Богословское описание иконы “Сретение Господне”

Икона Сретение Господне имеет большую историю. Чтобы понять праздник и икону Сретения Господня, скажем несколько слов о его месте в праздничном цикле. Сретением заканчивается рождественский цикл, состоящий из триады: Рождество Христово, Крещение Господне и Сретение.
В этот день Богородица приходит в храм для совершения двух обрядов ветхозаветной церкви: очищения от родовых нечистот и принесение Сына-первенца для посвящения Его Богу.
Святое семейство, придя в храм, встречается с праведниками, уже стоящими на пороге ухода в мир иной – трехсотлетним Симеоном и Анной, 84 лет. На место уходящего приходит новое, только нарождающееся – в этом богословский смысл праздника.
Поскольку смысл праздника двойной, то за ним закрепилось двойное название: «Сретение» – в восточной церкви, «Очищение» – в западной. В названиях отражаются разные акценты: православная традиция делает акцент на богословском смысле, католическая – на человеческом.
При этом в католичестве – это Богородичный праздник, в православии – Господский, в котором воспевается роль Богородицы. Это можно увидеть по голубым одеяниям священников, облачающихся в этот день в Богородичный цвет. Икона Сретение Господне обязательно присутствует в праздничном ряду иконостаса. Иконописи известно два типа икон праздника.
– В первом – праведный Симеон принимает Младенца из рук Матери у престола-жертвенника, относя событие в будущее: Спаситель – это искупительная жертва за людей.
– Во втором – праведный Симеон принимает Младенца из рук Матери у входа в храм.
В первом случае подчеркивается жертвенное начало Иисуса, во второй – роль Богородицы, как Посредницы в деле искупления рода человеческого.
Икона Сретение Господне школы Андрея Рублева, о которой будет идти речь, относится к первому типу. На ней- пять персонажей. В центре – Богородица, передающая Младенца, и Богоприимец Симеон, принимающий Младенца из рук Матери как величайшую святыню. Сзади Богородицы стоит муж Марии – Иосиф Обручник, сзади Симеона – пророчица Анна.
Таким образом, икона четко разделена на левую и правую стороны:
– левая принадлежит Новому,
– правая – Ветхому.


Соединяет левую и правую части иконы – Младенец Иисус, находящийся на пересечении левой и правой сторон иконы, соединяя их в себе.
Левая сторона устремлена вверх и вправо, правая – вниз и влево. Так в противоположных движениях они встречаются в точке передачи–принятия Богомладенца.
Самый первый персонаж иконы – Иосиф-Обручник. Это отправная точка иконы. Иосиф изображен отдельно от остальных фигур. Он словно находится за пределами иконы: его правая нога почти вышла из неё.
Архитектурные детали здания, на фоне которого изображена фигура Иосифа, делают ее статичной и зажатой между горизонтальными и вертикальными балками здания. Вертикальные линии над головой Иосифа указывают, в каком направлении надо двигаться по иконе дальше, горизонтальные – ограничивают движения Обручника, выводя его за пределы сюжета и одновременно концентрируя внимание молящегося на действительно важном.
Делается понятным и второстепенность Иосифа: он только хранитель нового, тоже принадлежа, как Симеон и Анна, к ветхому времени, а главное дело его жизни – сохранить Богородицу и Ее Богомладенца.


Жестом поднятых и покровенных рук Иосиф указывает на Марию, говоря нам, на ком надо сосредоточиться. В руках Иосиф держит двух голубей, которые приносятся в жертву за очищение Марии в соответствии с ветхозаветным обрядом (хотя Она, как Приснодева, не нуждалась в этом): женщина, родившая мальчика-первенца, через 40 дней должна прийти в храм для очищения от родовых кровей. Для этого нужно принести в храм жертву: богатые приносили агнца и молодую горлицу, бедные – двух горлиц . Иосиф и Мария были бедны, поэтому они приносят двух голубей.
Фигура Марии трогательно-смиренная, с опущенной головой и покровенными руками, из которых Она только что передала Своего Сына-первенца старцу Симеону. Этот жест повторяет жест Иосифа. И третий раз этот же жест повторяется в фигуре Симеона.
Так трижды воспроизведенный жест удостоверяет факт принесения и принятия святыни – Иисуса Христа, раскрывая главный смысл сюжета. Смиренность Марии не только связана с передачей Младенца, но и с теми словами, которые произносит Симеон, предрекая ей страсти по Сыну:
«и тебѣ́ же самóй дýшу прóйдетъ орýжiе: я́ко да откры́ются от мнóгихъ сердéцъ помышлéнiя.» (Лк. 2:35)
предсказывая, что Она будет свидетельницей Распятия Сына. Она смиренно и с благоговением внимает словам старца. Складки одежды Марии и Иосифа практически повторяются, делая их единым целым. (Икона Сретение Господне – фрагмент – Симеон и Анна. Старец Симеон стоит на возвышенности, а потому склоняется перед Марией)
И не только потому что он выше ростом, но потому что благоговеет перед Ней. Симеон полон нежности, он с приникает к лицу Младенца, напоминая образ иконы Умиления, где в таком же жесте сливаются лики Богородицы и Богомладенца.


Богомладенец тоже нежно и доверчиво прижимается к щеке старца. Фигура Симеона выписано совершенно иначе, чем фигура Марии. Его фигура кажется невесомой, легкой, что подчеркивается прозрачным цветом его одежд, сливающихся с цветом кивория над жертвенником-престолом.
Ветхозаветные фигуры (Симеона и Анны) выполнены в одном и том же стиле – прозрачные с серыми пробелами. Фигуры Иосифа и Марии выполнены утяжеленными, реальными, земными. Ветхозаветные фигуры словно уже растворяются в дымке тумана того, что их ожидает в будущем.
Движение рук Симеона повторяет общее движение иконы и лесенки, на которой он стоит, слева направо и вверх.
Наконец последний персонаж иконы – пророчица Анна. Она стоит спиной, лик Анны виден только в профиль. Ее фигура выполнена в том же стиле, что и фигура Симеона – прозрачная с серыми пробелами, словно тонкими карандашными линиями. Фигура сильно удлинена, что делает ее выше фигур Иосифа и Марии, а лик ее не кажется старческим, скорее наоборот – молодым и наивным.
Здание, находящееся над головой Анны, тоже ступенчатое, продолжающее движение иконы с левого нижнего угла в правый верхний. Оно заметно отличается от здания за спиной Иосифа, которое как бы утяжеляет левый нижний угол, а здание за спиной Анны – делает угол чистым, легким, воздушным, завершающим общую композицию радостной свежей нотой. Это здание является конечной точкой иконы в ее устремленности вверх по диагонали слева направо. Подобное сооружение было и в иконе «Введение Богородицы во храм», где такое же здание завершает общую композицию иконы. В этом здании-кивории на той иконе помещается Богородица, которую Ангел питает хлебом Небесным.
По цветовой композиции икону также можно разделить на два треугольника, проведя диагональ из левого верхнего угла – в нижний правый. Нижний треугольник по цветовой гамме более тяжелый, темный, с резкими контрастами. Это земной треугольник. Здесь находятся Иосиф и Мария.
Верхний треугольник – светлый, прозрачный, легкий с яркими тонами, словно парящий в воздухе. Здесь преобладают нежные дымчатые тона, как бы уносящие в этой дымке уходящие в иной мир Симеона и Анну, оставляя на земле Марию и Иосифа.
«ны́нѣ от­пущáеши рабá тво­егó, Влады́ко, по глагóлу тво­емý, съ ми́ромъ:» (Лк. 2:29)
– последние слова, исходящие из уст Симеона, принимающего Младенца как избавление от земного бремени. К светлому миру принадлежит и Младенец, сливающийся в светло-золотом цвете одежд с одеждами Симеона.

Наконец, общую композицию завершает противоположный взгляд мастера на здания слева и справа. Здание слева изображено взглядом снизу вверх, отчего оно кажется плоским и тяжелым, а киворий и ступенчатое сооружение в верхней правой точке – взглядом сверху, что делает их парящими в воздухе. Такое противопоставление позволяет на первое место выдвинуть фигуры Богородицы, Симеона, которые встречаются на стыке обратных движений.
Икона Сретение Господне в целом выглядит очень празднично, нарядно, в ней преобладают золотисто-охряные теплые тона, красный цвет велума подчеркивает торжественность момента встречи, а легкость верхнего правого угла показывает общую устремленность иконы к свету, в Царство Небесное, в мир иной, куда уходят Симеон и Анна.

По материалам Свято-Екатерининского кафедрального собора

Просмотрено (97) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *