Решение для себя этого вопроса охватывает сразу несколько аспектов. Во-первых, ПРОЩАТЬ НУЖНО ТАК, КАК ПРОЩАЕТ НАС БОГ, — ВСЕЦЕЛО. Искренне кающегося человека Он никогда не прощает частично.
Более того, раскаявшийся и прощённый разбойник первым вошёл в рай. И даже нераскаивающихся людей Бог тоже прощает, стоит вспомнить Его страдания на Кресте и исполненные любовью слова в отношении распинателей: «Отпусти им: не ведят, что творят» (Лк 23: 34).
Другое дело, что такое прощение со стороны Бога становится не принятым самим человеком и он не получает по своей же вине всепрощающей благодати.
Во-вторых, НАШЕ НЕПРОЩЕНИЕ ЕЩЁ РАЗ НАМ НАПОМИНАЕТ О НАШЕМ СОБСТВЕННОМ ПЕЧАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ ДУШИ. И оно в таком случае всегда болезненнее той обиды, которую нам нанёс человек. А значит всё внимание нашего ума в такой ситуации должно быть сосредоточено на нас самих, а не на обидевшем нас человеке.
Поскольку главная проблема не во внешних факторах, а во внутренних. В болезненном состоянии нашей души, которая тоже делает зло другому человеку. Поскольку обида — это зло, только нами ложно оправданное. И корень этого зла произрастает из страсти гордыни, живущей в человеке.
Поэтому в таком случае мы должны думать не об обиде, а о том, чтобы вымолить у Бога наше собственное прощение, поскольку прежде всего мы больны и, может, даже духовно умираем. А искренне просящий прощения находится в отношении Бога в таком же состоянии вины, как и обидевший его человек. Такое положение человека и осознание самого себя смягчает его сердце, и он уже по-другому смотрит на своего обидчика. ИСКРЕННЕ ПРОСЯЩИЙ ПРОЩЕНИЯ У БОГА НЕ МОЖЕТ ИСКРЕННЕ НЕ ПРОСТИТЬ СВОЕГО ОБИДЧИКА. В раю не смогут находиться обижающиеся.
Нужно «ХРАНИТЬ СВОЙ УМ», как говорит нам святоотеческое духовное наследие. Один раз простить, а потом только следить за своим умом и сердцем и никогда не принимать и не сочетаться с помыслом обиды, который выйдет из нашего сердца или будет стучаться в наше сознание со стороны дьявола. Отсекать его каждый раз Иисусовой молитвой до тех пор, пока он не исчезнет. Тогда эта проблема потихоньку будет решена.
Ну и ещё важно ПРАВИЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К САМОМУ ОБИДЧИКУ. Ведь он, прежде всего, больной и неопытный в духовной жизни. И нуждается с нашей стороны в сострадании и понимании его духовной болезни, а значит и в любви. Он и есть тот наш ближний, который нуждается в нашей помощи как никто другой. Он и есть тот окровавленный, которого побили разбойники в притче о милосердном самаритянине (смотр. Лк. 10:25–37). Неужели мы пройдём мимо, не сжалимся над ним и ему не поможем?
Только простивший войдёт в понимание и опыт того, что такое любовь Божия и Кто такой Господь.
Епископ Ладанский Феодосий (Марченко), викарий Нежинской епархии УПЦ
Просмотрено (6) раз