Притча о милосердном самарянине

протоиерей Иоанн Толмачев (†1897)

Содержание:

  1. Практический очерк содержания рядового чтения
  2. Любовь самарянина уничтожает все наши отговорки при неоказании помощи ближним
  3. И христианская любовь допускает различия
  4. Чувства и дела милосердого самарянина
  5. Глубокий, сокровенный смысл притчи о Самарянине
  6. Великая вина, какую навлекает на себя человек из-за немилосердия к ближним
  7. Самые плохие христиане те, которые много говорят, но мало делают
  8. Нет ничего случайного, но все от Бога
  9. Божья милость охраняет нас всегда на всех стезях нашей жизни
  10. Поощрительная сила добрых примеров
  11. Милосердный самарянин, как образец истинного благодетеля для всех времен
  12. Как мы можем выражать любовь к ближним?
  13. Какой должна быть любовь к ближним
  14. Истинная любовь к ближнему

1.Практический очерк содержания рядового чтения

Евангельское чтение о милосердом самарянине предлагает нам разъяснение вопроса о христианском милосердии.

  1. Круг деятельности христианского милосердия:

а) к кому оно простирается, — к тем, которые нуждаются в нашей помощи (ст.30);

б) как далеко оно простирается, — ко всем людям без исключения, кто бы они ни были, иудеи или самаряне.

 

  1. Сущность христианского милосердия: оно есть

а) чувство сострадания, которое не может смотреть без соболезнования на чужое горе (ст.33: “увидев его, сжалился”) и

б) выражается на деле (ст.34–35).

 

  1. Свойства христианского милосердия.

а) Оно помогает без отлагательства и замедления, без принуждения или по каким-либо сторонним побуждениям, но единственно из чистой и бескорыстной любви: попавший в руки разбойников был не из рода самарян, о каком-либо вознаграждении, не говоря уже о плате, тут не было и речи; на славу и честь перед людьми, когда не было никаких свидетелей, также нельзя было рассчитывать самарянину (ст.33–34 ).

б) Оно делает то, чего требуют обстоятельства и столько, сколько в состоянии сделать (ст.34: “перевязал ему раны” и т. д).

в) Оно действует с самоотвержением,

ибо не страшится никакой опасности (ст.30, это было очень опасное место для путешествующих, разбойники могли быть недалеко),

— не останавливается ни перед какими трудами (ст.34: “перевязал ему раны”),

— не жалеет никаких издержек (ст.35: тратит на это масло, вино, деньги и время),

— действует неутомимо, помогает всеобъемлюще (ст.35)

и, кроме того, просит также содействия других в своих благотворительных делах (ст.35).

 

Останавливаясь на каждом стихе дневного евангелия, в частности, проповедник может беседовать:

Ст. 25: “О страсти некоторых людей ставить других в затруднение. О характере людей коварных и лукавых. Об обыкновенной участи людей коварных и лукавых. Ответ на вопрос: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? О несчастном состоянии людей, не знающих первых истин веры.”

Ст. 27: “О любви к Богу. Об истинной любви к ближним. Любовь есть исполнение закона. Как опасно в деле веры и нравственности знать закон и не поступать по закону?”

Ст. 29: “О ложном и истинном ответе на вопрос: кто есть ближний мой?”

Ст. 30: “О жестоком немилосердии к ближним.”

Ст. 31–32: “В жизни людей нет ничего случайного. О вине людей, видящих погибающего брата и отвращающихся от него.”

Ст. 33: “К чему обязывает нас опыт, что Бог часто оказывает нам добро через таких людей, от которых мы менее всего могли ожидать его? Почему сострадание проявляется чаще к людям незнакомым, чем к знакомым?”

Ст. 33–36: “О свойствах истинного милосердия к ближним или: милосердый самарянин, как образец истинного благодетеля для всех времен.”

Ст. 37: “О подражании добрым примерам.”

 

2.Любовь самарянина уничтожает все наши отговорки при неоказании помощи ближним

“Возлюби… ближнего твоего, как самого себя” (ст.27).

Еще иудеям заповедано было любить ближних, как самого себя. Но иудеи придумывали разные отговорки и считали, что под именем ближнего следует понимать только родственника, друга, единоплеменника. Такими отговорками они облегчали для себя исполнение трудной заповеди. Но Иисус Христос в нынешней притче отверг подобные извинения и показал, что всякий, нуждающийся в нашей помощи, есть ближний.

И мы христиане также выдумываем иной раз оправдания, чтобы не оказать любви и помощи ближнему. Но все они уничтожаются примером самарянина.

Потому что он:

  1. Помогает там, где более обязанные к помощи прошли мимо.

а) Священник и левит видели несчастного человека, но прошли мимо, не оказав ему ни малейшей помощи. Они, конечно, сознавали отговорки и оправдания в своем немилосердом поступке, вроде тех, например, что место здесь было опасное, что они имеют дела, не терпящие отлагательства, что они не в состоянии были много сделать для несчастного и т. д. Но однако они, по своему званию и по единоплеменству, были теснейшим образом обязаны к оказанию помощи!

б) Другие, проходившие тем путем, могли бы думать: “если вы прошли, то мы тем более имеем право так поступать”. Так мог бы думать самарянин.

в) У нас также появляются отговорки: “общество, братья и сестры должны помочь!”

Мы все между собой братья и родные. “Так как мы все происходим от одного человека, то мы — кровные родственники. Так как мы все от одного Бога получили дыхание и жизнь, то что мы, как не братья, братья в высшей степени, потому что имеем одну душу? Не должны ли мы поэтому горячо любить друг друга и оказывать взаимную помощь в нужде?” Лактанций Diо. Instit. v. 10

г) Но самарянин смотрел только на страдания несчастного. Он не представлял никаких извинений и отговорок. Он чувствовал себя призванным к помощи, — и помог. Он был несчастному ближний, а несчастный был ближний ему. Любовь помогает, если даже ближе обязанные идут мимо.

 

  1. Помогает своему врагу.

а) Часто говорят, если должны оказать помощь, “несчастный сделал мне зло, он — другой веры, чужестранец, дурной человек, он должен был бы лучше вести себя, больше беречь себя” и т. д.

б) Несчастный в притче был из Иерусалима, следовательно, иудей и враг самарянина. Самарянин оказал ему помощь, поскольку его благородное сердце дышало сострадательностью. Самарянин помог иноверцу, потому что тот нуждался в его помощи, был несчастен и значит — ближний.

“Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою… и Господь воздаст тебе” (Прит. 25:21-232)

“Любить врага — небесное мщение.” Блаженный Августин

“Нет в мире ничего достойнее удивления, как любовь к врагам.” Блаженный Августин in. рs. 102

 

  1. Помогает охотно, не дожидаясь просьбы.

а) Говорят в свое оправдание: “меня не пригласили, не искали, не просили. Кто хочет моей помощи, тот должен об этом меня просить, уговаривать” и т. д.

б) Гордость играет важную роль. Свет наполнен гордостью, она всегда хочет, чтобы ее просили и заискивали. От нее происходят отговорки.

в) Любовь помогает охотнее всего непрошено. Любовь тогда только и чиста, когда она помогает, не дожидаясь мольбы. Должны искать нуждающихся, или, по крайней мере, не обходить их на пути.

г) О самарянине говорится: “нашел на него и, увидев его, сжалился” (ст.33).

 

  1. Помогает действительно и деятельно.

а) Многие люди охотно желают иметь сострадание, принимают с удовольствием просьбы и ходатайства, но помочь делом не хотят. Отговорка: “то, что я имею, нужно для меня и для моих” и т. д.!

б) Но любовь говорит: “одно сострадание, плач, сетование, даже просьба тут не поможет.”

Надо делать и делать!

в) О самарянине говорится: “и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино” (ст.34). Так поступает любовь: она помогает делом! “Если при таком оказании любви встречается великое затруднение, то будет в той жизни и величайшая награда.” святитель Иоанн Златоуст бес. 18 на Иоанна

 

  1. Помогает пожертвованием времени и денег.

а) Говорится иногда: “я желаю кое-что сделать, перевязать, например, раны. Но больше делать я не в состоянии” и т. д.!

б) Но самарянин: “посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем” (ст.34).

в) Вообще любовь думает о чужой беде так: “теперь, именно сейчас нужно помочь; это — мое настоящее дело, другие мои дела не уйдут от этого.”

 

  1. Помогает вольностью и до конца.

а) Отговорка: “я сделал мое дело; остальное пусть делают другие!” И, таким образом, не заботятся уже более о случившемся несчастьи и нужде.

б) Любовь не знает отдыха и покоя, пока совершенно не поможет. Она интересуется в дальнейшем, осведомляется о судьбе страдавшего. Чего не в состоянии сделать одна, просит и молит других действовать вместе с ней.

в) Самарянин: “на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе” (ст.35).

 

3.И христианская любовь допускает различия

“Кто мой ближний?” (ст.29)?

В нынешней притче представлено, что ближний наш — всякий, требующий нашей помощи. Мы не должны исключать из нашей любви никого, ни врага, ни грешника, ни иноземца: самый несчастный, кто бы он ни был, есть всегда и самый ближний к нам. Однако, эта всеобщая любовь к разным людям может проявляться по-разному. Даже христианская любовь допускает некоторые различия, только не такие, какие допускали законники и фарисеи.

Проявления нашей любви должны быть разные:

  1. К друзьям, чем к врагам.

Слишком много требовалось бы, если бы мы должны были совершенно также поступать с врагами, как и с друзьями. Наши поступки в отношении к тем и другим могут иметь некоторое различие.

а) Врагов мы должны любить, можно сказать, еще больше, чем друзей. Мы обязаны за них молиться, оказывать им всякое благоволение, отвращать от них всякий вред, помогать им во всякой нужде и т. д. Мы должны прощать и забывать обиды. Ясное учение Спасителя! Пример самарянина! Пример Отца Небесного! Любовь к врагам есть самая высшая высота христианства.

б) Примеры: твой враг беден, твой враг несправедливо оклеветан или подвергся бесчестию, твой враг болен, преклоняет подле тебя колена в храме Божием и т. д. Что делать?

в) Но дружеских обращений с врагами мы не обязаны иметь. Для этого требуется сходство понятий и привязанность сердца. Дружба не основывается ни на какой христианской заповеди. Отец небесный также избирал между людьми мужей по сердцу своему. Спаситель имел только нескольких, немногих друзей.

г) Примеры: избегай того, кто при каждом случае оскорбляет тебя! Запирай твой дом от клеветника, соблазнителя и кляузника! Не сближайся с человеком лукавым!

 

  1. К благочестивым, чем к грешникам.

Грех мы должны ненавидеть, но грешников любить. Это различие заповедует Христова вера.

а) К грешникам мы должны иметь больше любви, чем к людям добрым и благочестивым. Молитва, сострадание, увещания, предостережение для грешников и ради грешников! Христос пришел для грешников. Велика была Его любовь к грешникам. Что должен делать муж, имеющий злую жену, сосед — худого соседа, учитель — дурного воспитанника и т. д.?

б) Но относительно обращения мы должны поступать с плохими людьми иначе, чем с добрыми. Быть друзьями и сообщниками злых мы не обязаны.

а. Из уважения к самим себе, к нашей чести и нашему имени.

  1. Из внимания к самим грешникам. Холодное обращение, быть может, исправит их.

с. Из уважения к доброму делу. Наше обращение и наш выбор друзей и товарищей должны быть безукоризненны!

 

  1. К родным, чем к чужим.

а) Все люди да будут твои ближние. В нужде мы не должны никого оставлять. Почему не может назваться христианином тот, кто лишает своей помощи человека чужого, не христианина, не православного, врага?

б) Однако, смотри иной раз на самых близких! Следует иногда обращать особенное внимание:

а. На односельчан. Члены других обществ помогают также своим.

  1. На несчастных родственников, знакомых, благодетелей: они имеют право рассчитывать на большее внимание.

с. На братьев, соседей и проч. Мы знаем их нужды наилучшим образом и призваны ближе всех к оказанию помощи.

  1. На бедных родителей. Пока мы в состоянии помогать им, другие могут не оказывать помощи.

е. На детей. Заботиться о них больше, чем о всех других обязаны родители.

 

Заключение. Наша дружба пусть принадлежит людям добрым, наше уважение — благочестивым, наша ближайшая и первейшая забота — родным, наша любовь — всем, наша помощь — нуждающимся!

 

4.Чувства и дела милосердого самарянина

“Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился” (ст.33).

Для обучения нас истинной любви к ближним, Иисус Христос предложил прекрасную притчу о милосердом самарянине. Спаситель желал и в нас пробудить также чувство и дело самарянина. Но это чувство и дело выражено в немногих словах: Самарянин увидев его, сжалился.

 

  1. Самарянин пришел (проезжая).

а) Это было по Божьему устроению. Бог хотел, чтобы самарянин предпринял свое путешествие, чтобы отправился в путь именно в этот день, чтобы пришел в то время, когда разбойники уже удалились и т. д. Человек, конечно, имеет свободную волю, но Бог действует тысячами средств на эту волю. Только злая мысль злых людей есть собственное человеческое дело. Все другое происходит по воле, внушению, повелению, направлению, устроению Божьему и т. д.

б) Но это было также и собственное действие самарянина. Он не воротился назад, как сделал бы иной трус. Он не прошел мимо, как поступили священник и левит. С мужеством, решимостью и участливой любовью он подошел к несчастному поближе. Он не противился Божьему устроению. Он последовал призывавшему его зову.

Если следуют божественному зову, то это — собственное действие!

в) Приложение к нашей жизни. Мы также встречаем часто несчастных: бедных, страждущих, преследуемых, находящихся в опасности и затруднении. Думаем ли мы, что нас послал Бог для помощи, для оказания доброго дела?

Часто внушает нам внутренний голос идти в то или иное место, для оказания помощи, утешения и т. д. Следуем ли мы этому внутреннему и в то же время божественному голосу? Святому Павлу явилось сновидение, в котором было сказало: “иди в Македонию и помоги нам!” и он пошел.

Часто мы должны и можем прямо отыскивать чужую нужду. Так делали святые люди, посещая хижины бедных, больных, погорелые места и проч.

 

  1. Самарянин видел его (увидел его).

а) Он видел Иудея. Это был иностранец, который исповедывал другую веру, враждовал с самарянами и не имел с ними никакого общения. Но самарянин этого вовсе не замечал. Он видел перед собой страждущего человека, единокровного, брата.

Тот всегда нам ближний, кто нуждается в нашей помощи!

б) Он видел ужасное состояние. Кровь, раны, изнеможение! Ах, как иной глаз отвернулся бы от всего этого! В свете слишком много ложной чувствительности и брезгливости. В романах читают о таких состояниях, но сами их не видят. Бегут всячески от ран, крови и нарывов!

Это вовсе не так ужасно, если смотрят надлежащими глазами.

в) Приложение к нашей жизни. В нужде не следует делать никакого различия между исповедниками разной веры. Христианство вмещает в себе всех людей, кто не помогает другому, потому что он иудей, турок или лютеранин, тот не христианин.

Святые потому и сделались святыми, что они охотно помогали в самых ужасных и отвратительных нуждах.

“Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие” (Тов. 4:7).

При виде несчастного оставим без внимания все, исключая его несчастия.

 

  1. Самарянин сжалился (сжалился).

а) Он дал, что имел. Он взял свое вино и масло, и возлил на раны. Он взял свою одежду, и перевязал раненного. Он оставил деньги в гостинице. Он обещал заплатить дальнейшие издержки на обратном пути.

Как неохотно иногда расстается человек со своей прибылью и деньгами? Иной имеет сострадание, но не оказывает помощи.

б) Он сделал, что мог. Он возвратил жизнь раненому, посадил его на свое навьюченное животное, привез его в гостиницу и заботился о нем. Он помог полностью.

в) Приложение к нашей жизни. Оказывать столь великую помощь редко кому из нас удавалось, но это возможно, и следует делать. Но мы можем и должны сделать и меньшее.

Мы имеем избыток в пище и питье: уделяем ли мы, однако, бедным хлеб, или оставшиеся крупицы, или ничтожную пищу и т. д.?

Иной или иная имеет полные шкафы и сундуки одежд, огромный запас всевозможного белья — не обязаны ли они прикрывать обнаженной нищеты?

Иной обладает деньгами гораздо в большем количестве, чем сам тратит — подал ли он, однако, нищему, хоть копейку или грош?

Иной одарен силой, умеет подать добрый совет — спешил ли он с ними на помощь беспомощному, безутешному, поставленному в затруднение и т. д.?

От нас требуется не много, сделаем же, по крайней мере, это малое с охотой и любовью!

 

5.Глубокий, сокровенный смысл притчи о Самарянине

“Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам… Самарянин… перевязал ему раны, возливая масло и вино… вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем…” и т. д. {ст. 30–35).

 

Священное Писание обыкновенно объясняют в смысле буквальном, и почти всегда проповедуют по этому объяснению.

 

Но уже с древних времен отцы и учители Церкви находили в учениях и рассказах Священных Писаний более глубокий, сокровенный (аллегорически-мистический) смысл, на истолковании которого основывали иногда свои поучения.

 

Подражая примеру и руководству Отцов Церкви, изъясним и мы глубокий смысл притчи о Самарянине.

 

  1. Человек, попавший в руки разбойников, есть Адам или вообще человек.

 

а) Он шел из Иерусалима. Иерусалим — город благодати. Он был целью и чаянием очень многих странников. Под этим городом святые отцы Церкви понимают рай. Человек шел из рая, потерял рай. Адам за преступление Господней заповеди изгнан из него. Человек вообще потерял райское блаженство вследствие греха. Грешный человек не имеет больше никакого истинного счастья, радости и т. д.

 

б) Он шел в Иерихон. Этот город был проклят Иисусом Навином. Он известен был, как город проклятия. Во времена Спасителя путь между Иерусалимом и Иерихоном был неблагонадежен и опасен.

 

Адам после своего падения должен был обрабатывать землю, преданную проклятию. Греховный человек вообще живет без Божьего благоволения. На его поступках и стремлениях почивает проклятие. Так, например, нет никакого благословения во всем том, что приобретается неправдой и обманом. Какое проклятие почивает на доме, запятнавшем себя кровосмешением и т. д?!

 

в) “Попался разбойникам”. Это — злые духи, которые совлекли с человека все божественное украшение и ослабили его естественные дарования. Вместо любви к Богу и ближним, они внушили ему ненависть, вместо истинной веры — идолопоклонство, неверие, суеверие и т. д.

 

  1. Священник означает языческое, а левит — иудейское священство.

 

а) “По случаю один священник шел той дорогой”. Человек в своем грехопадении не остался вовсе без религии, без всякой веры. Вскоре после потопа большая часть людей предалась языческой вере, идолопоклонству. И это язычество имело своих священников (жрецов). Но то, чему учили, что делали и что приносили в жертву эти священники, не могло помочь: “увидев его, прошел мимо”. Человек становился все жалче, несчастнее и безнравственнее. Он принимал все более и более богов и не знал, наконец, к кому из них обращаться. Если он почитал одно божество, то гневались на него другие божества. Жестокость к рабам и к побежденным врагам! Публичное совокупление считалось богослужением! Во времена Иисуса Христа упадок нравов между язычниками не имел пределов и т. д.

 

б) “Так же (шел) и левит”. Иудейство высоко стояло над язычеством. Но его исповедывал единственный народ. Оно учило лучшему Богопознанию и Богопочитанию. Однако, и иудейское священство не могло помочь: “подошел, посмотрел и прошел мимо”. Бог, по учению иудейских законоучителей, был только строгий Господин. Вместо истинной любви к Богу и ближним, они учили преданиям старцев и проч. Многочисленные жертвы, совершаемые рукой иудейского священника, не могли умиротворить Бога. “Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи” (Евр. 10:4). Особенно было безутешно состояние иудеев перед пришествием Спасителя. Лучшие из них чаяли Мессии, милосердого Самарянина. “Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали” и проч. (ст.24).

 

  1. Милосердый самарянин явился в Иисусе Христе.

 

а) “Он, увидев его, сжалился над ним”. Господь видел духовное, нравственное и телесное бедствие людей и сжалился над ними. Он не мог далее оставлять род человеческий в таком безотрадном состоянии. Он пришел на землю, — пришел непрошенно, — пришел к врагу, к враждовавшему против Бога человечеству.

 

б) “Он перевязал ему раны,” — Иисус Христос взошел на крест, распялся за наши грехи, унял наши страдания, исцелил своими ранами наши раны. “Ранами Его мы исцелились” (Ис. 53:5)

 

в) Он возлил вино, — дал свое спасительное, живительное, ободряющее учение. Он научил нас знать Бога, как нашего небесного Отца и любить Его. Из любви к Богу вытекает любовь к самому себе и ближнему. Если Бог есть наш Отец, то мы и все люди — Его дети и проч.

 

г) Он возлил масло. Одного учения было недостаточно: Иисус Христос дал также благодать, особенно в Святых Таинствах. При раздаянии многих таинств употребляется масло: при крещении, миропомазании и елеосвящении. Масло выражает наглядно укрепление.

 

д) ”Он привез его в гостиницу,” т. е. в Церковь. Тут получают исцеление и спасение, отдохновение и прохладу. Каким образом?

 

Заключение. Пойдем опять обратно из Иерихона в Иерусалим, в потерянный рай. Оставим язычество и иудейство, они нам не помогут. Предадимся всецело милосердому Самарянину. Воспользуемся Его учением и благодатью! Будем искать исцеления в Его Церкви!

 

6.Великая вина, какую навлекает на себя человек из-за немилосердия к ближним

“Сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым…” и проч. (ст.30–31).

К числу тягчайших грехов, заслуживающих великого наказания перед Богом, относится грех немилосердия к ближним.

С заповедью о любви к Богу находится в тесной, неразрывной связи заповедь о любви к ближним, посему они и поставлены вместе: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя” (ст.27). Где нет любви к ближнему, там нет и любви к Богу”:

“Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит” (1 Иоан. 4:20)

Двоякий пример такого греха, происходящего от немилосердия к ближнему, предлагает нам Иисус Христос в нынешнем Евангелии (ст.30–31).

 

  1. Немилосердие, посредством которого навлекается вина.

Оно бывает, частью более грубое, частью более тонкое.

а) Более грубое.

а. Когда человек душит, истязает и угнетает своего ближнего, или иначе причиняет ему физический вред.

Такое грубое немилосердие мы видим в поступке разбойников (ст.30), в братьях Иосифа по отношению к своему родному брату:

“Братья его послушались и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников;

а они отвели Иосифа в Египет” (Быт. 37:27–28)

  1. Что поступать так с ближним, значит, оказывать ему немилосердие, — это очевидно для всякого, ибо любовь не делает ближнему никакого зла (Рим. 13:10); а в этих поступках явно выражается нелюбовь, немилосердие.

 

б) Более тонкое.

а. Такое немилосердие обнаруживается в том, когда человек хотя прямо и не причиняет ближнему зла, однако, не делает ему и добра, по крайней мере такого добра, в котором ближний более всего нуждается и которое он может оказать.

Пример такого немилосердия представлют священник и левит, каждый из которых, вместо того, чтобы помочь несчастному, “прошел мимо” (ст.31, 32).

Если бы они видели в несчастном своего ближнего и действительно любили его, то не оставили бы его страдать в таком положении, но поступили бы также, как поступил самарянин (ст.33–35).

 

  1. Тоньше, конечно, было это немилосердие священника и левита сравнительно с немилосердием разбойников, однако, — это тоже немилосердие. По суду человеческому оно, быть может, и не удостоилось бы названия немилосердия, но перед Богом оно одинаково преступно, как и немилосердие грубое и даже, в некотором отношении, еще преступнее.

 

  1. Великая вина, навлекаемая немилосердием.

Как грубым, так и тонким немилосердием, человек погрешает против великой заповеди:

“Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит” (1 Иоан. 4:20)

В том и другом случае он подлежит великой ответственности и наказанию.

 

а) Уже здесь на земле, в совести и праведном Божьем мздовоздаянии. Когда совесть пробудится, как грозно будет ее напоминание не только о делах насилия грубейшего немилосердия, но и о грехах нерадения, происшедших вследствие более тонкого немилосердия! Как ужасна покажется эта мысль: “того или этого постигло несчастье. Ты мог ему помочь, и не помог. Ты перед Богом — его убийца!”

И кто поручится за тебя, немилосердый, что Бог, по своему праведному мздовоздаянию, не попустит и тебе, когда ты будешь находиться в нужде, испытать то же самое немилосердие от других людей, какое ты оказывал своим нуждающимся братьям?

 

б) Еще более в вечности. В день страшного суда люди дадут отчет за каждый опущенный случай к деланию добра.

Тогда исполнится то, что Господь возвестил в своем слове: “суд без милости не оказавшему милости” (Иак. 2:13).

 

На основании любви к ближним праведный Судья произнесет грозный приговор:

“Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня;

был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня” (Мф. 25:41–43)

Заключение. Кто из нас в этом случае без греха?

 

Загладим свои грехи искренним покаянием и благотворением:

“раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся” (Ис. 58:7)

Самые плохие христиане те, которые много говорят, но мало делают

“Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” (ст.25).

Законник, как видно из его слов, принадлежал к числу таких людей, которые хорошо говорят, но ничего не делают:

“итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают” (Мф. 23:3)

Он знал закон и “правильно отвечал” на вопросы (ст.28), но все это было одним холодным знанием, без приложения к делу.

Не вера на словах спасает нас, но дела, соединенные с верой:

“Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя” (Иак. 1:22)

“Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью” (Гал. 5:6)

“Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1 Иоан. 3:18)

 

7.Самые плохие христиане те, которые много говорят, но мало делают.

Худое христианство таких людей. Это — самые худшие христиане, если они даже и много говорят:

а) о Боге и Его слове. Книжник в нынешнем Евангелии много спрашивал и отвечал, но он был преступник:

“Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога” (Рим. 2:23)

хотящий “оправдать себя” (ст.29). Таковы все умные болтуны нашего времени, которые отвергаются Христа.

 

б) О любви к ближним. Жалуются на испорченность людей, вздыхают о злобе сильных, дают нравоучения другим, а сами не шевелят и пальцем:

“связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их” (Мф. 23:4)

Уста их полны (Иак. 2:16), но руки — пусты. Хотят обманщику сломать голову, а сами похищают у бедного единственную овечку:

“Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это;

и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.

И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек, [который сделал это]” (2 Цар. 12:5–7)

Говорят о братстве, а враждуют дни и годы со своими братьями. К чему служит тогда ангельский язык:

“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий” (1 Кор. 13:1)

Это овцы, которые мычат, но не имеют никакой шерсти.

 

  1. Лучше мало говорить, а много делать. Научимся познавать истинных христиан по делам самарянина, который в исполнении своих обязанностей больше делает, чем говорит. Это он показывает:

а) как в отношении к Богу — молится втайне:

“Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6:6)

повинуется воле Божией;

 

б) так и в отношении к ближнему, которому он оказывает помощь, чтобы левая рука не знала, что делает правая:

“У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая” (Мф. 6:3)

Заключение. Достаточно и между нами таких, которые на словах готовы переставить горы, но если дойдет до дела, то не уберут и камешка с пути.

Как часто они обещают на исповеди исправиться, и остаются, однако, теми же грешниками! Они подобны тому сыну, который лгал Отцу:

 

“И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел” (Мф. 21:30)

Но что если бы и Бог также поступал с вами и кормил вас одними словами? Вы никогда не думаете о словах Господа:

“Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:21)

Говорите много, если это нужно для во славу Божью. Но также и поступайте, и что вы хотите делать, делайте скоро. Тогда вы будете “блажен будет в своем действии” (Иак. 1:25).

 

8.Нет ничего случайного, но все от Бога

“По случаю один священник шел тою дорогою” (ст.31).

Случайно, по-видимому, человек в нынешней притче попадается в руки разбойников; случайно, как будто является самарянин на помощь несчастному; по случаю, будто бы, проходит священник, не обратив никакого внимания на больного.

Но в мире нет ничего случайного:

“Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро” (Псал. 13:1)

“Неправо умствующие говорили сами в себе: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада.

Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших — дым, и слово — искра в движении нашего сердца” (Прем. 2:1–2)

“И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их” (Еккл. 9:11)

Напротив, Бог всем управляет:

“Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих” (Псал. 103:24)

и определяет участь каждого человека:

“ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»” (Деян. 17:28)

“Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его” (Иов. 37:7)

“Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою” (Псал. 138:5)

Нет ничего случайного, но все от Бога.

 

  1. Всякое несчастье. Наводнения, землетрясение, войны, моровые язвы, повальные болезни, народные бедствия.

“дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.

Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это” (Ис. 45:6–7)

“Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы” (Амос. 3:6)

Это относится также и ко всем несчастьям, постигающим каждого человека, в частности. Часто эти несчастья суть стрелы Всемогущего. Молния, буря, болезнь:

“Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа” (Еккл. 2:26)

“но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.

а иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его” (Иер. 18:8–9)

Положим даже, что наше несчастье происходит от людей:

“А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен” (3 Цар. 22:34)

Но, ни вол не ударит меня:

“Если же он толкнет его нечаянно, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла” (Числ. 35:22)

ни зверь не укусит, ни змея не уязвит :

“И не заметил я, что на стене были воробьи. Когда глаза мои были открыты, воробьи испустили теплое на глаза мои, и сделались на глазах моих бельма.

И ходил я к врачам, но они не помогли мне. Ахиахар доставлял мне пропитание, доколе не отправился в Елимаиду” (Тов. 2:10)

без воли Божьей.

Бог, по крайней мере, допускает зло:

“И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? [оставьте его,] пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь” (2 Цар. 16:10)

допускает расти бодающим терниям, хотя Он тотчас затем ввергает их в огонь.

 

  1. Всякое счастье.

Бог удержал руку убийц, привел именно на это место самарянина, открыл его сердце для оказания помощи.

Не мы сами устрояем наше счастье:

“Песнь восхождения. Соломона. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.” (Псал. 126:1)

“Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.” (Иер. 10:23)

Зависит ли только от мудрости кормчего, что его корабль не разбивается? Что поможет нашим сеяниям и орошениям, если Бог не даст удобрения?

 

Все от Господа:

“Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих.” (Псал. 118:23))

Почему я православный христианин? Откуда мое звание, должность, уважение в свете?

“Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит.” (Прит. 10:22)

“но промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах,

показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства” (Прем. 14:3-4)

 

  1. Всякий случай к деланию добра.

По Божественному манию встречаются здесь бедные и богатые между собой:

“Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь.” (Прит. 29:13)

Если мы обязаны уже во время оказывать помощь волам и ослам:

“Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему” (Исх. 23:4)

то что значит после этого человек бедный и больной?

Не случайно, что Лазарь лежал перед воротами богача:

“Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях” (Лук. 16:20)

что слепец сидел на пути и просил милостыни:

“Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни” (Лук. 18:35)

Каждый случай к благотворительности требует нашей любви к ближним. Будьте поэтому честными Иосифами (Быт. 40:2-3), милосердыми самарянами (Гал. 6:10)!

Заключение. Ни один волос не падает без воли Божией (Мф. 10:29-30). Бог именно через то еще более прославляется, что Он велик даже в малом (Псал. 146:5). Мудрый хозяин дома обо всем печется.

 

Что тогда мое счастье? мое несчастье? Судьбы Божии. Ничего этого не случилось бы со мной, если бы Бог не определил Смерть, приходишь ли ты случайно?

 

9.Божья милость охраняет нас всегда на всех стезях нашей жизни

“Самарянин же некто, проезжая, нашел на него” и т. д. (ст.33).

На помощь попавшему в руки разбойников Бог посылает самарянина.

Божья милость и истина всегда охраняют нас:

“Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно” (Псал. 39:12)

Где мы ходим одни, там мы впадаем в первую встретившуюся пропасть:

“Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя” (Псал. 120:2–3)

“Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим” (Иер. 10:23)

Но помощь людей ненадежна:

“Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость” (Иов. 7:20)

уже там, где дело касается нашего временного блага, тем более — нашей души. Божья милость охраняет нас всегда на всех стезях нашей жизни.

 

Она охраняет:

  1. Если мы идем по Ее стезям, — это необходимое условие.

Если мы ходим путем, указанным нам Богом в Его заповедях:

“и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево” (Ис. 30:21)

Сюда относятся также все пути нашего земного звания, наших трудов, забот, скорбей и проч.

Всегда и везде охраняющая Божья милость — наша спутница:

“ибо ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих” (Псал. 90:11)

“Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем” (Втор. 28:6)

“Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои” (Прит. 3:6)

наш светильник, если мы так часто вынуждены бываем ходить во тьме.

 

  1. Охраняет тело наше.

Наше тело ходит всегда почти как бы по льду:

“И не заметил я, что на стене были воробьи. Когда глаза мои были открыты, воробьи испустили теплое на глаза мои, и сделались на глазах моих бельма.

И ходил я к врачам, но они не помогли мне. Ахиахар доставлял мне пропитание, доколе не отправился в Елимаиду” (Тов. 2:10)

Злые люди, которые замышляют повредить ему:

“и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя]” (2 Цар. 16:6)

Острый камень на пути, соринка в глазу, вывихнутый палец, удар, падение.

 

Бог охраняет дыхание и жизнь:

“жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой” (Иов. 10:12)

Дремал ли небесный страж при человеке, попавшем в руки разбойников?

“Не для нечестивого ли гибель, и не для делающего ли зло напасть?” (Иов. 31:3)

Без воли Божьей и волос не падает с головы:

“у вас же и волосы на голове все сочтены” (Мф. 10:30)

“Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою” (Псал. 138:5)

Испытания.

Милость Божья даже из бедствий извлекает для нас добро и предохраняет от еще больших несчастий. Ангел, который спасает нас в нужде:

“Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним” (Прит. 16:7)

“И отправил Давид послов к жителям Иависа Галаадского, сказать им: благословенны вы у Господа за то, что оказали эту милость господину своему Саулу, [помазаннику Господню,] и погребли его [и Ионафана, сына его]” (2 Пет. 2:5)

“много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями” (2 Кор. 11:26)

 

  1. Охраняет нашу душу.

Почему разбойники не умертвили человека, попавшего в их руки? Этот человек, быть может, умер бы в своих грехах. Высшая любовь бодрствовала над его душой:

“И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне” (Мф. 10:28)

Везде есть соблазнители, которые заманивают нас в свои сети:

“Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня” (Псал. 139:6)

Бог принимает цыпленка под свои крылья. Бог — пастырь:

“Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их” (Псал. 96:10)

Он вразумляет нас в таких опасностях, чтобы мы утверждались в вере, удерживает нас от греха:

“чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость” (Иов. 33:17)

взывает к нашей совести — не соблазняйся:

“Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей” (Быт. 16:9)

“И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней” (Быт. 20:6)

побуждает нас Своим Духом к добру, охраняет нас от преждевременной, лютой смерти.

Заключение. Возблагодарим Бога от всего сердца:

“не дремлет и не спит хранящий Израиля” (Псал. 120:4)

Не ропщи на Него:

“Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему]” (Псал. 23:4)

 

  1. Поощрительная сила добрых примеров

“Иди, и ты поступай так же” (ст.37).

 

Для руководства в жизни, приводящей к наследию вечной жизни, о котором спрашивал законник, Иисус Христос указал ему на пример самарянина.

Ничто не имеет такого сильного влияния на наше сердце и волю, как пример других людей, добрый или худой.

“Взгляните на древние роды и посмотрите:

кто верил Господу — и был постыжен?

или кто пребывал в страхе Его — и был оставлен?

или кто взывал к Нему— и Он презрел его!” (Сир. 2:10)

Сирах разумеет здесь не людей глубокой старости — как часто старость соединяется с глупостью! — но пророков и мужей Божьих:

“В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели.

Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен” (Иак. 5:10–11)

Как много значит добрый пример, об этом говорит апостол Павел: “ревность ваша поощрила многих” (2 Кор. 9:2).

 

Мы обязаны:

  1. Поощрять других нашим добрым примером.

а) К этому обязывает нас христианская любовь к ближним:

“но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих” (Лук. 22:32)

“Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них” (Рим. 11:14)

б) Это поощрение может быть оказываемо различными способами: частью посредством слова:

“Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной” (1 Тим. 1:15–16)

частью посредством дела:

“И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите” (Мф. 11:4)

“уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему” (1 Пет. 3:1)

“Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам” (Евр. 10:24)

частью посредством терпения в страданиях и проч.

 

в) Каждый христианин обязан назидать своим примером. Не только Божий служитель:

“для которого я поставлен проповедником и апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине” (1 Тим. 2:7)

“Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас” (Фил. 3:17)

Кто был самарянин? Кто были эти фессалоникийцы?

“Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии” (1 Фес. 1:7)

Алмаз нигде так прекрасно не блестит, как в руках бедняка: так и в нравственном смысле!

“Всякое слово, не опирающееся на делах, не идет далее ушей; но когда оно соединяется с делом, оно оживляет, проникает до сердца.” Святой Исидор Пелусиот, с. III ер. 102

“Голос (святой Василий Великий) был громом, потому что его жизнь была молнией; то, против чего гремел один, озаряла другая.“ Святой Григорий Назианзин о святом Василии Великом

“Добрый пример есть как бы зеркало, как бы модель, с которою соображаются другие.” Блаженный Иероним, ерist. аd Неliоd

 

  1. И сами поощряться добрыми примерами других и подражать им.

а) Этого хочет от нас Бог. Он указывает нам собственно на Свое слово:

“И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших” (2 Пет. 1:19)

а также на царей и пророков (11 глав. к Евр.):

“Дух Святой оставил нам в Священных Писаниях изображение жизни и деяний святых, дабы мы видели, какую ревность оказывали они к добродетели, хотя были одной с нами природы.” Святой Иоанн Златоуст, Sеrm. ХI suр. gеn

 

б) Пример Иисуса Христа стоит выше всех. Он — солнце среди всех звезд:

“взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия” (Евр. 12:2)

“Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его” (1 Пет. 2:21)

“Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (Иоан. 13:15)

 

в) Также пример других, хотя и одного доброго примера достаточно. Лучше, если мы имеем целое облако свидетелей:

“Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприщ” (Евр. 12:1)

Впрочем, даже самарянин, даже дитя:

“Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18:2–3)

дает нам пример.

 

г) Нужно так поощряться добрыми примерами, чтобы действительно удивляться им:

“критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит” (Деян. 2:11–12)

и хвалить их. “иди, и ты поступай так же!”

Заключение. Таким образом, первая наша обязанность — подавать добрый пример другим, всегда быть верными руководителями. Особенно начальники, родители, учителя!

“Нет ничего холоднее, как учитель, Который старается блистать одними фразами; это делают также шарлатаны и лицемеры. Апостолы прежде всего наставляли примером своих поступков, и только тогда употребляли слова. Их слова были почти излишни, потому что их дела говорили громко.” Иоанн Златоуст, бес. 13 на Деян

“Глаза удобнее убеждают меня в том, что они видят и чего не может передать мне слух. То, что слышится, легко забывается, но что переходит в историю, то всегда видимо.” Святой Амвросий, Sеrm. 23 dеss

Впрочем, никто да не считает себя образцом совершенства:

“и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме” (Рим. 2:19)

как бы он был единственными часами, с которыми должны согласовываться все люди:

“а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий” (Лук. 22:26)

Другая наша обязанность — следовать добрым примерам. Прочь всякая зависть, которая видит только лишь постыдные примеры:

“и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: “это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания”.” (Прем. 5:3)

“Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” (Евр. 13:7)

 

11.Милосердный самарянин, как образец истинного благодетеля для всех времен

“Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?”(Ст. 33–36)

Ибо он:

  1. Помогает скоро, без замедления и отлагательства.
  2. Помогает без предрассудков, несмотря на то, что пострадавший был не из его рода.
  3. Помогает исчерпывающе, насколько в состоянии был помочь.
  4. Помогает бескорыстно, без всяких задних расчетов.

 

12.Как мы можем выражать любовь к ближним?

“Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”(Ст. 27)

  1. Уважением.
  2. Словом.
  3. Делом.

 

13.Какой должна быть любовь к ближним

“Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”(Ст. 27)

Любовь к ближним должна быть:

  1. Всеобщая.
  2. Деятельная.
  3. Бескорыстная.
  4. Искренняя и совершенная.
  5. Постоянная и неизменная.

 

14.Истинная любовь к ближнему

“Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”(Ст. 27)

 

  1. Любовь всеобщая.

а) Истинный христианин любит всех людей, не исключая никого:

“о вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение,

в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь” (2 Пет. 1:5–7)

“Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его” (Рим. 5:8-10)

“Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья” (Рим. 12:20)

 

б) Любит своего ближнего в отношении его тела и души:

“Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе,

и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.

Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем” (1 Фес. 5:11–14)

“Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом” (Евр. 3:13)

“Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным” (Гал. 6:1)

 

  1. Любовь сердечная.

а) Сердечность этой любви обнаруживается на деле:

“Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (Иак. 2:15–17)

“Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1 Иоан. 3:18)

 

б) Сердечная любовь чужда всяких фальшивых намерений:

“будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте” (Рим. 12:10)

“Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного” (Мф. 6:1)

“И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают” (Лук. 6:33)

“Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев” (1 Иоан. 3:16)

 

в) Неутомимо деятельна:

“и милость Его в роды родов к боящимся Его” (Лук. 1:50)

“Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь” (Ис. 54:10)

“Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится” (1 Кор. 13:8)

 

По материалам – Свято-Екатерининский кафедральный собор

Просмотрено (130) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *