«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф. 23, 5). Что такое «хранилища» и «воскрилия»?

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф. 23, 5)

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова Спасителя:

«Здесь Он снова обращает наше внимание на то, насколько порочным было поведение фарисеев. Он не говорит, что в одних случаях они поступают так, а в других — иначе; но во всем действуют одинаково, со тщеславием. Да и тщеславятся они не какими-то важными и нужными делами (никаких истинно добрых дел они не имели), но пустыми и ничтожными, которые обнаруживали только их нечестие. «Расширяют, — говорит Он, — хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих».

Какие же это хранилища и воскрылия?

Так как они часто забывали благодеяния Божии, то Бог повелел им записывать чудеса из Пятикнижия Моисея на маленьких свитках и привязывать коробочки с этими текстами на лоб и левую руку, что и называлось хранилищами, подобно тому, как ныне многие женщины носят маленькие Евангелия на шее».

Второзаконие, глава 6, стих 8: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём [и в душе твоей] и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».

На греческом эти коробочки называются «филактерии», на иврите — «тфили́н». Некоторые любители показного благочестия неимоверно увеличивали их размер, дабы тем самым показать свою духовность. Мол, смотрите, сколько Писания я знаю. Какой я благочестивый.

Тфилин на руке

Тфилин на лбу

«А чтобы и другим образом заставить их помнить о Его благодеяниях, Бог повелел им, как малым детям, делать то же, что многие делают во избежание забывчивости, обвязывая палец льном или нитью, то есть: пришивать по краям верхней одежды особую бахрому, кисточки с голубыми нитями, чтобы, взирая на них, они вспоминали о заповедях, — и это называлось воскрылиями».

«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» (Чис. 15, 37-40).

Воскрилия — по-еврейски «цицит», по-гречески «краспеда» — кисти с голубыми нитями по краям верхней одежды. Цицит были обязательно у каждого иудея по предписанию закона Моисеева, чтобы напоминать о заповедях Господних. Фарисеи делали эти кисти большими, чтобы выставить напоказ свое благочестие.

Святитель Иоанн Златоуст продолжает: «Фарисеи особенно заботились о том, чтобы делать широкие повязки для этих коробочек с текстами (хранилищ) и увеличивать в размере кисточки (воскрылия). Все это показывало их крайнее тщеславие.

Для чего ты гордишься и расширяешь их? Ужели в этом состоит твоя добродетель? Принесут ли они тебе какое-нибудь добро, если ты не воспользуешься тем, о чем они тебе напоминают? Бог не того требует, чтобы ты увеличивал и расширял их напоказ, но чтобы помнил Его благодеяния. Если не должно хвалиться и милостынею и постом, которые требуют от нас труда и суть дела наши добрые, то, как же ты, иудей, превозносишься тем, что особенно обличает твое нерадение?

Впрочем, иудеи не только в этих мелочах обнаруживали свое тщеславие, но и во многих других. «Также любят, — говорит Он, — предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!»(Мф. 23, 6-7). Может быть, все это сочтет кто-либо и за мелочи; но мелочи эти бывают причиною великих зол. Они разрушали и государство и церкви. Я не могу удержаться от слез, когда и ныне слышу о председаниях и приветствиях, и представлю, как много зол произошло отсюда для церквей Божиих. Но об этом не нужно теперь говорить вам подробно, и особенно старшие из вас не имеют нужды слышать от меня об этом».

 

Источник: https://www.entaksis.gr/τι-ηταν-τα-φυλακτηρια-και-τα-κρασπεδα-τ/

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Просмотрено (0) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *