Церковь — Тело Христово. Проповедь Иоанна, архиепископа Шанхайскаго и Сан-Францисского Чудотворца

Небесная Литургия. Монастырь Грачааница (Сербия)

«Той (Христосъ) есть глава тѣла Церкви» (Кол. 1, 13)

«яже есть тѣло Его, исполненіе Исполняющаго всяческая во всѣхъ» (Ефес. 1, 22).

Неоднократно въ Священномъ Писаніи Церковь называется Тѣломъ Христовымъ. «Радуюсь въ страданіяхъ моихъ о васъ… за Тѣло Его, еже есть Церковь» (Кол. 1, 24) пишетъ о себѣ апостолъ Павелъ. /с. 132/ Апостолы, пророки, благовѣстники, пастыри и учители, говоритъ онъ же, даны Христомъ «въ дѣло служенія, въ созиданіе Тѣла Христова». (Ефес. 4, 11-12).

Въ то же время въ Тѣло и Кровь Христовы прелагаются хлѣбъ и вино за Божественной литургіей и вѣрные причащаются ихъ. Такъ установилъ Самъ Христосъ, причастившій Своихъ апостоловъ за Тайной вечерей со словами «пріимите, ядите: сіе есть тѣло Мое; пійте отъ нея вси, сія бо есть кровь Моя новаго завѣта» (Матѳ. 26, 26-28).

Какъ же одновременно Тѣломъ Христовымъ является и Церковь и Святыя Тайны?

Вѣрные и сами являются членами Тѣла Христова — Церкви и причащаются Тѣла Христова во Святыхъ Тайнахъ?

И въ одномъ и въ другомъ обстоятельствѣ наименованіе «Тѣло Христово» употребляется не въ переносномъ, а въ самомъ дѣйствительномъ значеніи сего слова. Мы вѣруемъ, что Святыя Тайны, сохраняя видъ хлѣба и вина, суть истинное Тѣло и истинная Кровь Христовы. Также вѣруемъ и исповѣдуемъ, что Христосъ Сынъ Бога Живаго, прійдя въ міръ грѣшныя спасти, сталъ истиннымъ человѣкомъ и плоть Его, воспріятая отъ Дѣвы Маріи, была настоящей человѣческой плотью; что тѣломъ и душой Христосъ былъ истиннымъ человѣкомъ, во всемъ подобнымъ остальнымъ, кромѣ грѣха, оставаясь въ то же время истиннымъ Богомъ. Божеское естество не умалилось и не измѣнилось у Сына Божія при Его воплощеніи, какъ и человѣческая природа не измѣнилась при томъ, а полностью сохранила всѣ свои человѣческія свойства.

«Неизмѣнно и несліянно», навѣки, «нераздѣльно и неразлучно» соединились въ Единомъ Лицѣ Господа Іисуса Христа Божество и человѣчество.

Вочеловѣчился Сынъ Божій, чтобы людей сдѣлать причастниками Божественнаго естества (2 Петр. 1, 4), чтобы падшаго въ грѣхъ и смерть человѣка освободить отъ нихъ и сдѣлать безсмертнымъ.

Соединяясь со Христомъ, мы воспріемлемъ Божественную благодать, дающую человѣческой природѣ силу для побѣды надъ грѣхомъ и смертью. Господь Іисусъ Христосъ указалъ людямъ путь /с. 133/ побѣды надъ грѣхомъ Своимъ ученіемъ и даруетъ вѣчную жизнь, дѣлая ихъ участниками вѣчнаго Его Царства Своимъ Воскресеніемъ. Чтобы воспріять отъ Него ту Божественную благодать, необходимо тѣснѣйшее съ Нимъ общеніе. Привлекая всѣхъ къ Себѣ Божественной любовью и соединяя ихъ съ Собой, Господь соединилъ другъ съ другомъ возлюбившихъ Его и пришедшихъ къ Нему, объединивъ въ Единую Церковь.

Церковь есть единство во Христѣ, тѣснѣйшее единеніе со Христомъ всѣхъ право вѣрующихъ въ Него и любящихъ Его и единеніе ихъ всѣхъ чрезъ Христа.

Состоитъ Церковь изъ земной ея части и небесной.

Сынъ Божій пришелъ на землю и вочеловѣчился, чтобы возвести человѣка на небо, сдѣлать его снова жителемъ рая, вернувъ ему первоначальное состояніе безгрѣшности и цѣлости, и соединить съ Собой.

То совершается дѣйствіемъ благодати Божіей, подаваемой черезъ Церковь, но нуждается и въ усиліи самого человѣка. Богъ спасаетъ падшее Свое твореніе Своей къ нему любовью, но необходима и любовь человѣка къ Своему Творцу, безъ которой невозможно ему спастись. Устремляясь къ Богу и прилѣпляясь къ Господу своей смиренной любовью, душа человѣка получаетъ силу, очищающую ее отъ грѣховъ и укрѣпляющую на борьбу съ грѣхомъ до полной побѣды.

Въ той борьбѣ участвуетъ и тѣло, нынѣ являющееся вмѣстилищемъ и орудіемъ грѣха, но предназначаемое быть орудіемъ правды и сосудомъ святости.

Богъ сотворилъ человѣка вдохнувъ богоподобный духъ въ созданное Имъ сперва изъ земли одушевленное тѣло. Тѣло должно было быть орудіемъ покорнаго Богу духа. Черезъ него духъ человѣческій проявляетъ себя въ вещественномъ мірѣ. Духъ черезъ тѣло и его отдѣльные члены открываетъ свои свойства и качества, которыя Богъ далъ ему, какъ Своему образу, почему и тѣло, какъ проявленіе образа Божія является и именуется «по образу Божію созданною нашею красотою» (стихира на погребеніи).

Когда первозданные люди духомъ отпали отъ Своего Творца, /с. 134/ тѣло, до тѣхъ поръ покорное духу, черезъ душу воспринимая велѣнія его, перестало подчиняться ему и стало стремиться господствовать надъ нимъ. Вмѣсто Закона Божія въ человѣкѣ сталъ господствовать законъ плоти.

Грѣхъ, отсѣкши человѣка отъ источника жизни — Бога, разсѣкъ также и самого человѣка. Нарушилось единеніе его духа, души и тѣла, смерть вошла въ него. Душа, не напояясь струями жизни, не могла передавать ихъ тѣлу. Тлѣннымъ стало тѣло, томленіе стало удѣломъ духа.

Христосъ пришелъ на землю вновь падшій возстановить образъ и вернуть ему единеніе съ Тѣмъ, Чей онъ образъ. Соединя съ Собой, Богъ возстанавливаетъ человѣка въ первоначальной добротѣ во всей ея полнотѣ.

Подавая благодать и освященіе духу, Христосъ также очищаетъ, укрѣпляетъ, исцѣляетъ и освящаетъ душу и тѣло.

«Прилѣпляясь Господеви единъ духъ есть съ Господомъ» (1 Кор. 6, 17).

Тѣло же, соединившагося съ Господомъ человѣка, должно быть орудіемъ Господнимъ, служить для исполненія Его воли и стать частью Тѣла Христова.

Для полнаго освященія человѣка, тѣло раба Господня должно соединиться съ Тѣломъ Христовымъ и то совершается въ таинствѣ Святого причащенія. Принятыя нами истинное Тѣло и истинная Кровь Христовы становятся частью великаго Тѣла Христова.

Конечно, для единенія со Христомъ недостаточно только соединеніе нашего тѣла съ Тѣломъ Христовымъ. Вкушеніе Тѣла Христова бываетъ благотворно, когда духомъ устремляемся къ Нему и соединяемся съ Нимъ. Принятіе Тѣла Христова, при отвращеніи отъ Него духомъ, подобно прикосновенію ко Христу тѣхъ, кто Его били, и заушали и распинали Его. Прикосновеніе ихъ къ Нему послужило имъ не во спасеніе и исцѣленіе, а въ осужденіе.

Причащающіеся же съ благоговѣніемъ, любовью и готовностью принести себя на служеніе Ему, тѣсно соединяются съ Нимъ и становятся орудіемъ Его Божественной воли.

«Ядый Мое Тѣло и піяй Мою Кровь во Мнѣ пребываетъ и /с. 135/ Азъ въ немъ» изрекъ Господь (Іоан. 6, 56).

Соединяясь съ Воскресшимъ Господомъ и черезъ Него со всей Присносущей Троицей, человѣкъ почерпаетъ отъ Нея силу для вѣчной жизни и самъ становится безсмертнымъ.

«Якоже посла Мя живый Отецъ и Азъ живу Отца ради, и ядый Мя и той живъ будетъ Мене ради» (Іоан. 6, 57).

Всѣ вѣрующіе во Христа и соединившіеся съ Нимъ преданіемъ себя Ему и принятіемъ Благодати Божіей совокупно составляютъ Церковь Христову, Глава Коей есть Самъ Христосъ, а входящіе въ Нее — Ея члены.

Невидимый тѣлеснымъ окомъ Христосъ проявляетъ Себя на землѣ явственно черезъ Свою Церковь, какъ невидимый духъ человѣческій проявляетъ себя черезъ свое тѣло. Церковь есть Тѣло Христово какъ потому, что части ея соединены со Христомъ черезъ Его Божественныя Тайны, такъ и потому, что черезъ Нее дѣйствуетъ Христосъ въ мірѣ.

Мы причащаемся Тѣла и Крови Христовыхъ (въ святыхъ Тайнахъ), чтобы самимъ быть членами Тѣла Христова (Церкви).

Не совершается то сразу. Полное пребываніе въ Церкви есть уже состояніе побѣды надъ грѣхомъ и совершеннаго очищенія отъ него. Все грѣховное до нѣкоторой степени удаляетъ насъ изъ Церкви и отъ Церкви; вотъ почему надъ каждымъ кающимся читается въ молитвѣ при исповѣди «примири, соедини святѣй Твоей Церкви». Христіанинъ черезъ покаяніе, очищается, соединяется тѣснѣйше со Христомъ въ причащеніи святыхъ Таинъ, но потомъ опять осѣдаетъ на него пыль грѣха и отдаляетъ отъ Христа и Церкви, почему снова нужны покаяніе и причащеніе.

Пока не окончится земная жизнь человѣка, до самаго исхода души изъ тѣла, продолжается въ немъ борьба между грѣхомъ и правдой. Какого бы высокаго, духовнаго и нравственнаго состоянія кто ни достигъ, возможно для него постепенное или же стремительное, глубокое паденіе въ бездну грѣха. Посему необходимо для каждаго причащеніе святыхъ Тѣла и Крови Христовыхъ, укрѣпляющее наше общеніе съ Нимъ и орошающее живительными струями Благодати Святаго Духа, текущими по Тѣлу Церкви. /с. 136/ Насколько важно причащеніе святыхъ Таинъ показываетъ житіе преподобнаго Онуфрія Великаго, которому, какъ и другимъ пребывавшимъ въ той пустыни отшельникамъ, ангелы приносили святое Причастіе; преподобной Маріи Египетской, конечнымъ желаніемъ которой, послѣ многихъ лѣтъ пустынной жизни, было принятіе святыхъ Таинъ; преподобнаго Савватія Соловецкаго и множества другихъ. Не напрасно вѣдь изрекъ Господь: «Аминь, аминь глаголю вамъ: аще не снѣсте плоти Сына Человѣческаго, ни піете Крове Его, живота не имате въ себѣ» (Іоан. 6, 53).

Причащеніе Тѣла и Крови Христовыхъ есть принятіе въ себя Воскресшаго Христа, побѣдителя смерти, дарующаго тѣмъ, кто съ Нимъ, побѣду надъ грѣхомъ и смертью.

Сохраняя въ себѣ благодатный даръ Причастія, мы имѣемъ залогъ и предначатіе вѣчной блаженной жизни души и тѣла.

До самого «Дня Христова», Его Втораго пришествія и Суда надъ всѣмъ міромъ, продолжаться будетъ борьба грѣха съ правдой, какъ въ отдѣльномъ каждомъ человѣкѣ, такъ и во всемъ человѣчествѣ.

Церковь земная объединяетъ всѣхъ возрожденныхъ путемъ крещенія, взявшихъ крестъ борьбы со грѣхомъ и послѣдовавшихъ за Подвигоположникомъ борьбы той — Христомъ. Божественная Евхаристія, приношеніе безкровной жертвы и причащенія ея, освящаетъ и укрѣпляетъ ея участниковъ, дѣлаетъ вкушающихъ Тѣло и Кровь Христовы истинными членами Тѣла Его Церкви. Но лишь со смертью человѣкъ опредѣляется, остался ли онъ дѣйствительнымъ членомъ Тѣла Христова до своего послѣдняго издыханія, или же грѣхъ восторжествовалъ въ немъ и изгналъ благодать получавшуюся имъ въ святыхъ Тайнахъ и связующую его со Христомъ.

Почившій въ благодати, какъ членъ Церкви земной, изъ земной Церкви переходитъ въ небесную, отпавшій же отъ земной не войдетъ въ небесную, ибо земная часть Церкви есть путь въ небесную.

Чѣмъ больше человѣкъ находится подъ дѣйствіемъ благодати причащенія и тѣснѣе соединился со Христомъ, тѣмъ больше онъ будетъ наслаждаться общеніемъ со Христомъ и въ грядущемъ Его Царствіи.

Поскольку же грѣхъ въ душѣ человѣка продолжаетъ дѣйствовать до смерти, и тѣло его подвержено его послѣдствіямъ, нося въ себѣ /с. 137/ сѣмена болѣзни и смерти, отъ которыхъ освободится лишь когда распадется по кончинѣ человѣка и возстанетъ уже свободнымъ отъ нихъ въ общее воскресеніе. Соединившійся духомъ и тѣломъ со Христомъ въ сей жизни, духомъ и тѣломъ будетъ съ Нимъ и въ грядущей жизни. Благодатныя струи Животворящихъ Таинъ Тѣла и Крови Христовыхъ являются источникомъ нашей вѣчной радости въ общеніи съ Воскресшимъ Христомъ и лицезрѣніи Его Славы.

Тѣ же послѣдствія грѣха, еще не изгнаннаго окончательно изъ рода человѣческаго, дѣйствуютъ не только въ отдѣльныхъ людяхъ, но черезъ нихъ проявляются и въ земной дѣятельности цѣлыхъ частей Церкви. Постоянно появляются ереси, расколы, нестроенія, отторгающія часть вѣрныхъ. Непониманіе между помѣстными церквами, или частями ихъ, издревле волновали Церковь и постоянно въ богослуженіи слышатся моленія о прекращеніи ихъ.

«Просимъ Церквамъ единомыслія», «Церквамъ соединеніе» (воскр. канонъ Троич. гл. 8), «Церкве раздоры устави». «Устави раздоры Церкве» (служба Архангел. 8 ноября, 26 марта, 13 іюля) и подобныя молитвы въ теченіе вѣковъ возносятся Православной Церковью. Даже въ Великую субботу, передъ плащаницей, Церковь взываетъ: «Жизнь рождшая, Пренепорочная Чистая Дѣво, утоли церковныя соблазны, и подаждь миръ, яко Благая» (конецъ 2-й статіи).

Только когда появится Христосъ на облацѣхъ, попранъ будетъ искуситель и исчезнутъ всѣ соблазны и искушенія.

Тогда закончится борьба между добромъ и зломъ, между жизнью и смертью, и Церковь земная вольется въ Церковь торжествующую, въ которой «будетъ Богъ всяческая во всѣхъ» (1 Кор. 15, 28).

Въ грядущемъ Царствѣ Христовомъ не будетъ уже нужды въ пріобщеніи Тѣла и Крови Христовыхъ, ибо всѣ удостоившіеся будутъ въ тѣснѣйшемъ общеніи съ Нимъ и наслаждаться превѣчнымъ свѣтомъ Живоначальной Троицы, испытывая блаженство невыразимое языкомъ и непостижимое нашимъ слабымъ умомъ. Посему послѣ причащенія святыхъ Христовыхъ Таинъ за литургіей, въ алтарѣ возносится всегда молитва, поемая въ пасхальные дни: «О, Пасха велія /с. 138/ и священнѣйшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божій, и Сило! Подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернемъ дни Царствія Твоего».

 

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 131-138.

 

russportal

Просмотрено (32) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *