Вмч. Георгий Победоносец. Икона. XIII в. Великая Лавра, Афон (303)
Дни памяти: 6 мая (23 апреля по ст. ст.), 16 ноября (3 ноября по ст. ст.) (обновление Георгиевского храма в Лидде в IV в.), 23 ноября (10 ноября по ст.) (колесование в 303 г.), 9 декабря (26 ноября по ст. ст.) (освящение церкви в Киеве в 1051 г.)
Весна нам возсия, светлое Владычнее и Божественное Воскресение, к небесней Пасце от земли нас пресылая, с неюже просиявает всеславнаго мученика Георгия память светозарная, юже светло совершим, да Божественныя сподобимся благодати от Христа Спаса. (Светилен)
Святые первых веков — апостолы, учители и отцы Церкви, мученики — известны и почитаются большинством христиан. Но даже среди подобного единообразия заметны необычное постоянство и повсеместность в почитании одного из наиболее привлекательных образов новозаветной святости — великомученика Георгия Победоносца.
В течение почти 17 столетий, прошедших со времени его казни при римском императоре Диоклетиане за исповедание веры во Христа Распятого, историческая память о нем ничуть не поблекла; всё так же продолжают возводиться храмы в его честь и пишутся его иконы; всё так же почитается он среди самых различных народов: в Германии, Чехии, Польше и Украине, в Великобритании, Грузии, арабских странах. Его страной считает себя Грузия, его изображение нередко встречается на гербах городов.
Мч. Геронтий
Родиной великомученика Георгия Победоносца является Каппадокия. Эта земля явила многих великих воинов-христиан. Каппадокийцами были Лонгин сотник, уверовавший в распятого на Голгофе Спасителя, и 40 мучеников Севастийских. Геронтий — отец Георгия — также был воином, служил в римской армии и одним из первых пострадал за Христа, когда в провинции начались гонения на христиан. Мать — святая Полихрония — была родом из Палестины и после смерти супруга уехала с девятилетним сыном в Лидду, где воспитала его в глубокой вере.
Святая Полихрония
Крепкий и физически сильный, Георгий решил пойти по стопам отца и, достигнув совершеннолетия, поступил на военную службу. В когорте, насчитывавшей до тысячи воинов, святой Георгий выделялся отвагой и мужеством. За отличную службу уже в двадцать лет он был назначен трибуном.
Примерно в это же время скончалась Полихрония — мать святого. Она оставила сыну богатое наследство. Однако Георгий проводил больше времени на службе, нежели в собственных владениях. Вскоре, в 296 году, началась война с персами, во время которой Георгий не раз имел возможность отличиться. За храбрость он получил чин комита. Георгий стал известен высшим военачальникам и самому императору и после заключения мира продолжил службу в императорском войске близ тогдашней столицы Восточной империи — Никомидии.
Но в начале 303 года начались гонения на христиан, призвавшие Георгия от службы земному царю на службу Царю Небесному. Как приближенный к императорскому двору, святой Георгий одним из первых узнал о начинающемся гонении. Он не только приготовился исповедовать свою веру до смерти, но и позаботился о земных делах: отпустил на волю всех рабов, все свои средства и драгоценности раздал нуждающимся.
Вскоре на совете в Никомидии Диоклетиан и Галерий предложили обсудить эдикт, требовавший от всех христиан принять участие в языческом жертвоприношении. Узнав об этом, Георгий решил, что пришло время исповедовать свою веру перед императором, его соправителем и сенаторами.
Когда святой Георгий исповедал себя христианином перед язычником Диоклетианом, любимцем которого был ранее, император был потрясен, а убедившись в непреклонности молодого военачальника, пришел в ярость. Пытки Георгия продолжались восемь дней. Ожесточенные мучители били святого страдальца воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри… Святой мученик всё терпеливо перенес, и мучитель в бессильной ярости приказал усечь его главу.
Тело великомученика по его завещанию погребли в Лидде, где сегодня над гробницей святого стоит храм его имени.
Всегда и везде образ Георгия остается прежде всего образом непобедимого воина Христова: и в страдальческом подвиге — в битве духовной, и в подвиге бранном — на полях сражений — он поистине великомученик, а потому и победоносец. Ему как бы изначально и навеки даровано чудо победы — как и не менее чудесная способность приводить к ней своих почитателей. Ибо «претерпев за Христа» и победив действительно «великие муки», победив при этом самого себя, свой страх, человеческую незащищенность, он смог победить и главного своего мучителя — диавола. Но путь к такому соучастию в вечной жизни пролег для святого Георгия через полную отдачу себя Богу — даже до смерти.
Обретя жизнь со Христом и во Христе, он получил полное право воскликнуть вместе со святителем Иоанном Златоустом: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?.. Воскрес Христос — и пали демоны… Воскрес Христос и жизнь пребывает».
Мученическое дерзновение яко имея ко Владыце, проси усердно спасения тя поющим, душевных недуг изменяя твоими мольбами, мучениче страстоносче, преблаженне Георгие. (Канон вмч. Георгию, песнь 5)
***
Великомученика Георгия Победоносца
Тропарь, глас 4
Яко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих врач,/ правосла́вных побо́рниче,/ победоно́сче, великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 4
По́двигом до́брым подвиза́лся еси́, страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою, и мучи́телей обличи́л еси́ нече́стие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́,/ те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды,// и моли́твами, свя́те, твои́ми все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.
Кондак, глас 4
Возде́лан от Бо́га,/ показа́лся еси́ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́,/ моли́твами, свя́те, твои́ми всем подае́ши// прегреше́ний проще́ние.
Ин кондак, глас 8
К возбра́нному и ско́рому заступле́нию твоему́ прибе́гше ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в, от собла́зн вра́жиих,/ воспева́ющим тя, и вся́ких бед и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.
Величание
Велича́ем тя,/ страстоте́рпче святы́й (имярек),/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́// претерпе́л еси́.
Свято-Елизаветинский монастырь
Просмотрено (0) раз