Что такое чудо? Как относиться к обилию чудес в Священном Писании, как в Ветхом, так и в Новом Завете?

священник Константин Пархоменко

Что такое чудо? Как относиться к обилию чудес в Священном Писании, как в Ветхом, так и в Новом Завете? Может быть, это остаток мифологического мышления, выросшего на сказках и легендах, мышления ненаучного, вернее, донаучного? Или каждому библейскому чуду соответствует действительное историческое событие, событие, имевшее место как что-то сверхъестественное, поразительное, Божественное?

Библейские чудеса

Прежде чем говорить о чудесах в Новом Завете, поговорим вообще о Библейских чудесах.

Основная идея Библии — идея отношений Бога и человека. Бог призвал Вселенную от небытия к жизни; Он сотворил все премудро и прекрасно и над всем творением, как царя, поставил человека. Мартин Бубер писал:

«Величайшим достижением Израиля было не то, что он выработал учение о едином истинном Боге, Который также и Единственный источник и конец всего сущего, а в том, что он указал на саму возможность разговаривать с Ним, говорить Ему «Ты», предстоять перед Лицом Его».

Израиль, народ Божий, первым осознал и действительно стал жить в соответствии с тем, что жизнь есть диалог человека и Бога.

Диалог. Это значит, что, однажды создав человека, Господь не оставил, не бросил человека на произвол судьбы. Бог связан с человеком узами любви, Он призывает человека жить вместе с Ним, общаться с Ним…

К чему призывает Бог человека? Господь зовет человека и мир к освящению, к вечности, к блаженству. И это основная мысль всей Библии. Можно сказать, что все Священное Писание — это откровение о любви. Любви Бога к человеку и человека к Богу.

«Будьте святы, как Я свят» (Лев. 11, 45), — говорит Творец Вселенной еще за многие столетия до Нового Завета. И вот это будьте святы означает, что человек призван в свое хрупкое существо воспринять сверхчеловеческую силу, энергию, которая преобразит, как мы говорим, освятит, человека.

Но поняли это немногие.

А те, кто понял, кто поверил Богу, — эти библейские авторы, священные авторы, перу которых принадлежит Библия, — увидели мир как чадо Божие, выходящее из Его рук.

Вселенная сотворена по Божиим законам и уставам. Наблюдая эти законы, течение по небосводу солнца, и луны, и звезд, пророк Иеремия в изумлении от незыблемости Божиих уставов говорит, что даже волны бушующего моря исповедуют Господа, и во тьме ночи, и в сиянии дня они «ревут: Господь Саваоф» (Иер. 31, 35).

Писк комара и шорох крыльев ночной птицы; буря и природный катаклизм; восход солнца и холодный далекий блеск звезд на небе — все в руке Божией, «в мире нет ни росинки случайного» — архиеп. Иоанн (Шаховской).

О Промысле Божием, о заботливом участии Творца в судьбах земли и всей Вселенной много размышлял псалмопевец Давид. Слыша плач ребенка, зовущего мать, поднимая голову и видя над собою бездонное черное небо, сверкающее россыпью звезд, молчаливую луну, Давид пел:

«Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу… Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Псалом 8.)

Здесь сказано о самом главном — о том, что мир есть любимое Божие творение, и о том, что это творение вручено Богом человеку, чтобы тот привел мир к освящению.

«Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!«. Такими словами начинает и этими же словами заканчивает 8-й псалом древний автор. Псалмопевец восхищен, изумлен тем, как Бог обнаруживает Себя в мире.

Обратим внимание, что в этом гимне рядом с небесами, солнцем, луною поставлен человек. Именно его малость, которая так очевидна при сравнении с сияющими небесами, звездами и луной, свидетельствует о чудесной силе и об огромной любви Бога.

Строки 8-го псалма родились в сердце псалмопевца, по всей вероятности, ночью. Он видел звездное небо над собой и представлял себе музыку сфер. Но тут же он слышал драгоценный для него лепет или плач малыша в доме. Созерцание бескрайней Вселенной — и тут же, рядом, волнующийся, плачущий маленький ребенок… это приводит псалмопевца к очень важному в богословском отношении открытию: весь мир сотворен для человека! Весь мир обращен к человеку!

И даже самый маленький человек — больше космоса.

Бог увенчал человека славою, сообщил ему Божественное достоинство. Как говорит псалмопевец, поставил человека владыкою над делами рук Божиих —все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

Сравнивая слабого и немощного человека с великими светилами, псалмопевец соглашается, что человек не может сравниться с этими гигантами небесного свода. Но есть в человеке нечто, что делает его более драгоценным, чем все светила вместе взятые.

Это Дух Божий, оживотворивший человека; это образ и подобие Божие в человеке. То, что выводит из рамок животного мира, возвышает над творением, — это-то по настоящему и ценно в человеке.

Итак, для Библии, которая неколебимо утверждает, что мир сотворен Богом и мир вручен Богом человеку, несомненно — этот мир открыт для действия Божия. А значит, любое деяние Божие, в принципе, допустимо. Возможно любое чудо. Если того хочет Бог…

Тут нужно вспомнить еще об одном. Мир, который творит Бог, не закончен в развитии. Мир не статичен, но динамичен! Сотворенный для блаженной жизни в единстве с Творцом, мир ушел от Бога, как говорят богословы, мир от Бога отпал. Сначала было отпадение сатаны, затем — измена Богу со стороны человека. И через человека повредилось все творение, весь мир.

Тот мир, который мы видим сегодня, — мир страдающий, болеющий грехом.

Но Бог не оставил творение на произвол судьбы. Бог не махнул рукой на согрешивший мир, но, наоборот, взял его в Свою руку. «В Его руке» (Иов. 12, 10) — и человек, и все элементы мироздания.

Бог хочет спасти мир от греха и смерти, вылечить его, однако насильно сделать это Он не хочет. Бог уважает свободу творения.

В потемки греха ввел мирозданье человек, пусть и к свету его выведет также человек. «Бог соотносится с созданным Им миром как самобытным, внебожественным бытием уже не на основе творения из ничего, при котором вся активность на стороне Творца и вся пассивность на стороне творения, но на основе взаимодействия. Бог помогает миру становиться собой, не уничтожая Своего творения, но, однако, на него воздействуя… Мир никогда не замкнут в своей данности, но всегда творится, хоть уже не из ничего (что приличествует только изначальному творческому акту Бога)» (прот. С. Булгаков).

Слушать и слышать Бога мир может только через человека; человек — вот кто является собеседником Божиим. Человек открыт злым, демоническим силам — и открыт благодатным Божиим силам.

В собеседники себе человек может выбрать диавола, может и Бога. Человек может пользоваться, даже сам того не понимая, в своих злых поступках помощью бесовской, внимать сердцем и душою наущениям лукавого, а может воспринимать глаголы Божии, просить Бога о помощи и получать ее.

Мир открыт действию Божию, еще раз повторим основную мысль Библии. Чудо — это не что иное, как помощь Божия людям. Помощь тем, кто в этом нуждается, и, что еще важно, кто Бога об этом просит. И об этой помощи рассказано на страницах Священного Писания.

Однако это не означает, что Библия — хроника исторических событий и что все чудеса, которые мы находим в Ветхом Завете, строго историчны.

Библия — это богословская книга. Но это и литературное произведение своего времени и своей культуры. Культуры и времени, не только допускавших поэтические преувеличения, эпические сказания, образные выражения, а и считавших их традиционным языком для выражения мысли.

Современные библеисты говорят, что в библейских чудесах можно выделить несколько типов.

 

Чудо как поэтическое преувеличение

В книге Иисуса Навина мы читаем: «Иисус воззвал к Господу… и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день?» (Ис. Нав. 10, 12-13).

Здесь указывается, что сообщение об остановившемся солнце взято автором из эпического сборника — книги Праведного. Такая книга прекрасных поэтических сказаний, действительно, в древности была, но позже, вероятно во время вавилонского плена, оказалась утрачена. (В Ветхом Завете мы находим две цитаты из книги Праведного — упомянутую из книги Иисуса Навина и песнь царя Давида на смерть Саула и Ионафана (2 Цар. 1, 18).)

Обвинять древнего автора, религиозного поэта в подлоге, обмане не следует. Мы и сегодня, рассказывая о каких-то важных для нас событиях, допускаем гиперболизацию, преувеличения. Нам кажется, что в тот день (свадьба, рождение ребенка, удивительное избавление от опасности и проч.) все складывалось особым образом, все как бы специально складывалось для нас. Тем более, фотографической точности в описании событий не следует требовать от древнего автора, часто на столетия отстоявшего от описываемой эпохи и писавшего не историческую хронику, а богословскую поэму. Преувеличения легендарного характера вообще были характерны для писателей того времени.

Священный автор не стремится описать, как было исторически, на самом деле. Он осмысляет историю, видит в ней действие Божие, участие Божие. Именно в назидательных целях некоторые события, записанные столетия спустя после того, как имели место, были украшены чудесными и сверхъестественными элементами.

И именно поэтому два самых важных — скажем даже, судьбоносных — периода в истории Израиля отмечены на страницах Библии обилием чудес и сверхъестественных событий.

Это времена великого вестника Божьего и боговидца Моисея и его преемника Иисуса Навина и времена пророков Илии и Елисея.

Чудес так много, что иногда они кажутся очевидно преувеличенными (см. 4 Цар. 1, 9-16), иногда назидательная прямолинейность логики Священного писателя нас коробит (см: 4 Цар. 2, 23-24).

 

Природное (или иное естественное) явление, осмысленное как чудо

Чаще всего мы встречаемся именно с такими чудесами.

Бог — Творец Вселенной. Однажды сотворив мир, Бог не покидает его. И поэтому за естественными процессами миробытия зоркий взгляд верующего человека разглядит руку Божию.

Вспомним знаменитые казни египетские — драматичный эпизод истории еврейского народа. Евреи в египетском рабстве. Бог является Моисею и говорит ему: приведи народ Мой пред Мое лице, чтобы народ знал, кто его Господь!

С этим Божиим требованием Моисей обращается к фараону. Фараон противится Богу, не хочет отпустить народ… И тогда одна за другой обрушиваются на египтян десять казней, или наказаний.

Наказание за наказанием (у нас перевели как казнь), которые посылает Господь, убеждают фараона и египтян, что евреи — народ Божий, Бог на их стороне.

И первые девять казней, обрушившиеся на Египет, являются природными катастрофами, редкими, но действительными явлениями, характерными для этой страны .

Вспомним библейский рассказ. Это книга Исход, главы 7-12.

Первая казнь, или наказание, — превращение нильской воды в кровь. Моисей ударяет посохом по воде, и она становится красной, как кровь. И вся рыба в реке умирает…

Подобное явление известно и сегодня. Случается, что в результате интенсивных дождей происходит чрезвычайно высокий разлив Нила, водами которого смываются огромные количества характерной ярко-красной почвы Абиссинско-Эфиопского плато, смешивающейся с микроорганизмами красноватого цвета, называемыми флагеллятами. При этом воды реки сильно загрязняются и приобретают кроваво-красный цвет. В этих условиях гибнет большое количество рыбы, процесс разложения которой заставляет лягушек (жаб) покидать берега реки.

Лягушки, выскочившие на берег и заполнившие дома египтян, — вторая казнь.

Священный автор сообщает: «И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и на полях [их]; и собрали их в груды, и воссмердела земля» (Исх. 8, 13-14).

Однако и эта казнь имеет естественное объяснение: лягушки оказываются инфицированы болезнетворными микроорганизмами, которые и вызывают их внезапную смерть.

Третья и четвертая казни египетские — «мошки» и «песьи мухи», кусающие людей. Эта казнь тесно примыкает к предыдущим. В условиях, созданных стоячими водами нильского разлива, интенсивно размножаются москиты и мухи.

Пятая казнь — страшная моровая язва, которая распространяется по Египту и губит скот. Возможно, что моровая язва, поразившая скот, — это антракс,спровоцированный разложением зараженных мертвых лягушек.

Шестая казнь — воспаления кожи с нарывами у людей и скота. Вероятно, это кожная инфекция, вызванная главным образом укусами мух (четвертая казнь).

Град и буря с молниями и громами, уничтожившие лен и ячмень, но не побившие пшеницу и полбу (седьмая казнь), бывают в Египте зимой и ранней весной. Появлению и нашествию на Египет огромного количества саранчи (Исх. 10, 6), пожравшей уцелевшие от града и бури растения (восьмая казнь), вполне могли способствовать те же абиссинские дожди, которые послужили причиной катастрофического разлива Нила. Что касается «густой тьмы», длившейся три дня (девятая казнь), то это могла быть песчаная буря; такие бури бывают в Египте в конце февраля — начале марта и длятся два-три дня.

В недавнее советское время, приводя подобные научные объяснения чудесам из книги Исход, атеистические авторы пытались доказать, что Библия естественные события выдает за сверхъестественные.

Но Библия говорит о другом. Она говорит, что Бог может направлять природные явления в нужное для Него русло, потому что Он — Владыка Вселенной.

Не придумывая ничего сверхъестественного, Священный автор лишь сообщает, что Господь наказывает египтян природными катаклизмами, случающимися в тех землях.

О том же говорят и чудеса, происшедшие с еврейским народом во время странствования по пустыне.

Однако здесь уже не наказание, а помощь Божия. Не злые природные явления по воле Божией обрушиваются на народ; напротив, Господь управляет природными явлениями, чтобы накормить, напоить народ.

На головы голодающим израильтянам падают с неба хлопья манны. Манна (евр. ман) — это сладкие, клейкие, беловатые выделения насекомых, живущих на тамарисках, которые бедуины Синайского полуострова до сих пор употребляют в пищу.

Вновь народ голодает, и Господь посылает перепелов. И сегодня каждую осень перепела мигрируют большими стаями из Европы в Африку, а весной прилетают обратно. Во время этих перелетов они приземляются, в частности, на Средиземноморском побережье, будучи крайне изможденными, так что их легко поймать.

В Рефидиме, в раскаленной пустыне народ умирает от жажды. И тогда Моисей, по повелению Господа, бьет жезлом по скале и из нее течет вода (Исх. 17, 1сл).

В связи с этим заметим, что и до сих пор в районе горы Синай, в том числе в окрестностях Рефидима, ближе к вечеру можно наблюдать такое явление: на склонах скал появляются большие темные влажные пятна. Местные бедуины говорят, что нередки случаи, когда на месте случайно отброшенного от скалы камня вдруг начинает течь струя воды.

Господь управляет природными явлениями!

Несмотря на преувеличения, которыми обросли в течение веков предания о казнях египетских, о бегстве из Египта, чудесах в пустыне и при завоевании Ханаана, в основе их лежат исторические факты.

Что соответствует действительности, а что нет, сегодня уже не установить. Но это и не так важно. «Те, кто изложил их письменно, пользуясь литературными жанрами, привычными читателям того времени, компилировали предания, свободно использовали повествования, но никогда не забывали их религиозной цели; а именно показать присутствие Всемогущего Бога Покровителя (см. Ис. Нав. 24, 17) на заре истории избранного народа» (П. Тернант).

Нечто действительно бывшее как исторический факт подверглось редакции Священного автора. И это не плохо. Напротив, Боговдохновенное осмысление библейскими авторами событий тех лет позволяет нам увидеть Бога как Того, Кто ведет Свой народ, Кто защищает и питает его. Это как раз тот взгляд на Бога, на историю, который прекрасно выражен Моисеем:

«Господь, Бог ваш, идет перед вами, — говорил Моисей иудейскому народу, — Он будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте, пред глазами вашими, и в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место» (Втор. 1, 30-31).

С этим образом Бога — Который носит на руках Свой народ, как отец носит усталое дитя, как пастух носит повредившего ногу ягненка, — мы много раз встречаемся в Библии. «Во всякой скорби их Он (Бог) не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние» (Ис. 63, 9).

Итак, второй тип чудес, если так можно сказать, — это некое природное или иное естественное явление направленное в нужный момент в нужное место заботливой рукой Отца Небесного.

 

Действительно сверхъестественное событие — чудо

Однако если мы допускаем участие Бога в судьбах людей и, шире, в судьбе мира, мы должны признать, что Бог волен совершать чудеса, не только используя возможности сотворенной Им Самим природы.

Бог может сотворить и самое настоящее чудо, то есть нечто, что никак нельзя объяснить исходя из наших научных представлений. Что вообще никогда ни наука, ни какая-либо внерелигиозная логика не объяснят.

Такими чудесами поистине являются Сотворение мира, Боговоплощение, Воскресение Христово, ежегодное схождение Благодатного Огня и некоторые другие.

Из сверхъестественных чудес, с которыми человек сталкивается нередко, можно вспомнить мгновенное исцеление (например, прозрение от рождения слепого человека), воскрешения людей, чудеса нетленности мощей (останков святых), чудеса мироточения и обновления икон.

Типичная черта подобных чудес — невозможность ни человеку, ни миру совершить что-либо подобное.

И впрямь, как можно объяснить то явление, что старая, закопченная и почерневшая икона вдруг обновляется, чернота и копоть исчезают? Или что на иконе (дереве, полиграфическом отпечатке, а то и на стекле) появляются маслянистые ароматные капли?.. Внезапное истечение мира (благовонного масла) от иконы может быть таким обильным, что это миро собирают во флаконы, раздают верующим…

Подытожим: сверхъестественным чудом мы называем такое событие, явление, когда Бог силою Своею в какой-то точке пространства, в каком-то моменте истории препобеждает законы природы. И уловить причинно-следственную связь действий Божиих, «угадать» ее невозможно. Часто можно сказать только так: человек молится — и происходит чудо. Никакие медицинские или иные аргументы здесь неприложимы.

 

«Механизм» чуда

В разное время богословами предпринимались попытки объяснить механизмвозникновения чуда. Часто спрашивают: как может Бог нарушать и отменять им же созданные законы природы?

Но подлинное чудо, совершаемое Богом, не разрушает гармонии законов мироздания.

Скажем так — высшей силою Бог побеждает эти законы.

Утром вы встаем с постели и этим нарушаем, вернее, побеждаем закон всемирного тяготения, согласно которому мы должны лежать. Или еще больше: человек изобретает летательный аппарат — самолет, ракету — и опять же побеждает закон всемирного тяготения, отрывается от земли, взлетает в небо.

Никто не будет спорить с тем, что высшие силы побеждают низшие. Так и в случае с Божественным чудесным вмешательством в наш мир. «Чудо являет нам не нарушение закона, а нейтрализацию низшего закона, прекращение его власти, хотя и временное, сильнейшим законом. В чудесах наш мир приводится в систему высшего порядка вещей», — писал в 1895 году в книге Чудо русский мыслитель Д. И. Беликов.

Когда садовник не дает дереву криво расти, а перевязывает его, обрезает — растение не гибнет, а становится более красивым и величественным, несмотря на то, что совершаются действия, изменяющие естественный ход событий. Так же и больной, принимая лекарство и выздоравливая, нарушает ход событий, согласно которому (то есть течению своей болезни) он должен был бы или умереть, или проболеть весьма долго.

В этом случае мы видим, как человек своим разумом подчиняет себе некоторые процессы, происходящие во Вселенной, направляет их в иное, нужное ему русло или совсем отменяет .

То же применимо, только в высшей степени, к Богу — Творцу и Господину и всех процессов во Вселенной, и самой этой Вселенной. Как в 1925 году верно подметил Г. К. Честертон: «Верить в чудо глупо только тогда, когда глупо верить в Творца и Вседержителя».

Господь может сотворить любое чудо — по Его любви к людям и миру. Но Он никогда не совершает бессмысленных чудес. «Чудо, подлинное, конечно, может изменять физическую реальность нашего мира, но не может заключать в себе бессмыслицы, абсурда для разума. Иначе оно было бы событием не сверхъестественным, а противоестественным. Типичным примером такого глупого чуда является то, о котором рассказывает старик Карамазов, беседуя с помещиком и старцами монастыря. По его словам, одному святому отсекли голову, а он взял ее в руки и долго нес, «любезно ее лобызаше». Христианство таких нелепых чудес не допускает» (П. Левитов).

 

По материалам сайта Азбука.ру

Просмотрено (84) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *