Житие и заветы преподобного Ионы (в схиме Петра) Киевского. Молитвословия и Акафист преподобному Ионе Киевскому

Преподобный Иона (в схиме Петр) Киевский (Мирошниченко)

Дни памяти – 22 января н.ст. (преставление),  в Неделю по Воздвижении — перенесение мощей, 4 ноября — прославление в лике святых

В 1802 году в семье Павла и Пелагеи Мирошниченко родился сын, его назвали Иоанном. Родители Иоанна происходили из мещан посада Крюкова Полтавской губернии Кременчугского уезда. Семья Мирошниченко жила в бедности, и родители Иоанна не могли дать ему хорошего образования. Единственным, чему он научился, было чтение. Как большинство других детей его сословия, учился читать он по Часослову и Псалтири. От природы он был одарен Господом высокими и богатыми умственными дарованиями и твердою памятью. С детства он любил чтение книг, особенно религиозно-нравственных, и читал очень много.

Будучи с малых лет весьма набожным, Иоанн Мирошниченко очень часто посещал монастыри и первоначально поселился в качестве послушника у старца Серафима, известного всей Руси подвижника ХIХ века, жившего в Саровской пустыни Тамбовской епархии. Послушник Иоанн прожил на послушании у Старца восемь лет. За это время он научился творению умной молитвы. Тогда и было положено основание его духовной жизни. Не случайным был тот факт, что святой Серафим послал его к ученикам Паисия Величковского. Преподобный Серафим благословил Иоанну идти в Брянскую Белобережскую пустынь, куда, согласно воле старца, он поступил послушником в 1836 году. Через семь лет, в 1843 году, Иоанн Мирошниченко принял монашество с именем Ионы и в 1845 году был рукоположен в сан иеродиакона.

Проводя жизнь в обители в суровых подвигах поста и воздержания, в постоянной молитве и богомыслии, Иона развил в себе высокую степень самоуглубления и самовникания, тщательно следил за своею внутреннею жизнью и духовным развитием. Тут же он удостоился особого видения, повлиявшего на его дальнейшую жизнь, которое он понял как веление Промысла взять на себя дело устройства на берегах Днепра нового монастыря. Он решил уйти в Киев.

В 1851 году отца Иону встретил Киевский митрополит Филарет, по его воле и желанию в августе того же года иеродиакон Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь. Затем в 1858 году он был рукоположен в сан иеромонаха, и через два года, в 1860 году, переведен в число братий Киево-Выдубецкого монастыря, расположенного на одной из весьма живописных окраин Киева, на так называемом Зверинце. Уже в это время иеромонах Иона выделялся своей духовной опытностью и благочестивой жизнью, и многие киевляне искали случая получить совет и наставление у отца Ионы, быть его духовными чадами.

Среди многочисленных духовных дщерей о. Ионы была и супруга тогдашнего киевского генерал-губернатора княгиня Васильчикова, весьма уважаемая отцом Ионой, много содействовавшая и помогавшая ему, особенно в построении Троицкой обители. В 1867 году построена была деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая в 1871 году заменена обширным и великолепным каменным храмом. Княгиня Васильчикова пожертвовала от себя монастырю дачу в 55 десятин земли близ Киева. С этого же времени новый монастырь постепенно становится крупным собственником земли: частью — путем пожертвований, частью — путем покупки, где монахами ведется образцовое сельское хозяйство. В августе 1872 года о. Иона возведен в сан игумена. Указом Священного Синода от 17 января 1886 года о. Иона назначен настоятелем Киево-Межигорского Спасо-Преображенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Резолюцией Киевского митрополита Иоаникия от 9 декабря 1899 года отец Иона по старости и болезни был уволен от управления Свято-Троицким монастырем и оставлен лишь настоятелем его.

Несмотря на свой преклонный — свыше 100 лет — возраст, о. Иона почти до последних дней своей земной жизни сохранил бодрость духа и проявлял присущую ему энергию, всецело направленную на дело благоустройства Свято-Троицкой обители. Последние два года свой жизни он страдал неизлечимой и тяжкой болезнью, от которой и слег в постель после 1901 года.

Несмотря на полный упадок физических сил, он почти до самой смерти принимал народ и оставил всем его знавшим высокий урок духовного бодрствования, самоотверженного труда во славу Божию. Глубокий старец, великий деятель архимандрит Иона, в схиме Петр, мирно почил о Господе 9 (22 по новому стилю) января 1902 года.

Жизнь и дела старца Ионы, прожившего свыше ста лет, высоко поучительны и наглядно свидетельствуют, как много может достичь при энергии, самоотверженной деятельности и любви к делу человек. Послушайте, дети, наказания отча, и внемлите разумети помышление. Дар бо благий дарую вам: моего закона не оставляйте (Притч. 4, 1-2). Так звучит завет старца. Со всей Руси к о. Ионе ехали люди, чтобы услышать его совет и получить благословение. Основанная им Свято-Троицкая обитель навсегда стала пристанью спасения, где царит дух смирения и послушания, дух искреннего братолюбия и всецелой преданности воле Божией.

 

Мученик после смерти

Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. «Вы, батюшка, мученик», — говорили ему. А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось.

В 1966 году руководство Академии наук, в ведении которой находился Троицкий храм, решило обустроить в церкви музей ботаники. Составили проект (он сохранился в архиве монастыря), по которому храм после капитальной перестройки должен был напоминать один из павильонов ВДНХ — с серпами, молотами и прочей атрибутикой советской власти. Под куполом планировали установить памятник Мичурину.

В связи с этим были вскрыты захоронения преподобного Ионы и епископа Виталия — его духовного чада, проживавшего на покое в Ионинском монастыре и также погребённого под полом Троицкого храма. Захоронение епископа Виталия было разграблено и сожжено, от тела остались только обгоревшие косточки.

Но над преподобным Ионой поглумились с особой жестокостью. После вскрытия его склепа обнаружилось, что мощи полностью нетленны. Сотрудники ботанического сада, работавшие в то время, говорят, что ни разу не видели, чтобы человек после стольких лет пребывания в земле выглядел будто только что умерший. Тело, лицо, борода, руки — всё полностью сохранилось.

Но это явное чудо не остановило безбожников. Пока гроб с телом стоял в неохраняемом храме, у мощей оторвали главу. По рассказам местных жителей, ею даже играли в футбол по церкви, а затем продали художникам, которые, выварив её и сняв кожу, сделали из неё череп для зарисовок.

В наше время мы пытались найти главу преподобного, искали свидетелей. Даже удалось отыскать одного из тех двух художников, но выяснилось, что череп преподобного ещё в те времена «уехал» в Казахстан, и там следы теряются.

 

Уступил преподобному своё место на кладбище
В таком поруганном виде гроб с телом старца находился в храме, когда об этом узнали верующие. Один из священнослужителей, игумен Игорь, написал руководству ботсада заявление, что является племянником преподобного и просит отдать ему тело для погребения. Естественно, ему не отказали, потому что всё равно нужно было гроб куда-то девать. Так мощи оказались захоронены на городском Зверинецком кладбище. Было это в октябре 1966 года.

Интересно, что отец Игорь на то время имел онкологический диагноз и место на кладбище приготовил для себя, однако уступил его преподобному, и по молитвам нашего святого старца произошло чудо: отец Игорь тогда полностью исцелился, жил ещё очень долго и умер всего несколько лет назад.

Могила старца Ионы на Зверинецком кладбище всегда почиталась киевлянами: люди приходили, служили панихиды, просили благодатной помощи у преподобного и получали просимое. Ведь, как читаем в Псалтыри, «в память вечную будет праведник» (Пс. 111:6). И действительно, память о праведнике, несмотря на все гонения, сохранилась. Хотя в то время многие верующие были погружены в уныние и даже в отчаяние, когда после кратковременной оттепели начались жестокие гонения на веру, а генсек Хрущёв пообещал показать в 1980 году по телевизору последнего попа.

Состояние склепа преподобного Ионы после возвращения храма монастырю, начало 1990-х

 

Но были и те, кто твердо верил в силу Божию, помня слова премудрого Соломона — «и это пройдёт». Они понимали, что и это богоборческое время, как и многие другие периоды гонений в истории нашей Церкви, закончится.

 

Новые руки от преподобного
И действительно, так и случилось. В начале 1990-х, когда возродился Ионинский монастырь, Блаженнейший митрополит Владимир, который тогда только год как был на Киевской кафедре, благословил нашего первого настоятеля — архимандрита Агапита — обрести мощи преподобного Ионы и перенести их в родную обитель.

И вот, осенью 1993-го братия собралась на Зверинецком кладбище, отслужили по старцу панихиду и стали копать. А место там достаточно влажное, поэтому, когда обнаружили крышку гроба, оказалось, что от времени и сырости она истлела и провалилась. Пришлось извлекать по частям. И лишь после этого открылись мощи преподобного Ионы.

Все убедились в том, что это гроб старца, когда на месте головы нашли мешочек с обгоревшими косточками (о том, что останки епископа Виталия также положили в гроб к преподобному, рассказывали старые монахи).

Нижнюю часть гроба извлечь было невозможно, так как она буквально срослась с землей. Мощи были переложены на белое полотно и перевезены в Ионинский монастырь. А гроб уже извлекали по частям, после чего также перенесли в обитель, собрали, помыли, высушили, положили туда облачение, найденное при обретении, и выставили под стеклом при входе в храм.

Облачения преподобного Ионы Киевского, найденные при обретении его мощей

 

Мощи преподобного были омыты, облачены в новые одежды и на праздник Покрова Божией Матери в 1993 году торжественно перенесены на место своего первоначального упокоения, где находятся и сейчас.

Кстати, во время обретения произошло ещё одно чудо. На кладбище нам помогал работник Киево-Печерской Лавры. Когда он пришёл домой, то рассказал своей жене, где был, что делал и какую святыню обрели в эту ночь. После этого лёг спать, а жене под утро приснился преподобный Иона, который попросил её прийти к нему на могилу и всё там убрать. Накануне женщина получила на химическом производстве сильнейший ожог кистей рук, но не посмела ослушаться, пришла на кладбище и увидела, что, так как мощи обретали ночью, на могиле действительно осталось достаточно много щепок от гроба, частей облачения. Своими перебинтованными руками женщина всё это собрала в банку и принесла в монастырь. Я принял у неё сосуд с частицами гроба и облачения, и мы попрощались.

На следующее утро — ещё храм не открылся, а женщина уже стояла перед дверями со слезами на глазах и показывала свои полностью исцелённые руки. Причём кожа на руках была как у новорождённого — розовая, гладкая и чистая. В ту ночь преподобный исцелил эту женщину, и она с радостью пришла поблагодарить Господа и Его молитвенника — нашего киевского чудотворца — за это чудо.

 

Смерть как праздник
Многие, даже верующие, церковные люди удивляются: зачем столько внимания мёртвым телам святых? Почему вообще мы празднуем преставление, обретение, перенесение мощей?

Перенесение мощей прп. Ионы Киевского, октябрь 1993 г.

 

В Церкви в принципе много вещей парадоксальных, и человеку, не живущему мерками вечной жизни, они малопонятны. Например, в обществе принято отмечать дни рождения. Однако в случае со святыми мы их почти никогда не празднуем, только дни смерти, отшествия ко Господу. Ведь все мы созданы для вечности, и смерть — это не что иное, как рождение в Жизнь Вечную. И для праведника смерть — приобретение того, к чему он такими трудами стремился: полного богообщения, не ограниченного какими-то земными мерками, болезнями, телесными немощами. Нам сложно представить, как там всё будет, но, по слову апостола, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Есть замечательная пословица: «Конец — делу венец». Всегда кончина является венцом жизни. Как говорят, Господь забирает человека или максимально готовым, когда он полностью созрел для Царствия Божиего, или максимально неготовым, когда, сколько уже ни проживёт, всё равно не изменится и лучше не станет.

Как умирали тираны, убийцы? Перед смертью они не знали покоя, терзались и уходили так, как предупреждал псалмопевец, говоря: «Смерть грешников люта» (Пс. 33:22). И как умирали праведники: из житий первых христианских мучеников узнаём, какие удивительные чудеса связаны даже с их смертью — когда сами мучители зачастую оставляли язычество и становились христианами.

Уже из более поздних источников известно, как оканчивалась земная жизнь великих старцев — в келии, в окружении духовных чад, сомолитвенников. Кончина праведников была такой, о которой мы просим на каждом богослужении: «безболезненной, непостыдной, мирной». Была настоящим успением — когда человек просто засыпал, чтобы проснуться уже в Царствии своего Господа, Которого всем сердцем любил и к Которому всей своей жизнью стремился.

Вот, собственно, такие дни мы и празднуем.

Хотя слово «праздник» в данном случае не совсем отражает смысл того, что происходит. Значительно ближе по смыслу украинское слово «свято». Потому что, когда вспоминаем то или иное событие священной истории, чтим память того или иного праведника, мы прикасаемся к святыне, становимся хоть чуть-чуть, но сопричастниками великих и таинственных событий.

Некоторые праздничные богослужебные тексты прямо призывают: взыдем на Голгофу вместе со Христом, вместе с Его ученики взыдем на гору Фаворскую… Церковь на богослужении всех нас приглашает прикоснуться к святыне. В этом, собственно, смысл праздничных дней — подойти, быть рядом с Господом в Его земной жизни, в Его страстях, в Его воскресении, стать рядом со святыми, которых мы почитаем, прикоснуться к их святости.

 

Да не смущается сердце ваше
Тела многих святых ещё при жизни были просвещены Божественным светом, изменены Божественной благодатью. Зачастую они приобретали какие-то необычайные свойства: постники-аскеты многие годы находились в условиях, в которых даже животные не могли бы выжить; пытки, которым подвергали мучеников, человеку в обычном состоянии вынести было невозможно.

Рака с мощами прп.Ионы Киевского. Троицкий Ионинский монастырь

 

И буквально с первых веков христиане с особым трепетом относились к телам мучеников как к свидетельству их подвига, жизни во Христе. Тем более что мощи многих святых были до времени сокрыты — например, глава святого Иоанна Предтечи. В церковном календаре есть целых три празднования её обретения. У этой святыни драматичная история: каждый раз нахождение главы становилось настолько великим событием, что Церковь зафиксировала это в своём богослужебном круге.

Хотя не всегда мощи были недоступны. Например, гроб с телом святителя Феодосия Черниговского изначально находился в склепе под Борисоглебским собором города Чернигова. К святителю приходило очень много людей, было зафиксировано множество случаев благодатной помощи и исцелений, и, когда состоялась канонизация, гроб торжественно перенесли в Троицкий собор, в котором святой Феодосий служил, будучи Черниговским архипастырем. Поэтому праздника обретения его мощей нет – только прославление в лике святых.

Вход в склеп прп. Ионы. Наши дни

 

Но происходило и такое, как в случае с нашим преподобным Ионой. Когда после всех надругательств и скитаний святыня была обретена и перенесена в обитель, это стало настоящим торжеством не только для братии нашего монастыря, но и для всех православных киевлян, всех людей, которые получили возможность молиться нашему святому старцу у его мощей, просить его благодатного заступничества перед Господом.

 

 

Заветы преподобного Ионы Киевского

…Возлюбленные мне о Господе отцы и братие, призванные Самим Господом, милостию и ходатайством Всесвятыя Богородицы на место святое это и находящиеся здесь единственно любви ради ко Господу Богу нашему во святей обители сей. Вознерадим ли или расслабим ли себя и разленимся ли? Нет, возлюбленные о Господе, станем крепко, мужественно все Господа ради терпети, и вся наносимая козни и сети злоковарного диавола, старающегося пакости соделати нам в шествии пути спасительного и благоприятного Господеви, и вся претерпели любви ради к Жениху Господу нашему Иисусу Христу.

Отвергнем от себя козни, сети, коварства и всю лесть сатаны и не устрашимся его, и советы его все тщетно да будут в нас, да не смутимся ухищрений его. Если Господь с нами – кто на ны?

Послужим Богови, братия и отцы, да будем чистое орудие Божественных дел и исполнения священной воли Его… Да служит каждый из нас ближнему своему благою совестью, нравом и делами своими. Советуйте и укрепляйте один другого в благом жительстве и делах Богоугодных, да не ослабнет и не оскудеет кто, изнемогая в трудах, подвигах и самой любви к Богу.

…Преуспевающий же во благом жительстве и делах – да не высокомудрствует таковой, говорит бо Спаситель: «Аще не переизбыточествуем, правда ваша паче фарисей и книжник, не выйдите в Царствие Небесное». Потому должны мы всегда и во всем смиряться, и молитв и помощи от иных ища, а не надеяться на себя…. Божественный же Апостол говорит: «Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22).

Возлюбленные мои о Господе! Служение наше да будет пред Господом чисто и беспорочно, и истинно да послужим Богови нашему, возлюбившему нас в ближнем нашем …щадя и храня един другого, и в человецех во всех, на сколько возможно было бы, да послужим, всякого принимая и служа брат брату прилежно, любви ради Божественной, умывая его, врачуя его, возливая на него масло и вино и вся язвы его исцеляя, не гнушаясь сквернами его из-за пострадавшего и искупившего священною Кровию – Господа Иисуса Христа, и Его ради и ты потрудись, сострадая сострадавшему с ним Господу Богу Вседержителю.

Да не уподобимся и мы, братие и отцы, проходящим мимо уязвленного, лежащего при пути, священнику, и левиту, но да уподобимся мы тому самарянину, бывшему от Самарии, …и попечемся о уязвленном, да послужим ему, врачуя и исцеляя его вся язвы – пусть даже и смертоносны они будут.

Послужим, братия, послужим, любимцы мои о Господе, да славя прославим Господа Бога Вседержителя во всех делах наших, радостью, веселием, да послужим Богови в человецех и сим явимся благодарны Ему… И аще так сделаем – благоизволит Всеблагий Бог влить в сосуды наши благодать Всесвятаго Духа. Рече бо св. Апостол: «Да славится о вас Господь». Но и в душах ваших и телесех ваших прославите Господа.

Станем мужественно, станем благоговением и памятию Божиею всегда и во всем против всех козней диавольских, и страстей плотских душевных, и помыслов суетных и ложных, приносимых нам от диавола, уповающе на Господа Бога нашего, и так будем с Богом нашим во веки всенеразлучно. Аминь.

 

Молитвословия преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

Тропарь на преставление, глас 4

Я́ко лучеза́рное со́лнце от коне́ц земли́ возсия́вшее/ яви́лся еси́ дне́сь на после́док дни́й/ тезоимени́тому проро́ку подо́бяся/ во е́же воздви́гнути лю́ди к покая́нию./ Те́мже и Сама́ Пречи́стая с со́нмом святы́х тебе́ мно́гажды яви́шася,/ Ея́же повеле́нием создана́ бы́сть оби́тель во и́мя Живонача́льныя Тро́ицы. К Не́йже име́я дерзнове́ние,/ моли́ преподо́бне о́тче на́ш Ио́но,// пода́ти на́м ми́лость и оставле́ние грехо́в в де́нь су́дный.

 

Кондак на преставление, глас 2

Благода́тию Бо́жиею на́с обогати́л еси́/ и де́лы благи́ми извести́л еси́,/ зва́нием яви́вся, Ио́но, уго́дник Христа́ Бо́га./ В моли́твах и посте́х дарова́ний Бо́жия Ду́ха испо́лнися/ и бы́сть неду́гом прогони́тель// и засту́пник душа́м на́шим.

 

Тропарь на прославление, глас 8

Дне́сь возсия́ на́м па́мять твоя́, сла́вне,/ я́ко со́лнце, светоза́рно луча́ми озаря́ющая ми́р/ и тьму́ но́щи злы́х духо́в от на́с отгоня́ющая./ Дне́сь Небе́сныя си́лы святы́х А́нгел и ду́ши пра́ведных/ мы́сленно торжеству́ют, ра́дующеся./ Дне́сь и мы́, гре́шнии, припа́дающе, мо́лимся:/ о́тче преподо́бне Ио́но,/ Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно*/ спасти́ оби́тель Живонача́льныя Тро́ицы,// и гра́д и лю́ди, любе́зно тебе́ почита́ющия.

 

Кондак на прославление, глас 8

Я́ко безпло́тным равножи́тель,/ все́х преподо́бных превзоше́л еси́/ по́стническими труды́ и бде́нии моли́твенными, му́дре Ио́но,/ те́м восприя́л еси́ от Бо́га исцели́ти неду́ги и прогони́ти бе́сы,/ и того́ ра́ди вопие́м ти́:// ра́дуйся, о́тче преподо́бне Ио́но.

 

Тропарь на перенесение мощей, глас 4

Твои́х моще́й возвраще́нием/ оби́тель твоя́ обогати́ся,/ це́рковь же твоя́, прие́мши я́, просвети́ся/ и, крася́щися, ве́рных созыва́ет с весе́лием/ светоно́сный тво́й све́тло пра́здновати де́нь,/ гряди́те, глаго́лющи,// и приими́те благода́тей дарова́ния.

 

Кондак на перенесение мощей, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию, моли́тве же и предстоя́нию./ С ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́//: ра́дуйся, о́тче Ио́но.

 

Величание на перенесение мощей

Ублажа́ем тя́,/ преподо́бне о́тче на́ш Ио́но,/ и почита́ем цельбоно́сных и честны́х твои́х моще́й обре́тение.

 

Акафист преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и Чудотворче, преподобне отче Ионо, возсиявый мирови, яко звезда богосветлая, жития твоего добротою и множеством чудотворений, восхваляем тя любовию в песнех духовных: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Икос 1

Ангельский нрав имел еси, отче преподобне, и яко безплотный, непорочно житие совершил еси на земли, дивный образ совершенства духовнаго нам оставив, да подражаем добродетелем твоим, и зовем ти сице: Радуйся, цвете благоуханный добраго воспитания: радуйся, сосуде Божественнаго избрания: Радуйся, яко любезная и красная мира сего презрел еси: радуйся, яко небесных и нетленных, желанием вожделел еси: Радуйся, волею твердою воли своея отрекийся: радуйся, отсечением страстей угодивый Богу и спасыйся: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 2

Видя Господь душу твою, яко ниву благовозделанную к плодоносию духовному, от юности к исканию единаго на потребу, направи твой помысл, преподобне, темже любве ради Христовы, родителей твоих и дом отеческий оставил еси, и всякаго пристрастия суетного свободився, притекл еси в пустынь Саровскую под крыле Серафима преподобнаго, на подвиги иноческия, зовый спасающему тя Богу: Аллилуйя.

Икос 2

Разумом богопросвещенным постигл еси суету мира сего и непостоянство, в немже радость сменяется скорбию, благополучие наветуется нечаянными бедами. Темже вечных нетленных благ возжелел еси, отче преподобне, и сия взыскати потщался еси отречением мирских благ, и вольною нищетою, подвигая нас звати тебе: Радуйся, тесный путь спасения от юности возлюбивый: радуйся, ярем Господень на выю свою возложивый: Радуйся, священными обеты волю свою связавый: радуйся, себе и весь живот свой Господеви предавый: Радуйся, коемуждо во благо усердный служителю: Радуйся, болящих и немощных успокоителю: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 3

Силою Всевышняго осененный и укрепляемый, в иночестем пострижении власов главы твоея, все плотское мудрование отложил еси, преподобне, и яко воин благоискусный, одежду иноческую в броню спасения стяжав, и непобедимым оружием Креста Христова вооружився, крепко ратовал еси противу врага невидимаго диавола, смирением глубоким побеждая его вознесенную гордыню, и выну вопия ко Господу: Аллилуйя.

Икос 3

Имея слез источник изобильный, угодниче Божий, и умиления велию благодать, хлеб твой слезами орошал еси, и питие плачем растворял, от преизбытка желания божественнаго и любве ко Господу. Темже и мы ублажаем тя звании сими: Радуйся, помыслы плотския силою молитвы прогоняяй: радуйся, сомнящихся в вере словом Божиим утверждаяй: Радуйся, лишении телесными многа блага духовная собравый: радуйся, нищетою дарования небесная стяжавый: Радуйся, молчания изрядный хранителю: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 4

Буря искушений и устремлений диавольских не возможе поколебати храмины твоея душевныя, преподобне отче, основана бо бе на твердом камени веры во Христа, и хранима трезвением и молитвами непрестанными, имиже выну противоборствовал еси врагу спасения человеческаго, и непреткновенно восходил еси по стезям добродетелей к совершенству духовному в меру возраста Христова, воспевая Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Слышаша, преподобне отче Ионо, ближнии и дальнии ангелоподобное твое житие, и благодати чудес струю выну текущую, яко молитвою твоею прокаженнии очищаются, слепии прозирают, хромии ходят и разнообразных недуг с верою притекающии, аще и иноверцы, здравие улучают, сих избавльшеся вопияху к тебе таковая: Радуйся, болящым, яко братии Христовой, служителю: радуйся, высоких подвигов жития христианскаго ревнителю: Радуйся, новоначальных искусный руководителю: радуйся, неизменное правило поста и смирения: Радуйся, умирающыя возставляяй на покаяние: радуйся, всем внушаяй Жизни Вечныя взыскание: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 5

Боготечная пресветлая звезда явился еси, преподобне отче наш Ионо, небо церковное украшаяй и всех блудящих по морю страстнаго жития сего данною тебе от Солнца правды Христа Иисуса, истиннаго Бога, благодатию озаряяй, мрак печалей и мглу всяких недуг и скорбей прогоняяй, наставляеши всех к тебе с верою притекающих на путь спасенный, к вечному Небесному Отечествию ведущий, поющих Богу: Аллилуйя.

Икос 5

Видевше ангельстии чинове равноангельное житие твое, отче богоблаженне, смирения твоего глубину, молитвы неотступность, воздержания твердость и велию ревность духа твоего о чистоте, удивишася и прославиша Человеколюбца Бога, укрепляющаго немощное естество человеческое. Мы же ублажаем тебя и зовем: Радуйся, мирским наставниче жизни богоугодныя: радуйся, основателю обители благоплодныя: Радуйся, яко благая начинания твоя Христос благослови: радуйся, яко сотрудника тебе в лице державнаго яви: Радуйся, общее житие монашествующих основавый: радуйся, тем всеоружие благочестия им подавый: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 6

Проповедует мир весь православный тебе, преподобне отче наш Ионо, демонов прогонителя, болезней исцелителя и иных многих чудес совершителя. Мы же, Бога о тебе прославляюще, вопием Ему: Аллилуйя.

Икос 6

Возсиял еси на горах Зверинецких богосветлое светило, и на спасения стезю наставил еси многи души человеческия: яви бо тя Христос наставника и учителя иноком пустыннолюбивым, иже стекахуся тебе, яко овцы к пастырю, могущу упасти их на пажити живоносней. Темже яко сотворившаго и научившаго, чествуем тя сими похвальными словесы: Радуйся, общими труды праздных помыслов шатания упразднивый: радуйся, теми, яко бронею, страстей разжженныя стрелы отразивый: Радуйся, вселивый во обители дух общаго воздержания: радуйся, потребивый в ней плевелы любостяжания: Радуйся, бодрствованию духовному многи иноки научивый: радуйся, до конца жития в труждающихся бывый: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 7

Хотя человеколюбивый Господь прославити место сие, яко виноград подвигов твоих, отче посла Пресвятую Владычицу нашу Богородицу благовестити тебе, яко будет в стольном граде Киеве обитель иноком во спасение, украшенная храмом во имя Святыя Тройцы. Ты же, явлением Пречистыя просвещен, с радостным трепетом внимал еси благовестию небесному, зовый во смирении духа Владыце Ангелов и человеков: Аллилуйя.

Икос 7

Новое знамение благоволения Божия даровася тебе, преподобне, егда безмолвствующу ти в Выдубицком монастыре, в нощи свет велий облиста ведомую ти келлию, и Сама Пречистая с сонмом Святых предста пред тобою, мир тебе даруя и повелевая, да устроиши тамо обитель иноческую и в ней храм во имя Святыя Троицы. Дивяся убо сему пречудному трикратному Богоматернему троическому явлению, зовем ти: Радуйся, мудре предначертавый обитель нову: радуйся, поревновавый нищетолюбному житию Христову: Радуйся, святыя храмы во обители создавый: радуйся, мног собор монашествующих собравый: Радуйся, яко труд твой Свыше благословися: радуйся, яко святое желание сердца твоего совершися: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 8

Страннолепно явися ти на воздусе Матерь Божия со Апостолы и мученики и преподобными и прочими святыми, указуяй место, на немже храм во имя Живоначальныя Троицы и обитель ову имел еси воздвигнути на горе Зверинецтей, преподобне отче, егоже Божиим поспешением совершив и освятив, со ученики твоими немолчныя хвалы возсылал еси в нем Господеви, зовый: Аллилуйя.

Икос 8

Весь еси любовь неоскудевающая и подвига зерцало нетускнеющее был еси, преподобне Ионо. Видяще же ревностное по Бозе и жестокое житие твое и братии, непрестанно в трудех и пощении подвизающихся и ходящих в рубищных и худых одеждах, нецыи от инок и всякаго чина мирских людей и князей людских не точию сих не отвращахуся, но паче ревностию духовною горяще и во обители купно с ними подвизатися желающе, приношаху ту имения своя на пользу общую: темже здателю тоя возглашаем тако: Радуйся, яко во обители твоей мнози души своя спасоша: радуйся, яко из нея пастыреначальницы изыдоша: Радуйся, благочестивых отрадо и утешение: радуйся, колеблющихся в вере твердое ограждение: Радуйся, отчаявающихся утверждаяй во уповании: радуйся, просветивый многих святыми писании: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 9

Всякое естество ангельское и подвижников множество удивишася смирению и человеколюбию твоему, отче наш Ионо, егда, архимандритства Межигорскаго послушание восприяв, Феодосию игумену Печерскому, яко житий общих на Руси учредителю уподобился еси. И о братии святыя обители сея, яко о чадех Божиих, попечение не оставивый, Богу, любящему всякое свое создание, о тех взывал еси: Господи, посли Духа Святаго Твоего и утеши скорбныя души рабов Твоих сих. Тако бо во всяком послушании смиренномудрия красоту показуя, непрестанно взывал еси Богу: Аллилуйя.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет изрещи обилие радости духовныя, еюже преисполнялся еси, отче богоносне, егда во время молитвы твоея нощныя, являшеся ти Пресвятая Богородица с ликами чинов подвижнических, и обетовании непреложными душу твою возвесели, яко присная Заступница обители твоея будет, снабдевающи и покрывающи ю по вся дни. Темже и мы сия радостная тебе приносим глаголы: Радуйся, шествовавый путем трудным и тесным: радуйся, возводяй других к Обителем небесным: Радуйся, надеждо светлая в нужде и обстоянии сущих: радуйся, покровителю сирых и крова неимущих: Радуйся, гладом погибающих питателю: радуйся, желаемых благ пришедшым к тебе подателю: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 10

Спасти хотя души ученик твоих, отечески назидал еси их, богомудре, оваго действенным словом, оваго примером жития твоего, с любовию обличая и увещевая их преуспевати во благочестии и чистоте: наипаче же пред кончиною твоею, вся ко спасению душевному благопотребная заповедал еси им, и научил еси их в молитвах бодрствовати и немолчно пети Богу: Аллилуйя.

Икос 10

Стена заступления быша молитвы твоя, чудотворче святый, всем, с верою к тебе притекающым во всякой скорби, ибо чистоты ради твоея сердечныя сила духовная тебе даровася болящих исцеляти, бедствующым помогати, будущая прорицати, яко славити ближним и дальним величия Божия, в тебе явленная, и звати тебе сице: Радуйся, милости источниче неистощимый: радуйся, скорбящих утешителю незримый: Радуйся, последняя твоя взаим Богови давый: радуйся, добрым рачением и расточением сущих богатая собравый: Радуйся, досточудный образе терпения: радуйся, наставниче нелестнаго благоговения: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 11

Пение всеумиленное принесл еси Пресвятей Тройце во время кончины твоея, преподобне, и молитве сущей на устех твоих, предал еси святую душу твою в руце Живаго Бога, Егоже от юности возлюбил еси, и емуже до старости маститыя работал еси нелицемерно, темже со упованием благим радостно прешел еси к обителем небесным, со Ангельскими лики пети Триипостасному Богу: Аллилуйя.

Икос 11

Мирную кончину видевше твои ученицы, великий угодниче Божий, скорбь разлучения с тобою утешением благодатным раствориша, в уповании всесильнаго предстательства твоего горе у престола Божия, идеже слышиши с любовию тебе зовущих: Радуйся, благопотребне во отечествии твоем возсиявый: радуйся, веру в делех жития твоего показавый: Радуйся, разумных и препростых благоискусный учителю: радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю: Радуйся, внутреннею Креста Христова красотою восхищенный: радуйся, силою свыше на труд Крестоношения облеченный: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 12

Благодати причастна явися священная рака, тобою самим сооруженная, содержащая многоцелебныя мощи твоя, чудотворче святый, ихже по летех мнозих яви Господь во склепе церковнем нетленными, и паки по надруганию безбожник сокры, и паки яви в недрех земли невредимы, исцеления неоскудно источающыя, и всяк недуг врачующая силою Бога, дивнаго во Святых Своих дивно же прославльшаго тя на небеси и на земли, Емуже воспеваем: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще радостную песнь хвалы и благодарения Человеколюбцу Богу, Прославльшему тя в земли Русстей чудотворца дивнаго и милостиваго, молим тя, преподобне отче наш Ионо: буди ходатай к Нему и молитвенник присный о нас, зовущих ти: Радуйся, стрелами вражиих навет неуязвимый: радуйся, спасаемых вождю непобедимый: Радуйся, и по отшествии обитель твою соблюдаяй: радуйся, молящимся благопотребная подаваяй: Радуйся, от Господа венец правды восприявый: радуйся, славою чудотворений просиявый: Радуйся, преподобне отче наш Ионо, града Киева похвало и украшение!

Кондак 13

О великий и преславный чудотворче, преподобне отче наш Ионо! Милостиво прияв сие малое моление наше, молитвами твоими сохрани нас от недугов душевных и телесных в жизни сей, и от грядущих мучений вечных избави, и сподоби нас вкупе с тобою во Царствии Небеснем выну пети Богу: Аллилуйя.

Сей кондак глаголи трижды.

 

Посем Икос 1-й и Кондак 1-й.

 

Молитва

О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Ионо, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, являющий многия милости живущим во святей обители твоей, и всем, с верою и любовию притекающим к тебе. Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, всем нам, к мощем твоим святым припадающим, на враги видимыя и невидимыя одоление, да в мире глубоце пребудет Святая Православная Церковь Христова, и в благоустроении зиждется обитель, юже ты основа, во всяком благочестии нерушимою. Буди всем нам, чудотворче святый, помощник скорый во всякой скорби и обстоянии. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренная моления наша, и предстательствуй за нас пред престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми мы, недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

 

По материалам сайтов:

Свято-Троицкий Ионинский монастырь УПЦ

Заветы отца Ионы. Поучения братии. Из книги «Старец Иона Киевский»

Отрада

Просмотрено (26) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Богослужения, Таинства церкви, Правила, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *