоде вопрос, а в душевном состоянии приступивших к нему.

Очень интересным представляется и сам подход дьявола к искушению человека. Приняв образ змея, он начинает искушение с того, что ставит под сомнение слова, сказанные Богом: Бог ли повелел: «Не ешьте от всякого дерева рая?» (Быт. 3:1). Дьявол, лжец и отец лжи (см.: Ин. 8:44), подобным вопросом хочет оболгать Бога, выставить Его в неприглядном свете, утверждая, что Бог якобы запретил людям есть плоды всех деревьев, хотя это было совсем не так. Однако человек не сопротивляется искушению змея, и дьявол продолжает искушать Адама и Еву следующими словами: «Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).

Вот в этих словах, по мнению святых отцов, и кроется причина грехопадения: Адам и Ева захотели получить знание всего без Бога. Для того чтобы быть достойным вкушать плоды древа познания добра и зла, сначала необходимо было испытать себя, оценить себя. Прп. Иоанн Дамаскин пишет, что дерево познания «есть познание собственной природы». Но, вкусив его раньше, чем они были готовы, прародители познали, что они не стали равными Богу, а лишь увидели собственную духовную незрелость и как следствие потеряли даже то, что в них было. Священномученик Ириней Лионский, говорит горькие слова: «Не успев еще стать людьми, они захотели стать богами»…

Вспоминая этот библейский сюжет, Церковь тем самым предостерегает нас от подобного искушения – желания получить какие-либо таланты или ценности без Бога, без должной оценки себя, без подготовки. Такой знакомый мотив: «Хочу все и сразу», – возник еще тогда, тысячелетия назад, в начале истории.

Захотев иметь все, прародители не получают ничего, и даже больше – теряют то, что у них было. Ощущение наготы, названное в Священном Писании одним из первых в череде последствий грехопадения Адама и Евы, ярко передает это состояние пустоты, лишенности, потерянности.

Сегодняшний день посвящен не только воспоминанию изгнания прародителей из рая. Сегодня еще и Прощеное воскресенье. В этот день перед началом Великого Поста мы просим у других прощения и сами прощаем. Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о необходимости прощать. Но тогда почему Творец не простил Адама и Еву, почему не позволил им остаться в раю, но изгнал их из Эдема? Ведь Бог есть любовь (1 Ин. 4:16), а одним из проявлений любви является прощение. Почему же Господь не прощает Адама и Еву и наказывает их?

На этот непростой вопрос можно ответить, снова обратившись к Священному Писанию. Уже после грехопадения Вседержитель обращается к праотцу с вопросом: «Где ты?» (Быт. 3:9). Всевидящий и Вездеприсутствующий, конечно, знал, где находится его падшее творение. Его слова – это не просто вопрос. Это предложение покаяться. Спрашивая Адама, Господь ждет его признания. Объясняя эти слова, свт. Василий Великий пишет: «Не извещения требовал Всевидящий, но хотел, чтобы Адам подумал, чем он был и чем стал». Это не вопрос о месте, где находится Адам, это вопрос о его внутреннем состоянии.

Вместо раскаяния, признания, желания вернуться Адам действует противоположным образом – он отвергает собственную вину: Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). И Ева следует за Адамом этим греховным путем. Тогда Господь Бог сказал к женщине: “Что это ты наделала? А женщина сказала: “Змей соблазнил меня, – и я ела (Быт. 3:13). Неужели это перекладывание вины на другого похоже на покаяние? Или хотя бы на раскаяние? Или хотя бы на сожаление о содеянном? Нет!

Адам и Ева изгнаны из рая, потому что рай уже не рай для них, а место их падения, они сами желают укрыться от Господа. Рай для них не дом любви, но дом разделения. Как бы ни огорчались прародители после изгнания из рая, ясно одно: жить райской жизнью они уже не смогли бы, потому что у них в душе не осталось рая.

Для изгнанных рай мог оставаться лишь памятью. У нас, дорогие братья и сестры, нет памяти о рае. Нет воспоминаний о рае. Никто, кроме первых людей, как отмечалось, не имеет опыта жизни в раю. Но нам дан другой, противоположный опыт, и, как это ни странно может прозвучать, очень важный опыт – опыт отсутствия райской жизни, тоска, чувство духовной неудовлетворенности, ощущение тесноты в этом мире: «мрачно взирали очи мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня» (Ис. 38:14). Из этого, казалось бы, ужасного чувства рождается великое желание – жажда Бога, поиск Господа: «Жаждет душа моя Бога могущественного, живого» – возглашает Псалмопевец (Пс. 41:3). Настоящее покаяние рождается именно из такого чувства, из такой жажды, из такого состояния. Никто не сможет вырасти, если не поймет, что он маленький, никто не будет развиваться, если не осознает свое несовершенство.

Церковь напоминает нам это об этом, и Церковь ведет нас обратно в рай. Через пост, через покаяние, через ощущение своей греховности. Все это делается для того, чтобы, когда Господь обратится к нам с вопросом «Где ты?» – мы не прятались, а ответили бы: «Вот я (Быт. 22:1) Господи, спаси душу мою, спаси меня по милости Твоей» (Пс. 6:5). Аминь!

 

ПРОПОВЕДЬ ректора Киевской духовной академии и семинарии архиепископа Белогородского СИЛЬВЕСТРА в Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания

kdais.kiev.ua

Просмотрено (4) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Православный пост

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *