Зачем Спаситель наш вознесся от нас на небо?

Еп. Гермогенъ (Добронравинъ) († 1893 г.)

Господь Іисусъ Христосъ по воскресеніи своемъ провелъ на землѣ еще сорокъ дней. Во все это время Онъ неоднократно являлся ученикамъ своимъ, бесѣдовалъ съ ними, поучалъ ихъ. Въ сороковой день явился Онъ имъ въ послѣдній разъ, и, давъ нѣсколько наставленій, вывелъ изъ Іерусалима до Виѳаніи, на гору Елеонскую, гдѣ, воздѣвъ руки, благословилъ ихъ, и, благословляя, сталъ отдаляться отъ нихъ и возноситься на небо. Апостолы съ благоговѣніемъ поклонились возносившемуся отъ нихъ Господу, и свѣтлое облако сокрыло Его отъ очей ихъ. Долго не сводили они глазъ съ того мѣста, гдѣ потеряли Его изъ виду, — и вотъ въ это время являются имъ два мужа въ бѣлой одеждѣ и говорятъ: «Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Іисусъ, вознесшійся отъ васъ на небо, придетъ такимъ же образомъ, какъ вы видѣли Его восходящимъ на небо». — Послѣ сего Апостолы съ радостію возвратились въ Іерусалимъ, хваля и прославляя Бога.

Съ каждымъ праздникомъ соединяется у насъ воспоминаніе или радостное или печальное. Какъ же назвать этотъ праздникъ — праздникъ вознесенія Господня — радостнымъ или печальнымъ? — Назвать его праздникомъ радостнымъ? Но вотъ св. Церковь поетъ: «Господи! Апостоли, яко видѣша Тя на облацѣхъ возносима, рыданіемъ слезъ, Жизнодавче Христе, скорби иснолняеми рыдающе, глаголаху: Владыко! не остави насъ сирыхъ!» [1]. Да и что за радость дѣтямъ, когда оставляетъ ихъ отецъ, что за утѣшеніе для овецъ, когда уходитъ отъ нихъ пастырь, какое веселіе для невѣсты, Церкви Христовой, когда Женихъ ея — Христосъ — отъ ней удаляется? Такъ, значитъ, праздникъ этотъ надо назвать печальнымъ? Но за чѣмъ же /с. 379/Церковь въ этотъ день облачается въ свѣтлыя ризы, за чѣмъ поетъ она тогда: «вознеслся еси во славѣ, Христе Боже нашъ, радость сотворивый ученикомъ?» [2]. Да и самъ Евангелистъ замѣчаетъ, что св. Апостолы по вознесеніи Господнемъ возвратились въ Іерусалимъ съ радостію великою (Лук. 24, 52). Итакъ чтоже? радоваться ли въ этотъ день христіанину, или скорбѣть? А пусть онъ внимательно разсудитъ о томъ, за чѣмъ Спаситель нашъ вознесся отъ насъ на небо, — и тогда самъ легко пойметъ, печаль или радость должна занимать его сердце.

Итакъ за чѣмъ же Спаситель нашъ вознесся отъ насъ на небо? — По любви къ намъ сошелъ Онъ на землю, жилъ между нами, положилъ за насъ душу свою на крестѣ, по любви къ намъ также, безъ сомнѣнія, и вознесся отъ насъ на небо. Вотъ что говорилъ Онъ ученикамъ своимъ: уне есть вамъ, да Азъ иду: аще бо не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ; аще ли иду, послю Его къ вамъ (Іоан. 16, 7). Смыслъ сихъ словъ Его какбы такой: «Возлюбленные Мои! Каждому изъ васъ надобно будетъ идти въ міръ съ проповѣдію о Мнѣ: на то вы и Апостолы; но не думайте, будто найдете въ мірѣ радость. Нѣтъ, совсѣмъ нѣтъ! Тебя, Петръ, поведутъ, аможе не хощеши (Іоан. 21, 18), заключатъ въ темницу, и въ Римѣ для креста твоего готово ужъ дерево. Ты, Іаковъ, первый пострадаешь отъ меча въ Іерусалимѣ, Тебя, Іоаннъ, далеко, далеко сошлютъ, въ заточеніе на островъ Патмосъ. Тебя, Андрей, ждетъ крестъ въ Ахаіи; да и тебѣ, Филиппъ, умереть на крестѣ въ Іераполѣ; съ тебя, Варѳоломей, сдерутъ кожу въ Арменіи; тебя, Ѳома, избодутъ копьями въ Индіи; а тебѣ, Матѳей, готовитъ муки Еѳіопія. Да; каждому изъ васъ предносится уже чаша страданій. А кому пріятна скорбь? и какъ вамъ тутъ обойтись безъ утѣшенія? Такъ пойду Я къ Отцу Моему и пошлю вамъ Утѣшителя, Духа истины: пусть Онъ вездѣ будетъ съ вами, пусть будетъ утѣшать, укрѣплять васъ, облегчать ваши страданія. Значитъ, уне есть вамъ, да Азъ иду. — Да и послѣ васъ будутъ люди, которые, подобно вамъ, за имя Мое потерпятъ разныя мученія: кто по/с. 380/гибнетъ отъ камней, кто отъ меча, кто отъ огня, кто отъ воды, кто отъ звѣрей, кто какъ… Найдутся и такіе, которые сами станутъ распинать плоть свою со страстьми и похотьми — кто въ пустынѣ, кто въ затворѣ… Тѣмъ тяжело, и этимъ не легко… Пойду жъ Я къ Отцу Моему, и пошлю имъ Утѣшителя, а иначе Онъ не придетъ. Значитъ, уне есть, да Азъ иду. И вообще Я знаю, что вси хотящіи благочестно жити, гоними будутъ (2 Тим. 3, 12); а Мнѣ по собственному опыту извѣстно, какъ тяжело быть гонимымъ. Пойду же Я къ Отцу Моему, и пошлю имъ Утѣшителя; а если не пойду, Утѣшитель не придетъ. Значитъ, уне есть, да Азъ иду». — Гряди, Господи, невольно говоритъ отвсюду поражаемое горемъ наше сердце, гряди и пошли намъ Утѣшителя!

Зачѣмъ Господь вознесся отъ насъ на небо? — За тѣмъ, чтобы съ высоты неба смотрѣть на насъ, какъ отцу на дѣтей, какъ пастырю на овецъ, какъ военачальнику на воиновъ, чтобы видѣть оттуда всякаго, и всякому въ бѣдѣ подать помощь. Вотъ св. первомученика Стефана Іудеи побиваютъ камнями: тяжело Стефану терпѣть; но Господь смотритъ на него съ высоты неба, подкрѣпляетъ его, и св. страдалецъ среди страданій радостно взываетъ: се вижу небеса отверста, и Сына человѣча одесную стояща Бога (Дѣян. 7, 56). Вотъ Савлъ, впослѣдствіи Апостолъ Павелъ, спѣшитъ изъ Іерусалима въ Дамаскъ съ недоброю цѣлію истребить тамъ всѣхъ учениковъ Христовыхъ; спѣшитъ онъ въ Дамаскъ, а то и на мысль не приходитъ ему, что Господь смотритъ на него съ высоты святыя своея. Но Господь видитъ его и останавливаетъ. Глаза Савла вдругъ ослѣпляются необычайнымъ свѣтомъ, а голосъ съ неба: Савле, Савле, что Мя гониши (Дѣян. 9, 4)? такъ сильно поражаетъ его, что онъ вдругъ изъ жаркаго гонителя становится пламеннымъ защитникомъ Церкви Божіей.

Зачѣмъ Господь вознесся отъ насъ на небо? — Затѣмъ,чтобъ, подобно солнцу, съ небесной высоты освѣщать всѣхъ насъ своею благодатію. Нѣтъ на небѣ солнца, и все въ поднебесной покрыто ночнымъ мракомъ; а покажется свѣтлое солнышко, и /с. 381/ тьма бѣжитъ прочь. Такъ и духовное наше Солнце — Христосъ, пока былъ на землѣ въ состояніи уничиженія, дотолѣ всю почти землю покрывала тьма невѣдѣнія: тамъ Іудей съ темною думою о Мессіи, здѣсь язычникъ съ ложнымъ понятіемъ о богахъ… Но вотъ взошелъ Христосъ на небо, и куда дѣвался мракъ?.. Солнце свѣтитъ съ неба и добрымъ и злымъ: такъ и Господь вознесся отъ насъ на небо, чтобы призирать оттуда своею благодатію на праведныхъ и грѣшныхъ, первыхъ любить, а послѣднихъ вести къ спасенію. Солнце своими лучами согрѣваетъ землю, и сна становится плодоносною: такъ и Господь съ высоты неба согрѣваетъ своею благодатію холодныя наши сердца, и они, становясь плодоносною нивою, даютъ духовные плоды!

Зачѣмъ Господь вознесся отъ насъ на небо? — За тѣмъ, чтобы отворить намъ двери въ царство небесное. Праотецъ нашъ Адамъ затворилъ райскую дверь для всего рода человѣческаго, и кто изъ людей могъ войти туда? Угоденъ былъ Богу Ной, праведны были Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ, непороченъ былъ Іосифъ; а Моисей, Іисусъ Навинъ, Даніилъ, Давидъ, и мало ли было другихъ угодниковъ Божіихъ? — Но до Христа никто изъ нихъ не могъ взойти на небо: никтоже взыде на небо, токмо сшедый съ небесе, Сынъ человѣческій, сый на небеси (Іоан. 3, 13). Итакъ древній Адамъ затворилъ входъ въ рай, и отворилъ врата во адъ; а новый Адамъ, Господь нашъ, затворилъ адъ, и отворилъ рай сначала благоразумному разбойнику: днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 43), а потомъ и всѣмъ, истинно вѣрующимъ въ Него. Что Господь вознесеніемъ Своимъ отверзъ райскія двери, объ этомъ знаемъ мы изъ словъ Ангельскихъ, сказанныхъ при вознесеніи: возмите врата вѣчная князи вашя, и возмитеся врата вѣчная и внидетъ Царь славы (Псал. 23, 9); а что Онъ затворилъ входъ смерти и аду, это извѣстно намъ изъ словъ самаго Господа, который сказалъ ученику своему Іоанну: не бойся. Азъ есмь первый и послѣдній: и живый, и быхъ мертвъ, и се живъ есмь во вѣки вѣковъ: аминь. И имамъ ключи ада и смерти /с. 382/ (Апок. 1, 17. 18). Чудное дѣло! Ключей царствія небеснаго Господь не хранитъ у Себя, а отдалъ ихъ Апостоламъ: дамъ ти ключи царствія небеснаго (Матѳ. 16, 19); а вотъ ключи ада и смерти держитъ при Себѣ: имамъ ключи ада и смерти. Что же такое? Ужели Господу хочется скорѣе губить, чѣмъ спасать человѣка? Ужели удобнѣе для Него отверзать людямъ смерть и адъ, чѣмъ царство небесное? О, нѣтъ, нѣтъ! Придетъ ли кому въ голову такая безумная мысль? Такъ за чѣмъ же Господь не сказалъ: имамъ ключи жизни и царства небеснаго, а сказалъ: имамъ ключи ада и смерти? — Зналъ Господь и знаетъ, какъ люди склонны отворять себѣ и другимъ двери смерти и ада: себѣ отворяютъ они двери туда безпрерывными грѣхами своими, а другъ другу частымъ гнѣвомъ и злобою. Случись испытать человѣку отъ другаго обиду, куда какъ онъ гнѣвается, какъ горячится! Кажется, радъ былъ бы оскорбившаго тотчасъ послать въ адъ… Вотъ, видя такой суровый нравъ человѣка, Господь и беретъ ключи смерти и ада Себѣ: имамъ ключи ада и смерти. «Ты, грѣшный человѣкъ», какбы такъ говоритъ Господь, «ты столько надѣлалъ и столько дѣлаешь зла, что адъ ужъ давно, давно ждетъ тебя къ себѣ, а Я все еще жду твоего обращенія и покаянія, и не попускаю ни смерти похитить тебя, ни аду поглотить тебя: имамъ ключи ада и смерти. Вижу опять, какъ часто ты, человѣкъ, гнѣваешься на ближняго, и гнѣваешься иногда столь сильно, что хотѣлъ бы тотчасъ предать его смерти и аду; да нѣтъ у тебя такой надъ нимъ власти, чтобы послать во адъ; не дано тебѣ на то ключей, да и не дамъ тебѣ ихъ никогда, а Самъ ношу съ Собою: имамъ ключи ада и смерти»…

Зачѣмъ Господь вознесся отъ насъ на небо? — Затѣмъ, чтобы тамъ ходатайствовать за насъ предъ Богомъ Отцомъ. Аще кто согрѣшитъ, ходатая имамы ко Отцу, Іисуса Христа праведника. И той очищеніе есть о грѣсѣхъ нашихъ (1 Іоан. 2, 1. 2). О, какая радость для грѣшника! Тутъ нѣтъ уже мѣста мрачному отчаянію! Тутъ животворно свѣтитъ спасительная надежда! На небѣ милосердый у насъ Заступникъ, сильный Ходатай, предъ /с. 383/ Богомъ Отцомъ!… Чего-чего не сдѣлаютъ для насъ язвы Его, которыми покрытъ Онъ за наши грѣхи, и которыми ходатайствуетъ за насъ предъ правосудіемъ Отца! О, дай только намъ, Господи, покаяніе, а надежда наша свѣтлая, какъ солнце, ярко блеститъ на небѣ!..

Зачѣмъ Господь вознесся отъ насъ на небо? — За тѣмъ, чтобы приготовить тамъ мѣсто, гдѣ мы жили бы цѣлую вѣчность и блаженствовали: иду уготовати мѣсто вамъ, и аще уготовлю мѣсто вамъ, паки пріиду и поиму вы къ себѣ: да идѣже есмь Азъ, и вы будете (Іоан. 14, 2. 3). Добрая, радостная вѣсть! Господь вознесся отъ насъ на небо, чтобы тамъ всѣхъ любящихъ Бога упокоить съ Серафимами, Богомудрыхъ — съ Херувимами,Богоносныхъ — съ Престолами, добрыхъ господъ — съ Господствами, вѣрныхъ и храбрыхъ воиновъ — съ Силами, добрыхъ и справедливыхъ властителей — съ Властями, честныхъ начальниковъ — съ Началами, тѣхъ, которые другимъ въ гóрѣ доставляютъ помощь и утѣшеніе, — съ Архангелами, тѣмъ, кто живетъ во плоти подобно Ангеламъ, — съ Ангелами… А намъ-то грѣшнымъ гдѣ уготовалъ Господь мѣсто? Будетъ ли и намъ на небѣ хоть какой нибудь уголокъ? Увы! вотъ въ Писаніи сказано: не имать въ него внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написаныя въ книгахъ Агнца (Апок. 21, 27); внѣ царствія Божія псы, и чародѣи, и любодѣи, и убійцы, и идолослужители, и всякъ любяй и творяй лжу (Апок. 25, 15). Итакъ горе тебѣ, грѣшникъ, горе тебѣ!.. Плачь; но не съ отчаяніемъ плачь: вотъ и на насъ съ тобой милосердый Господь смотритъ съ высоты неба, и говоритъ: Не пріидохъ призвати праведники, но грѣшники на покаяніе (Матѳ. 9, 13); покайтесь только, и вы сподобитесь равной чести со святыми. Гдѣ мѣсто Петру, трижды отъ Меня отрекшемуся и горько о томъ плакавшему, гдѣ мѣсто женѣ грѣшницѣ, плакавшей у ногъ Моихъ, гдѣ распутному сыну, гдѣ разбойнику мѣсто, — тамъ и ваше можетъ быть мѣсто: только плачьте о грѣхахъ своихъ, какъ Петръ; припадайте ко Мнѣ съ раскаяніемъ, какъ грѣшница; обращайтесь ко Мнѣ, какъ сынъ распутный; сми/с. 384/ряйтесь, какъ мытарь; сраспинайтесь Мнѣ, какъ благоразумный разбойникъ, и вы спасетесь: на небѣ есть у Меня мѣсто и для васъ; не тѣсно тамъ: въ дому Отца Моего обители многи суть (Іоан. 14, 2). Я весь вашъ: будьте только и вы Мои!»

Такъ вотъ зачѣмъ Господь вознесся отъ насъ на небо! Все для нашего счастія и блаженства. Значитъ, въ этотъ день не мрачная скорбь, а свѣтлая радость должна занимать наше сердце! [3]

Священникъ Константинъ Добронравинъ.
Примѣчанія:
[1] Стихира на Господи воззвахъ.
[2] Тропарь праздника.
[3] Нѣкоторыя мысли заимствованы изъ поученія св. Димитрія Ростовскаго на день Вознесенія Господня. Соч., томъ 2-й, стр. 214. изд. 1832 г.

Источникъ: Священникъ Константинъ Добронравинъ. Вознесеніе Господне. // «Странникъ». Духовный учено-литературный журналъ, издаваемый священникомъ м. б. Василіемъ Гречулевичемъ. 1860. Май. — СПб., 1862. — С. 378-384.

Просмотрено (23) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, История Церкви, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *