В чем тайна подвига мучеников? Проповедь в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Почему святые мученики шли на муки за Христа? Что такое на самом деле молитва? Что в жизни должно быть главным приоритетом и ценностью?

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Мы сегодня с вами, братья и сестры, вспоминая житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, переносимся в страшные времена языческого мира в столицу Римской империи, где в окружении язычества, зла, неприятия только начинали зарождаться христианские общины.

137-й год. Правление императора Адриана. Мы недавно отмечали праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. В сказании об этом празднике пишется, что именно при императоре Адриане в Иерусалиме были уничтожены все места, связанные с земной жизнью Спасителя. Даже над пещерой, где был Гроб Господень и где свершилось Воскресение Христово, и над горой Голгофой был насыпан холм из камней и земли, а сверху устроен храм Венеры, богини разврата, которой поклонялись древние римляне.

И вот во времена правления этого императора в Риме жила благочестивая вдова София, которая в честно́м супружестве родила трёх дочерей. Вскоре после рождения третьей дочери София потеряла своего супруга. Имя София в переводе значит «премудрость». Оставшись воспитывать детей сама, она старалась внушить им те добродетели, которыми была исполнена её собственная душа. Даже то, что София дала своим дочкам имена в честь высочайших христианских добродетелей, уже говорит о её душе как о всецело стремящейся к Богу и вечному спасению о Бозе. И назвав так своих детей, София старалась, чтобы их жизнь, добродетель их душ соответствовали их именам.

В языческом мире родители давали детям подчас странные имена, так что таковых родителей трудно даже назвать людьми разумными. Из древних времён мы знаем такие имена, которые в переводе повергают нас в недоумение. Например, Ипполи́т — нам кажется это имя красивым, но в переводе оно значит «лошадиная голова». Ксанфи́ппа — звучит возвышенно, но в переводе с греческого это «рыжая лошадь». Есть имена, которые переводятся как «сидящий в засаде» и подобное. И мы недоумеваем, почему родители то ли в шутку, то ли неизвестно по какой причине подчас давали своим детям таковые имена, зная их переводы и значения.

Здесь же премудрость Софии явилась в стремлении даже во внешнем наименовании дочерей следовать Божественным добродетелям. Здесь мы видим действительно мудрость матери.

* * *

София и её дочери не скрывали своего христианства. Поэтому вскоре их открытое исповедание Христа и гнушение идолами стало известно через сановников и императору. И семья была призвана в императорский дворец.

В житии указано, как они шли, когда их вела во дворец стража, — они шли взявшись за руки, подобно сплетённому венцу. Это тоже говорит о единодушии и о любви, которая царила в семье этой вдовы.

Гордо сидел император на троне в великолепных царских палатах. Но мать и три дочери предстали перед ним без страха, с весёлыми, радостными лицами.

Адриан спросил сначала Софию, и та с неженской мудростью исповедала ему своё христианство. И дочери не скрывали, что они христианки. Твёрдость Софии и мудрость её ответов смутили императора и сановников. Тогда он отстранил Софию и приступил к допросу малых детей.

Сначала он пытался привлечь их к поклонению идолам лестью. В частности, император хотел заставить их принести жертвы Артемиде, богине луны. Но дети исповедовали Христа. Ни льстивые увещания, ни угрозы не повлияли на их исповедничество. Девочки были подвергнуты жесточайшим мукам. Что только не делали с малыми детьми на глазах у матери! И жгли их огнём, и резали, и отрезали сосцы… Вся тогдашняя языческая «цивилизация» вылилась в ненависть к невинным детям лишь потому, что они были христиане.

Вот оно язычество: снаружи всё красиво, благопристойно, торжественно, а внутри — бесовская злоба и бесовская ненависть.

Взрослые люди мучили детей только за то, что они были христиане, — это говорит о глубочайшем и нравственном, и духовном падении тогдашнего общества. И вообще о расчеловечении тех мучителей. Это уже были звери, а не люди.

По одной брали дочерей Софии и мучили. Но ни одна из них не отступила от веры во Христа. Ещё больший цинизм, ещё большая злоба мучителей выразилась в том, что, замучив на глазах Софии детей, её саму мукам не подвергли. Её отпустили, чтобы вместо телесных мук её долгое время терзали муки материнского сердца. Ведь что значит для любящей своих детей матери видеть, как над ними издеваются, как их мучают?..

По преданию, своих трёх дочерей София похоронила в одной могиле и трое суток не отходила от места их погребения, плача и воссылая молитвы к Богу об их бессмертных душах. На третий день материнское сердце не выдержало — София умерла на могиле своих дочерей от разрыва сердца.

* * *

С того времени, примерно со 137 года, то есть почти 1900 лет, Церковь почитает сих угодниц Божьих — мать с дочерьми.

Некоторые малодушные в наше время сказали бы: «Ну что уж: принесли бы жертву идолам, да и остались бы живы, и исповедовали дальше своё христианство». То есть путь не просто малодушия, а отречения от Христа предлагает малодушный ум современного человека, который привык уступать злобе и неправде мира сего, живя в угоду ему, а не в угоду Богу.

Мы часто, братья и сестры, молчим, когда видим явное беззаконие современного мира, и даже сами в себе оправдываем беззаконие, махая рукой и говоря: «Все так живут!» И мир начинает жить ещё хуже и хуже. И на наших глазах происходит не только духовная, но и нравственная деградация нашего народа. А мы все этого как будто не замечаем. Как будто это всё норма жизни, как будто это всё так должно быть…

Но ещё недавнее поколение наших христианок, которые всего лишь какие-то десятилетия назад жили рядом с нами, говорит об обратном. Не жили развращённо наши бабушки. Супружеская верность хранилась настолько, что подчас, если не приходила похоронка и муж считался пропавшим без вести, жена ждала его возвращения всю жизнь, говоря: «Похоронки-то не было. А вдруг он живой! А вдруг он ещё вернётся…»

<…>

Я вспоминаю Антонину Лукьяновну из села Богородичное. Она умерла, будучи 96-ти лет. Маленькая сухенькая старушка со светлым лицом, молитвенница, не пропускавшая ни одной службы. В своё время за то, что она была верующей, её сослали в Казахстан. Там, в ссылке, она похоронила восемь своих детей. Она проработала потом всю жизнь, ходила в церковь…

<…>

И вот однажды, когда я служил в селе Богородичное на Благовещение, Лукьяновна подошла в конце службы прикладываться ко кресту и, улыбаясь, сказала: «Владыка, Вы ж глядите: я на Пасочку умру». Я говорю: «Лукьяновна, ты больше ничего не придумала? Ну представь: Пасха, а нам гроб готовить, могилу копать… Ты уже или до, или после». — «Ну как благословите!»
Умерла в Страстную Субботу, накануне Пасхи. Хоронили, конечно же на второй день Пасхи — в первый не положено по церковному уставу.

Господь её забрал в пасхальную радость за те скорби и страдания, которые она претерпела при жизни.

Я привёл этот пример, потому что мы читаем жития, а рядом с нами подчас такие же точно жития, рядом с собой мы видим подражания древним угодникам и угодницам Божьим.

* * *

Но вот почему, братья и сестры, христиане ни в древности, ни в наше время не могли отрекаться от Бога? Потому что они воспринимали Бога как реального, существующего в этом мире, и как не только Творца всего, что нас окружает, но и Промыслителя о каждом из нас, о каждой бессмертной душе.

Помните, как Господь сказал в Евангелии: «Аще кто любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин. Аще кто любит сына или дочь паче Мене, несть Мене достоин» (смотр. Мф. 10:37)? Так может сказать только Тот, Кто любит больше, чем отец, и больше, чем мать, Который любит больше, чем сын, и больше, чем дочь. Мало того, так может сказать только Тот, Кто любит твоих отца и мать больше, чем ты их любишь. Так может сказать только Тот, Кто любит твоего сына и твою дочь больше, чем ты.

Величие любви Божественной даёт право говорить Богу таковые слова любви ко всему человечеству и к каждому из нас.

** * **

Наша любовь может проявляться в этом мире по-разному. И чем возвышеннее предмет почитания, тем выше в нас добродетель любви. Мы можем любить картошку жаренную и вареники. Мы можем любить родителей своих, детей своих. Можем любить Отечество наше, стараться помочь людям, которые в нём живут.

Но точно так же, братья и сестры, можно любить Бога. Бог реально существует, так же, как и наше Отечество, как наши родители, как-то, к чему мы привязаны и что мы любим. Бог так же реально существует и так же требует живой любви по отношению к Себе.

Мы же не можем под какими-то угрозами или ради каких-то земных благ отречься от отца и матери. Ведь так? Мы не можем и предать детей своих или Отечество своё. Так же точно люди верующие смотрели и смотрят на Бога.

* * *

Подчас современные дети дают нам пример, как надо относиться к Богу.

Дети пишут письма Богу. Одни просят у Него велосипед, другие — компьютер, третьи — ещё что-либо. А один мальчик написал письмо Богу: «Господи! Как мне Тебя жалко! Как Тебе с нами трудно!». Вот такая вера, такое живое отношение к Богу и даёт такие подвиги, как мы видим на примере святых мучениц Веры, Надежды, Любови.

* * *

И потом дело-то в том, что отречься от Бога — это значит отречься от своей собственной жизни. Ведь Бог есть Источник жизни. Мы не задумываемся, почему мы живём, двигаемся… Что за сила жизни в нас, откуда она исходит? И почему она в какой-то момент забирается от человека, и мы хороним охладевшую и уже разлагающуюся плоть? Откуда в нас эта сила жизни, как не от Бога?

Малая травинка, которую можно пальцами перетереть, поднимает асфальт, разламывает его и вылезает на солнышко на свободу. Понимаете, какая сила жизни заложена в травинку?

А какая сила жизни заложена в человека! И Источником этой силы и этой жизни является Творец этой жизни, Бог.

И отречься от Бога значит отречься от жизни в современном её понимании и в понимании вечного бытия, то есть обречь себя на вечную погибель, на вечное отвержение от Бога. Причём не Бог тебя отверг, а ты отверг Бога предательством своим — если согласился приносить бесам идольские жертвы или поступился какими-то своими добродетелями ради угоды современным настроениям, которые сегодня есть, а завтра их нет, как и те, кто их навевает.

Поступая так, человек сам себя отрывает от Источника жизни, лишая самого себя вечного нескончаемого бытия с Богом. Ведь мы живём вечно: человек один раз рождается и никогда не умирает уже! И сделать свою вечность мучительной и, самое главное, — без Бога — не могли себе позволить ни древние мученики, ни современные христиане, которые по-живому воспринимают общение с Богом.

* * *

В наше время можно часто услышать: «Батюшка, какую молитву лучше читать?» Понимаете: не бывает молитвы лучшей или худшей. Молитва — это разговор с Богом, а не какое-то заклинание, которое может быть сильнее или слабее. Молитва — это разговор живой души с живым Богом.

Как Господь говорит: «Сыне, даждь Мне твоё сердце» (смотр. Притч. 23:26). А в другом месте читаем: «Устами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене, всуе [то есть напрасно], чтут Мя» (смотр. Мф. 15:8).

Мы, когда молимся, должны произносимые нами слова пропускать через своё сердце. Ведь не даром Православие называется религией сердца.

Не даром перед принятием тех или иных подчас серьёзных решений в жизни часто советуют: «А ты поступи, как сердце подскажет».

И ещё интересно: в Священном Писании мы не встречаем слово «совесть». «Совесть» — это наше, славянское, слово. В Священном Писании вместо него везде используется слово «сердце». То есть сердечные чувства и совесть человека сопряжены, они вместе. И то, что мы подразумеваем под совестью, это же подразумевается и под сердечными чувствами.

Говорят: «Сердце не обманешь». А ещё есть выражение: «Материнское сердце». Материнское сердце за сотни километров чувствует, что что-то случилось с сыном или дочерью, и мать места себе не находит. Материнское любящее сердце заставляет молиться так за своих детей, что даже пословицу сложили: «Молитва материнская небеса потрясает и со дна моря достаёт».

* * *

Вот такая материнская молитва была у святой мученицы Софии. То, что она при мучениях своих детей терзалась сердцем, а не просто стояла и смотрела на их муки фанатично, как некоторые могут приписать, указывает то, что она на третий день умерла на могиле своих любимых дочерей.

Любовь её дочерей к Богу и любовь Софии к Богу и к своим детям была совершенна. София желала своим детям наивысшего блага — чтобы они не отлучились от Источника жизни и наследовали вечное бытие.

Ведь даже мы, неверующие маловеры, и то друг друга благодарим словом «спасибо», не договаривая одну букву (и даже в безбожное советское время так благодарили, а не словом «благодарю» или ещё как-то), — то есть, благодаря человека за что-либо, желаем ему наивысшего блага — спасения в вечности и с Богом. У православных христиан традиция так благодарить: «Спаси тебя Бог!», «Спаси Господи тебя!», «Спаси тебя Боже».

<…>

Вот так молилась София. Вот так, в твёрдости веры, надежды и любви, совершили свой мученический подвиг три её дочери, показав нам, с каким самоотвержением надо бороться за то, чтобы остаться Божьим и не лишиться вечного бытия, которое уготовано для каждого из нас. Потому что все мы называемся христианами, а значит — последователями Христа, Его учениками и ученицами.
И пускай сегодня наша молитва будет разговором с Богом. Разговором не только о бессмертной душе каждого из нас, но и о других, и о наших живых сродниках, и о наших почивших, уже ушедших в вечность близких и сродников. Пускай сегодня будет разговор с Богом и о нашем Отечестве, и о Церкви. Пускай будет разговор и о всём мире, потому что Господь ради всего мира пришёл на землю, распялся, воскрес и оставил нам в наследие Церковь Свою с Её таинствами, к Которой принадлежали Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Когда-то они точно так же ходили на службы церковные, когда-то София точно так же учила своих детей креститься, молиться… И давала им пример, как дали нам пример наши мамы, наши бабушки. Пример благочестия и стремления к святости.

Пускай это стремление не оскудевает в ваших душах. И ваше живое стремление к Богу пускай, братья и сестры, воплощается в вашей добродетельной жизни, которая, как дары от Духа Святого, подобно золотым венцам, почивает на главах ваших и на бессмертных ваших душах. Аминь.

 

Фрагменты проповеди митрополита Святогорского Арсения в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, 30 сентября 2021 г.

Просмотрено (2) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *