Об изживании ветхого Адама. Проповедь о христианском отношении к посту, себе самому и ближнему

Мы веру свою учимся исповедовать, приобретаем здесь крепость, необходимую для этого исповедания, и навыкаем к этому. Для того, в общем-то, мы, хотя не только для этого, но для того мы здесь и пребываем. Чтобы Бога славить, чтить, благодарить и иногда просить о чем-то. Чем меньше мы просим у Бога о чем-то, тем лучше.
Что касается постного времени и нашей постной христианской жизни, хотелось бы обратить внимание вот на что. Суть христианства в любви, и когда мы видим, что люди, окружающие нас, живут плохо и нам вредят, часто хочется ответить тем же.

Ну, допустим, выбили мне окно соседи – я пойду тоже ночью выбью окно. Такая схема примерная. Или сломали мне забор – я пойду тоже что-то подожгу. Примерно так. И в кино, и в литературе, и в старой, и в советской, и в современной, все мы читали такие случаи. И в рассказах Шукшина, и ветхозаветное «око за око, зуб за зуб». А Господь предлагает схему нам совершенно иную, но мы сами внутренне как-то не хотим пока еще этого ветхого Адама из себя изжить. Что происходит тогда?

Господь говорит слова, которые нам очень не нравятся: когда тебе по одной щеке ударят, другую надо подставить. Как-то не хочется ее подставлять. Но из житий святых мы знаем, что именно так и надо поступать. Если тебя двинули по одной скуле, надо утереться и подставить вторую, и тогда бес, посрамленный этим исполнением Божией заповеди, уйдет.
Сейчас я отвлекусь. Давайте заметим: когда к Чаше подходим мы с вами, ни один помысл нас не посещает, ни один, братья и сестры. Потому что бесы, они тоже веруют и трепещут, они этого момента больше всего боятся, и вся их энергия, вся их сила лукавая направлена на то, чтобы нас от Чаши отвратить любыми судьбами. Это наше призвание – радоваться.

Мы, еще раз повторюсь, исповедовать свою веру не желаем, и не умеем, и не хотим. Любить не хотим. Прощать не умеем, не учимся. Как учиться прощать? Да очень просто. Кто семьей живет, или кто вдвоем-втроем, каждый вечер друг у друга прощения просить. Так мы ж ничего не делаем.
Как учиться прощать? Да очень просто: каждый вечер друг у друга прощения просить
Все равно – «прости» сказать. Вот это простое слово – «прости». Еще раз повторюсь: прости, прости. Да, наверное, я что-то худое сделал. Оно не уничижает нас нисколько, а ставит на место и учит исполнять Божию заповедь. Мы же не можем до семидесяти семижды раз прощать. Хотя бы один раз днем сказать или вечером. «Прости, жена», или «Прости, муж», или «Простите, дети».

И детей навыкать надо обязательно тоже в этом: прощения просить друг у друга. Обязательно. И все вот эти козни, которые за день с нами происходят, они все от этого одного простого слова разрушаются мгновенно. Кто еще не пробовал, пожалуйста, попробуйте. Всё известно, это не я придумал, это из опыта святоотеческого, и на своем опыте испытано, и многократно подтверждено опытом других людей. Искренне только надо говорить, искренне просить прощения и прощать.
Как бороться с тем человеком, который разбил мне окно? Как победить в себе эту обиду, как вообще жить?

А вот как: приходим сюда, в храм, пишем его имя: раб Божий такой-то, о здравии. Я хочу, Господи, вот он разбил мне окно, но я хочу, чтобы он всё-таки был здоров и жив. Наверное, он просто несчастный человек. Он мне там насыпал земли в колодец. Ну, это я так, что первое в голову приходит. Или потоптала его коза мою картошку. Я его напишу – Васю, или Машу, или Дашу, или Сашу – и положу батюшке. Вот так поделать. Еще раз повторю, года даже не надо, чтобы начать учиться прощать. Полгода походить сюда и просто писать. Вот эта чашка, вот этот «ящик» стоят не для того, чтобы за каждое слово деньги опускать. Есть деньги – опустите, нет – не надо. Но писать нужно. Писать обязательно нужно.
Обидели? Приди в храм и подай записку о здравии обидчика. Раз подай, другой, десятый… И где неприязнь? Нету!
Допустим, я имею неприязнь к какому-нибудь Измаилу. Я пишу: здравия дай ему, Господь. Во время этого писания прошу: пусть бы он был жив и здоров. Я понимаю, что моя обида, а то и ненависть – это плохо, но никак изжить из себя этого чувства не могу. Раз написал, два. Десять, двадцать, тридцать. А где неприязнь? Потом смотришь – нету. Душа чистая. Нету! Это очень действенный, практический способ, а мы им пользуемся редко.

Ну, тут, может быть, я виноват, потому что у меня записки всех постоянных прихожан лежат в алтаре, и зря тратить бумагу не нужно. Но если есть такая вот ситуация, надо написать записку, помолиться, священник вынет частицу, а Господь Сам всё управит. И мы увидим: ну надо же! Скажем: «Вот это да! Ничего себе! Оказывается, Бог-то есть, Бог-то слышит». И мало того, что у нас исчезнет эта неприязнь, обида, которую мы получили незаслуженно. И тот человек, не зная даже того, что за него частичка вынута и омывается Кровью Христовой, и тот тоже поменяется. Вот такая штука. Такое практическое Православие деревенское.
Ну и постимся постом, конечно, братья и сестры.
Пост неохота исполнять. И вообще в посту мы больше раздражаемся, злимся. Одна женщина светская спрашивает: «Чего вы, православные, перед Пасхой такие злые делаетесь?» Ну, потому что хочется успеть и то, и се, и пятое, и десятое. Убраться надо, и службы каждый день, и надо пыль вытереть, паутину смахнуть, куличи испечь, пасху сделать, и всё это не успеваешь, начинаешь раздражаться, злиться. Давайте мы на молитве сосредоточимся в любом посту и не будем огорчаться.

Прости нас, милосердный Господи!

Священник Алексий (Новиков)

По материалам сайта – Православие.ру

Просмотрено (20) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Православный пост

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *