ВЕЛИКАЯ СУББОТА. В этот день Православная Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение.
Как Христос мог умереть? В какой ад Он сошёл?
Сегодня Великая и Преблагословенная Суббота. Пасха Христова совсем близко. Мы почти уже прикасаемся к Празднику праздников и Торжеству из торжеств. Богослужение Великой Субботы уже в пасхальном свете: белые облачения, тихая предпасхальная радость в песнопениях. Иисус Христос — Бог и человек. И как у человека у Него есть душа. И если тело Христа было мёртвым эти три дня, что было с Его душой?
В Четвероевангелии нет прямых указаний на это. И в Посланиях апостольских не так уж много текстов, которые дадут ответ на этот вопрос. Но их вполне достаточно: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18–19). «…Мёртвым была Благая Весть» (1 Пет. 4:6). «Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9). Следовательно, Христос сходил в какое-то место, которое названо в указанных текстах «темницей», «адским местом», и там проповедовал мёртвым.
ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ АД И УЧЕНИЕ О СМЕРТИ
Что это за место, о котором идёт речь? Его традиционно называют адом. Христос сошёл в ад!
Сейчас слово «ад» воспринимается нами как противоположность раю. В аду находятся грешники, в раю — праведники. Но библейский ад, или на древнееврейском «шео́л», это нечто совсем другое. После грехопадения Адама и Евы рай — недоступен для людей. И не в силу их личных грехов, а из-за той непреодолимой пропасти, которая возникла между Богом и человеком. В ветхозаветный шеол сходят все — и праведники, и грешники. Все люди на земле. Шеол — место, где нет радости, это место печали. И хотя в предзаветные времена у евреев появились представления о некой градации в аду-шеоле, где праведники находятся в одном месте, а грешники — в другом, это не меняло коренным образом главного содержания учения о шеоле.
Учение о шеоле, по сути, это учение о смерти. Смерть, как главное следствие грехопадения, управляет всеми. Она собирает свой оброк. И никто этого не может избежать. Образно говоря, смерть имеет право на каждого человека, потому что в каждом есть грех. А если есть грех, значит, и смерть имеет власть: «…Грех вошёл в мир, и грехом смерть…» (Рим. 5:12).
Это тотальное господство смерти над родом человеческим апостол Павел называет царствованием смерти (Рим. 5:14). В одной из проповедей святителя Василия Великого есть слова, ярко характеризующие власть смерти: «Смерть пасла людей… пока не пришёл истинный Пастырь…». До Христа Доброго Пастыря смерть пасёт человечество… и ад-шеол — её законное царство.
Дьявол как враг рода человеческого стремится всех загнать в загон смерти. Ему это нужно, ему это в радость, потому что смерть противоположна жизни, которую создал Господь.
Бог есть не только Бог живых, но и Бог мёртвых, именно поэтому Он, являясь Моисею, называет Себя «Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», которые в то время уже были умершими. Для Всевышнего все живы: и те, кто ещё во плоти, и те, кого уже нет…
Богочеловек Иисус Христос пришёл спасти род человеческий. И не только Своих современников, но и тех, кто будет после, и тех, кто был до… Но те, кто умерли до Боговоплощения и Искупления, находились в аду-шеоле. И Христос сходит в ад, чтобы их спасти.
День Великой Субботы — это день, когда Церковь вспоминает сошествие Христа в шеол.
В творениях многих святых отцов присутствует идея, согласно которой дьявол стремился убить Христа. Зная, казалось бы, несокрушимую силу и власть смерти, дьявол хочет смерти Иисуса. Он думает, что, убив Христа, победит Его. Именно поэтому, как пишет святитель Фотий, дьявол «рвался ко Кресту», радуясь мучениям и крови Спасителя.
РАЗВЕ ХРИСТОС МОГ УМЕРЕТЬ?
Христос умер. Невероятный феномен. Умер Тот, Кого называют Живодавцем… Умер Податель и Источник жизни.
Как такое может быть? Как это можно объяснить?
Иисус Христос — Бог во плоти. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог Сын, ради спасения людей воплотился и стал человеком. Человеческая природа обрела своё реальное бытие в Лице Бога Слова, и потому «Христос весь есть совершенный Бог, но не всё в Нём Бог; ибо Он — не только Бог, но и человек». Во Христе две природы: Божественная и человеческая. Но только одна Ипостась (Личность) — Ипостась Бога Сына.
Поэтому если мы спросим «Кто?», например, совершает это или другое действие, получим ответ: Бог Слово. Но если мы зададимся вопросом «Что?», то ответ будет касаться природы. У апостола Павла есть такие слова: «Распяли Господа славы». Кого распяли? Господа. Что страдало на кресте? Человеческая природа.
Кто сошёл в шеол? Господь. Что сошло в шеол? Душа.
В церковном песнопении говорится: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раю же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный».
Итак, Бог Сын в смерти Своей за человечество остаётся с телом Своим, а душой сходит во ад и неразлучно пребывает с Отцом и Святым Духом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Хотя Христос и умер как человек и святая душа Его рассталась с пречистым телом, однако Божество Его осталось неразлучным с обоими».
Поэтому в ад сходит не просто очередная душа человека, как ожидал того дьявол, но душа Богочеловека.
ХРИСТОС В ШЕОЛЕ
В аду, как говорится в Посланиях апостольских, Христос проповедовал душам умерших.
Свт. Епифаний Кипрский очень ярко описывает, как пребывающие в шеоле души ждут избавления, потому что в шеол сходили и пророки, и праведники, которые предвещали пришествие Мессии. И вот когда душа Христа сходит во ад, когда свет наполняет тьму ада, души стремятся со всех уголков шеола к своему Спасителю, Который не оставил их, но пришёл за ними!
Церковь в песнопении воспевает: «Егда снисшел еси к смерти, Животе Бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества». Ад не выдерживает силы и славы Божьей, и разрывается изнутри, и рушится в своём основании. Икона сошествия Христа в ад изображает сломанные врата ада и Иисуса, Который держит за руки Адама и Еву. Старый Адам и Новый Адам. Новый Адам пришёл забрать Старого Адама из места печали. Адам и Ева — прародители и первые грешники. Древнейшие жители шеола. Сколько поколений своих потомков они встретили в аду, и все они становились пленниками ада. Но Спаситель пришёл. Дьявол, смерть и ад посрамлены. Всесильные властители душ человеческих остались ни с чем! «Ад упразднися» (то есть остался пустым), — гласят песнопения. «Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55), — восклицает апостол Павел.
КТО СИЛЬНЕЕ — СМЕРТЬ ИЛИ ЛЮБОВЬ?
Христос три дня пробыл во гробе… Мы исповедуем, что в это время Он сходил душой в ад, откуда вывел души человеческие. Мы знаем, что Христос Воскрес. Нам известно это две тысячи лет, и поэтому для нас Великая Суббота — не страшный день. Но представим себе первую Великую Субботу… Это день после погребения Христа. Следующий день после Распятия и Смерти. Тот, кто хоронил близких, знает, что такое следующий день после похорон. Ощущения учеников Христовых в ту Субботу, наверное, никто не сможет передать…
Разве мог Бог оставить в таком горе учеников Своих? Три дня. Именно столько надлежало пробыть Христу во гробе. Сам Господь говорит об этом: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Однако из любви к ученикам Своим, чтобы сократить время их скорби и скорее даровать им радость, Христос не уменьшает количество дней Своего пребывания в гробу, но уменьшает количество часов. Он пробыл погребённым три дня, но не 72 часа. Святитель Лев Великий так объясняет это: «По Своему милосердию, чтобы долгая скорбь не терзала встревоженные души учеников, Он сократил со столь удивительной быстротой объявленный трёхдневный промежуток, что благодаря добавлению к целому второму дню последней части первого и первой части третьего, Он и уменьшил срок на некоторое время и число дней не уменьшилось».
Ничего нет сильнее смерти… и любви. Они несопоставимы. Они разнополюсные. И если сравнивать их, то только по силе. Ветхозаветная Книга Песнь Песней так и говорит: «Ибо крепка, как смерть, любовь» (Песн. 8:6). Но Бог явил нам и открыл в Сыне Своём, что любовь сильнее смерти, потому что ради любви можно, возможно войти в границы смерти, а смерть пересечь свои границы, выйти за свои пределы не может. Кто любит, в силе пойти на смерть ради тех, кого любит, а смерть полюбить не может, ибо любовь — это единение, а смерть — разлучение.
БОЖИЯ ЛЮБОВЬ
Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). И ради любви Он взошёл на Крест и прекратил границы царства смерти. Смерть посрамлена. Смерть побеждена. Крепость её разрушена, и смерть обессилена. Она побеждена своим же оружием, ибо Христос «смертью смерть попрал». Древние слова Писания говорят: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2). День седьмой — суббота (Исх. 16:26). Все ветхозаветные предписания и повеления — прообразы новозаветного времени.
Суббота Ветхого Завета — день почитания, день, посвящённый Господу. В Новом Завете ветхозаветное почитание дня субботы толкуется как прообраз, когда Бог Слово почил плотью Своей после совершённого на Кресте.
Сегодня поётся: «Дне́шний день та́йно вели́кий Моисе́й прообразова́ше, глаго́ля: и благослови́ Бог день седьмы́й, сия́ бо есть благослове́нная суббо́та. Сей есть упокое́ния день, во́ньже почи́ от всех дел Свои́х Единоро́дный Сын Бо́жий, смотре́нием е́же на смерть, пло́тию суббо́тствовав: и во е́же бе, па́ки возвра́щься воскресе́нием, дарова́ нам живо́т ве́чный, я́ко еди́н Благ и Человеколю́бец» («Этот день таинственно прообразовал великий Моисей, говоря: “И благословил Бог день седьмой”, ибо это — благословенная суббота. Она — день покоя, когда почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий. Через смерть по промыслу плотью упокоившись и снова вернувшись к тому, Кем был через воскресение, Он даровал нам вечную жизнь, как единственный благий и Человеколюбец»).
Проповедь ректора Киевской духовной академии архиепископа Белогородского Сильвестра (Стойчева)
Просмотрено (1) раз