“Живущий под кровом Всевышнего…” Толкования на Псалом 90

 Господь Иисус Христос

Толкования на Псалом 90 блаженного Феодорита Кирского (386 — 457) и священника Даниила Сысоева (1974 – 2009)

ПСАЛОМ 90

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,
4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,
8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,
11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,
13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.
14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,
16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

Перевод на русский язык:
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

священник Даниил Сысоев

Этот псалом широко известен, но мало понимаем, читается обычно без внимания, как некий заговор. Существуют не понятно на чем основанное мнение, будто само механическое чтение 90-го псалма защищает от дьявола. Должен напомнить, что в Евангелии Люцифер цитирует Христу именно этот псалом на горе искушений, пытаясь соблазнить Его отступить от Бога, проявив ложные чудеса.

90-й псалом имеет некую защитную силу, но связана она с его содержанием. Человек, исполняющий заповеди, о которых говорится в 90-м псалме, оказывается защищенным от нападения всех сил зла, становится наисильнейшим в этом мире. Ведь чем пользуются силы тьмы, почему они могут влиять на человека? На тело человека могут повлиять самые разные факторы. Связано это с Промыслом Бога, Который использует какие-то внешние обстоятельства для пользы человека и спасения его души.

Мы знаем, что и болезни, и радости, и скорби, и преуспеяния посылаются Богом, чтобы человек изменился, очистился, преобразился и стал богоподобным существом. В этом смысл и скорбей, и радостей. Однако самое важное в человеке (его душа и духовная жизнь) определяется состоянием воли. Не от воли нашей зависит заболеть или не заболеть, но в нашей воле впасть в уныние или не впасть, напиться или быть трезвым, быть радостным или печальным.

И те нападения, которые устраивает дьявол на душевно-духовную сферу, самые тяжелые. Не так тяжела болезнь, как тяжело уныние. Не так страшна потеря близкого, как те тоска и отчаяние, которые нападают после. Именно по этой причине для нас важнее защита наших духовных миров от нападения сил тьмы, а защита эта, конечно, осуществляется только под покровом Бога, как и написано в 90-м псалме.
У человека, который пребывает под покровом Бога, живет в Божьей помощи, защищено и тело. Господь, как мы знаем, защищает и хранит наше тело. Даже обычная формальная логика ведет к мысли, что у нас было очень мало шансов дожить до нынешнего возраста. Когда ребеночек рождается, то сначала начинает ползать. Думаю, любая внимательная мать или отец замечают, сколько смертоубийственных предметов находится вокруг ребенка. Это ножи, углы стульев и столов, розетки, подоконники, таблетки, разные вещества.

То есть вокруг человека море причин для смерти, но он очень часто доживает до зрелого возраста. Связано это с тем, что Бог хранит и тела людей. Все же самое главное, о чем мы должны заботиться – это душа, душевная жизнь. И это не какие-то теоретические вещи, о которых мы читаем и думаем: «Это все понятно, но главное, чтобы тело сейчас не болело».

Даже само выражение «главное здоровье» предполагает, что здоровье должно быть двойным – и душевным, и телесным. Это касается и нецерковных людей, хотя они и не очень это понимают. Любому человеку должно быть ясно, что если он переполнен телесным здоровьем, но при этом оплеван всеми окружающими, которые его предают, оскорбляют и унижают, то радости от внешнего здоровья не будет. Даже в обычном здоровье, которого так хотят люди, очень важен душевный момент. Без душевной составляющей нет настоящего здоровья. Тем более для нас, христиан, знающих, что главное – спасение души, вопрос защиты души является первостепенным.

Незащищенная душа – причина бед и телесных, и духовных, и общественных. Жизнь, как песня. Итак, 90-й псалом называется так: «Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей». Что значит «хвала песни»? Мы знаем, что бывает хвала жизни, хвалят человека, например, подарками. Пожертвование на храм – это хвала Богу, которую мы воздаем делом. Бывает хвала через слова благодарности, а бывает – проявленная через песню.

Однажды монах-молчальник, которого хвалили за этот духовный дар, произнес замечательные слова: «Маленькие дети плачут, мирские люди болтают, монахи молчат, а святые поют». Это, на самом деле, верно. Высшее состояние человека – это не просто молчание, а пение. Каждый раз мы слышим на Литургии: «Пою Богу моему дондеже есмь», то есть до тех пор, пока существую.

Была такая поговорка: «Он живет, как песню поет». Состояние жизни, когда она льется как песня, соответствует природе человека. Песня – это удивительное сочетание ритма, мелодии и смысла. Если есть красивая мелодия, но нет смысла, то такую песню долго слушать невозможно. С другой стороны, если есть смысл, но музыка представляет собой что-то вроде тяжелого металла или звуков большого капитального ремонта, то не будут восприняты слова. По этой причине я не считаю удачной попытку скрестить христианство и рок, так как какие бы хорошие слова ни были, роковое сопровождение гасит их смысл.

А песня – это как раз то, что соединяет в человеке его тело, душу и дух в едином проявлении духовных сил. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна» (Пс. 90, 1–3). Что значит «живый в помощи Вышняго»? Как перевести?

Живущий с помощью Всевышнего, под кровом Бога Небесного найдет свой двор. Водвориться – значит найти свой двор. С чем связано это представление? Например, овца ходит по пастбищу, ест корм, а на ночь ее загоняют во двор, в овчарню. Вот и здесь сказано о человеке, который живет помощью Всевышнего, старается всю свою жизнь строить в надежде на силу Всемогущего, человеке, что живет не своими силами, а призывает Бога.

Часто же бывает, люди говорят: «Я сделаю то-то и то-то, что от меня зависит, а если не получится, попрошу помощи у Бога». Такому человеку не обещано, что он найдет двор у Бога. Человек, который обращается к Богу по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», вряд ли найдет обещанный двор. У него, если угодно, разбит компас, по которому можно ориентироваться в духовных мирах. Он не сможет найти путь, что ведет к этим дворам, потому что направление не было настроено при жизни. Он сбился с пути.

Поэтому Давид и говорит, что лишь живущий помощью силы Всевышнего найдет свой двор под кровом Божьим. То есть его двор будет крытым, и крышей для этого дома станет Господь. Богу ничего от нас не нужно, кроме нашего доверия. Господь, будучи вседовольным и ни в чем не нуждающимся, не нуждается ни в чем и от человека.

Он может стать нашей крышей, нашим кровом в том случае, если мы захотим жить в Его помощи, с Его помощью творить все наши дела и хранить наши мысли. Все наши планы (общественные, семейные, личные, духовные, телесные) нужно осуществлять с помощью Бога. Помните, мы говорили, как нужно правильно мыть посуду? С пением «Богородице Дево». Замечательные четки можно использовать во время уборки: на каждое движение веника или пылесоса, произносить Иисусову молитву. Попробуйте, аккуратно укладывается.

Об этом и говорит Писание: «Живущий в помощи Всевышнего Бога, Бога, Который превыше всего, окажется под кровом Божьим, найдет Бога Небесного». Почему, кстати говоря, здесь упоминаются такие имена Господа? На самом деле, употребление имен Бога тоже не случайно. Всевышний и Бог Небесный – это Тот Бог, Который превышает всякое наше представление. Часто сила Его помощи настолько огромна и надежна, что мы привыкаем к ней и перестаем ее замечать.

Пример того большого, что мы обычно не замечаем – это небо, которое охватывает все. Точно так же сила Бога Небесного, Властелина небес, настолько велика, что часто мы ее не видим, но она окутывает нас со всех сторон. Поэтому в псалме и употребляются такие слова, чтобы мы не думали, будто кто-то может нам повредить. Если наш покров – Бог Всевышний или, как сказано в Книге Второзакония, «прибежище [твое] Бог древний, и [ты] под мышцами вечными» (Втор. 33, 27), тогда нам, конечно же, бояться ничего не нужно.

Об этом говорит выражение «раб Божий». Раб Божий – тот, кто не служит больше никому, кроме Бога. Он – исключительная собственность Бога и не подвластен никаким мировым стихиям и силам. Он полностью находится в Его славе. Бог – Заступник. Что скажет такой человек Богу? «Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него» (Пс. 90, 2).

Человек, почувствовав покров Бога, почувствовав, что он приближается к небесным дворам, скажет: «Ты, Господи (в еврейском тексте стоит Яхве, то есть – Сущий), являешься моим Заступником». Для вдумчивого ума эти слова довольно скандальны. До сих пор язычники возмущаются: «Как величайшее Первоначало всего сущего, чистый Дух, абсолютный Разум может быть твоим Заступником?» Принято считать, что Бог настолько велик, что не будет думать о мелочах. Действительно, если измерять все размерами, то кто может сравниться с Богом? Перед Ним все меньше пылинки. Тем не менее, Сущий Бог является Заступником человека.

Высшее заступничество Бога осуществилось на Кресте, когда Он заступил на место человека и Сам стал Ходатаем за нас, как пишет апостол Павел: «Не ведавшего бо греха по нас грех сотвори» (2Кор. 5, 21). Итак, Бог является Заступником. Что значит «Заступник», как вы себе представляете? Очень просто. Человек делает свои дела, дерзновенно служит Богу, и когда на него нападает враг, враг же и оказывается в неприятной ситуации. Он нападает на того, кого он видит, а встречается с Тем, Кого он не видел. Сталкивается с Богом Высочайшим, Который заступает на место человека.

Заступник – это Тот, Кто становится вместо человека. Именно поэтому человек говорит Господу: «Ты мой Заступник и Прибежище мое, Бог мой, и надеюсь на Тебя». «Прибежище мое» (Пс. 90, 2). Понятно, почему? Когда все разгромлено, никаких сил уже нет, никаких надежд, мы говорим: «Бог – мое Прибежище». Как во время войны люди убегали в бомбоубежище и там отсиживались, так и у нас есть подобное вечное Убежище – это Бог, в мир Которого мы можем убежать, когда рухнет вся вселенная.

Ведь, понимаете, можно ли убежать от общего распада материи? Представьте, весь мир свернется, «как свиток» (Откр. 6, 14), «земля и все дела на ней сгорят» (2Пет. 3, 10). Куда убежит человек? Только лишь в вечное Прибежище, Которое находится за пределами всех изменений. «Бог мой, и уповаю на Него» (Пс. 90, 2). Слово «Бог» по-еврейски означает «источник сил и могущества». Ты являешься моей крепостью, источником сил. Ты мой Повелитель, мой Властелин. Я надеюсь на Тебя и только на Тебя.

Здесь мы опять можем вспомнить слова Библии, которые часто повторяем: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145, 3). Тяжелый грех полагаться на человека. Бог обещает проклясть того, кто надеется на людей. В первую же очередь нельзя надеяться на себя. «Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна» (Пс. 90, 3).

В чем проявляется защита Бога? Во-первых, Он избавляет от сети ловцов. Как рыбаки вылавливают неводом рыбу, так же и искушение порой идет неводом со всех сторон. Бывают такие ситуации, когда человека обкладывают со всех сторон, загоняют, и вырваться некуда. В таких случаях всегда остается выход в иное измерение. Помните, как в книгах и фильмах герои попадают в безвыходное положение, но в конце выход чудесно находится?

Строго говоря, чудесный выход находится только в реальном мире, и это выход к Богу. Если прибежишь к Господу, то окажешься в безопасности. Как сказано в Книге притчей царя Соломона: «Имя Господа – крепкая башня» (Притч. 18, 11). Сети ловца – это искушения, нападения дьявола, который обкладывает человека со всех сторон так, что нет иных вариантов, кроме как сделать грех, погибнуть, просто исчезнуть с земли. И здесь Господь дает выход.

Он избавляет «и от словесе мятежна» (Пс. 90, 3). Что это такое? Мятежное слово может быть ропотом, словом, которое во мне посеял враг. Часто он нападает не снаружи, а пытается взорвать крепость изнутри, старается поднять внутренний мятеж. От этого мятежа, мятежного слова избавляет Бог. Но бывает и другое мятежное слово, и Давид его тоже имеет в виду: люди составляют против нас заговор, поднимают мятеж, чтобы уничтожить нас.

В Книге псалмов есть страшный эпизод, где говорится, что собрались против меня злодеи и «уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» (Пс. 54, 22), «человек, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40, 10) и «ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: “слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более”» (Пс. 40, 8-9).

Бывает такой мятеж, когда все люди восстают на одного человека. Почему Давид говорит об этом? Потому что человеку тяжело идти против всех. От этого мятежного слова избавляет Бог. Он избавляет от явления, когда люди массами движутся против Творца. Когда все делают зло, все безобразничают, но есть один человек, идущий против течения, тогда Бог помогает ему остаться не со всеми, быть не как все. Он помогает человеку сохраниться в чистоте, не участвовать в мятеже, дает ему на это силы.

Потому что, в действительности, для противостояния злу требуется очень большая сила. Внутренне крайне тяжело идти против потока, против того, что говорят все. Дьявол любит в таких ситуациях ссылаться на «смирение», он нашептывает: «Ну, как же, это ведь не смиренно. Все говорят одно, а ты поступаешь по-другому. Просто неприлично, невежливо так себя вести, ты осуждаешь других. Сказано же: «Не суди, да не судим будешь», а ты осуждаешь грех. Не нужно его осуждать».

Это как раз то самое мятежное слово, от которого избавляет Бог. Самое гадкое мятежное слово не выступает как простое наглое хамство, хотя бывает и такое. Оно звучит иначе: «Мы же с вами свои люди, старые друзья, приятели с детства. Мы же с вами все понимаем. Это же настолько нормально, что и обсуждать не стоит. Все так делают. Неужели ты так не считаешь?» Такое обволакивающее мятежное слово. И Бог избавляет от него. Да, Бог здесь груб.

Недаром говорится, что Слово Божье подобно «молоту, разбивающему скалу» (Иер. 23, 29) и подобно мечу, рубящему напополам все сущее (ср.: Откр. 1, 16). Бог говорит через человека: «Нет, я против, я не с вами. Я знаю, что прав, потому что я с Богом». А то, знаете, злодеи обычно возражают: «Не может быть такого, что все неправы, а ты один прав». Кстати, справедливое выражение! Не бывает, чтобы один был прав, а все остальные неправы. Но это возможно, когда ты не один, а с Богом. Ощущаете разницу?

Если один идет против всего мира, то он шизофреник, а если один с Богом идет против мира, то подвижник. Вот такая разница. Шизофреник – это человек, дошедший до крайности гордыни, а подвижник – до крайности смирения. Интересно, что в крайних проявлениях гордыня и смирение очень похожи. Неслучайно на старых итальянских полотнах антихрист изображается с лицом Христа, только очень злым.

Дело в том, что предельное зло и предельное добро как бы очень близки. Отличие малозаметно. Например, когда дьявол искушал Еву в раю, то из его слов не сбылись лишь два: «Не умрете» (Быт. 3, 4), а все остальные, что «откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5) – исполнились. Зло – это почти правда. Почти. Дьявол пользуется даже не полуправдой, а девяностопроцентной правдой, потому что гораздо проще зло вложить во что-то хорошее.

Понятно, что если вы станете травить человека при помощи перловой каши, то будете обречены на провал. Не потому, что яд плох, просто перловую кашу мало кто любит. А вот через торт отравить человека проще. «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его» (Пс. 90, 4). Своими печами Он осенит тебя. Слово «осенит» происходит от слова «тень». То есть Его плечи покроют тебя тенью. Понятен образ, да? Стоит огромный великан и плечами защищает маленького коротышку, который за него прячется. Тут говорится, что Господь Своими плечами закроет тебя, Своим могуществом защитит от нападений. Ты спрячешься в Его тени, под Его защитой.

 

блаженный Феодорит Кирский

«Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей». Псалом не имеет надписания, показывает же непреоборимость упования на Бога. Ибо блаженный Давид, издалека духовными очами провидя, что будет с блаженным Езекиею, и усматривая, как он, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство – изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога.

 

Пс.90:1. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится.

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот воспользуется охранением от Бога небеснаго и будет иметь сие твердое ограждение, сию необоримую защиту.

 

Пс.90:2. Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

«Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». Ибо, имея твердое упование на Бога, наречет Его покровителем, попечителем и несокрушимою оградою.

 

Пс.90:3. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы.

«Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна». Отсюда Пророк начинает речь, обращенную к самому уверовавшему, и ободряет его, говоря, что Бог соделает его победителем не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни; потому что сетию означил тайныя козни, а вместо сего: «слово мятежное», Симмах перевел: «слово обидное»; таковы же слова соплетающих ложь и клеветы. Впрочем и сие препобедили многие упованием на Бога. Так великий Иосиф, понесши на себе клевету в прелюбодеянии, избежал сетей, так чудная Сусанна воспользовалась помощию свыше.

 

Пс.90:4. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

«Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися». Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов. Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами Пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которыя крыльями покрывают птенцов. Так блаженный Моисей крылами нарек Божию попечительность, и говорит: «сохрани его яко зеницу ока. Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер крыле свои, и прият их, и подъят их на раму свою» (Втор. 32:10–11). Сие и Владыка изрек Иерусалиму: «колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте?» (Мф.23:37).

«Оружием обыдет тя истина Его». поелику выше упомянул о слове мятежном и лживом; то кстати обещает здесь, что всеоружием его будет истина.

 

Пс.90:5. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем.

Пс.90:6. Язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

«Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни»:

«От вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго». Не только чувственных, но и мысленных, врагов преодолеешь божественною надеждою, избегнешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений, и с полною уверенностию, как охраняемый Богом, отженешь от себя страх, не будешь приходить в боязнь среди полудня, но избегнешь демонских наветов, пользуясь помощию свыше. Выражение же: «бес полуденный», Пророк употребил согласно с принятым у многих мнением, потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого-либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу, и не трудно поработить того, кто лишен попечения о нем свыше.

 

Пс.90:7. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

Пс.90:8. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

«Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». «Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши». Вместо: «от страны твоея» Симмах и Акила перевели: «напротив тебя». Говорит же Пророк, что если с правой и с левой стороны у тебя выйдет безчисленное множество, тебе не будет никакого вреда, а их увидишь низглагаемых Божественною карою. Сие и было при Езекии, потому что сто восемьдесят пять тысяч Ассириян поражено без воинских орудий. Так при Гедеоне, так при Ионафане, а также при Иосафате и при пророке Елисее было то же самое.

 

Пс.90:9. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим.

«Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Сподобишься же сего промышления, говорит Пророк, предавшись упованию на Бога, и Его соделав прибежищем. Ибо в составе речи недостает следующаго: сказал Ты, «Господи, упование мое»; и это – отличительное свойство пророческих писаний, преимущественно же псалмов. Впрочем и связь речи явною делает сию неполноту. Сказано: поелику уповаешь на Бога, и призываешь Его на помощь, то удостоишься Его попечения.

 

Пс.90:10. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.

«Не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему”. Превозможешь диавольския приражения и не потерпишь оттого вреда. Так Божественная благодать оградила дом Иова; свидетель сему сам враг, который взывает: «не Ты ли оградил еси внешняя и внутренняя дому его?» (Иов. 1:10). Когда же попустил Бог, и враг показал злобу свою, и праведный Судия увенчал победоноснаго подвижника.

 

Пс.90:11. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих.

«Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Это сказал и в тридцать третьем псалме: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» (Пс.33:8). Слышали же мы, что патриарх Иаков говорит: «Ангел иже мя избавляет от всех зол» (Быт. 48:16). И великий Авраам в ободрение раба сказал: «Бог послет Ангела Своего пред Тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт.24:7). Поэтому, из всего дознаем, что Бог всяческих посредством Ангелов охраняет уповающих на Него.

 

Пс.90:12. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею.

«На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Будешь пользоваться от них всяческим о тебе промышлением, чтобы ни откуда не приключалось тебе ни малаго вреда. Ибо малость вреда Пророк означил словами: «преткнуться о камень», а выражение: «на руках возмут тя», означает: поведут за руку, укажут путь, подадут всякую помощь.

 

Пс.90:13. На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

«На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу, потому что звери сии весьма сильны, а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самым взором. Однакоже многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от эхидны; так Ной, живя вместе с зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненнаго их нападения.

 

Пс.90:14. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его.

«Яко на Мя упова, и избавлю и́: покрыю и́, яко позна имя Мое». Воззовет ко Мне, и услышу его. Сие наконец изрек Бог всяческих, показывая, какой плод упования. Ибо говорит: избавлю его, огражденнаго упованием на Меня, от упомянутых видимых и невидимых наветников. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнет говорить, и прошение его прииму.

«С ним есмь в скорби». Если впадет в какое искушение, с ним буду, и подам достаточное утешение.

«Изму его и прославлю его». Не только освобожу его от горестей, но и соделаю славным.

 

Пс.90:16. Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

«Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое». Дам ему достигнуть глубокой старости и предварительно «явлю спасение», какое готовится ему в будущей жизни. Сего сподобился и блаженный Езекия, потому что, просив приложения лет жизни, получил оное на пятнадцать лет и приобрел себе великую именитость гибелью Ассириян. Ему весьма приличествуют слова сии: «изму его и прославлю его, и явлю ему спасение Мое». Но и все уповающие на Бога насладятся всякими благами, как показывает древняя история и как свидетельствует видимое ныне.

 

 

По материалам сайтов Азбука , Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Просмотрено (1249) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *