Великие (царские) Часы в Великую Пятницу – ради Страстей Господних

17 апреля 2020 года утром Великой Пятницы в храме святителя Иоанна Златоуста иерей Александр совершил Великие Часы. Именно Царскими Часами Великого Пятка предваряется Пасха.

Часы — службы, специально установленные для освящения определённых часов, чем-либо знаменательных в истории нашего спасения, в благодарность за происшедшие в них события; но так как спасение наше совершено страданиями Христовыми, то и отдельные моменты этого великого дела были тягчайшими в жизни Спасителя; почему чувство благодарности за спасение не может не растворяться слезами сострадания Христу и печали о грехах, приведших Его на Крест. Отсюда служба каждого из часов, которых Православная Церковь чествует четыре: 1, 3, 6 и 9, носит скорбно-покаянный характер. Эта служба для всех часов имеет один и тот же чин (схему), совершенно не похожий на чин других служб и, именно, уступающий им в торжественности.
Совершаются в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Псалмы для Царских часов не являются псалмами, читающимися за вседневными часами. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Евангелия на часах повторяют читанные на утрене благовествования, с той однако знаменательной разницей, что на утрене соблюдалась временная последовательность событий, здесь же на четырёх часах преемственно выступают с своим повествованием один за другим четыре евангелиста, как непосредственные и непререкаемые свидетели одного и того же события, столь величайшей важности, такого безмерного значения.

На первом часе воспоминаются события Гефсиманской ночи: взятие Иисуса, рассеяние учеников и поступок Петра. После обычного на первом часе псалма произносятся два пророчественные псалма о тщетном восстании князей земных на Господа и на Христа и о крестных страданиях Спасителя. В паремии первого часа произносится пророчество Захарии о предании Спасителя на страдания и смерть за 30 сребреников.

Чтением Апостольскими Церковь прославляет спасительную силу креста, а Евангельским от Матфея о предании Иисуса Христа на суд Пилату, о страданиях, смерти и снятии Господа со креста (Мф. 27, 1-56).

Священник с зажжённой свечой выносит Евангелие на середину храма и кладёт его на приготовленный аналой

На третьем часе Церковь в трогательных песнях то укоряет неблагодарных иудеев; то воспоминает отвержение и раскаяние Петра; то живописует удивление небесных воинств, взирающих на венец и багряницу поругания; то влагает слово жалости и невинности в уста осужденного Искупителя.

Во псалмах третьего часа Церковь произносит пророчество о неправедном суде на Иисуса Христа и погибели предателя. В паремии чтением пророчества Исайи Церковь представляет изображение того величайшего Праведника, который идет на вольную смерть, безропотно и беспрекословно.

Чтением Апостола раскрывает тайну смерти Богочеловека, показывая ее причину, побуждение и плоды; Евангелием от Марка (15, 1-41) благовествует о том же, о чем и на первом часе от Матфея.

На шестом часе Церковь останавливает взор наш на изображении состояния души вознесенного на крест и изнемогающего на нем под тяжестью грехов наших божественного Страдальца. Во псалмах этого часа произносятся пророчества о крестных страданиях и молитве Спасителя. В паремии пророчеством Исайи Церковь изображает крайнее унижение Господа, Коего вид бесчестен, умален паче всех сынов человеческих.

Чтением Апостола Церковь проповедует о воплощении Сына Божия, да смерть упразднит имущего державу смерти, сиречъ, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе: да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския: а Евангелием от Луки благовествует о том же (Лк. 23, 32-49), о чем на 1 и 3 часах.

На девятом часе псалмами изображаются действия распнувших, которые дали, говорит пророк от лица Господа, в снед мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта, и предсмертную молитву Спасителя. Паремия произносится на этом часе та же, какая в Великий Четверток на 1 часе и символически предрекается отмщение за смерть Праведника.

Чтением Апостола Церковь указывает обновленный кровно путь во Святая, а Евангелием от Иоанна благовествует о том же (18, 28-19, 37).

По окончанию чтения Царских Часов о.Александр  обратился к пастве со словами проповеди и наставления.

«Слава долготерпению Твоему, Господи»

Просмотрено (36) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Богослужения, Таинства церкви, Правила, Жизнь прихода, Новости, События

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *