Единство Церкви. Отношения между предстоятелями церквей

Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский

«Вѣрую во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь». Единая, одна Истинная Церковь создана Христомъ и утверждена Апостолами. И нынѣ остается она единой въ своей вѣрности Христу, въ вѣрности Христомъ отъ Отца намъ данному ученію и Апостольскому Преданію.

Несмотря на раздѣленіе Церкви на патріархаты, митрополіи и епископіи (епархіи), т. е. несмотря на существованіе помѣстныхъ церквей, Церковь Христова оставалась и остается Единой и Ея единство выражается въ томъ, что всѣ помѣстныя Церкви содержатъ Одну вѣру — догматы, Одно ученіе о нравственности, Одни правила церковнаго устройства и управленія; единство Церкви поддерживалось и выражалось также въ обмѣнѣ посланіями главъ церквей по разнымъ вопросамъ и поводамъ, и граматами. Единство Церкви не исключало, однако, возможности существованія въ жизни помѣстныхъ церквей нѣкоторыхъ различій.

Эти различія касались обычаевъ, церковныхъ порядковъ, и вытекали они изъ различія культуръ и національныхъ характеровъ, а также и изъ ихъ историческихъ судебъ. Но этими различіями, поскольку они не касались области вѣры и благочестія и всею /с. 17/ Церковью принятыхъ законовъ, единство Вселенской Церкви не нарушалось.

Былъ ли общій одинъ для всѣхъ помѣстныхъ церквей глава Церкви? Таковымъ былъ и есть и можетъ быть, согласно ученія Христа и Апостоловъ, только Самъ Христосъ — Онъ для всѣхъ Единъ и единственный Глава всей Церкви. Нравственное первенство однихъ епископовъ надъ другими, вытекавшее изъ разницы ихъ внѣшняго положенія и власти, иначе говоря: вытекавшее изъ временныхъ и случайныхъ условій, не нарушало принципа равенства всѣхъ епископовъ, между собою, по благодати.

Исторія свидѣтельствуетъ объ административномъ возвышеніи епископовъ ряда городовъ и областей уже во второмъ и третьемъ вѣкѣ. Такъ, Ириней Ліонскій признавался главою всей Галліи, — Кипріанъ Карѳагенскій считалъ подвѣдомственными епископовъ мавританскихъ и нумидійскихъ, — епископы Александрійскіе, какъ о томъ свидѣтельствуютъ св. Аѳанасій Великій и Кипріанъ Карѳагенскій, управляли церквами Египта, — епископъ Ефеса церквами малоазійскими, а — Римская церковь, по свидѣтельству св. Игнатія Богоносца, была «предсѣдательствующей въ столицѣ области Римской». Впослѣдствіи, постановленіемъ вселенскихъ Соборовъ, Римъ, Царьградъ, Александрія, Антіохія и Іерусалимъ были признаны первенствующими по своему культурному и гражданскому положенію, но и это не нарушало равенства между главами помѣстныхъ церквей, — онѣ лишь по праву чести слѣдовали въ слѣдующемъ порядкѣ: Римскій и Царьградскій — оба съ почетнымъ званіемъ «вселенскихъ патріарховъ», затѣмъ — Александрійскій, Антіохійскій и Іерусалимскій. Вопросы и дѣла, касающіеся всей Церкви, разбирались и рѣшались всею Церковью, Ея соборнымъ сознаніемъ — вселенскими соборами. Помѣстныя Церкви — Римская-ли, Константинопольская или иная — представляли собою каждая лишь часть Единаго Тѣла — Церкви Христовой. Въ 34 Апостольскомъ Правилѣ ясно, отчетливо и опредѣленно начертанъ путь, по которому должна идти Церковь въ своей внутренней и административной жизни, начертанъ образъ церковнаго управленія: «Епископамъ всякаго народа подобаетъ знати перваго въ нихъ, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго ихъ власть не творити безъ его разсужденія: творити каждому только то, что касается до его епархіи, и до мѣстъ, къ ней принадлежащихъ. Но и первый ничего да не творитъ безъ разсужденія всѣхъ. Ибо тако будетъ единомысліе, и прославится Богъ о Господѣ во Святомъ Духѣ, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ».

Итакъ, Церковь не допускаетъ ни самовластія первенствующаго епископа, ни тѣмъ болѣе абсолютизма въ Церкви. По примѣру /с. 18/ Апостоловъ, Она установила Высшую Инстанцію для рѣшенія важнѣйшихъ и для всей Церкви общихъ вопросовъ въ лицѣ Собора Епископовъ; въ жизни помѣстныхъ церквей — въ лицѣ Помѣстнаго Собора Епископовъ, для всей Каѳолической Церкви — въ лицѣ Вселенскаго Собора.

Источникъ: Протоіерей Митрофанъ Зноско-Боровскій. Православіе, римо-католичество, протестантизмъ и сектантство. (Лекціи по Сравнительному Богословію, читанныя въ Свято-Троицкой духовной семинаріи). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1972. — С. 16-18.

Просмотрено (14) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, История Церкви, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *