Вот уже сотни лет за день до православного праздника Воскресения Христова в одноименном храме в Иерусалиме происходит чудо Схождения Благодатного огня.
Переступая его порог, поочередно испытываешь все чувства: изумление, скорбь, соучастие, восторг.
А ещё — ощущаешь какую-то растерянность от того, что на каждом шагу встречаешь людей с самым разным цветом кожи, которые пришли сюда явно не на экскурсию, а для молитвы.
Когда волны восточного базара, запрудившие улицы Старого Города, вытолкнут тебя на площадь, не сразу понимаешь, что ты добрался до цели путешествия — настолько внешний вид Храма не соответствует его значению. Он зажат соседними зданиями как робкий пассажир в трамвайной давке. На куполах нет позолоты, фасад изрядно потрёпан временем, а в интерьере можно найти следы пожаров.
Он имеет сразу два названия: Храм Гроба Господня и Храм Воскресения Христова. Парадоксально разные понятия пересеклись в одной точке. Это место помнит и слёзы смертной тоски и нечеловеческую радость. Здесь оплакали тело Спасителя, сняв его со Креста, и тут же впервые прозвучала ликующая новость: «Его нет здесь: Он воскрес!» (Лк. 24:6). Между этими событиями три невыносимо долгих дня и всего два десятка шагов — от Голгофы до Кувуклии. Вполне объяснимо, что история этого места состоит из парадоксов.
КЛЮЧИ ЦАРСТВА
Парадоксы начинаются у дверей. Их массивные створки каждое утро открывает Важдих Нусейбе — хранитель ключей. По национальности — араб, по вероисповеданию — мусульманин. Приветливый, радушный, в приличном костюме. Охотно демонстрирует полукилограммовый ключ, напоминающий, скорее, штык от винтовки. К обязанностям относится серьёзно — Иерусалим покидал только один раз.
Массивный замок в дверях Храма, изготовленный в XVI веке, ремонтирует сам. Для него это не сложно — по образованию он инженер. Свою родословную знает до VII столетия — именно тогда Иерусалимский Патриарх Софроний собственноручно передал ключи от Храма арабскому халифу Омару с просьбой быть их почётным хранителем. Халиф доверил эту обязанность своему сподвижнику. Ваджих Нусейбе — его далёкий потомок. Род Нусейбе веками играл роль третейского судьи в спорах христиан разных конфессий. Может быть, время стычек прошло, и христиане договорились между собой? Похоже, что нет, ведь ключ от Храма по‑прежнему в руках Ваджиха Нусейбе.
СТАТУС КВО
Равновесие под куполом Храма Воскресения поддерживается специальным законом. В 1852 году представители шести конфессий договорились о территориальном распределении Храма. Православные, католики, сирийцы, армяне, копты и эфиопы подписали договор, и с тех пор сохраняется «статус кво». Время богослужений представителей разных конфессий определено раз и навсегда, каждая часть Храма имеет своего хозяина. Обусловлено даже число лампад от каждой конфессии, и оно уже много лет не меняется.
В 1905 году великая княгиня Елизавета Федоровна хотела пожертвовать в Храм серебряную лампаду в память об убитом великом князе Сергии Александровиче. Это стало возможно, лишь тогда, когда Патриарх Иерусалимский Дамиан благословил заменить новой лампадой одну из прежних, греческих.
ЧУДО ОГНЯ
Один раз в год абсолютно все лампады в Храме гасят. Это бывает накануне Пасхи, в Великую Субботу. Про Благодатный Огонь, сходящий в этот день в Храме Воскресения Христова, слышали, пожалуй, все, но объяснить его природу не удалось никому. Это чудо происходит из год в год, но в разные дни, в зависимости от того, на какой день по православному календарю выпадает Пасха. Каждый раз огонь появляется по‑разному. Иногда это огненные шары, иногда горящая роса, но чаще — яркие молнии и вспышки света. В первые минуты огонь не обжигает — им можно умываться.
В церемонии, происходящей перед схождением огня, принимают участие представители всех христианских конфессий, кроме католиков. Возглавляет церемонию Иерусалимский православный Патриарх. Сегодня на его право уже никто не посягает, а в далёком 1579 году православных лишили возможности молиться в Храме, и они вместе со своим Предстоятелем находились на улице.
Огонь всё равно сошёл, но впервые в истории Храма это произошло за его пределами. Небесное пламя ударило в колонну возле дверей и зажгло свечки в руках православных. Сегодня колонна возле входа — немой свидетель этого чуда.
РОЖДЕНИЕ СВЯТЫНИ
В 325 году в Иерусалим прибыла царица Елена — мать византийского императора Константина Великого. Она надеялась найти место распятия и погребения Иисуса Христа. Предание указывало на древний языческий форум. По приказу царицы его разрушили и стали копать. Это были первые археологические исследования на могиле Спасителя. Дело усложнялось тем, что когда‑то здесь находилось еврейское кладбище, поэтому пещеру, в которой похоронили Христа, нашли не сразу. Лишь одна из погребальных пещер подходила под евангельское описание — она принадлежала богатому иудею (каким был Иосиф Аримафейский) и имела желоб вдоль порога, по которому перекатывался огромный обтёсанный валун — дверь.
Нашли и Лобное место — Голгофу, которая на три метра выше окружающей территории. Тогда же, в четвертом столетии, над местом погребения Спасителя возвели христианский храм. Его назвали «Анастасиас», что означает «Воскресение». Голгофа же пока оставалась за его пределами. Храм Воскресения дважды был полностью разрушен, однако его возрождали снова. Современные черты он обрёл в 12‑м столетии. В то время Иерусалим был столицей основанного крестоносцами Объединенного Христианского Королевства, оттого новый Храм возвели в романском стиле. Так под его сводом оказались Пещера Воскресения, Голгофа и многие другие святыни, к которым мысленно устремлены все, именующие себя христианами.
ПУП ЗЕМЛИ
В греческом приделе Храма Воскресения можно увидеть «Пуп Земли», не известно, когда и кем установленный здесь символ центра всего христианского мира. При первом взгляде этот «артефакт» вызовет улыбку — невысокая мраморная чаша с шаром внутри, на котором начертан крест, прикована цепью к металлической решётке ограждения — чтобы туристы не утащили. Никто не имеет права сдвигать его с места — разве что уборщица. При всей условности этого символа, Иерусалим — та пуповина, через которую Господь питал человечество словесным молоком Своих обетований, а в последние времена напоил Кровью Единородного Сына.
И пусть сыны Авраама пока спорят с последователями Христа — Иерусалим останется Городом Мира, хотя мира ему так не хватает. Здесь прошла юность Церкви Христовой, здесь же небеса совьются в свиток, когда наступит время жатвы.
«И сказал Бог: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Книга Исход).
Світвіри
Просмотрено (0) раз