Почитание трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Память иже во святых отец наших триех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста  совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Три великих святителя почитаются как вселенские учители ибо их изложение христианского учения принято всей Церковью за образец и по содержанию, и по стилю, и по духу.

Содержание:

История установления памяти трех Вселенских святителей

Вклад Вселенских учителей для Церкви

Иконописные изображения трех святителей

История установления памяти трех Вселенских святителей

История установления памяти трех Вселенских святителей относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 — 1118 гг.), когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну (ок. 1000 — ок. 1070 гг.) явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.

30 января 1084 года (ст. ст.) было установлено отдельное празднование, посвященное трем вселенским учителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.

С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах зафиксирована служба трем святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), который содержит правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».

В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Древнейшие русские списки Беседы относятся к XV веку, известен южнославянский пергаменный список XIV века. «Беседа» была включена в индексы ложных книг сразу же после своего появления.

Самый ранний индекс, в котором она упоминается, датируется 30-40 годами XV века («Что глаголано о Василии Кесарийском, и о Григории Богослове, и о Иоанне Златоустем, что въпроси и ответи о всем по ряду лгано», ГИМ, Чудовское собрание, № 269); этот индекс связывают с митрополитами Киприаном (1390-1406 гг.) и Зосимой (1490-1494 гг.).

Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объем добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси».

 

Вклад Вселенских учителей для Церкви

Василий и Григорий названы также «великими каппадокийцами», поскольку происходили родом из малоазийской провинции Каппадокия (территория современной Турции).

Вселенские учители сделали для Церкви неоценимо много, однако их вклад был различным. На прошедшей седмице мы праздновали память Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а 14 января (в «старый» Новый Год) – память Василия Великого. Сегодня мы чтим память их троих в один день, дабы подчеркнуть единство Священного Предания в разнообразии стилей и способов его передачи нам.

 

Св. Василий Великий († 379) был самым первым и самым значительным реформатором монашества.

После оглашения императором Константином курса на христианизацию Римской империи множество людей, желающих выслужиться перед государем, приняло Святое Крещение чисто формально.

Так в Церковь хлынул поток зачастую вовсе неверующих людей, не признающих Святое Предание или признающих Его выборочно, по своему усмотрению. В виде реакции на это в Египте св. Антоний объявил об «Исходе в пустыню». Множество христиан устремилось в пустынные места с целью сохранить чистоту веры и благочестивый образ жизни. Так возникло монашество.

Именно оно и сохранило как догмы христианства от полуязычников, так и нормы праведной жизни. Монашество стало твердыней христианства, однако оно было разобщено, и зачастую между монахами возникали трения из-за разного понимания правил общего жития.

Св. Василий, став епископом Кесарии Каппадокийской, впервые в истории ввёл в своей епархии единый общежительный Устав для всех монахов.

Правила, введённые Василием, касались как внутреннего преображения, так и внешнего поведения. Именно ему принадлежат слова: «Через принуждение себя ко внешнему благочестию постепенно освоим и благочестие внутреннее», т. е. через приучение себя к чисто внешним сторонам христианской традиции христианин постепенно открывает её нутро – Самого Христа.

Приучая себя к посту, молитве, чтению Священного Писания и трудов святых отцов, к христианскому образу жизни, человек постепенно приближается ко Христу, начинает чувствовать Его важнейшим и единственным для себя – не как персонажа церковной истории, а как Единого и Единственного Спасителя. Далее человек старается уподобиться Христу, понять и соблюсти волю Господа, стать достойным сосудом для Божьей Благодати.

Правила, введённые Василием Кесарийским для монахов своей епархии, не только превратились на столетия вперёд во всеобщий и единственный монастырский Устав. Элементы этого правила прочно вошли в образ жизни православных мирян, в христианскую традицию, воспитывающую христиан поколение за поколением христианскому устроению быта, повседневности, морали, поведения, внешнего облика.

За свой неоценимый вклад в дело развития и упрочения христианского благочестия св. Василий получил прозвание «Великий». Монастырские правила, введённые Василием для монахов своей епархии, разошлись по всей Церкви и стоят наравне с каноническими правилами Поместных Соборов.

 

Св. Григорий Назианзин (епископ города Назианза, † 389) – один из трёх великих святых, удостоенных в Церкви именования «Богослов» (вместе с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом и св. Симеоном Новым Богословом).

Именно Григорию принадлежит самое стройное и упорядоченное описание православного (то есть «правильного») христианского учения, опровержение всех ересей, происходивших из-за постепенного забвения людьми изначального учения, переданного Христом Своим ученикам, а через них дошедшего и до нас.

По грехам в людях постепенно исчезает благоговение перед Священным Преданием, появляется нежелание смиренно принимать Его во всей полноте, попытки внести туда что-то новое, своё. Так возникает ересь – лжеучение, следуя которому у человека помрачается что-то в отношении к Богу, людям и своей душе.

Спасение для таких людей становится весьма затруднительным. Именно в последовательном опровержении всех существовавших на то время ересей, а не в отвлечённом философствовании, заключалось православное богословие. Однако нет человека без греха – нет и ни одного Отца Церкви, который бы не сделал ни одной ошибки в изложении им христианского учения.

Один святитель, живший после св. Григория Богослова, писал, что у любого святого отца можно изыскать что-либо неправильное во взглядах, – но только не у св. Григория Богослова. Его изложение православного богословия – в особенности учение о Святой Троице – есть абсолютный эталон для Церкви, и тот, кто не согласен в чём-либо с Григорием Богословом, сам себя отлучает от Церкви.

Любое православное богослужение, на котором мы молимся, во многом состоит из песнопений, сочинённых Иоанном Дамаскиным из перефразированных текстов Григория Богослова.

Св. Григорий председательствовал на Втором Вселенском Соборе, под его руководством был написан наш Символ веры.

 

Святитель Иоанн Златоуст († 407) по всей вселенной прославлен как выдающийся проповедник христианской морали, обличитель пороков безбожного общества и путеводитель к образу жизни, всецело подчинённой Христу.

В отличие от своих друзей, святителей Григория и Василия, Златоуст не был систематическим богословом – он не разработал стройной богословской концепции. Но, невзирая на то, что Церковь в первую очередь чествует Златоуста за устный дар проповеди, его сохранившееся письменное наследие составляет 12 томов!

Именно Златоуст написал наиболее полное изъяснение всего Нового Завета. Его толкование на Четвероевангелие, не сохранившееся во всей полноте до нас, в древности было в Церкви настолько общепринятым и авторитетным, что краткий пересказ этого толкования блаженным Феофилактом Болгарским, помнившим тексты Златоуста наизусть, стал сегодня авторитетом для человека, желающего изучить Евангелие.

Однако наибольшее значение для Церкви имеют толкования Златоуста на Послания апостола Павла. Все мысли Иоанна Златоуста по самым сложным местам Павловых Посланий приняты всей Церковью.

Они не являются личными мнениями святителя, но представляют именно мнение церковное, каноничное и верное, исключающее множественность иных взглядов. Богодухновенность толкований Златоуста объясняется одним эпизодом из его жития. Монахи, жившие в соседних кельях, по ночам слышали, как Иоанн беседует с кем-то о трудных местах Посланий апостола Павла.

И однажды, подсмотрев, братья увидели, что человеком, тайно наставлявшим Иоанна, был сам св. апостол Павел, истолковывающий Иоанну свои тексты, чтобы до нас было донесено верное их понимание, лишившись которого почти все современные движения, именующиеся христианскими, на деле лжеучения, уводящие в погибель.

Выдающиеся проповеди – малой частью записанные и дошедшие до нас, за которые Иоанн и получил именование Златоустом – по сей день являются прекрасным путеводителем для обмирщённого христианина от соблазнов мира сего к чистому и праведному христианскому житию.

Однако вместе с утверждением недопустимости для христиан участвовать в разных мероприятиях и времяпровождениях, свойственных язычникам (как посещение ипподромов и кабаков), Златоуст отличался пониманием слабости человеческой натуры и трудности христианского делания на первых порах. Его проповеди были проникнуты любовью, сочувствием и искренней заботой о своей пастве. Трогательное внимание пастыря к своей пастве, возможно, было даже более действенным, чем безупречная логика.

Однако логика и риторика Иоанна Златоуста являлись столь безупречными, что до сих пор для всех изучающих ораторское искусство – и верующих, и неверующих – проповеди святого до сего дня считаются эталоном красноречия.

Кроме того, Златоуст прославился и своими обличениями неправедных и развращённых властителей, подававших мирянам дурной пример. За обличение нечестивой императрицы святитель был дважды отправлен в ссылку; во время второй он и преставился Богу.

Прославлен Златоуст и своей добродетелью. Когда он стал Патриархом Константинопольским, забота о бедных, больных и бездомных стала основной церковной деятельностью. Святитель сам ухаживал за больными, раздавал милостыню, подавая пример своим подчинённым.

Иоанн Златоуст, параллельно с Василием Великим, упорядочил и сократил древнюю Литургию, написанную ещё апостолом Иаковом, но изменённую в разных странах. Так появилась Литургия Иоанна Златоуста, – она служится каждый день в каждом православном храме по всему миру. Литургия Василия Великого – более продолжительная и созерцательная – служится около 10 раз в год, в основном по воскресеньям Великого поста.

Образ Златоуста настолько сильно запечатлён в христианстве, что некоторым грекам до сих пор при крещении или монашеском постриге дают имя Хризостом (Златоуст), а на Руси его именем назван один из старых городов.

Творчество святителей Златоуста, Василия и Григория является вершиной древнегреческого искусства устной философии, развивающейся в диалоге. Это искусство, зарождённое Сократом и продолженное Платоном, было доведено до совершенной высоты св. Иоанном Златоустом в устной форме, Григорием и Василием – в письменной. Отцов-каппадокийцев также называют христианскими платонистами. В языческой по форме, но богоискательской по содержанию философии Сократа, Платона и Аристотеля каппадокийцы нашли логические основания для построения стройного и монолитного православного вероучения.

Они, отбросив языческие элементы в воззрениях древних мудрецов, обнаружили их стремление к Единому Богу, Создателю, Первопричине и Перводвигателю всего сущего, держащего весь мир – духовный и материальный – Своим Святым Духом. С подачи Иоанна, Василия и Григория Церковь настолько почитала Платона и Аристотеля, что их изображения порой помещались на наружной стороне дверей в храмы, а в христианском народе закрепилось именование этих философов как «христиан до Христа».

Таково значение вселенских великих учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Во всю землю прошло вещание их, и в концы вселенной – глаголы их. Кроме того, эти святые – великие молитвенники Богу о нас, предстоящие за нас Ему сегодня, поскольку в Церкви нет времени. Именно наша связь с вселенскими святителями – как через чтение их текстов и их жизнеописаний, так и через молитвенное общение с ними – делает нас православными христианами.

 

Иконописные изображения трех святителей

Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. Икона трех святителей упоминается в Уставе монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII веке в Константинополе. Первое из сохранившихся изображений трех святителей находится в Псалтыри, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Феодором в 1066 г. (ныне находится в Британском музее). Изображения трех святителей встречаются в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055 гг.) в церкви Софии Охридской, в Палатинской капелле в Палермо.

Икона Вселенские учители. Византия, XIV в. Византийский музей, Афины

В Древней Руси иконописные изображения трех святителей известны с конца XIV в. Первые изображения — псковская икона три Святителя с святой Параскевой (XV в.). Святители изображаются в рост со свитком или книгой в левой руке, а правая рука — в благословляющем жесте.

Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музей

Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона, XVII век

Святители Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. XIX в. Невьянск

 

 

По материалам сайта «Православная жизнь», Ру.вера

Просмотрено (100) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *