Иоанна 12:1-18
1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та’к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
***
Светлое и славное ныне совершается празднество входа во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. При совершении сего Богославного входа не было ни искусственных убранств, ни повелительных приуготовлений, ни ради страха поклонений, ниже других каких действий, каковые были чинимы древними Римскими военачальниками тогда, когда, возвращаясь победителями, торжественно входили в царственные грады: но были токмо естественная простота, самопроизвольное почитание, душевное благоговение, пророчеств Божеских исполнение.
Иисус, воссед на жребяти осли, вшел во Иерусалим, да тако исполнит бывшее о Нем таинственное проречение: множество же народа, и как жители Иерусалимские, так и пришедшие для праздника Пасхи, услышав, яко грядет Иисус, прияв не медля в руки свои ваия от финик, обратясь вышли на сретение Ему, велегласно взывая: «осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев»! (Ин.12:13) И иные из них постилали свои одежды на пути; другие же древесными ветвями устилали землю, по которой надлежало проходить Иисусу. Иные, заходя наперед, а иные, последуя Ему, взывали: «осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» Иные же вопияли: «благословенно грядущее Царство, во имя Г оспода, отца нашего Давида: осанна в вышних»! (Мк.11:10) И множество учеников Его, когда Иисус приближался уже к нисхождению с Елеонской горы, возвышали все глас и славословили Его, глаголюще: «благословен грядый Царь во имя Господне! мир на небеси и слава в вышних!» Также и незлобивые отроки, когда Он, пришед во Иерусалим, вшел во храм, взывали: «осанна Сыну Давидову!» Лазарево воскресение и преславное вхождение Господа Иисуса Христа во Иерусалим воспалили зависть у Архиереев, Фарисеев и старейшин народа; почему за сим последовали страдание Его, крест, смерть, — нашего спасения посредствия. Повествует же о сем ныне чтенное Евангелие, начинающееся так:
Ин.12:1-2. «Прежде шести дний пасхи, прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше. Лазарь же един бе от возлежащих с Ним.»
Богочеловек, воскресив в Вифании Лазаря, отлучился оттуда, и пришел в некий град, называемый Ефремом; прежде же шести дней праздника Иудейской Пасхи, пришел паки в Вифанию, где находился и Лазарь, воскрешенный Им из мертвых (Ин.11:55). И тамо в доме Симона прокаженного, как свидетельствуют Евангелисты Матфей и Марк, была приуготовлена для Него вечеря, и Марфа, так как и в других местах, служила, приуготовляя Ему вечерю (Мф.26:6; Мк.14:3); Лазарь же един бе с Симоном из числа совечерявших с Иисусом Христом (Лк.10:40).
Ин.12:3. «Мария же, приемши литру мира нарда пистики многоценны, помаза нозе Иисусове, и отре власы своими нозе Его: храмина же исполнися от вони масти благовонныя.»
Иные утверждают, якобы пистика значит то же, что достойный веры и истинный; другие же, яко род есть сосуда нарда, каковый пистиком назывался. Что же сия Мария была сестра Лазарева и Марфы, о том нет никакого сомнения. Вифания, отечество ее, Лазарь, тамо сосидевший, и Марфа, служившая при вечери, и единоустное свидетельство всех толковников — суть доказательства, довольно сие подтверждающие. Сомнение только в том есть, все ли три Евангелисты писали о сей Марии. Златоустый утверждает, что все три Евангелисты об одной и той же писали Марии, а Иоанн — о другой чудесной, то есть сестре Лазаревой. Ориген же пишет, якобы о другой напоминал Матфей, и о другой Лука: а Аполлинарий и Феодор Мопсует утверждают, якобы все четыре Евангелисты писали об единой и той же, только что Иоанн подробнее описал. Весьма однако вероятнее есть, яко все три Евангелисты, Матфей и Марк и Иоанн, об одной и той же Марии повествуют, то есть о сестре Лазаревой; ибо все согласно пишут, яко таковое действие было в Вифании, и яко о сем негодовали ученики. Что же есть другая, упоминаемая Лукою, убеждают принять сие следующие доказательства: сия была грешница, то есть, блудница, — «и се”, пишет священный Лука, «жена во граде, яже бе грешница»; та же Мария была целомудренная, благочестивая и Самим Христом похваленная, яко избравшая благую часть. Сия, как явствует, жертвовала миром во граде Наине, а та Мария в Вифании; сия в доме Фарисея Симона, а та — в доме же Симона, но не Фарисея, но зовомого прокаженным. Сия за долгое время прежде праздника Пасхи, та же прежде шести дней Пасхи, пред тем, когда Христос был осужден на пропятие. О сей соблазнился Фарисей Симон, думая, якобы Иисус Христос не ведал, что она была грешница: на ту же негодовали ученики, а паче Иуда, о напрасном издержании мира. И так Мария, сестра Лазаря и Марфы, — сия, о которой Матфей и Марк повествуют, — умыла нозе Иисуса Христа тем драгоценным миром пистика нарда. Толико же благовонным было сие миро, что благовонием наполнило весь Симонов дом. Кто же побуждал таковое учинить действие? Употребление мира на вечерях не токмо имело место между язычниками, но и между Иудеями: однако сия, от Бога будучи вразумленною, сие сотворила, якоже Сам Богочеловек о сем засвидетельствовал, говоря: «да в день погребения Моего соблюдет е» (Ин.12:7); следовательно, Мариино помазание Господа было не в обыкновении. Матфей и Марк еще написали, яко сия приносила алавастр мира, то есть сосуд, сделанный из камени алавастра и миром наполненный, и яко возлияла сей на главу Иисуса Христа и, по словам Марка, «сокрушши алавастр». И сие все точно таким образом происходило: ибо Мария, во-первых, сокрушила сосудный верх, да беспрепятственно и некоснительно течет из него миро, — и сие есть то, о чем упомянул Марк: «и сокрушши алавастр»; потом возлила миро на главу Иисуса Христа, и сие подтверждают Марк и Матфей; напоследок оставшимся в сосуде миром помазала нозе Его, и отерла их власами своей главы. И о сем, яко умолчанном теми двумя Евангелистами, напомянул Иоанн, присовокупив к сему и следующие слова предателя Иуды:
Ин.12:4-6. «Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати: Чесо ради миро сие не продано бысть на трех стех пенязь, и дано нищим? Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше.»
Матфей пишет, яко «ученицы», сие видя, негодовали (Мф.26:8): Марк же, яко нецыи бяху негодующе в себе и прещаху жене, а Иоанн упоминает о соблазнившемся Иуде. Каким же образом сие согласуют? Все сие, так как Евангелисты показали, было следующим образом: ученики, слышав прежде от Иисуса Христа, яко приятнее Ему есть милость, нежели жертва, негодовали на Марию, думая, что она сотворила Ему неугодное дело: равным образом и нецыи из находящихся тамо негодовали, запрещали и говорили: «почто гибель сия мирная бысть?» Могло бы сие продано быть вящше трех сот пенязей, и роздано нищим. Иуда же негодовал и досадовал не потому, якобы пекся о нищих; но поелику был тать, и хотел триста пенязей положить в ковчежец, то есть в ящик, который он носил, яко собиратель и распорядитель нужного для сущих с Иисусом Христом, что потом, по привычке своей, воровски себе присвоял. Внемли же, что Иисус Христос сказал Иуде на его негодования:
Ин.12:7-8. «Рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е. Нищия бо всегда имате с собою: Мене же не всегда имате.»
Оставь сию, относит Иоанн слово Христово к Иуде; ибо о нем только упомянул, умолчав о других негодовавших, так как о них пространнее написали два Евангелиста, Матфей и Марк. Почему и ответ Иисуса Христа, бывший ко всем, кратко показуется бывшим к Иуде: «что ей труды даете? добро дело содела о Мне. Всегда нищия имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити: Мене же не всегда имате. Еже име сия, сотвори: предвари помазати Мое тело на погребение» (Мк.14:6-8). Почто, говорил, досаждаете сей жене? Она доброе дело о Мне сотворила. Вы говорите, яко цена мира, то есть триста пенязей, могла бы быть роздана нищим, но нищих всегда имеете пред вашими очами, и когда захочете, можете благотворить им, Мене же не всегда имате; ибо по немногих днях осужден буду на смерть. Она, Богом вразумленная и предусмотревшая Мою смерть, сотворила со Мною все, что токмо могла: предварила смерть Мою и, помазав Мое тело, приуготовила к имеющему скоро быть Моему погребению: «возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори» (Мф.26:12). Таковым убо образом оправдав Богочеловек Мариин поступок и показав ее добродетель, и действующую в ней Божию благодать, обнаружил и мзду, имеющую быть за таковое ее действие, говоря: «аминь глаголю вам, идеже аще проповестся Евангелие сие во всем мире, и еже сотвори сия, глаголано будет в память ея» (Мк.14:9). Видим же собственными нашими очами сие пророчество Спасителя нашего исполняемое; ибо доселе, идеже токмо проповедуется Евангелие, то есть, по четырем частям света, в Европе, и Азии, и Африке, и Америке, тамо проповедуется и сея святое дело, и воспоминается благочестивое ее имя. Показав же Иоанн касательно сея жены, повествует и о других действиях, говоря:
Ин.12:9-11. «Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Совещаша же Архиерее, да и Лазаря убиют. Яко мнози его ради идяху от Иудей, и вероваху во Иисуса.»
Многое множество народа Иудейского узнали, яко Иисус Христос находился тамо, то есть в Вифании; чего для пришли туда, не токмо ради Иисуса, то есть, не только для того, да слышат учение Иисуса Христа, но да и видят Лазаря, которого Он воскресил от мертвых. Архиереи же, видя, яко многие Иудеи приходили к Иисусу Христу, желая видеть и Лазаря, и узрев Лазаря, веровали в Иисуса Христа, и что Лазарь был магнитом, притягивающим к вере во Христа, совещались, да и Лазаря убиют. Несмысленные! Воскресивший умершего Лазаря ужели бы не мог, если бы восхотел, воскресить его и вами убитого? Всезлобные! совещаетесь на невозможное, совещаетесь воспрепятствовать человеческому спасению! Посем Евангелист повествует и о том, что в следующий день воспоследовало.
Ин.12:12-13. «Во утрий же день народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваиа от финик, и изыдоша в сретение Ему, и зваху глаголюще: осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!»
По силе закона, ни в каком другом граде не совершался праздник Иудейской Пасхи, кроме единого Иерусалима: «не возможеши жрети Пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой дает тебе: но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, призывати имя Его ту» (Втор.16:5-6): почему каждого года сходилось во Иерусалим многое множество людей, да празднуют «тамо Пасху». Поколику же расславлено было по Иерусалиму преславное чудо Лазарева воскресения из мертвых, и безмерное множество народа, слыша о шествии Иисуса во Иерусалим, принимали в руки свои ваиа от финик, и вышед из града на сретение Ему, взывали: «Осанна, благословен грядый во имя Господне!» Так же поступали и взывали тогда Иудеи, думая, яко Иисус Христос есть обещанный Мессия и яко, пришед во Иерусалим, сядет на Давидовом престоле владычествовать над Израильским родом. И как дела, так и слова их были по действию Святого Духа, и являли Его Богочеловеком, ваиа же были знаками победы, знаменуя, яко Христос есть победитель диавола и смерти: осанна же еврейски значит «спаси же». Сему подобное есть пророчество Давида, предсказывавшего о Христовом пришествии: «о Господи, спаси же! Благословен грядый во имя Господне» (Пс.117:25-26). Вместо же сего спаси же, говорится еврейски: осанна.
Ин.12:14-15. «Обрет же Иисус осля, вседе на не, якоже есть писано: Не бойся дщи Сионя, се Царь твой грядет, седя на жребяти осли.»
Иисус Христос посылал двух Своих учеников, да приведут к Нему жребя осле; и сии, приведши, возложили ризы свои и всадили на него Иисуса. Иоанн же о сем и о других обстоятельствах, так как уже написали о том прежде его писавшие Евангелисты, умолчав, написал токмо, что Иисус «обрет осля, вседе на не, якоже есть писано», то есть, по предсказанию пророка Захарии, которого Иоанн и Матфей содержание токмо изобразили, а не все в точь слова. Ибо Захария, пророчествуя о входе Христовом во Иерусалим, тако предвозвещал: «радуйся зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подьяремника и жребца юна» (Зах.9:9): Иоанн же написал только сие: «не бойся дщи Сионя». Ибо народ, когда юный царь восходит на престол, страшится, опасаясь жестокости и злости бывших некоторых своих царей. Но что же означает жребя осле, пророком Захарием предсказанное, Богочеловеком же то пророчество седением на оном исполненное? Жребя осле, так как жребя, бывает зверско и неудобоукротимо, но так как осле, нечисто: почему, по закону, ниже приятно было Богу; но пременяемо было овцею. И так, поколику нечисты были, по неверию их, все языки земные, были также они зверски и неудобоукротимы, яко не имеющие Божеских законов: седение Иисуса Христа на жребяти осли означало покорение Ему языков. Также, что и Апостолы привели жребя осле к Иисусу Христу и возложили на него одеяния и всадили на него Спасителя мира: «и приведоста его ко Ииусови», пишет Богоглаголивый Лука, «и возвергше ризы своя на жребя, всадиша Иисуса» (Лк.19:35), — сие ясным было знаком и образованием того, что Апостолы, возвергая Евангельскую проповедь на языки, привели оные и покорили Христу, обогатившему оные Божественными Своими дарованиями.
Ин.12:16. «Сих же не разумеша ученицы Его прежде, но егда прославися Иисус, тогда помянуша, яко сия быша о Нем писана, и сия сотвориша Ему.»
Чего прежде не знали ученицы? Сего Захариина пророчества, предсказаний и прообразований его о Иисусе Христе. Тогда же узнали, что Пророк сие о Нем предсказывал, и народ потому учинил таковое преславное сретение и торжество, когда Иисус прославился; то есть, когда после страдания и смерти, и погребения, и из мертвых Воскресший отверз «им ум разумети Писания» (Лк.24:45), и когда вознесся на небеса, ниспослал Святого Духа и сотворил их по Своей благодати премудрыми: тогда познали не токмо сие Захариино пророчество, но и другие прочие.
Ин.12:17-18. «Свидетельствоваше же народ, иже бе прежде с Ним, егда Лазаря возгласи от гроба, и воскреси его от мертвых. Сего ради и срете Его народ, яко слышаша Его сие сотворша знамение.»
Народ, бывший с Ним в Вифании и пришедший во Иерусалим, видев и будучи уверенным о Лазаревом воскресении, свидетельствовал в Иерусалиме, яко истинно Иисус Христос возгласил Лазаря от гроба, говоря: «Лазаре, гряди вон!» и воскресил его из мертвых. Но поколику и прежде сего свидетельства слышно было во Иерусалиме, яко Господь Иисус сотворил сие чудо: того для множество народа, находившееся во Иерусалиме, вышло оттуда и сретило Его с ваиями и ветвьми.
Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в неделю Ваий (Ин.12:1-18)
Просмотрено (1) раз