Содержание: Каким было тогдашнее языческое общество? Почему «в шестый месяц»? Радость Благовещения. О любви Божией к нам. О полноте утешения. Как обретается радость? О чём мы должны молиться вместе с Богородицей?
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
«Днесь спасения нашего главизна», — то есть сегодня глава, начало нашего спасения. Так мы поём в тропаре сегодняшнему событию, сегодняшнему празднику. Сегодня, братья и сестры, совершается особое действо: Бог становится человеком, приходит в наш грешный мир, чтобы быть с нами. Приходит в наш грешный мир и, будучи Всесовершенным Духом и Богом — Творцом всего мира, принимает на Себя плоть человеческую, принимает всё наше человеческое естество, кроме греха. А затем Он возьмёт и грехи всего мира на Себя и принесёт Себя в жертву, смывая Своей пречистой кровью, яко на всемирном жертвеннике, на Кресте грех и грязь всего мира — чтобы очистить мир, спасти мир, чтобы даровать мирови жизнь не только временную, земную, но и вечную, нескончаемую в вечном бытии в Царствии Небесном.
В своё время согрешил человек в раю пред Богом, изменив всё мироздание своим падением, сокрушив в себе образ и подобие Божие, вселив в себя болезнь греха. Человек, изгнанный из насаждённого Богом земного рая-Эдема, всё же слышал утешительные слова от Бога: Господь даровал ему обетование, что придёт время, когда «Семя жены сотрёт главу змия» (смотр. Быт. 3:15), змия, который издревле хотел и по сегодняшний день хочет погибели рода человеческого, толкая его на преступления, грехи, на греховную смерть, на вечную погибель.
От времени обетования до момента Благовещения прошли тысячелетия. Пророки и праведныя мужи всё это время не переставали увещать народ Божий и пророчествовать об этом грядущем чуде, подчас рассказывая о событиях, которые должны свершиться, с настолько неповторимой точностью, что одного из них — пророка Исаию — даже называют ветхозаветным евангелистом: настолько точно он за 700 лет до Рождества Христова, до момента Боговоплощения, пророчествовал о земной жизни Спасителя. Ему принадлежат слова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эмману́ил» (Ис. 7:14).
Каким было тогдашнее языческое общество?
И вот, братья и сестры. пришло это время. Сбылись семьдесят седмин времени по пророчеству пророка Даниила, сбылись пророчества пророка Давида псалмопевца, сбылись пророчества многих других праведных угодников Божьих, живших и Духом Святым проповедавших до Рождества Христова. И всё это было записано в ветхозаветных писаниях, и верующий народ ждал пришествия в мир Мессии-Спасителя.
Ожидание Мессии было не только в израильском народе, который сохранил истинную религию, но даже и в языческих народах. В Римской империи говорили философы, люди мудрые, что ежели Сам Бог не придёт в этот мир, то дальше этот мир не может существовать — настолько в нём был разлит грех, разврат, жестокость…
Мы привыкли судить о дохристианском языческом мире по некоторым сохранившимся памятникам архитектуры или произведениям искусства и представлять античное общество как бы романтичным. Но мы забываем, что это был рабовладельческий строй, когда человек человека считал за скот, мог его продать или убить, или изуродовать; когда люди наслаждались, глядя, как на арене цирка гладиаторы убивали друг друга или как рабов травили зверями. Тогда в жертву языческим идолам приносили младенцев и часто при строительстве дома под порог закапывали живого младенца, чтобы, мол, дух его охранял жилище. Именно по этой причине до нас дошло суеверие, что через порог ничего нельзя подавать, — оно сохранилось с тех языческих времён. В таких городах, как Спарта, если ребёнок рождался слабым здоровьем, его бросали в ущелье. В некоторых языческих странах если родители заболевали или были престарелыми, их топили в море или сбрасывали со скалы, чтобы они своей болезненностью и старостью не мешали жить и наслаждаться жизнью молодым и здоровым.
Везде были блуд и разврат в крайней степени, хуже, нежели в Содоме и Гоморре. Так, при раскопках городов Помпеи и Геркуланума, которые погибли во время извержения вулкана Везувия, были обнаружены мозаичные и фресковые изображения. Посмотрев на них, один из путешественников сказал: «Теперь я понимаю, почему эти города были уничтожены», — такая грязь, такая скверна на них была изображена.
То есть жестокость, бесчеловечность и культ разврата, всякого блуда, цинизма были развиты тогда в обществе.
Каково было тогда общество, мы можем понять также по Страстным Евангелиям: когда толпа распинала Христа Спасителя, и само распятие, и слёзы Матери Христовой не внушали никому никакого сострадания — смеялись, восклицали различные безумные глаголы, старались досадить Христу и в ответ на Его слово «жажду» поили Господа желчью и оцтом. Всё это тоже выражение состояния тогдашнего общества.
Почему «в шестый месяц»?
Страшное состояние общества было. Но всё же в том развращённом обществе, как когда-то Лот в Содоме сохранил праведность, так сохранили праведность некие ветхозаветные праведники. Это и Захария и Елисавета, родители Иоанна Предтечи, это Иоаким и Анна, родители Божией Матери, о которых в их житии говорится, что не было людей более праведных на земле, нежели Иоаким и Анна. И вот они по обетованию Божию родили Дочь преблагословенную и во исполнение своего обета отдали Её на воспитание в Храм Иерусалимский. Там Она с трёх лет возрастала в благочестии и чистоте и Сама дала обет посвятить Своё девство, Свою чистоту Богу.
И вот мы слышим в стихире на вечерне праздника: «В ме́сяц шесты́й по́слан бысть с Небесе́ Гаврии́л Арха́нгел во град галиле́йский Назаре́т принести́ Отрокови́це ра́дость благове́щения». Почему «в шестый месяц»? Сегодняшнее евангельское чтение открывается благовещением, бывшим перед этим праведной Елисавете о том, что она в старости маститей зачнёт ребёнка и что отнимется от неё поношение людское. И вот Елисавета, двоюродная сестра Божией Матери зачала Иоанна Предтечу и пять месяцев скрывалась — боялась самой себе и другим признаться, что неужели с ней, престарелой, совершилось чудо — она становится матерью!
И вот архангел Гавриил, посланный в Назарет к Деве Марии, говорит при Благовещении: «И сродница Твоя Елисавета уже шестый месяц имеет во чреве» (смотр. Лк. 1:36).
Радость Благовещения
Само Благовещение произошло в окружении молитвы, труда и смирения.
Мы часто видим на иконах Благовещения, как Божия Матерь стоит перед раскрытой книгой. На других иконах Благовещения мы видим, как Она находится у колодца и Архангел благовествует Ей. На иных — что Она сидит за прялкой и прядёт пряжу для завесы Иерусалимского Храма.
И всё это верно, потому что Предание говорит, что было Благовещение Божией Матери у колодца, и было Благовещение второе, в доме. Тогда Она, прочитав слова пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», — мечтала: «Господи! Мне хотя бы последней служанкой у Этой Госпожи быть, Которая сподобится воплощения Бога Слова через Неё, воплощения Мессии». Так смиренно размышляя после чтения пророчества Исаии, Она села прясть пряжу. И в этот момент Архангел Гавриил предстал Ей и сказал, что это Она — избра́нная в женах, что Дух Святый на́йдет на Неё и Господь неизреченным дивом, не разрушая Её девства, вселяясь в Её чрево, будет ткать Себе плоть из Её пречистой плоти. Как солнечный луч проходит через чистейшее стекло, не разрушая этого стекла и сохраняя свойства света и тепла, так Всесовершенный Дух, Творец мира, Бог, действием Своим пронизывая Её девство и не разрушая его, зачинается в Её чреве, сохраняя все Свои свойства и принимая на Себя плоть человеческую.
И вот эта благая весть, которую возвестил Архангел, начав словами «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!», и на которую Божия Матерь ответила: «Я Раба Господня. Буди Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), — она сегодня всему миру даёт радость. Она и нам даёт радость: Господь и с нами — верующими в Него, последователями Его, от купели святого крещения названными по имени Его христианами.
Господь с нами. И от этого у нас великая радость, и мы с особым смыслом восклицаем: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!»
О любви Божией к нам
Дивное чудо, братья и сестры! Посмотрите на языческие религии: одни изображают божество в виде змея, другие — в виде тысячерукой Ка́ли, обвешанной человеческими черепами и с ужасным лицом, третьи — в виде чудовища с клыками, четвёртые, кришнаиты, величают своего бога Кришной, что в переводе значит «чёрный», и так его изображают… И посмотрите, Какой Бог у нас! Младенец беззащитный, обнявший ручками Своими шею Той, через Которую было Его воплощение. Доверяющийся человеку, доверчивый, кроткий, незлобивый Младенец. Это наш Бог.
В каком образе Он пришёл к нам — подумайте! — чтобы показать Свою любовь к нам. Он пришёл к нам с любовью, а не с войною, желая нас, грешников, исправить, а не наказать. Хоть мы от Него отворачивались, а Он от нас не отвернулся.
Мы хотим быть на стране далече, как блудный сын (смотр. Лк. 15:11–32), иждивая своё богатство духовное, подальше от Бога, забывая Его заповеди. А Бог хочет быть с нами.
Представьте, братья и сестры, это насколько же Бог любит нас, что желает, чтобы мы были с Ним целую вечность!
Есть такая пословица у нас, грешников, имеющих недостаток любви: «Гости як рыба: на третий день вонять начинают». Такая пословица придумана людьми грешными: мы тяготимся, бывает, друг другом. Даже люди родные, бывает, тяготятся друг друга, и из-за этого какие-то скандалы возникают, какие-то озлобленности, какая-то неприязнь даже среди родных людей, близких. И только Бог являет нам совершенство любви, говоря:
«Человек, Я хочу с тобой здесь, в мире, быть и помогать тебе, если ты этого хочешь. И Я хочу, человек, чтобы ты со Мною целую вечность был. Ты Мне не в тягость, а в радость, потому что Я не прокурор и не судья для тебя. Я — Любовь, Которая готова покрыть все грехи твои, взять на Себя все твои беззакония, омыть все твои раны и всякую твою скверну и уврачевать всякую твою язву.
Я готов, человек, прийти к тебе, чтобы ты был со Мною в радости нескончаемой в вечности. И не только со Мной — Я готов утешить тебя, человек, тем, что с тобою вместе будут самые близкие твои люди, с которыми ты расстаёшься на земле при их смерти. Я даю тебе право вымаливать их бессмертные души для вечности, чтобы ты там встретился с ними. Я даю тебе молитвы не только оздравные, но и заупокойные, чтобы ты молился за души тех, кто уже ушли от тебя, и чтобы там вас вместе соединить, и от этого радость твоя ещё бо́льшей будет».
Всё это Господь, братья и сестры, готовит нам. Но хотим ли мы того?..
Божия Матерь отвечает Архангелу: «Се, Раба Господня. Буди Мне по словеси твоему» — как на добрую землю, ложатся на Её душу слова Архангелова приветствия, и Она зачинает Сына Божия. На наши души ляжет ли слово Божие, чтобы, как семя посеянное, оно дало всход, принесло плод (смотр. Мф. 13:3–23; Мк. 4:3–20; Лк. 8:5–15)? Плод, который полезен не только для нас, но и для тех, кто нас окружает.
Не даром этот праздник весною совершается, когда сеется семя в землю, когда начинает возрастать всё доброе и полезное для человека на земле. И сегодня, в этот праздник, Господь бросает семена Своих заповедей в наши души. В этот праздник, как в весну духовную, в Великий пост, когда мы землю своей души, сердца своего и разума готовим для посева добра, Господь сеет слова Своего Божественного вразумления, сеет Свои заповеди в наши души.
Возрастут ли эти семена вместе с тернием, которые могут заглушить их, или мы будем внимательны к своей душе, будем исповедовать грехи свои, искоренять сорняки грехов своих и страстей, давая свободу возрастания в нас добра, давая свободу возрастания по благодати Божией великого плода спасения нашей бессмертной души? Это зависит от каждого из нас.
О полноте утешения
В нынешний день великая радость. И не даром Святая Православная Церковь в знак этой радости не только духовно нас утешает, питая словами Священного Писания, но ещё и послабляет пост, благословляя сегодня вкушение рыбы — и в этом милость Божия, любовь Его к нам, любовь Его Церкви к нам. Сегодня благословляется вкушать рыбу, чтобы и плоть, и дух торжествовали, радовались и утешались, чтобы всею полнотою человек утешался в этот день.
Господь полноту утешения готовит человеку и во Второе Своё Пришествие. Он пришёл в этот мир, воплотившись от Пречистой Девы Марии, но Он ещё раз придёт — судить этот мир. И будет воскресение мертвых и жизнь будущего века. И души бессмертные человеческие соединятся с воскресшими телами. Потому что полноту утешения человек может чувствовать только в полноте своего состава — и в духе, и в плоти, и в душе.
Господь воскресит тела наши, чтобы соединить с бессмертными душами, и чтобы уже в полноте своего естества и состава мы в преображённом состоянии радовались бесконечной, нескончаемой вечности.
А сейчас нам, братья и сестры, даётся возможность свои души подвигнуть к вечности и к жизни — сделать шаг навстречу Богу.
Как обретается радость?
Пускай в нынешний день хотя бы один сокрушённый вздох сердечный из нашей души раздастся, хоть одна слезинка омочит наши щёки, потому что перед Богом не утаится не то что одна слезинка — даже слезы часть некая (смотр. 6-ю молитву ко Святому Причащению, прп. Симеона Нового Богослова. — Ред.). И часть некую, в очах наших зародившуюся, даже не истекшую, — и ту Бог видит и сокрушение сердца нашего знает.
И помыслы сегодня пускай будут покаянные, с просьбой о помиловании нас, нашей Святой Матери-Церкви, нашего многострадального Отечества. Пускай в нынешний день, братья и сестры, слёзы сокрушения о грехах своих сплетаются у нас со слезами радости о милости Божией, о долготерпении Божьем, о любви Божией к нам. Потому что, как говорят святые отцы, человек только тогда обретёт мир в душе своей, когда сам себя обвинит. Когда свою вину поищет, только тогда он радость найдёт.
Ведь не даром Давид псалмопевец говорит: «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь» (Пс. 41:4). Он говорит о слезах покаяния…
Человек может по-разному плакать. Как говорят святые отцы, плачет и оскорблённая гордость. Плачет и обида, по нашему мнению не заслуженная. Плачет и чувственность… Но истинный плач есть только один — это плач покаяния. И вот этот плач покаяния, когда человек плачет о грехах своих, — приносит душе мир, радость, утешение, так что даже не хочется прерывать этот плач — так бы и плакал пред Богом! — потому что этот плач святой, этот плач промывает очи душевные, омывает скверну греховную, становится как дождик весенний, который, омывая всё, даёт новый рост траве и всему живому. И мы радуемся этому весеннему дождю, после которого и в воздухе чисто, и трава зеленее, и всё начинает расти с новой силой. Вот так и плач покаяния, очищая наши души, даёт новую силу для роста в нас духовного человека и добродетели.
И вот в нынешний день, братья и сестры, молим Царицу Небесную, молим Архангела Божия Гавриила, чтобы они нас избавили от плача бедствий, а даровали плач сокрушения, плач покаяния. Чтобы, очищаясь через это от грехов своих, мы сподобились слёзы эти растворять слезами радости.
Но эти слёзы радости бывают только после слёз покаяния, после слёз самообвинения, самоуничижения и сокрушения. И святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Даже когда неправильный плач у тебя (то есть от оскорблённой гордости или от какой-то чувственности), то этот неправильный плач преврати в правильный». То есть как? А ты во время плача начинай думать про свои грехи, свои беззакония и неправды, про те обиды, которые ты ближнему навёл, — и этот неправильный плач будет преображаться в правильный и будет приносить тебе утешение, даровать тебе радость.
О чём мы должны молиться вместе с Богородицей?
И в нынешний день, братья и сестры, мы помним, что и Божия Матерь много слёз пролила при жизни. Сколько Она страданий перенесла! Но этот плач Её превратился в радость. Радость, где Она предстоит у Престола Вседержителя, воздев Свои пречистые руки, в любви, кротости и смирении пред Сыном Своим и Богом, и молится за нас с вами. Потому что Она нас усыновила Себе при Кресте Своего Сына — Он сказал Ей об Иоанне Богослове: «Жено! Се, сын Твой» (Ин. 19:26), — и мы последователи Иоанна Богослова. Содержащие его Евангелие и следующие его слову и заповедям Божиим, мы являемся сынами и дочерями Божией Матери.
И в радости Своей, в радости благовещения Она сегодня за нас молится. Но не только Божия Матерь одна должна за нас молиться — сегодня с Нею вместе и мы должны молиться. Она молится за наши души — да как же мы за свои души не будем молиться? Она переживает за наших детей и внуков — а как же мы не будем переживать за них? Мы волнуемся за Церковь Христову и за наше Отечество — а как же Божия Матерь не волнуется за нашу Церковь и за наше Отечество, когда в нашей обители Она назвалась Игуменией, когда в Киево-Печерской Лавре Она была строительницей и назвала её Своим уделом, когда в Почаевской Лавре Она след стопы Своей оставила на камне в знак Своего присутствия, а в годины лихолетия от турок её защитила, сохранив эту обитель в Православии? Как же Ей не переживать за наше Отечество, когда Она молилась и молится за него, осеняя наше Отечество многими чудотворным иконами, которые по всему лицу земли нашей рассеяны как знаки Её присутствия, знаки Её милости, действенной помощи нам — только бы мы желали этой помощи и желали бы жить по-Божьему!
И дай Боже, чтобы в нынешний день, братья и сестры, радость Благовещения была у нас радостью осмысленной, радостью, которая наполнена пониманием христианского образа жизни и той ответственности, которую накладывает на нас звание «христианин» или «христианка». Величайшую ответственность мы восприняли перед Богом и перед всем миром — вымаливать этот мир; вымаливая свои души, вымаливать и весь мир от греха и от смерти. И дай Боже, братья и сестры, чтобы мы воспринятый крест Православия несли в этой жизни с помощью Божией, под покровом Царицы Небесной, укрепляемые силою Господней и молитвами Божией Матери. Аминь.
Архивная проповедь митрополита Святогорского Арсения в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 2014 г.
Просмотрено (2) раз