Слово на Введеніе во храмъ Преблагословенныя Дѣвы Маріи

Ангели вхожденіе Пречистыя зряще удивишася,

како Дѣва вниде во Святая Святыхъ

(Припѣвъ на 9-й пѣсни канона)

Въ честь и славу Преблагословенной Матери Божіей и для нашего назиданія побесѣдуемъ о томъ, какъ совершилось введеніе Ея во храмъ, а потомъ о высокомъ значеніи для насъ храма и о томъ, что мы сами должны быть храмами Божіими. Извѣстно, что Пресвятая Дѣва Марія родилась отъ неплодныхъ родителей Іоакима и Анны, которые уже въ старости испросили себѣ /с. 253/ у Бога усердною молитвою эту Преблагословенную Дщерь, давъ при томъ обѣтъ посвятить свое чадо Богу. — И вотъ когда Пресвятой Дѣвѣ исполнилось три года, праведные Ея родители исполняя обѣщаніе, данное ими Богу, торжественно ввели Ее во храмъ Іерусалимскій. Древніе отцы Церкви, воспѣвая введеніе Богородицы, разсказываютъ въ священныхъ пѣсняхъ, какъ св. Іоакимъ и Анна собрали въ Назаретѣ родныхъ и друзей своихъ. Юныя дѣвы со свѣчами въ рукахъ шли предъ Святой Отроковицей; Ее вели родители, а за ними слѣдовали друзья и родные. Такимъ образомъ шли они изъ Назарета до самаго храма Іерусалимскаго. Первосвященникъ Захарія и служившіе въ храмѣ священники встрѣтили ихъ съ молитвами и пѣніемъ. Святая Дѣва была поставлена на первую ступень церковнаго крыльца, и, къ удивленію всѣхъ присутствовавшихъ, она, никѣмъ не поддерживаемая, вошла твердо по пятнадцати ступенямъ и остановилась только на верхней. Первосвященникъ ввелъ Пречистую Отроковицу во Святая Святыхъ, куда входилъ только одинъ первосвященникъ однажды въ годъ. Матерь Божія, по словамъ Церкви, введена въ храмъ законный, какъ одушевленный храмъ великаго Царя. Праведные родители принесли дары и жертвы Богу и потомъ, принявъ благословеніе священниковъ, возвратились съ родственниками своими въ Назаретъ. Святая Дѣва Марія поселилась при храмѣ. Тамъ, въ отдѣльныхъ помѣщеніяхъ, жили юныя дѣвы, посвященныя Богу, также вдовицы, которыя служили въ храмѣ, подобно Аннѣ пророчицѣ; тутъ также жили странники и пришельцы. Къ нимъ присоединилась и св. Анна, мать Богородицы, овдовѣвши вскорѣ послѣ введенія Пречистой Дѣвы; но она жила не долго съ Пресвятой Дочерью своей; вскорѣ послѣ мужа своего и она предала духъ свой Богу.

Святая Дѣва воспитывалась подъ надзоромъ старшихъ благочестивыхъ дѣвицъ, опытныхъ въ св. Писаніи и рукодѣліяхъ. Она непрестанно трудилась, часто молилась, любила чтеніе священнаго Писанія. Такимъ образомъ готовилась Она къ высокому Своему назначенію. Церковь называетъ Ее прекрасною Зарею, отъ Которой возсіяло Солнце правды. Всю Ее, говоритъ священная пѣснь, пребывающую внутрь храма и питаемую пищею небесною, освятилъ Духъ Всесвятый. Когда Пречистая Дѣва пришла въ возрастъ, въ который дѣвы, воспитывающіяся при храмѣ, обыкновенно возвращались въ міръ и вступали въ супружество, то священники хотѣли, чтобы и Она поступила такимъ же образомъ. Но Пречистая Дѣва открыла имъ желаніе Свое — посвятить /с. 254/ Себя Богу и не вступать въ бракъ. Тогда они, по внушенію Святаго Духа, обручили Ее престарѣлому Іосифу, родственнику родителей Ея. Онъ сдѣлался покровителемъ Пречистой Дѣвы и уважалъ обѣтъ, данный Богу.

Нынѣшній праздникъ учитъ насъ всѣхъ глубоко уважать храмъ Божій и любить пребываніе въ немъ въ молитвѣ, славословіи и благодареніи. Храмъ есть земное небо; въ немъ — престолъ Божій, на которомъ невидимо возсѣдаетъ Царь славы и принимаетъ наше поклоненіе, наши молитвы, слезы, воздыханія, жертвы хвалы и благодаренія; въ храмѣ заключаются высочайшіе, духовные, вѣчные интересы наши; отъ него исходитъ очищеніе, освященіе и обновленіе нашихъ душъ и тѣлесъ; здѣсь непрестанно струится ключь воды живой — читается слово Божіе и проповѣдуются отраднѣйшія истины, питающія и восхищающія умъ и сердце; здѣсь воспѣваются сладкія, небесныя, потрясающія душу пѣснопѣнія; здѣсь совершаются всѣ спасительныя, обновляющія насъ таинства; здѣсь непрестанно струятся животворныя токи крови Господа Іисуса Христа, вливающіе въ пріемлющихъ ихъ чудную, Божественную жизнь, очищеніе, освященіе, обновленіе; здѣсь празднуются величайшія церковныя и гражданскія торжества, предметъ коихъ спасеніе и блаженство наше въ Богѣ; здѣсь мы обрѣтаемъ утѣшеніе въ скорбяхъ, свѣтъ въ недоумѣніяхъ, силу въ немощахъ. Здѣсь мы слышимъ о дивныхъ подвигахъ св. угодниковъ и друзей Божіихъ, нашихъ молитвенниковъ предъ Богомъ и научаемся подражать имъ по силѣ своей. Здѣсь, во храмѣ, мы познаемъ суету и ничтожество всѣхъ земныхъ благъ и то, что одна добродѣтель никогда не умираетъ; здѣсь, наконецъ, мы чувствуемъ себя членами единаго духовнаго тѣла Христовой Церкви и гражданами небесными, мы предвкушаемъ блаженство небесное. Какъ же послѣ всего этого намъ не любить храмъ, эту грань земли съ небомъ; это небесное училище, гдѣ мы воспитываемся для неба, для Бога; эту врачебницу, гдѣ врачуются наши душевные недуги, грѣхи и страсти; этотъ источникъ живыхъ водъ, гдѣ струится чистѣйшій ключъ жизни? Храмъ Божій освященъ въ жилище Божіе и мѣсто совершенія пренебесныхъ Таинъ и богослуженія для того, чтобы мы сами устраивали изъ себя, изъ своихъ сердецъ, храмъ Божій нерукотворенный; ибо, по слову Писанія, христіанинъ есть храмъ Божій; развѣ не знаете, что вы храмъ Божій, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16)? Вы церкви Бога живаго, говоритъ оно же, какъ написано: вселюсь въ нихъ, и буду ходить въ нихъ, и буду имъ Богомъ, а они будутъ Моими сынами и дщерями /с. 255/, глаголетъ Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 16. 18).

Храмъ есть селеніе Божіе на землѣ, домъ Божій, — здѣсь необъятный, безпредѣльный Богъ какъ бы объемлется, нисходя отъ Своей безпредѣльности въ малое вмѣстилище храма, неосязаемый осязается и вкушается, разумѣю въ Тайнѣ причащенія. Храмъ Божій есть земное небо, есть грань, соединяющая небо съ землею; здѣсь человѣкъ познаетъ и чувствуетъ, что онъ есть образъ Божій; что онъ на землѣ только гость и пришелецъ, что онъ есть членъ Церкви Божіей или богоучрежденнаго общества спасаемыхъ; что онъ есть чадо Божіе. Здѣсь, въ противоположность міру грѣшному, онъ видитъ только святыню, правду, любовь и милосердіе въ лицахъ, изображенныхъ на иконахъ и слышитъ во всѣхъ чтеніяхъ и пѣснопѣніяхъ, — и ничего грѣховнаго, какъ въ мірѣ; здѣсь онъ, какъ на небѣ, вмѣстѣ съ ангелами славословитъ Господа, Его вѣчную славу, Его благость, человѣколюбіе, щедроты, Его державу и царство. По такому значенію храма — онъ необходимъ для христіанина, какъ неотъемлемая его стихія, подобно какъ для рыбы стихія — вода, для птицы — вольный воздухъ, въ которомъ она летаетъ и которымъ живетъ и дышитъ; здѣсь онъ научается истинѣ, молитвѣ, ибо только здѣсь онъ научается истинному познанію Бога и себя; здѣсь онъ научается любить Бога и ближняго; здѣсь научается святости и всякой добродѣтели, равно какъ научается всѣмъ сердцемъ отвращаться грѣха; здѣсь научается презирать временное и тлѣнное и стремиться къ нетлѣнному и вѣчному на небесахъ.

Видите, какъ полезно, какъ необходимо посѣщать христіанину храмъ Божій, — это Богомъ учрежденное училище вѣры и благочестія, — эту священную сокровищницу Божественныхъ силъ къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3), сокровищницу всѣхъ таинствъ Христовыхъ! Но польза и необходимость посѣщенія храма Божія для христіанина очевиднѣе открывается изъ сравненія храма съ суетнымъ міромъ, въ которомъ мы любимъ больше обращаться, чѣмъ въ храмѣ. Что вы встрѣчаете въ мірѣ и что въ храмѣ? Въ мірѣ, — почти на каждомъ шагу суету, прелесть, порокъ; въ храмѣ — только истину, святыню и всякую добродѣтель; въ мірѣ — тлѣнъ, грѣхъ, смерть; въ храмѣ — нетлѣніе святыхъ и вѣчную жизнь; внѣ храма вы видите предметы суеты житейской, питающіе похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Іоан. 2, 16), видите то, чѣмъ прельщаются и пленяются непрестанно люди и изъ за чего пренебрегаютъ заповѣдями Бога — Творца и Спасителя своего.

/с. 256/ Итакъ, видите, какая разница между храмомъ или домомъ Божіимъ и между міромъ. Видите, какъ полезно и необходимо христіанину посѣщать храмъ Божій, чтобы воспитать себя для небеснаго отечества, чтобы вселить въ себя духъ Христовъ, образовать въ себѣ нравы небесные, святые! Ибо гдѣ вы, кромѣ храма Божія, услышите слово Божіе; гдѣ, кромѣ храма, преподадутъ вамъ таинства вѣры; откуда возьмете силы — жить по христіански? Все во храмѣ и изъ храма. Любите же посѣщать храмъ Божій и уготовляйте сами изъ себя храмъ Богу, и сами, яко каменіе живо зиждитеся въ храмъ духовенъ, святительство свято, возносити жертвы духовны благопріятны Богови Іисусъ Христомъ (1 Петр. 2, 5).

Итакъ, если ты, христіанинъ, чувствуешь нужду въ Богѣ, — въ особенной близости къ Нему, въ ближайшемъ общеніи съ Нимъ, то приходи чаще въ храмъ Божій; здѣсь ты восчувствуешь, осяжешь особенное присутствіе Божіе, особенное, благодатное, таинственное, духовное вѣяніе Духа Животворящаго; здѣсь получишь особенное настроеніе молитвенное, сбросишь съ сердца тяготу земной суеты, мракъ съ душевныхъ очей, бремя грѣховное. Здѣсь мы собираемся всѣ безъ различія званія и состоянія, пола и возраста, сознаемъ и чувствуемъ себя, какъ чада единаго Отца небеснаго, искупленные безцѣнною кровію Агнца Божія Іисуса Христа, какъ братія, какъ члены Христовы и члены Его Церкви, какъ вѣтви единой лозы — Христа, какъ овцы единаго Пастыреначальника — Христа, какъ наслѣдники царства небеснаго. Вотъ побужденіе ходить въ храмъ Божій, — побужденіе самое сильное! Кто не ходитъ въ храмъ Божій, тотъ мало по малу утрачиваетъ вѣру, надежду и любовь, которыя такъ прекрасно и сильно воспитываетъ въ насъ храмъ Божій своимъ богослуженіемъ, таинствами, обрядами, поученіями, тотъ теряетъ сознаніе, что онъ христіанинъ, членъ Христовъ, членъ Его Церкви и наслѣдникъ будущаго царствія, —погружается духомъ и тѣломъ въ суетность міра сего, дѣлается человѣкомъ плотскимъ, суетнымъ, игралищемъ страстей различныхъ, нерадитъ о душѣ своей и угожденіи Богу, и быстрыми шагами приближается къ своей погибели. Поэтому первые христіане, зная по опыту всю важность и пользу церковныхъ собраній, часто собирались вмѣстѣ на молитву и для совершенія таинства причащенія, — постоянно, сказано, пребывали въ ученіи апостоловъ, въ общеніи и преломленіи хлѣба и въ молитвахъ(Дѣян. 2, 42). Въ послѣдующее время на соборѣ постановлено было правило, что если, кто не былъ въ церковномъ собраніи /с. 257/ два или три воскресенія сряду, тотъ да будетъ отлученъ отъ Церкви; и апостолъ Паволъ писалъ въ своихъ посланіяхъ, чтобы христіане не оставляли собранія своего, какъ есть нѣкимъ обычай, но посѣщали его, и толико паче, елико видятъ приближающійся день судный (Евр. 10, 25).

А сколько уходящихъ вмѣсто церкви въ театръ, въ кино! Ходящіе въ театръ мало по малу утрачиваютъ въ своей жизни характеръ христіанства, и жизнь ихъ дѣлается въ сущности не христіанскою, а чисто языческою; они дѣлаются въ существѣ дѣла язычниками, хотя и носятъ имя христіанское; ихъ молитва бываетъ не искренна; храма они не любятъ; богослуженіе ихъ не занимаетъ; къ таинствамъ христіанскимъ относятся только формально, внѣшно, безъ участія сердца; грѣховъ и страстей не обуздываютъ, а считаютъ ихъ естественными проявленіями природы; иные боготворятъ свой разумъ; чудесамъ не вѣрятъ; воскресенія мертвыхъ и будущаго суда не признаютъ, равно и воздаянія по дѣламъ; словомъ, принимаютъ языческій образъ и мыслей и дѣйствій. Тѣ же, которые искренно посѣщаютъ храмъ, никогда не могутъ впасть въ такія грубыя заблужденія, потому что Церковь постоянно ихъ просвѣщаетъ, руководствуетъ, исправляетъ, укрѣпляетъ своимъ богослуженіемъ и таинствами.

Итакъ, усердно посѣщайте, братія, храмъ Божій, это небо земное, этотъ рай Божій, — но, посѣщая его, старайтесь измѣняться къ лучшему, по образу небожителей; отсѣкайте свои грѣхи и украшайтесь всякою добродѣтелію, какъ подобаетъ христіанину. Аминь. (Прот. Іоанна Кронштадтскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ ПантелеимонъТомъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 252-257.

www.russportal.ru

Тропарь и Величание Введению во храм Пресвятой Владычицы

нашей Богородицы и Приснодевы Марии:

Предпразднству, глас 4:

Радость предобручает всем Анна ныне, / печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, / Юже и приводит, молитвы исполняющи, / днесь веселящися, в храм Господень, / яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Празднику, глас 4:

Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание, / в храме Божии ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Величание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, /Богоизбранная Отроковице, / и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Просмотрено (19) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *