Чудесный улов рыбы. Толкование Евангелия от Луки (Лк. 5:1-11). Неделя 16-я по Пятидесятнице

В неделю 16-ю по Пятидесятнице в ходе Божественной литургии читается рядовое зачало из Евангелия от Луки (Лк. 5:1-11): чудесный улов рыбы. Толкование протоиерея Иоанна Толмачева (†1897).

Содержание:

1.Практический очерк содержания рядового чтения
2.К чему побуждает нас такое благословение?
3.Как мы должны поступать, если наши земные труды не увенчиваются ожидаемым успехом?
4.При каких условиях мы можем надеяться на Божье благословение в наших житейских делах и занятиях?
5.В неудачах не отчаиваться, в удачах не превозноситься
6.Главнейшие причины отпадения от веры детства

[Зач. 17.]

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

 

 

1.Практический очерк содержания рядового чтения

Главная нравственная истина, внушаемая нынешним Евангелием, повествующим о чудесной ловле рыб, это — Божье благословение в земных трудах.
1. Условия, при которых ниспосылается это благословение:
а) внимательное слышание слова Божьего (ст.1–3);
б) неутомимая деятельность даже при неудачных последствиях труда (ст.4–5);
в) усиленная ревность к труду, оживляемая верой и упованием на Бога (по слову Твоему) (ст.5).
2. Плод этого благословения: необычайный успех даже при таких обстоятельствах, когда по обыкновенным человеческим соображениям нельзя было ожидать никакого успеха (ст.6).
2.К чему побуждает нас такое благословение?

а) к общей, дружной деятельности с другими людьми (ст.7);.
б) к глубочайшему смирению и живейшему сознанию нашего недостоинства (ст.8, 9, 10);.
в) к полному упованию на Господа и на Его помощь в более обширном круге деятельности (ст.10) (не бойся и т. д.);.
г) к совершенной преданности одному Господу (ст.11)..
Немало в этом Евангелии и частных, назидательных мыслей, из которых каждая может служить богатой темой для гомилетических исследований, именно:.
Ст. 1–3: Дают случай проповеднику беседовать:
О религии, как врожденной потребности человека.
О жажде к слушанию слова Божьего, замечаемой в простом народе.
Как нужно слушать слово Божье?
Как легкомысленно поступают те, которые избегают церковных поучений?.
Ст. 5–6: При неудаче в трудах не следует падать духом. Почему Бог не всегда благословляет наши труды так, как мы желаем?
Нет труда без плода.
Каков труд, такова и награда.
Освящай труд молитвой.
О бесполезных тружениках..
Ст. 7: О взаимной братской услужливости.
Как важно то обстоятельство, что исполнение весьма многих занятий возможно только при общем, дружном содействии?.
Ст. 8: Благодеяния Божьи должны возбуждать в нас чувство смирения и сознания нашего недостоинства.
Ежедневная исповедь человека: я человек грешный, Господи!.
ст. 10: О деле ловли душ для царствия Божьего.
Ст. 11: О христианском самоотвержении. Все у Иисуса Христа и т. п.
3.Как мы должны поступать, если наши земные труды не увенчиваются ожидаемым успехом?

“Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали” (ст.5).

Премудрый и вседобрейший Творец устроил так, чтобы каждый человек посредством труда и деятельности в своем звании добывал себе необходимое пропитание, достигая своевременного счастья и довольства. Каждый честный и верный труженик по праву ожидает, чтобы его трудолюбие было награждаемо Богом.

Но это ожидание не всегда исполняется. Являются обстоятельства, ослабляющие успех нашей деятельности и повергающие нас в затруднение и нужды. Для многих это — скала, о которую сокрушаются их честь и добродетель.

Что мы должны делать, чтобы этого не случилось?

1. Мы должны испытать себя, не мы ли сами являемся виною этого.

а) Если наше трудолюбие и усердие в земных делах не увенчиваются ожидаемым успехом, то мы должны испытать, — все ли мы сделали, что от нас требуется?
Ожидая вознаграждения наших трудов, мы должны прежде заслужить его. Наше звание тогда лишь может доставлять нам необходимое пропитание и быть источником некоторого благосостояния, когда в нас самих нет недостатка ни в чем, что требуется нашим званием.
Поэтому, не жалуйтесь тотчас, если не получаете ожидаемой награды, но испытайте себя, — не недостаток ли искусства, не ленность ли или небрежность в исполнении занятий служат виной ваших неудач? Если к вам не имеют никакого доверия, не оказывают никакой помощи и поддержки — не повредили ли вы себе неразумными и неосмотрительными предприятиями, не навлекли ли на себя худой молвы нечестностью, корыстью и обманом?
Иной, конечно, в этом не сознается и воображает себе, что он все делает отлично. Другой слишком много доверяет своему знанию и искусству, и думает, что не имеет ни в чем недостатка.

б) Но если ты даже и доволен самим собой, своим усердием и деятельностью — то могут ли быть довольны другие, более сведущие и более строгие в своих требованиях?
Ты считаешь свои труды безукоризненно-честными — но так ли думают о них другие люди, так ли взирает на них всеведущий Бог?
Ты слишком много доверяешь своим знаниям и уму — но достаточно ли этого ума и знаний при неблагоприятных обстоятельствах?
Весьма необходимо, при неудаче наших трудов, испытывать самих себя. Это самоиспытание, полезное везде, откроет нам наши недостатки и опущения.

2. Мы должны быть скромными и умеренными в своих ожиданиях.

а) Мнения людей о достоинстве и пользе своих трудов и деятельности бывают иногда преувеличенны, и вследствие этого их ожидания — нескромны и неумеренны. Они ропщут тогда на несправедливость Бога и людей, не награждающих их по заслугам.
Они не довольствуются прибылью, полученной от исполнения обязанностей своего звания, хотя бы его достаточно было для поддержания их и их семьи; они хотят большего — приобретать имения, собирать богатства, и смотрят завистливо на других.
Но справедливо ли это? Можем ли мы когда-либо быть довольными при таких притязаниях?

б) Только человек скромный и умеренный в своих желаниях и ожиданиях будет довольствоваться малым вознаграждением своего труда, умеренной прибылью, особенно при неблагоприятных обстоятельствах и скудных временах.
Он бережет время, ограничивает свои потребности, охотно отказывается от того, чего не может иметь. Благоразумной бережливостью собирает он себе запас на черный день и благодаря этому избегает гнетущей нужды в худые времена.
Его сердце при этом свободно от зависти и недовольства, чуждо неправды и обмана, участливо и сострадательно к нуждам ближних. Какой прекрасный пример в этом случае подает нам апостол Павел!
“Я научился быть довольным тем, что у меня есть
Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.”
 (Фил. 4:11–12)

3. Мы не должны сомневаться в отеческом Божьем попечении.

а) Такое сомнение легко возникает в те времена, когда самый трудолюбивый труженик принужден бывает терпеть горе, нужды и лишения, — при несчастных случаях, всеобщих бедствиях. Тогда иной готов отвергнуть мудрое и благое промышление Божие о благе людей.
Дни скорби, конечно, тяжелые дни, если мы не подкрепляем себя верой в отеческую любовь Божию и упованием на Его помощь.
В религии мы должны искать этого подкрепления. Она научает нас усматривать во всем следы всеблагого Промысла, побуждает нас принимать несчастья из рук Отца Небесного и употреблять их к нашей пользе.

б) Благо нам, если мы обнаруживаем такое настроение мыслей и чувств в неблагоприятных обстоятельствах. Благодаря этому мы удалим многие причины нужд и недовольств нашим положением, предохраним наше сердце от излишних забот и сомнений, и укрепимся духом и силами к исполнению наших обязанностей. Тогда Бог, никогда не оставляющий чад своих, благословит наше трудолюбие и усердие, и пошлет свою помощь.
4.При каких условиях мы можем надеяться на Божье благословение в наших житейских делах и занятиях?

Апостолы, протрудившись всю ночь над рыболовством, ничего не поймали.

Неудачи в трудах испытываем также и мы.

При каких условиях мы можем надеяться на Божье благословение в наших житейских делах и занятиях?

1. Если мы заботимся прежде всего о благе духовном, ищем Царства Божьего и Его правды, не опускаем ни одного случая к слышанию слова Божьего и к исполнению Божьей воли.
Как ясно изображается эта истина в дневном Евангелии!

а) Когда Иисус Христос, при виде столпившегося на берегу народа, жаждавшего послушать Его учения, вошел в лодку Петра “и, сев, учил народ из лодки” (ст.3), тогда ни Петр, лодка которого занята была Иисусом, ни другие ученики, которым нужно было вымывать свои сети (ст.2: увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети), не пришли с замечанием к Спасителю, что они ничего не поймали, и не выражали своего негодования на то, что Его проповедь задерживает их от приготовления к рыболовству на следующую ночь. Вместе с собравшимся народом они дорожили случаем послушать Слово Божье, считая это важнее всяких земных занятий.
И конец дела показал, что они даже в земной прибыли ничего не потеряли.

б) Так и для нас, если желаем получить успех и благословение в житейских делах, первое условие состоит в том, чтобы мы заботились прежде всего о духовном, — так, чтобы никакой земной труд, как бы он ни был лучше, или ни казался выгоден, не отвлекал нас от драгоценных случаев к услышанию Слова Божьего и к исполнению Божьей воли.
Напротив, если мы считаем земные выгоды важнее духовного приобретения, то мы – не слуги Божьи, а рабы мамоны. Тогда мы не можем надеяться на Божье благословение в наших делах. Βидимую прибыль мы, конечно, можем до времени получать и от жалкого служения мамоне, но — не благословение.
Этого последнего мы можем ожидать только в том случае:

2. Если с упованием и верой предаемся тому, в котором одном Бог хочет благословить нас, и если затем, по Его глаголу, предпринимаем все дела нашего земного служения.

а) Один Иисус Христос есть Тот, в Котором Бог хочет ущедрить и благословить нас (Ефес. 1:3):
“Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах.” Рим. 3:25,
“которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде 2 Иоан. 1:9.
Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
Через Него мы должны прежде всего искать, чтобы Бог благословил нас в великом, т.е. даровал Свое духовное благословение (оправдание, всыновление), если желаем получить Его благословение в малом, т.е. в житейских делах.

б) Получив такое благословение, мы будем стараться, чтобы даже земные наши дела предпринимать по слову Господа.
Этому учимся мы из текста (ст.4–5):
“Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Промысел, которым занимались Петр и его товарищи, производился в Иудейской стране с большим успехом ночью. Когда они, протрудившись всю ночь, ничего не поймали: то, по обыкновенному порядку, еще менее можно было ожидать успеха днем. Но, с твердым доверием к Иисусу Христу и с охотным послушанием Его повелению, Петр закидывает сеть по слову Господа, — и конец дела показал, что его предприятие не было напрасно.
Тут мы видим поучительный пример, которому должны подражать все, ищущие успеха и благословения Божьего в своих трудах.
Этого мы можем с упованием ожидать:

3. Если не унываем в наших трудах, как бы они ни казались нам напрасными, и не привязываемся всем сердцем к вещественным благам до такой степени, что не в состоянии пожертвовать ими или отказаться от них, коль скоро требует этого от нас Господь. Тому и другому мы научаемся из дневного Евангелия (ст.5, 6, 7, 11).

а) Рыбари, потрудившись всю ночь, ничего не поймали, но от безуспешной работы не падали духом, не предавались отчаянию или жалобам и ропоту, а продолжали свои приготовления к рыболовству на следующую ночь.
И когда Петр, по слову Спасителя, закинул сеть, и последовало такое обильное и неожиданное благословение, о котором говорится в 6 и 7 ст., тогда рыбари от такой необыкновенной прибыли не увлеклись жадностью и любостяжательностью. Напротив, говорится: “оставили всё и последовали за Ним.”

б) Благо нам, если и мы поступаем подобно апостолам, как в первом, так и во втором отношении!
Тогда мы можем надеяться, что Бог благословит наши труды: иногда видимо, иногда сокровенно:
“Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.” Псал. 126:2
5.В неудачах не отчаиваться, в удачах не превозноситься

Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный” (ст.8).

Петр, после неудачи труда, не предавался малодушию и отчаянию, иначе он не повиновался бы повелению Господа закинуть снова сеть. A после богатого улова — не возгордился, но называет себя грешным мужем, недостойным находиться вблизи Спасителя. Будем подражать этому примеру Петра:

1. При неудаче в труде не отчаивайся!
Что должен думать человек, которого труды, несмотря на все усилия и ревность, не увенчиваются ожидаемым успехом?

а) Так угодно Богу, да будет Его воля! Он хочет, быть может, испытать нас и т. д.

б) Малодушием или отчаянием не поправишь дела, а напротив ухудшишь!
“Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?” (Лук.12:25)
“Каждый род малодушия омрачает ум и препятствует нам делать добро.”

в) Со временем опять поправится дело. Так не будет продолжаться всегда, Бог поможет!

г) Во всяком случае труд не потерян. Не награждается здесь, вознаградится там — на небе.

2. При удаче труда не надмевайся!
Что должен думать человек счастливый в своих трудах и предприятиях?

а) Если другие люди и не так счастливы, и не так способны, зато они, быть может, добродетельнее, а добродетель имеет гораздо более достоинства, чем земное счастье.

б) Временное счастье зависит не от нас, но от Бога.

в) Вполне может быть, что Бог награждает человека за малое добро временным счастьем, для того, чтобы лишить его небесной награды.

г) Счастье переменчиво, может меня оставить и перейти к другому.
6.Главнейшие причины отпадения от веры детства

И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним” (ст.11)

Апостолы видели Господа, слышали Его учение, были свидетелями Его чудес, — и веровали в Него. В этой вере они “оставили всё и последовали за Ним”. С этого времени не имеют более никакого родства на земле, ни покоя и удовольствий, ни собственной воли и чести, — не имеют ничего из всего того, чего другие люди так усердно ищут и чем так охотно обладают. С верой идут они жестким, тернистым путем, подвергаются насмешкам и издевательствам, живут в скорбях и бедствиях.
Такая вера редко встречается теперь, хотя мы живем верой. У многих едва можно найти какую-либо веру. Они отпали даже от той, какую некогда имели в своем детстве. Почему? Какие главнейшие причины отпадения от веры детства?

1. Невежество в религиозных предметах — немаловажная причина отпадения от веры или неверия. Если бы мы могли слышать все нападения, какие делаются против Христианской веры, то нашли бы, что они большей частью происходят от незнания.

а) Чему учатся в школе? Тут любят Бога и веруют в Него. Уповают на Него в скорби. Думают о небе и страшатся ада. Но все это понимают только, как дети, не знают связи, глубины и высоты христианского вероучения, не приспосабливают его в связи с человеческими потребностями.

б) Как идет это далее? По выходе из школы попадают нередко в общества, где не слышится ни одного слова о Боге, редко посещают церковь, никогда не читают религиозных книг. Но изучают светские науки, занимаются каким-либо ремеслом, слушают мирские рассказы. Скоро начинают толково рассуждать о потребностях времени, цивилизации, промышленности, земледелии и т. д. Но религиозное образование не идет вровень со светским, не делает ни шагу вперед. Являются возражения, которых не в состоянии опровергнуть. Наконец, сами задают себе возражения, и рассуждают также нелепо о высших предметах, как слепец о красках, между тем, не хотят более учиться.

в) Чем это оканчивается? Мало-помалу забывают религию — основание всякого истинного знания. Становятся светскими людьми и живут совершенно для света. Не имеют более ничего за собою: забыто и то, чему учились в юности. Не имеют более никакого Бога над собою. Не знают более ничего перед собою: никакой вечности. Умирают, приумножив состояние, но в вере оказавшись банкротами. Так бывает это со многими полуобразованными людьми.
“Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лук.23:34).
Не больше ли и не лучше ли знает в вере простой селянин, который усердно посещает храм Божий и умеет истинно молиться? Иной, отпавший от веры в Бога, изумляется его простосердечной вере и вспоминает прежнее счастье своего детства. Сколько ума обнаруживает верующая жена в воспитании детей! Сколько обильных утешений в страданиях, потерях, смерти находит религиозно-мыслящий человек!

2. Надменность или высокомерие и гордость — вторая главная причина отпадения от веры детства.

а) Хотят быть выше детского состояния. Как игры юности не занимают более, потому что сделались большими, так не хотят ничего более знать и о вере в юности. Эту веру бросают, предоставляя ее няням и детям. Но всего детского не следует оставлять. В известном смысле мы всегда остаемся детьми, и не должны этого стыдиться. По отношению к Богу мы никогда не можем быть великими и высокими.

б) Не хотят подчиняться. Не повинуются родителям и воображают себя выше их. Не почитают властей, считая самих себя властью. A по отношению к Богу и вере? Тут высокомудрствуют, сомневаются, перетолковывают. “Такому крепкому уму, думают, вовсе не следует подчиняться Божественному откровению”. Но смиренный человек знает свои немощи, не создает себе собственной веры и охотно подчиняется учению и порядку, данному Богом.

в) Хотят чего-то особенного, хотят делать иначе, чем другие делают. “Пусть христианская вера будет хороша для народа, но не для меня,” думает иной. Но ученый и мудрец также принадлежат и народу, и для них вера — не лишнее дело.
“Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего” (Прем. 13:1).
После такого отпадения от веры, вследствие надменности, редко вновь обращаются к ней. Гордые фарисеи не пришли к вере.
“Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!” (Ис. 5:21).
Как счастливо дитя, верующее в простоте сердца? Какую радость находит смиренно-верующий юноша в своем труде, в семействе, при Богослужении? Его брат, отпавший от веры, находит удовольствие только в пустых беседах, в обществах, где глумятся над всем священным.

3. Грех — последняя и самая важная причина неверия.
Когда начал ты сомневаться? Почему тот или другой упорно отвергает всякое учение веры?

а) Сначала грех вступает в борьбу с верой. Несмотря на любовь ко греху, совесть еще бодрствует. Иногда вспоминают о молитвах и наставлениях матери, или доброго учителя, о невинности и счастьи верующего детства. Благодать Божья действует. Испытывают даже минуты благоговения. Но грех имеет сильную власть, которую стараются оправдывать. Еще принимают то, во что могут веровать в грехе и вместе со грехом. Если бы в этой борьбе победила вера, то расстались бы со грехом.

б) Но грех одерживает верх. Становятся невоздержанными, предаются самому неестественному сластолюбию, расторгают брак, прекращают связи с родными, живут во вражде, ненависти и зависти. Грех мало-помалу наполняет всю душу, где не остается уже более места для веры. Старая вера совершенно оставляется; и, по внешнему виду, спокойны, потому что не боятся ни Бога, ни суда, ни ада. Какое опасное спокойствие!

в) Наконец, наступает отчаяние. Многие уже обращались, оставляли грех, и возвращались к вере юности. Многие издевавшиеся в сомнениях над всем священным, торжественно отрекались неверия при конце жизни. Иные еще на смертном одре призывали одного из служителей алтаря, которых они прежде презирали. Но многие не имели столь великой благодати. Вера, конечно, пробуждалась со всей силой, но грех был сильнее, и они отчаивались. Вольтер!

Когда вы видите и слышите неверующего человека, то можете по крайней мере думать, что он грешник. Быть может, благодать и долготерпение Божье спасет его. Быть может, он не допустит спасти себя.

Заключение. Умножим наши религиозные познания! Они должны возрастать вместе с годами и другими познаниями. Будем и останемся смиренными. Не станем предаваться греху, и мы будем веровать, и эта вера спасет нас!

 

По материалам сайта Свято-Екатерининского кафедрального собора

Просмотрено (252) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *