“По вере вашей да будет вам”. Исцеление двух слепцов и немого бесноватого. Толкование на Евангелие от Матфея 9:27-35

Божественный Чудотворец, воскресив дочь Иаира, вышел из его счастливого дома, сопровождаемый толпами народа, который, несмотря на запрещение – не разглашать совершившегося чуда, уже знал о том, что произошло в доме архисинагога. КОГДА ИИСУС ШЕЛ ОТТУДА, ЗА НИМ СЛЕДОВАЛИ неотступно ДВОЕ СЛЕПЫХ. И в простоте сердца громко КРИЧАЛИ: ПОМИЛУЙ НАС, умилосердись над нами, ИИСУС, СЫН ДАВИДОВ! столь всеми Желаемый, так давно всеми ожидаемый Мессия наш!.. Но Господь как будто не обращал на них внимания, пока не пришли в тот дом, где Он имел Свое пребывание.

«Для чего же Христос заставляет слепых идти за Собой? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Для того, чтобы и в этом случае научить нас убегать людской славы. Он ведет их в дом с намерением исцелить наедине. Это видно из того, что Он запретил им об этом рассказывать. Этот случай также обличает и Иудеев: слепые, будучи лишены зрения, приемлют веру по одному слуху, а Иудеи, видя чудеса и убеждаясь в их действительности собственным зрением, поступают совершенно иначе. Об усердии слепых можно судить по их крику и по их молению: «помилуй нас!» Сыном же Давидовым они назвали Его потому, что это казалось им почетным наименованием. Часто и пророки так называли царей, которых хотели почтить и возвеличить»

«Как к Богу слепцы взывают: «помилуй нас», – замечает блаженный Феофилакт, – а как к человеку: «Сын Давидов»

Но Господь не спешил исполнить их просьбу. Он желал теперь, чтобы народ, после стольких чудес, больше внимал Его Божественному учению, нежели удивлялся Его чудесам.

Может быть, при этом Он не хотел поощрять преждевременное наименование Его Сыном Давидовым, так как это могло привести неразумный народ к восстанию в Его пользу против Римлян. А для слепцов это молчание Господа служило испытанием их веры. КОГДА ЖЕ ОН ПРИШЕЛ В ДОМ, вслед за Ним вошли СЛЕПЫЕ и с дерзновением ПРИСТУПИЛИ К НЕМУ.

«Господь, – говорит святитель Златоуст, – большей частью исцелял только по просьбе, дабы не подумали, что Он из честолюбия Сам ищет случаев творить такие чудеса и чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления. У Него самое человеколюбие несколько соизмеряется с верой исцеляемых».

Притом, они говорили: «Сын Давидов», и вот Он учит их, в каком смысле они могут называть Его Сыном Давидовым. И ГОВОРИТ ИМ ИИСУС: ВЕРУЕТЕ ЛИ, ЧТО Я МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ, что могу исцелить вас от слепоты? Иисус Христос, как сердцеведец Бог, и веру знал, и благоговение слепцов видел; однако вопрошал – для того, чтобы мы научились, что без веры не дается человеку никакой благодати.

«Не сказал, – говорит Златоуст, – веруете ли, что Я могу умолить Отца Моего, могу испросить у Него, но сказал: «веруете ли, что Я могу это сделать?»

Что же они на это отвечают? ОНИ ГОВОРЯТ ЕМУ: ЕЙ, ГОСПОДИ! От всего сердца веруем. Уже называют Его не Сыном Давидовым, но парят мыслью выше и исповедуют Его владычество». ТОГДА ОН КОСНУЛСЯ рукой ГЛАЗ ИХ И СКАЗАЛ: ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ.

«И этими словами укрепляет их веру, показывает, что они сами, – как говорит Златоуст, – участвовали в своем исцелении»

«Могло, – говорит святитель Никифор, – и единое слово Господа: «да будет вам» просветить очи слепцов, потому что таким же словом Господь и свет создал: сказал: «да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3); однако же, Он коснулся очей их, чтобы показать, что Он не безплотен теперь, как был тогда, когда свет сотворил, но есть совершенный Человек – так же, как и совершенный Бог, и что как всесильно Его Божественное веление, так всесильна и десница пренепорочного и Божественного Его тела»

И ОТКРЫЛИСЬ ГЛАЗА ИХ. Таким образом, чудо это совершилось еще быстрее, чем исцеление известного слепорожденного, о котором рассказывает евангелист Иоанн. Там предшествовало помазание очей брением, умовение в купальне Силоам, а здесь чудо совершено одним прикосновением руки. Слепорожденного Спаситель вызвал к исповеданию веры уже после прозрения, а тут Он вопрошает слепцов о вере прежде исцеления, – И ИИСУС СТРОГО СКАЗАЛ ИМ: СМОТРИТЕ,ЧТОБЫ НИКТО НЕ УЗНАЛ о том, что это чудо совершил над вами Я.

Господь постоянно дает нам совершеннейшие образцы человеческих действий, согласных с Законом Божиим. Он убеждает нас подражать Ему и в мыслях, и в чувствах, и в поступках. Эти уроки Его для нас столь же важны, как и видимые дары Его милосердия в исцелениях болезней. Конечно, лучше было бы для исцеленных, если бы они, в простоте сердца, исполнили заповедь Господа буквально, сохранив чудо Его милости в благоговейном молчании из послушания к Нему! дело Божие стало бы известно всем и без них; но, видимо, радость их просилась наружу, и от избытка сердца говорили их уста: А ОНИ, ВЫЙДЯ,РАЗГЛАСИЛИ О НЕМ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ТОЙ. Самая видимость чуда вела к его огласке. Слепых, конечно, знали соседи и не могли не спросить о том, как они стали зрячими? И исцеленные не молчали «не по ослушанию, – говорит блаженный Феофилакт, – но по чувству благодарности». И милосердный Целитель покрыл это их непослушание Своим безконечным снисхождением. КОГДА ЖЕ ТЕ ВЫХОДИЛИ, – повествует святой Матфей, – ТО ПРИВЕЛИ К НЕМУ ЧЕЛОВЕКА НЕМОГО (глухонемого) БЕСНОВАТОГО.

«Бывает немота от природы, иногда от несчастных случаев повреждения органов речи, но эта болезнь, – говорит святитель Златоуст, – была неестественная и происходила от диавольского злоумышления. Поэтому и нужно было, чтобы беснуемого привели другие»

Бес связал ему язык, а с языком и душу; он не мог просить ни сам, ни через других, а потому Господь и не спрашивает его о вере, но немедленно исцеляет его от болезни, по вере тех, которые привели его. И КОГДА БЕС БЫЛ ИЗГНАН, НЕМОЙ СТАЛ ГОВОРИТЬ. Все эти благодетельные чудеса вызывали в народе все большее уважение к Нему, как к чрезвычайному Посланнику Божию. И НАРОД, УДИВЛЯЯСЬ,ГОВОРИЛ: НИКОГДА НЕ БЫВАЛО ТАКОГО ЯВЛЕНИЯ В ИЗРАИЛЕ. Удивленный народ ставил Христа выше пророков и патриархов, ибо видел, что Он исцеляет и учит властно, как Бог, а не так, как действовали те – по молитве, как Божии слуги. Но как раз это и мучило фарисеев, ибо Христа почитали не за то, что Он исцелял, а за то, что исцелял легко, скоро и притом безчисленные и неизлечимые болезни. Фарисеи не только перетолковывают Его поступки, но не стыдятся говорить против самих себя. Такова-то злоба! Ибо что они говорят? А ФАРИСЕИ ГОВОРИЛИ: ОН ИЗГОНЯЕТ БЕСОВ СИЛОЮ КНЯЗЯ БЕСОВСКОГО.

“Может ли быть что-нибудь безрассуднее сего? – говорит святитель Златоуст. – Ибо совсем невозможно, как и Сам Христос говорит после, чтобы бес изгонял беса, так как и бес обыкновенно свое утверждает, а не разоряет. А Христос не только изгонял бесов, но и очищал прокаженных, воскрешал мертвых, укрощал море, отпускал грехи, проповедовал Царствие, приводил к Отцу, чего бес никогда и не захочет, и не сможет сделать. Бесы приводят к идолам, отвращают от Бога и учат не верить будущей жизни. Но так как фарисеи пока еще не дерзали громко и открыто выставлять это нелепое суждение, то Господь не обратил на него внимания или, лучше сказать, не словами, а самими делами Он опровергал их богохульное мудрование: И ХОДИЛ ИИСУС ПО ВСЕМ ГОРОДАМ И СЕЛЕНИЯМ, УЧА и знатных, и незнатных, и богатых, и бедных В СИНАГОГАХ ИХ, ПРОПОВЕДУЯ ЕВАНГЕЛИЕ ЦАРСТВИЯ И ИСЦЕЛЯЯ ВСЯКУЮ БОЛЕЗНЬ И ВСЯКУЮ НЕМОЩЬ В ЛЮДЯХ. Он не ждал, когда к Нему придут, но Сам ходил повсюду, чтобы никто не имел повода оправдываться и говорить, что никто не приходил учить нас. Он всех привлекал к Себе и словом, и делом, уча и чудодействуя”

Размышляя об этих чудесах Господа, один из учителей Церкви (архиепископ Никифор) восклицает:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго! Сотвори и над нами чудеса, о которых мы слышали во Священном Твоем Евангелии. Якоже даровал еси свет очам двух слепых, тако просвети мысленныя очеса душ наших, да познаем исповедуемую Твою силу. Якоже отверзл еси ушеса глухаго, отверзи слух души нашея, да услышим небесное и душеспасительное Твое учение. Якоже тогда исцелил еси всякую болезнь и немощь, исцели ныне многоразличныя страсти коегождо из нас. «Сыне Давидов, помилуй нас!»..»

«По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29), – сказал Господь двум слепцам, и тотчас отверзлись очи их. Насколько веры, настолько привтечения Божеской силы. Вера – приемник, уста и вместилище благодати. Как легкие у одного бывают большие, а у другого маленькие, и те больше принимают воздуха, а эти меньше, – так и вера у иного большая, у другого маленькая, и та больше принимает даров от Господа, а эта меньше.
Бог всюду есть, все объемлет и содержит, и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собою или права хозяйства в себе. Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит, хоть и близ есть.
Господи! приложи же нам веру, ибо и вера – Твой же дар. Из нас же всякий должен исповедать: «я же беден и нищ» (Пс.69:6).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
***

Святые Отцы о 7-й неделе по Пятидесятнице

 

архимандрит Кирилл (Павлов): Слово в В Неделю 7-ю по Пятидесятнице. Об исцелении двух слепых и немого бесноватого (1964 г.)

 

     Первозданный человек жил, как и ангелывидением Бога; его потомки после грехопадения жили верою в Бога. Те, для коих видение закрыто, а вера не открыта, не могут считаться живыми, ибо не имеют связи с Жизнью; чем же им, в таком случае, жить?
Одно озеро, открытое для неба, принимает воду с высоты, наполняется и не пересыхает. Другое озеро, закрытое для неба, принимает воду из-под земли, из горных родников, наполняется и не пересыхает. Но третье озеро, закрытое для неба и отрезанное от подземных вод, не может не опустеть и не пересохнуть.
Можно ли озеро без воды назвать озером? Нет, но скорее сухой пропастью.
Можно ли человека, не носящего в себе Бога, назвать человеком? Нет, но скорее сухой могилой.
Как вода является главным содержимым озера, так и Бог есть главное содержание человека. Ни озеро без воды – не озеро, ни человек без Бога – не человек.
Но как человеку принять в себя Бога, если он закрыт от Бога со всех сторон, как пересохшее озеро от воды, как темная могила – от света?
Бог – не камень, который однажды бросили в человека, и он там остается и лежит против человеческой воли. Бог есть сила, более тонкая и более мощная, чем свет и воздух; сила, наполняющая человека по бесконечной милости Божией или оставляющая его, в соответствии с волею самого человека. Так, человек даже в течение двух дней не исполнен Бога одинаково. Это зависит прежде всего от его открытости по отношению к Богу. Если бы душа человеческая была полностью распахнута только для Бога (а сие в то же время означает – закрыта для мира), тогда человек возвратился бы к первоначальному наслаждению Богосозерцанием. Но поскольку в тленном мире, где находится душа человеческая, этого трудно достичь, то остаются лишь одни врата, чрез которые человек может вступить в общение с Богом как с Источником Жизни, – вера. А вера означает:
во-первых, памятование об утраченном первоначальном Богосозерцании – памятование, оставшееся запечатленным в совести и разуме;
во-вторых, принятие как истины того, что Бог открыл прозорливым пророкам и святым, удостоившимся лицезреть Истину;
и в-третьих, самое важное – признание Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим, видимым образом Бога невидимого (2Кор. 4:4).
Третье условие само по себе является достаточным, обымая и исполняя в совершенстве и первое, и второе. Сия вера оживляет и спасает. Сие суть величайшие врата, которыми Богвходит в человека, сообразно с мерою его желания и благой воли.
Потому Господь наш Иисус Христос часто спрашивал больных и страждущих: веруете ли, что Я могу это сделать?” То есть:
«Отворяешь ли ты Мне дверь, дабы Я вошел?»
Верить означает не что иное, как отворить дверь души и позволить Богу войти.
«Боже, очисти меня от меня и Сам вселись в меня!» – словами этими выражается практическая сущность веры.
И сегодняшнее Евангельское чтение описывает одно из многих чудес, кои происходят тогда, когда человек верою отворяет себя и впускает в себя Бога. Ибо Бог – Чудотворец во всех делах Своих. Где Он, там и чудо. От Него все законы, природные и человеческие, убегают, словно тени от солнца, и остается лишь Его сила, премудрость и любовь – все предивное, сладчайшее и преславное.

 

Святитель Николай Сербский. Беседы. Неделя седьмая по Пятидесятнице. Евангелие об исцеленных и неисцелимых слепцах (отрывок)

Троицкие листки игумена Пантелеимона; издавались в XIX столетии Троице-Сергиевой Лаврой

По материалам сайта Свято-Екатерининского кафедрального Собора

Просмотрено (126) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *