Для встречи со Христом нужно с любовью относиться к ближнему. Слова о любви к ближнему: святого, священника и православного психолога

Бывает так: стоишь в метро и видишь вокруг себя одни только унылые и серые без просвета лица. Они скучны, всегда чем-то недовольны и лишены благообразия. Да, можно восхищаться удивительными словами апостола Павла о любви, но сама мысль о том, что можно любить этих окружающих тебя людей, кажется верхом абсурда. Или нет? Как полюбить ближних? Как заставить себя? Ждать, когда любовь к ближним придёт сама собой? Да и кого считать ближним?

Предлагаем вам слова о любви к ближнему:  святого Космы Этолийского, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, протоиерея Владимира Шутова, настоятеля Храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, протоиерея Иоанна Романидиса и православного психолога Михаила Завалова.

Святой равноапостольный Косма Этолийский

Любовь к ближнему открывает нам Бога. Святой Косма Этолийский

Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин. 4: 7).

Невозможно человеку вернуться к Богу и встретить Его, не возвратившись прежде к ближнему своему. Именно поэтому встрече с Христом Воскресшим предшествует встреча с ближним твоим.

«Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8)». «Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для познания тайны Бога» (Кол. 2: 2). «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1 Ин. 4: 12). «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». (Еф. 2: 20–22).

Будем ли мы с Богом, зависит от любви, любовь зависит от исполнения заповедей Божиих, главная же заповедь – любите друг друга. Таким образом наша близость к Богу напрямую зависит от того, насколько мы любим ближнего своего.

Наша близость к Богу напрямую зависит от того, насколько мы любим своего ближнего

У кого есть Благословенная Любовь, во-первых, к Богу и, во-вторых, к братьям своим во Христе, тот удостаивается чести принять Пресвятую Троицу в сердце своем.

Во многих местах Священного Писания говорится о совершенстве любви к ближнему, о любви же к Богу будто бы умалчивается. Хотя Закон и Пророки основаны на этих двух заповедях. Происходит же это потому, что возлюбивший ближнего своего должен превыше всего возлюбить саму Любовь. Но Бог – это Любовь, и «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).

Вмести любовь Бога и, объяв ее, обнимешь и Самого Господа!

Любовь к Богу не заканчивается на любви к ближнему. Ближние наши – это не только друзья и родственники, но и все люди, имеющие общую с нами природу. Враги ли это, союзники ли, или люди, неравные нам по общественному положению, – все они создания одного Творца, давшего нам дыхание жизни. Все мы наслаждаемся одним небом, одним воздухом. Дни и ночи даны всем одинаково. Кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то справедлив, а кто-то не очень. Бог великодушен и добр ко всем.

Если любишь по-настоящему, то отношение твое к людям не зависит от настроения или мнения других. Не обращая внимания на природу человеческую, свойственную всем нам, ты любишь всех людей без исключения.

Любящий Бога не может не любить каждого человека, как самого себя. Тот, кто любит Бога, прежде возлюбил брата своего, ибо вторая любовь есть подтверждение первой. Говорящий о любви к Господу и ненавидящий брата похож на блуждающего во мраке. В любящем же Бога в ближнем своем выражение любви усиливается прямо пропорционально его приближению ко Христу.

«Представь окружность, начерченную на земле, – говорит святой Дорофей. – Предположим, что окружность – это наш мир, а центр круга – это Бог. Проведем несколько линий от края к центру, вообразив, что это дороги жизни, которым может следовать человек. В желании приблизиться к Богу святые следуют этим линиям, устремляясь к центру круга. И чем ближе становятся они к центру, тем ближе они становятся друг к другу и к Богу. Приближаясь к Богу, они приближаются к человеку. В этом сущность любви: объединяясь с ближним, мы соединяемся с Богом!»

Проявляя любовь, мы отдаем человеку то, что имеем, и то, в чем он нуждается. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф. 25: 35).

«У меня есть кусок хлеба, у тебя нет. Если я поделюсь с тобою, то проявлю любовь. Съев весь хлеб и оставив тебя голодным, я покажу, что любовь моя к тебе ненастоящая. Есть у меня две чаши вина, у тебя нет ни одной. Поделившись с тобой, я проявлю любовь. Не поделившись, покажу, что любовь моя ложная. Если у меня полон сундук одежды, поедаемой молью, а тебе нечем прикрыть наготу твою, нет у меня любви. У тебя горе: умер отец, мать или дитя. Ты сам в недуге. Если я приду утешить тебя – любовь моя истинная. Если ты плачешь и стенаешь, а я ем, пью, танцую, пою и наслаждаюсь жизнью – это псевдолюбовь!» – учил святой Косма Этолийский.

***

Греческие отцы много писали о том, что любовь ко Христу проявляется через любовь к ближнему. Ниже приводятся высказывания на эту тему святого Космы Этолийского (1714–1779) – просветителя греческого народа в годы Османского ига – и современного богослова протоиерея Иоанна Романидиса.

Святой Косма Этолийский: «Возлюби ближнего своего – и увидишь Бога»

Неописуема высота, на которую возносит нас любовь. Любовь соединяет нас с Богом, покрывает грехи, все терпит, от всего оберегает. В любви нет буйства, гордости, разногласия, злобы. Любовь творит всё в спокойствии. В любви обретаются все избранники Божии, без любви ничто не угодно Богу. С любовью принимает нас Господь.

•Если ближний твой согрешил и в сердце твоем есть хоть малая толика ненависти к нему, ты отчужден от Бога

Если ближний твой согрешил и в сердце твоем есть хоть малая толика ненависти к нему, ты отчужден от Бога. Не может быть в согласии с Богом тот, кто по причине ненависти или зависти не имеет мира с братом своим.

•Если хотим называть Бога Отцом нашим, надо быть сострадательными и человеколюбивыми. Мы должны радовать братьев наших во Христе. Если же мы несострадательны, черствы и огорчаем наших братьев, отравляем их сердца тленом – не Бог наш отец, а диавол.

•Если мы любим только друзей и близких, это не в радость Богу. Любим, ожидая взаимной любви от них. Мы становимся подобными Богу не творя чудеса, а возлюбив всех людей, включая и наших врагов.

•Необходимо любить всех одинаково, не создавая фракции и партии. Потому что, любя кого-то больше, чем других, мы признаемся, что не для всех наша любовь настоящая. Как воспоминание о костре не может нас согреть, так и вера без любви не несет свет знания о Боге в сердце человека.

•Если сотворим тысячи добрых дел, будем поститься, молиться, раздавать милостыню, кровь проливать ради любви ко Христу и если нет в нас любви к ближнему – всё зря, ничто нам не поможет, и прямая нам дорога в ад.

•Кто преуспевает в любви, у того Бог внутри и ум того в Боге

Не приносит столько пользы пост, сколько вреда приносит гнев. Не приносит пользы чтение Писания, если ты пренебрегаешь братом своим. Посты, бдения, изучение Священного Писания, отказ от богатства, отречение от мира – это не совершенство, а всего лишь инструменты для его достижения. С их помощью оно достигается. Бесполезны посты, бдения, бедность, чтение Священного Писания, если не преуспевать нам в любви к Богу и ближнему. Кто преуспевает в любви, у того Бог внутри и ум того в Боге.

•«Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» (1 Кор. 12: 12).

•Душа верующего – храм Господа. Будем почитать этот храм, будем украшать его приношениями и примем в храме этом Христа. Насколько лучшие богатства есть у Христа по сравнению с теми, которые видны нам! Бойся Христа на Небе и узнавай Его на земле. Неисчислимы дары Христа на Небе, неисчислимы страдания Его на земле. Здесь Он бедняк, там Он богач.

•Христос умер и погребен один раз, но Он желает, чтобы ежедневно проливалось миро на ноги Его. О чем это? Христос говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Таким образом, миро проливает тот, кто помогает добром самому слабому. Миро от мучеников, от апостолов – в радость Господу нашему Иисусу Христу.

•«…мы любим детей Божиих» (1 Ин. 5: 2). Что это значит? До этого Иоанн говорил о Сыне Божием, о Христе: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него». И продолжает: «Что мы любим детей Божиих…», будто бы хотел сказать: «Мы любим Сына Божиего». Сказал «детей Божиих», хотя только что говорил о Сыне Божием. Ибо «дети Божии» есть тело Сына Божиего. Христос – голова, а мы – члены. Поэтому тот, кто любит «детей Божиих», любит Сына Божиего, а кто любит Сына, любит Отца.

•Если кто-то скажет: «Покажи мне Его, чтобы я Его возлюбил!», мы ответим ему словами Иоанна: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18). Но чтобы не думал человек, что не может видеть Бога, добавляет: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4: 16). Поэтому возлюби ближнего своего – и увидишь Бога.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Как научиться любить людей? Слово Блаженнейшего

митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

 

Христианская любовь предполагает не взаимность, а самопожертвование

— Ваше Блаженство, почему так получается: в нашем обществе много говорится о любви и в то же время чувствуется ее острейший дефицит? Что нужно сказать о любви в свете Нового Завета?

— Заповедь о любви к Богу и о любви к ближним была дана людям еще в Ветхом Завете. Однако в своей беседе на Тайной Вечере Господь Иисус Христос обращается к Своим ученикам со словами: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13: 34). В чем новизна этой заповеди? Прежде всего в том, что любовь христианина должна простираться не только на тех, кто близок нам по крови или кто приятен нам, а на всех, кто нуждается в нашей помощи и любви. На евангельских страницах Иисус Христос призывает нас к любви бескорыстной. А если же мы любим так, как любят грешники, то какая за это благодарность от Господа? Мы призваны любить даже своих врагов, не ожидая ничего взамен (Лк. 6: 35), т. е. не надеясь на возмещения своих трат.

— Чем обычная (человеческая) любовь по существу своему отличается от христианской?

— В обычной жизни мы любим тех, которые нам нравятся и которые любят нас. А христианская любовь предполагает не взаимность, а самопожертвование. Возьмем наглядный пример из жизни: молодой человек любит девушку, готов ей покупать цветы и терпеть ее капризы. Но такая плотская любовь распространяется лишь на немногих людей – на родителей, еще, может быть, на одну личность. А христианская любовь распространяется на всех. Она является любовью возвышенной, всеобъемлющей и, достигая своего совершенства, простирается и на врагов. Господь учит благословлять тех, которые нас проклинают, и молиться за тех, которые нас обижают.

Мы должны подчинить свою плоть законам духа

— Как же достичь подобной любви? Ведь не бывает же — раскрыл свою душу и всех возлюбил…

— Конечно, христианская любовь не приходит легко, как бы нам хотелось. Господь Иисус Христос не только заповедует нам любить друг друга, но, прежде всего, Своей жизнью являет нам пример любви и помогает нам приобретать ее. В этом является новизна и сила Нового Завета: в соединении со Христом в Церкви мы становимся способными принимать дар любви от Бога, той любви, которая простирается на всех, в том числе и врагов. Благодать воспринимается человеком по мере очищения его души: нужно себя перебороть, гордыню сокрушить, отогнать все те злые помыслы, которые наполняют нашу душу. Это делается с помощью церковных таинств Покаяния и Причастия, молитв, чтения Священного Писания и самопонуждения. Сам Господь сказал, что Царствие Небесное нудится (Мф. 11: 12), т. е. нужно себя понуждать и побуждать к соблюдению поста, целомудрию и другим добродетелям. Мы должны подчинить свою плоть законам духа. Тогда и будем иметь духовные плоды, главным из которых является любовь. Если человек творит добро, прощает обиды, любит ближнего жертвенной любовью, то он уподобляется своему Творцу. Так поступая, человек обретает душевный мир и наполняет свою жизнь радостью.

Подлинно счастливым является тот, чье счастье не зависит от внешнего мира

— Чтобы иметь радость и мир, нужно чувствовать себя счастливым. Но как этого достичь в нынешних непростых условиях, когда жизнь дорожает и цены растут?

— Наше счастье не зависит от обилия нашего имения или внешней ситуации (экономической и политической), в которой мы оказались. Можно занимать самый высокий пост в обществе и обладать огромными состояниями и при этом чувствовать себя глубоко несчастным. Подлинно счастливым является тот, чье счастье не зависит от внешнего мира. Являясь сынами Божиими, Святые были счастливы тем, что Бог им давал, потому что их сердца были наполнены благодатью Божией. Счастлив тот, кто умеет довольствоваться тем, что имеет, кто стремится очищать свое сердце от страстей, и старается любить Бога и всех людей.

Можно любить себя, угождая своим эгоистическим желаниям, а можно любить себя, чтобы обрести Царство Небесное

— Господь Иисус Христос заповедует нам возлюбить ближнего своего как самого себя (Мф. 22: 39; Мк. 12: 31; Лк. 10: 27). Для того чтобы любить ближнего, нужно любить себя? Что значит любить себя?

— Человеку свойственно любить самого себя. Никто не желает себе зла. Вопрос заключается в направленности нашей любви. Можно любить себя, угождая своим эгоистическим желаниям, а можно любить себя, чтобы обрести Царство Небесное. Что такое радости этого мира? – Это хорошая работа, увеличение своего материального состояния, различные развлечения… Конечно, мы все нуждаемся в необходимых вещах – крыше над головой, одежде, хлебе насущном. Однако христианская любовь по отношению к самому себе не означает желание приобретения земных благ. Христианин видит благо для себя в исполнении заповедей Божиих, которые приближают человека к Богу и открывают возможность стяжания Божией благодати, исполняющей сердце ни с чем не сравнимой полнотой и радостью.

— В нашей жизни бывает много затруднительных обстоятельств. Часто мы теряемся и не знаем: что делать и как поступить? К примеру, если кто-то занял деньги и не хочет вернуть, возникает вопрос: обратиться в полицию или еще какие-то меры предпринять?

— В первую очередь, нужно поставить себя на место должника. И посмотреть: как бы мы хотели, чтобы с нами поступили в подобных обстоятельствах? Господь Бог заповедует нам, чтобы мы поступали с другими так, как хотим, чтобы другие поступали с нами (см.: Мф. 7: 12). Господь ставит нас перед выбором: вести себя как грешники или быть подобными Богу? В таких ситуациях мы проверяемся в отношении того, насколько мы способны проявлять милосердие, сострадание, прощение, любовь.

Жертвенность христианской любви не может быть упразднена ничем – ни обидами, ни испытаниями, ни разочарованиями…

— В 13-й главе Первого послания к Коринфянам святой апостол Павел воспевает гимн любви: любовь долготерпит, милосердствует, <…> не завидует… (ст. 4) — и заключает свою речь о любви: любовь никогда не перестает (ст. 8). Как понимать последнюю фразу?

— Сущность христианской любви – это способность христианина к жертвенности. Если в любви нет жертвенности, ее нельзя назвать христианской любовью. Любовь без жертвенности – это есть проявление эгоизма, самолюбия, самоугождения. Фразой любовь никогда не перестает святой апостол Павел указывает нам на то, что жертвенность христианской любви не может быть упразднена ничем – ни обидами, ни испытаниями, ни разочарованиями…

В иной мир за человеком пойдут только его плоды любви к Богу и ближнему.

И во всей своей полноте христианин сможет раскрыть дар любви в вечной лучшей жизни, когда исчезнут не только дары пророчества и языков, но прекратятся уже вера и надежда. Вера заменится там лицезрением Господа, а надежда станет сбывшеюся, одна любовь будет царствовать во веки веков, навсегда, потому что истинной любовью является Сам Бог и Бог является вечным источником любви.

 

Как полюбить ближних? Настоятель Храма святых Царственных мучеников

с. Александро-Калиново протоиерей Владимир Шутов

 

Как решить сложную математическую задачу? — нужно разбить её на несколько простых действий. Этот метод работает не только в математике, попробуем им воспользоваться. Допустим, человек решает полюбить ближних, но не знает, как это осуществить. Одна из первых задач — понять, что такое любовь. Как он её для себя определяет? Это чувство, страсть, увлечение? Что-то частное или же абстрактное?

Второй вопрос: кто они — мои ближние? Нужно выяснить, кого вы хотите полюбить. И третий вопрос: зачем? Зачем любить ближних? Может, вам и так хорошо? Живёте сытые, довольные, обутые-одетые. Как в «Песне о соколе» Горького: зачем мне небо? Ответы на эти вопросы могут максимально приблизить нас к главному делу нашей жизни.

Мне вспоминается книга Генрика Сенкевича «Камо грядеши», где рассказывается о римском патриции, воспитанном в пренебрежении к окружающим его людям и столкнувшимся с христианством. Однажды он приходит к себе домой ночью и видит, что его слуги устроили шумный пир. Они ели и пили то, что им не было позволено. В другое время этот человек жестоко наказал бы их или предал казни. Но в тот день он их прощает. Никогда в жизни не доводилось ему чувствовать то, что наполнило его душу после этого поступка. В итоге он говорит, что хочет ещё раз это повторить, пережить вновь эту радость.

 

Сделать первый шаг

Нужно сделать первый шаг, какое-то доброе дело. Постараться принести в жертву ближнему своё «я». Начать практику доброделания. Необходимы действия: примириться, чем-то поступиться. В прошлый раз мы разговаривали о несогласии родителей в вопросе воспитания ребёнка. Часто оно приводит к крушению семьи. Человек доказывает свою правоту и не понимает, как можно отступиться, если он — прав. Ведь справедливей будет принять то, что он предлагает! Возможно, это так. Но выше справедливости — закон любви.

Нужно определиться, чего вы хотите: доказать свою правоту — или сохранить семью? Что важнее? Если второе — то нужно смириться и сказать: я неправ. Как в известной притче о суде Соломона, когда мать была согласна отдать ребёнка, чтобы сохранить ему жизнь. Так и мы: жертвуем своим эгоизмом, чтобы сохранить семью.

После того как мы начали делать добрые дела, идёт второй шаг: следуем словам святого Игнатия Брянчанинова. «И слепому, и прокажённому, и повреждённому рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Подавляющее большинство судит о любви по объектам. «Они плохие, потому что меня не любят». Ну и что, если так? Ты поставь вопрос иначе: а я их люблю? Вопрос ведь не в том, кто кого любит, а в том, есть ли у вас любовь. Если считаете, что есть, то нужно её проявить. Как? — опустить лакмусовую бумажечку, на которой написаны слова апостола Павла: «Любовь… не раздражается» (1 Кор. 13:4). И всё будет понятно. Если я прихожу домой, и ко мне подходит ребёнок с просьбой: «Папа, помоги!», — а я, раздражаясь, начинаю ему полчаса рассказывать, как устал и сколько добрых дел сделал, то какая цена всему этому добру?

 

Не хватает — попросите

Не хватает любви — попросите у Бога. Она — дар Божий. Её можно у Него выпросить. Однако для того, чтобы Он нам её дал, нужно показать: мы просим её для добра, а не для удовлетворения своих потребностей. Поэтому нужно просить и просить, хотя бы чуть-чуть, — чтобы не раздражаться на самых родных и близких. И Господь даст, потому что очень-очень нас любит и хочет, чтобы любовь царила между нами.

Как доказать Богу, что этот дар действительно нам нужен, и мы не потопчем его ногами, как свиньи бисер, но употребим на помощь ближнему? Просить прощения у тех, кто причиняет нам обиду. По примеру маленького мальчика Варфоломея. Друзья старшего брата обижали его, а он говорил им: «Простите! Я, наверное, делаю то, что вас задевает. Не знаю, что, но прошу у вас прощения». Он, человек, который даже читать не мог нормально, получил дар великой любви к людям, и мы знаем его как преподобного Сергия Радонежского, несколько веков поклоняемся ему и просим заступничества.

Чтобы полюбить ближних, нужны живые примеры такой любви, практика деятельного добра и непрестанные молитвы. Плюс — надо постоянно напоминать себе, для чего мы встали на этот путь.

 

А нужно ли любить вообще?

Начну с последнего. Зачем нужно любить ближних? Ответы могут быть разными. Например, человек хочет прожить на земле безбедно и бесконфликтно. Если он думает: «Я буду любить ближних, тогда и они будут любить меня, и поэтому у меня не будет ни ссор, ни обид, и разочарований», — то ошибается. Господь говорит: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Он предупреждает, что если человек будет любить только любящих его, которые отвечают ему взаимностью, то никакой пользы в этом не будет.

Я бы на вопрос «зачем любить ближних?» ответил так: это надо, чтобы соединиться с Тем, Кто любит тебя больше всех. Ведь даже в земной любви между мужчиной и женщиной, юношей и девушкой люди часто идут на жертву для того, чтобы быть вместе. Тем более, если желаешь соединиться с Богом, нужно быть готовым жертвовать. Он возлюбил нас задолго до того, как мы задумались о том, как полюбить Его.

В стремлении полюбить ближнего цель должна быть самой высокой. Я хочу быть со Христом, а Он любит меня больше всех на свете. Свою любовь ко мне Он действенно показал, когда покинул Отчий дом, Свой огнезрачный Престол, и, приняв образ раба, пришёл на землю, чтобы спасти лично меня. Чтобы всегда быть с Ним, мне нужно обладать определённым качеством, по которому Он узнает, что я — Его человек. Это качество — любовь.

 

Кого любить?

Второй вопрос: кто такой ближний? Ближние — это все те, кого Христос называет Своими младшими братьями, то есть — весь мир. Причём, возможно, не только человеческий, но и животный. Когда дома живёт большой, жирный и ленивый кот — это одно. А приютить маленького, больного, худого, замёрзшего котёнка, которого выбросили, — это другое. Любовь должна быть ко всему живому. Но прежде всего — к человеку как образу и подобию Божию.

Эгоистичной любви не бывает. Нельзя полюбить только ради каких-то земных целей. На третий вопрос — «что такое любовь?» — можно ответить: это жертва. Ты уступаешь своё место под солнцем другому человеку, даже чужому тебе — то есть он не родственник, не друг, не знакомый, — значит, у тебя есть любовь. Любовь жертвенна. Её свойства описаны апостолом Павлом: она долготерпит, милосердствует, не раздражается, не ищет своего — и так далее.

 

Как полюбить всех этих людей?

А теперь обратимся к практическим советам. Могут спросить: всё понятно, но как это сделать? Даже согласившись с высокой целью любви, её жертвенным смыслом — как быть с морем людей, которые называются ближними? Как полюбить их всех? Это делается усилием воли. Каждодневным изнурительным трудом. Распятием самого себя, как в Священном Писании сказано. Апостол Павел говорит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Нужно убрать из жизни страсти и похоть, оставить только жертвенное служение ближним, желание каждому помочь и умение отойти в сторону, дав лучшее место другому человеку.

Но и здесь снова встаёт вопрос: как это сделать? Каким должен быть первый шаг? Второй? Думаю, тот, кто задаёт эти вопросы, уже делает свои первые шаги. Нужно пристально за собой наблюдать. Случилась неприятная ситуация — тебе сердце подскажет, сказать грубое слово или промолчать. Зачем молчать? — чтобы проявить любовь. Зачем проявлять? — чтобы доказать Господу свою профпригодность. Он говорит, что если имеешь любовь, значит, ты — Его человек. Поэтому так важен первый шаг в преодолении самого себя. Нужно сделать поступок жертвенной любви. Когда ты его сделаешь, то ощутишь, что это та пища, которая крайне необходима.

Что такое Евхаристия, когда мы принимаем Тело и Кровь Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа? Это жертва Его любви к нам, наши истинные пища и питие. Мы тоже должны приносить свою жертву. Когда принесём, почувствуем радость, вдохновение, жажду жизни. Нам захочется повторять это снова и снова. Всё внешнее — что о нас скажут, как подумают — не имеет значения, потому что мы знаем, как это хорошо.

 

Заботясь о людях, мы принимаем Христа. Протоиерей Иоанн Романидис

 

Мудрость свойственна не только Священному Писанию и трудам святых отцов, но и православным иконам, изображающим Страшный суд. То же самое происходит и с золотым светом Славы, исходящим от Иисуса Христа, окутывающим друзей Христовых. Спускаясь к низу, свет становится багряным и, оставаясь Любовью Божией, объемлет «проклятых», воспринимающих ее как силу ада. Это Слава и Любовь Христа, очищающая все грехи, прославляющая одних и ввергающая других в ад. Все будут наставлены Святым Духом «на всякую истину», то есть увидят Христа с друзьями Его во Славе. Но прославятся не все. «Кого оправдал, того и прославил» (Рим. 8: 30). Притча о бедном Лазаре на лоне Авраамовом и о богаче в страданиях предельно ясна. Богач видит, но дотянуться не может (см.: Лк. 16: 19–31).

•Сколько из живущих сегодня людей не захотели бы жить во времена, когда Христос был на земле? Сидеть с Ним за одной трапезой? Но и сегодня это возможно. И сейчас мы можем пригласить Его к нашему столу, да и к тому же с наибольшим прибытком. Потому что многие из тех, кто трапезничал с Ним, впоследствии сгинули (Иуда Искариот и ему подобные). Сегодня же каждый, пригласивший Его в свой дом и предложивший обед и крышу над головой, будет благословлен.

•Никто не должен говорить, что благословенны те, кто сподобился радости принимать Христа в доме своем. Не должны мы жалеть и страдать, что не родились в то время, ибо не лишены мы благословления. [Христос говорит]: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). И продолжает: «Истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13: 20). И: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк. 9: 37).

•Каждый, кто принимает «братьев меньших» во имя Христа, принимает Самого Христа.

•Кто кланяется в ноги братьям, тот прикасается ко Христу

Кто кланяется в ноги братьям, тот прикасается ко Христу. Если кто-то проливает слезы, Христос страдает и возносит о нем молитвы Отцу Своему.

•Авраам, оказывая гостеприимство странникам, принимал и заботился о Самом Боге. Лот принял Ангелов. И мы, заботясь о людях, примем Христа.

•Монахи, точно знавшие, что для встречи со Христом нужно с любовью относиться к ближнему, когда их спрашивали, как им удается с такой готовностью служить людям, отвечали: «Не человеку работаем, но Богу». Также говорили: «Увидев идущих братьев, поклонись им. Не им кланяешься, а Богу. Увидел брата своего по естеству – увидел Бога».

•Действительно, только так мы сможем встретиться с Воскресшим Христом. Очень часто христиане, встречая людей сомневающихся или даже отрицающих Воскресение Христа, начинают бомбить их диалектической пиротехникой, не подозревая, что речь их воспринимается как «медь звенящая». Не подозревают, что Христос Воскресший, как мы Его пытаемся изобразить, является достойной жалости вымышленной фигурой, результатом детской фантазии, грустным изображением. Всё это потому, что настоящего Христа мы не видели. И не видели по причине того, что не удосужились заглянуть поглубже в глаза ближнего своего. Наши умственные построения – это явное подтверждение того, что Христа мы не встречали. Если бы мы Его видели хоть раз, то встретили бы Его снова и в глазах неверующего, и в глазах сомневающегося. Перестали бы видеть в них врага, которого нужно уничтожить, а просто бы обратились к ним, как Серафим Саровский: «Радость моя!» И тогда бы они ощутили, что мы видим Воскресшего Христа, и увидели бы Его сами!

 

 

Как полюбить людей: первые шаги для чайников.

Мнение православного психолога Михаила Завалова 

(Михаил Завалов – духовный сын о. Александра Меня (1935-1990), известного пастыря, миссионера, библеиста, проповедника, писателя, переводчика)

В метро, подо мной сидят смурные подростки с громкой булькающей музыкой в наушниках и опущенными глазами, решительно не готовые уступать места кому бы то ни было. В затылок мне дышит перегаром засыпающий тихий алкоголик. Толстым пузом к моему правому боку прижалась бабка с тележкой и сумкой. Где я? Зачем мне эти люди? Мне они не нужны: лучше бы их не было.

И тогда я — что уже стало привычкой — говорю себе: «Стоп! То, что я сейчас вижу, это просто признак моей душевной смерти и, быть может, депрессии — и больше ничего. Просто тест моего нынешнего состояния». Мне грустно от самого себя. К счастью, опыт говорит, что такие ощущения — проходят.

И в самом деле, та же толстая бабка неожиданно обращается ко мне: «Сынок, не поможешь сумочку вытащить? Видишь, старая на кладбище собралась, мужа проведать». Конечно, я с удовольствием помогу, не вопрос! Обернувшись, я заглядываю на миг в ее глаза: они потерты временем, но красивы и полны света. А я просто побывал в аду — еще до смерти — и вернулся назад.

Любовь или смерть

Люди бывают противны, и любить их порой нисколько не хочется. А в то же время многие из нас чувствуют, что любить лучше, чем ненавидеть или презирать. Но что мы тут можем сделать — и нужно ли что-то делать?

Кто-то скажет: «У меня есть мои близкие, есть хорошие друзья и интересные компании. А с быдлом и плохими или просто скучными людьми мне достаточно одного — держаться от них подальше». Христианин не может с этим согласиться по определению. В христианской традиции любовь стоит слишком высоко, так что выходит, если ты не любишь (ладно, скажем, «не пытаешься любить») людей, можно пойти и поискать себе другую, более комфортную веру. Именно тут особый отличительный знак христианина, это самый главный критерий доброкачественной духовной жизни, без которого все — пустота и самообман.

Но реально ли это — так вот взять и «возлюбить»? Поставленная планка бесконечно высока, вплоть до любви к врагам и ненавидящим нас. Кто, за исключением некоторых избранных, на это способен? Быть может, это просто красивые слова, недостижимый идеал, который дан лишь для того, чтобы я на него смотрел и лучше понимал, насколько я плох и беспомощен?

Да, это безграничная и великая цель, но нет, это не значит, что я не могу делать первые шаги прямо сейчас. Разумеется, в этом почти все мы тут — чайники. Тем не менее вот мои две копейки на тему. Между адом нелюбви и любовью есть тропинка, по которой можно и нужно двигаться…

«Любить плохо»

Самое гениальное, что я слышал на данную тему, слова одного священника вопрошательнице: «Есть лишь один способ научиться любить — начать любить плохо». Это простые до примитивности слова, однако в них есть все необходимое и достаточное для начинающих.

Но сначала нам стоит устранить одну помеху. Большинство современных людей думают о любви как об особом состоянии, которое в нужный момент сваливается (или не сваливается) на тебя с неба. И тогда ты или «любишь», или «не любишь» — третьего не дано. Но это просто неверное понимание термина, который оброс миллионом самых разных смыслов. Не стану углубляться в определения любви, достаточно сказать, что любить — это в первую очередь поведение и сознательное решение. Это значит, что любовь не статична: это не готовое состояние, а путь. А чтобы куда-то прийти, надо шагать, причем первые шаги неуклюжи и совсем не похожи на любовь святых.

Все не так уж сложно. Если я решил любить человека, для начала я могу его не избегать — хотя бы физически быть рядом, не отворачиваться от него и не отсаживаться подальше. Далее в моем распоряжении тысяча поступков. Я могу уделить ему внимание, могу тепло пожать ему руку, могу расспросить о его жизни. Могу ему позвонить или написать на имейл и поздравить, скажем, с днем рождения. Могу подарить ему подарок или дать денег, если он нуждается. Я могу — пусть плохо — делать ему добро в одностороннем порядке, не ожидая, что он проникнется ко мне симпатией или изменится к лучшему. Важно, что это постепенно меняет меня самого. Мрак нелюбви вроде бы остается, но в нем появляется свет, и со временем мне самому становится светлее. Это мы способны делать — и в сущности мы способны делать только это.

«Но это же не любовь, а просто нудное исполнение закона, — скажут мне. — А чувства, а сердце, которому не прикажешь?»

Непослушные эмоции

Действительно, что бы мы ни делали, остаются непослушные эмоции. Гнев, презрение и отвращение, обида и горечь — их не упразднить волевым актом. Ты можешь натянуто улыбаться, неискренне дарить подарки или говорить смиренные слова (пользующиеся популярностью у православных) типа «прости меня, грешную» — но в сердце остается яд ненависти. Когда в молодости я впервые услышал совет помолиться за моего конкретного врага, я горячо протестовал: «Я же не могу этого делать искренне! Это будет ложью и лицемерием, от чего мне самому станет гадко».

В самом деле, хотя эмоции не есть любовь, они важны. Любить без чувств — это действительно значит любить «плохо», несовершенно, не во всей полноте. И совершенно не нужно себя обманывать или пытаться вызвать у себя добрые чувства в воображении.

Однако между поступками и чувствами существует связь. В конце концов, уже более ста лет назад Джеймс и Ланге сформулировали свой знаменитый закон: эмоции следуют за поведением. Когда я сажусь за один стол с подозрительным чужаком, мои чувства к нему неизбежно меняются. Когда я, пересиливая себя, проявляю интерес к скучному человеку, он рискует перестать быть для меня скучным. Если я начинаю — пускай меня трясет от негодования — молиться за врага, я могу хоть на долю секунды взглянуть на него из какой-то иной перспективы. И стоит заметить, это не просто тупой «закон» или следование внешним правилам. Вовсе нет, решение любить тоже рождается внутри, в сердце.

Там же, в сердце, рождается много мусора: если я попытаюсь в каждый момент быть «искренним» и «самим собой», я могу стать гордым, завистливым, мелочным. Я бы иногда бросал свою жену, а иногда бы к ней возвращался. А иногда мне хочется побить или убить какого-то человека, особенно из близких.

Честное отношение к своим эмоциям необходимо: оно позволяет видеть свой внутренний мрак и не жить в самообмане. Более того: оно помогает заметить, что и «любимых» мы любим лишь иногда — эмоции волнообразны и изменчивы. Остается любить их «плохо» — зато мы видим, что тут есть куда расти.

Кое-что еще

Чтобы чему-либо научиться, нужна сильная мотивация. Даже если я хочу освоить испанский язык или выучиться играть на гитаре — сначала мне понадобится регулярно делать не самые интересные вещи. Подобные усилия вознаграждаются, но далеко не сразу. Наша культура мгновенных решений — «бери все, что желаешь, прямо сейчас: быстро и дешево» — порождает нетерпеливых людей, которые не готовы ждать. Не получается любить — не парься, найди более подходящих людей или пройди тренинг «научись совершенной любви за два уик-энда». Но, увы, учиться любить — это «долго и дорого».

На это уходят годы жизни, и это зачастую не приносит душевного вознаграждения, но только делает жизнь неуютнее. Когда «любишь плохо», это выглядит нелепо и часто вызывает насмешки и обвинения в неискренности. Односторонняя открытость делает человека более ранимым и уязвимым. Это согласие терпеть боль и водить компанию с неприятными людьми. В самом деле, зачем нам это нужно? Чтобы не умереть прежде смерти: потому что альтернатива — ад нелюбви — еще хуже.

Действовать упорно и терпеливо, отдавая себе отчет в своих эмоциях, — этого для начинающих, которые готовы «любить плохо», достаточно. Но я намеренно ничего не сказал еще об одной вещи — потому что старался тут держаться ближе к земле, к психологии, к тому, что можно потрогать. А эта вещь чрезвычайно важна. Кратко сказать: чем лучше вертикальные отношения (с Богом), тем правильнее горизонтальные (с людьми), и от этого закона никуда не денешься. Ни дома, ни среди друзей, ни даже когда ты просто едешь в метро.

 

 

 

Источники:

Из книги протоиерея Филофея Фароса «Πριν και μετά το Πάσχα». Святой Косма Этолийский

Информационно-просветительский отдел УПЦ – интервью Блаженнейшего Митрополита Онуфрия редакции «Церковная православная газета»

Журнал о православной жизни “Нескучный сад”

Московский Сретенский монастырь

Официальный сайт Горловской и Славянской епархии

Просмотрено (17) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *