О воздержании, о зависти и соперничестве, о послушании, кротости и негневливости. Преп. Ефрем Сирин. Духовно-нравственное чтение

ПРЕП. ЕФРЕМ СИРИН († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ».

Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень… Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).
 

О ВОЗДЕРЖАНІИ

Истинно блаженъ и троекратно блаженъ, кто соблюлъ воздержаніе; потому что воздержаніе подлинно великая добро/с. 65/дѣтель. Но послушайте, до чего воздержаніе простирается, во что цѣнится, и въ чемъ требуется?

Такъ есть воздержаніе въ языкѣ — не говорить много и не говорить пустаго, владѣть языкомъ и не злословить, не обижать словомъ, не клясться, не празднословить, о чемъ не должно, владѣть языкомъ и не клеветать одному на другаго, не пересуживать брата, не открывать тайнъ, не заниматься тѣмъ, чтó не наше. Есть воздержаніе и въ слухѣ — владѣть слухомъ и не поражаться пустою молвою. Есть воздержаніе и для глазъ — владѣть зрѣніемъ, не устремлять взора, или не смотрѣть внимательно на все пріятное и на что-либо неприличное. Есть воздержаніе въ раздражительности — владѣть гнѣвомъ и не вдругъ воспламеняться. Есть воздержаніе отъ славы — владѣть своимъ духомъ, не желать прославленія, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалахъ. Есть воздержаніе помысловъ — низлагать помыслы страхомъ Божіимъ, не склоняться на помыслъ обольстительный и воспламеняющій, и не услаждаться имъ. Есть воздержаніе въ снѣдяхъ — владѣть собою и не выискивать снѣдей въ обиліи предлагаемыхъ, или яствъ дорогихъ, не ѣсть все во время, или кромѣ опредѣленнаго часа, не предаваться духу чревоугодія, не возбуждаться къ алчности добротою снѣдей и не желать то одной, то другой снѣди. Есть воздержаніе въ питіи — владѣть собой и не ходить на пиры, не услаждаться пріятнымъ вкусомъ винъ, не пить вина безъ нужды, не выискивать разныхъ напитковъ, не гоняться за удовольствіемъ — пить искусно приготовленныя смѣси, не употреблять безъ мѣры не только вина, но, если можно, и воды. Есть воздержаніе въ пожеланіи, и въ порочномъ сластолюбіи — владѣть чувствомъ, не потакать случайно возбудившимся пожеланіямъ, не склоняться на помыслы, внушающіе сладострастіе, не услаждаться тѣмъ, чтó въ послѣдствіи возбуждаетъ къ себѣ ненависть, не исполнять волю плоти, но обуздывать страсти страхомъ Божіимъ. Ибо тотъ поистиннѣ воздерженъ, кто вожделѣваетъ оныхъ безсмертныхъ благъ, и къ нимъ устремляясь умомъ, отвращается отъ плотскаго вожделѣнія, гнушается плотоугодіемъ, какъ чѣмъ-то погружающимъ въ тѣнь; не любитъ смотрѣть на женскія лица, не плѣняется тѣлесною наружностію, не привлекается красотами, не услаждается пріятнымъ для обонянія, не уловляется словами лести, не остается вмѣстѣ съ женщинами, и особливо нескромными, не длитъ бесѣдъ съ женами. Кто истинно мужественъ и воздерженъ, и блюдетъ себя для онаго безмѣрнаго упокоенія, тотъ воздерживается во всякомъ помыслѣ, и всякое пожеланіе преодолѣваетъ вожделѣніемъ лучшаго и страхомъ будущаго вѣка.

 

 О ТОМЪ, ЧТОБЫ НЕ ИМѢТЬ ЗАВИСТИ И СОПЕРНИЧЕСТВА

Блаженъ, кто не подверженъ зависти и соперничеству; ибо соперничество и зависть другъ другомъ держатся, и въ комъ есть одинъ изъ этихъ пороковъ, въ томъ оба они. Поэтому истинно блаженъ, кто не впалъ въ сіи пороки, и не уязвленъ ни однимъ изъ нихъ. Ибо кто соперничаетъ съ братомъ своимъ несправедливо, тотъ осуждается вмѣстѣ съ діаволомъ. Кто соперничаетъ, тотъ побѣжденъ; въ немъ есть и ненависть, въ немъ есть и вражда, его мучитъ успѣхъ другихъ. А въ комъ нѣтъ зависти и соперничества, того не печалитъ успѣхъ другихъ. Когда другому оказана честь, онъ не смущается. Когда другой возвышенъ, онъ не тревожится; потому что всѣмъ отдаетъ преимущество, всѣхъ предпочитаетъ себѣ; себя одного почитаетъ недостойнымъ и послѣднимъ изъ всѣхъ, прочихъ же всѣхъ признаетъ, превосходнѣйшими, всѣхъ лучшими себя. Независтливый не домогается чести, съ радующимися радуется, не приписываетъ себѣ славныхъ дѣлъ, успѣвающимъ помогаетъ, съ удовольствіемъ смотритъ на тѣхъ, которые идутъ добрымъ путемъ, хвалитъ тѣхъ, которые живутъ, какъ должно. Если видитъ, что братъ хорошо дѣлаетъ свое дѣло, не препятствуетъ ему, но поощряетъ его своими совѣтами. Если видитъ другаго предавшимся покою, не ставитъ ему того въ вину, но поддерживаетъ его сторону. Если видитъ брата въ проступкѣ, не чернитъ его, но даетъ ему надлежащій совѣтъ. Если видитъ гнѣвнаго, не возмущаетъ его, но съ любовію успокоиваетъ, склоняя къ миру. Если видитъ печальнаго, не пренебрегаетъ имъ, но соболѣзнуетъ о немъ, и утѣшаетъ его /с. 64/ душеполезнымъ словомъ. Если видитъ неученаго и невѣжду, спѣшитъ научить его и наставить въ полезномъ. Если видитъ незнающаго, безъ зависти указываетъ ему путь къ лучшему. Если видитъ, что иной спитъ во время псалмопѣнія, старательно будитъ его. И короче сказать: независтливый и неимѣющій въ себѣ соперничества ни въ какомъ дѣлѣ не издѣвается надъ ближнимъ; напротивъ того всякому успѣху и всякому доблестному дѣлу друга радуется независтливый.

 

 О ПОСЛУШАНІИ

Блаженъ кто пріобрѣлъ истинное и нелицемѣрное послушаніе; потому что такой человѣкъ подражатель благому нашему Учителю, Который послушливъ былъ даже до смерти (Филип. 2, 8). Итакъ подлинно блаженъ, въ комъ есть послушаніе; потому что, будучи подражателемъ Господу, дѣлается Его наслѣдникомъ. Въ комъ есть послушаніе, тотъ со всѣми соединенъ любовію. Въ комъ есть послушаніе, тотъ пріобрѣлъ великое достояніе, великое богатство. Послушливый всѣмъ благоугоденъ, всѣми восхваляется, всѣми прославляется. Послушливый въ скорости возвышается, въ скорости оказываетъ успѣхи. Послушливому приказываютъ, и онъ не противорѣчитъ; даютъ повелѣніе, и онъ не извращаетъ его; дѣлаютъ выговоръ, и онъ не гнѣвается. Онъ готовъ на всякое доброе дѣло. Имъ не легко овладѣваетъ вспыльчивость. Если слышитъ упрекъ, не смущается, отъ оскорбленій не приходитъ въ воспламенѣніе, въ печаляхъ радуется, въ скорбяхъ благодаритъ. Онъ не переселяется съ мѣста на мѣсто, не переходитъ изъ обители въ обитель. Увѣщанія не пугаютъ его; на томъ мѣстѣ пребываетъ, куда призванъ, и не предается унынію. Отца не уничижаетъ, и брата не безчеститъ, не уклоняется отъ пребыванія въ монастырѣ. Не любитъ предаваться покою, не плѣняется мѣстоположеніями, не услаждается воздухомъ, но, по слову Святаго Апостола, пребываетъ въ томъ мѣстѣ, куда призванъ (1 Кор. 7, 20). Итакъ подлинно много плодовъ послушанія; и потому блаженъ, кто пріобрѣлъ оное.

 

 О КРОТОСТИ

Подлинно блаженъ и троекратно блаженъ человѣкъ, въ которомъ есть кротость. О немъ Спаситель и Господь подтверждаетъ сіе, говоря: блажени кротцыи: яко тіи наслѣдятъ землю (Матѳ. 5, 5). И что блаженнѣе сего ублаженія, что выше сего обѣтованія, что свѣтлѣе этой радости — наслѣдовать землю рая? Почему, братія, слыша о чрезмѣрномъ богатствѣ обѣтованія, возревнуйте о пріобрѣтеніи. Поспѣшите войдти во свѣтлость этой добродѣтели; умилитесь сердцемъ, слыша сіе, и сколько есть силъ, постарайтесь, чтобы никому изъ васъ не быть устраненнымъ отъ наслѣдія земли сей, и послѣ не плакать горько въ неразумномъ раскаяніи. Поспѣшите къ кротости, слыша, что Духомъ Святымъ говоритъ о ней нелживый Исаія. На комъ упокою взоръ? глаголетъ Господь: токмо на кроткомъ и молчаливомъ и трепещущемъ словесъ Моихъ (Ис. 66, 2). Можно ли не дивиться сему обѣтованію? Ибо что славнѣе такой чести? И такъ смотрите, братія, чтобъ не утратить кому сего блаженства, сей безмѣрной радости и сего веселія. Поэтому спѣшите, спѣшите, умоляю васъ, пріобрѣтите кротость, потому что кроткій украшенъ всякимъ добрымъ дѣломъ. Кроткій, если и обиженъ, радуется, если и скорбенъ, благодаритъ; гнѣвныхъ укрощаетъ любовію; принимая на себя удары, остается твердъ; во время ссоры спокоенъ, въ подчиненіи веселится, не уязвляется гордынею, въ униженіяхъ радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всѣми живетъ въ тишинѣ; всякому начальству покоренъ, на всякое дѣло готовъ, во всемъ заслуживаетъ одобреніе, всѣ его хвалятъ. Онъ прочь отъ лукавства, далекъ отъ лицемѣрія. Онъ не служитъ пронырству, не покаряется зависти, отвращается злорѣчія, не терпитъ наушничества, ненавидитъ порицателей, отвращается наушниковъ. О, блаженное богатство — кротость! Она прославлается всѣми.

 

О НЕГНѢВЛИВОСТИ

Блаженъ человѣкъ, который не легко приходитъ въ гнѣвъ, или въ раздраженіе. Онъ всегда бываетъ въ мирѣ. Прогоняя отъ себя духа раздражительности и гнѣвливости, онъ далекъ отъ войны и мятежа, всегда спокоенъ духомъ и веселъ лицемъ. Кто не скоро приходитъ въ гнѣвъ, и не трогается пустымъ словомъ, тотъ дѣлатель правды и истины. Онъ безъ труда сдерживаетъ страждущихъ говорливостію и обходится съ ними терпѣливо. Онъ не дѣлаетъ обиды; съ нимъ не встрѣчаются немощи; онъ не радуется ссорамъ; потому что изъявляетъ ко всѣмъ любовь. Негнѣвливый не любитъ споровъ, но всегда здравъ онъ умомъ, любитъ миръ. Кто не легко принимаетъ въ себя духа вспыльчивости, тотъ дѣлается обителію Духа Святаго. Въ комъ нѣтъ вспыльчивости, тотъ не преогорчаваетъ Духа Святаго. Онъ можетъ быть и кроткимъ, можетъ имѣть и любовь, и терпѣніе и смиреніе. Негнѣвливый украшается всякимъ добрымъ дѣломъ и возлюбленъ Христу. Посему подлинно тотъ троекратно блаженъ, кто постоянно отгоняетъ отъ себя духа гнѣва и раздражительности; потому что у него всегда здравы и тѣло, и душа, и умъ.

 

ИЗБРАННЫЯ МѢСТА ИЗЪ ТВОРЕНІЙ СВЯТАГО ЕФРЕМА СИРИНА. Духовно-нравственное чтеніе для народа. VI. СПб.,
составленное А. Невскимъ. VI. — СПб.: Въ Сѵнодальной типографіи, 1862

Просмотрено (27) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *