Часто задают один и тот же вопрос, который можно сформулировать примерно так: “Если в Библии написано, чтобы мы ни о чём не заботились и возложили все свои надежды на Бога, который обещался о нас позаботиться, означает ли это, что верующие могут не работать?”
Многие недавно пришедшие ко Христу верующие задаются этим же вопросом вот в какой форме: “Если я называю себя верующим, то разве я не должен во всём полагаться на Бога, который даст мне и одежду и пищу? А раз так, то всё, что от меня требуется, – это не работать, а надеяться на Бога”.
Итак, давайте обратимся за ответом на этот вопрос к Богу и Его Слову – Библии.
РАССУЖДЕНИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА:
Екклесиаст 2:10 Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих…
Екклесиаст 2:17-26 И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё – суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета!
И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем, потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это – суета и зло великое! Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета! Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это – суета и томление духа!
Из рассуждений Соломона мы видим, что труд – это суета и томление духа.
С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ?
Изначально Бог создал человека не для рабского труда, а для того, чтобы он жил и наслаждался жизнью. Разумеется, что Бог не создал человека для безделья. Адам должен был ухаживать за Эдемским садом. В его обязанности также входило дать имена всем живым существам, населяющим землю:
Бытие 2:7-8 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. Бытие 2:15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
Бытие 2:19-20 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым.
Адам не был бездельником. Он трудился. Но этот труд был ему в охоту и в радость. Но после грехопадения (после того, как Адам и Ева ослушались Бога) всё изменилось:
Бытие 3:17-19 Адаму же сказал: “за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься”.
Обратите внимание на то, что Бог не проклял Адама, Бог проклял землю за него. И этого проклятия было достаточно, чтобы сделать жизнь человека трудной и невыносимой:
- Земля перестала приносить свои плоды сама по себе. – Поэтому нужно было трудиться, чтобы земля приносила съедобные плоды.
- Земля начала приносить сорняки… – Поэтому нужно было бороться с ними, чтобы они не заглушали хорошие растения и плоды…
- Труд раньше был в радость и наслаждение (хочешь делай, хочешь не делай). Теперь же труд стал утомительным занятием, ради того чтобы выжить. Еда теперь должна быть заработана тяжелым трудом.
- Труд, который обрушился на человека после грехопадения, больше напоминает исправительные работы (исправительно-трудовую колонию)… И он является наказанием за непослушание. Наказание Адама передалось его детям. Мы все отбываем это наказание. Псалтирь 106:12 Он [Бог] смирил сердце их работами.
- Труд стал изматывать человека физически и морально; приносить усталость и боль.
- Даже женщины стали рожать в муках (Бытие 3:16 “Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей”). По-английски “роды” переводятся словом “labor” – труд. Роды стали тяжким и болезненным трудом.
Псалом 89:10 Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и лучшая часть [большая часть] их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим [душа улетает].
НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ НИ О ЧЁМ?
Итак, мы увидели, что человек обречён на труд. Как же тогда быть со словами из Библии, которые гласят: “Не заботься ни о чём”?
Матфея 6:25-34 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Для того, чтобы понять смысл этих слов, нужно рассмотреть контекст отрывка, в котором они сказаны. И тогда станет понятно, что именно Бог хотел сказать нам этими стихами.
В каком контексте это сказано? В контексте того, что нельзя служить двум богам: Богу и маммоне: Матфея 6:24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Контекст этого стиха таков, чтобы мы не делали из работы идола. Разумеется, что нам нужно работать, чтобы выживать в этом мире. Но мы работаем для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы работать. Излишние заботы являются служением маммоне, то есть деньгам.
Потому-то Бог и сказал, что пища и одежда – это не самое главное в жизни. Есть вещи и поважнее. Например – наша душа.
“Какой выкуп человек даст за душу свою?” – спрашивает Библия, – “Что толку, если человек приобретёт весь мир, а душе своей навредит?” Иоанна 6:27-29 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
Кроме того необходимо помнить, что именно Бог даёт нам и пищу и кров над головой. Поэтому мы и молимся: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день…” (Матфея 6:11).
КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ?
2 Фессалоникийцам 3:6-12 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно (праздно, то есть бездельника), а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно (праздно), ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
Рассмотрим поговорку: “кто не работает, тот не ест”. Коммунисты взяли этот принцип за основу своей морали. Но не это самое интересное. Обратите внимание на взаимосвязь между трудом и едой. На эту же взаимосвязь указывает проклятие, описанное в Бытии 3:17-19.
Апостол Павел работал своими руками: Деяния 18:1-3 После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.
Вот что он сказал о самом себе: Деяния 20:33-35 “Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: `блаженнее давать, нежели принимать’.”
1 Коринфянам 4:12 …трудимся, работая своими руками.
1 Фессалоникийцам 2:9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.
УЧЕНИЕ О РАБОТЕ:
1 Фессалоникийцам 4:11-12 Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.
Екклесиаст 11:5-6 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все. Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
Ефесянам 4:28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
Евреям 13:16 Не забывайте также благотворения и общительности (в оригинале: не забывайте также делать добро и делиться с окружающими), ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
Титу 3:14 Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.
1 Тимофею 5:8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного.
1 Коринфянам 7:20-24 Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
ЛЕНЬ И НЕРАДИВОСТЬ:
Обратите внимание на то, что лень в приведенных ниже стихах сравнивается со скудоумием:
Притчи 24:30-34 Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: “немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, – и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный”.
Притчи 12:11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
Притчи 6:6-11 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
Притчи 18:9 Нерадивый в работе своей – брат расточителю.
Притчи 21:25-26 Алчба (голод) ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет (томится от голода), а праведник дает и не жалеет.
БОГ ПОСТОЯННО НАХОДИТСЯ В ТРУДАХ:
Псалтирь 8:4 Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил…
Псалтирь 18:2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
Псалтирь 101:26 В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук.
Псалтирь 103:24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
Иоанна 5:16-17 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
КАКУЮ РАБОТУ ВОЗЛОЖИЛ НА НАС БОГ?
Кроме того, что каждый из нас должен трудиться для того, чтобы прокормить себя и свою семью, Господь Бог возложил на каждого из нас ещё один труд – духовный.
Работа для каждого человека, верующего и неверующего:
Иоанна 6:27-29 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
Работа для верующих:
1 Коринфянам 15:58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. В данном отрывке под “делом Господним” подразумевается свидетельствование о Боге, который пришел в этот мир в человеческом облике (Иисус Христос) и умер на кресте, чтобы дать спасение каждому человеку, принимающего этот безвозмездный дар спасения.
И в заключении, хотим напомнить вам ещё одно Библейское правило:
Колоссянам 3:23-24 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
По материалам – Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина
Просмотрено (34) раз