Одним из центральных событий церковной истории стало Сошествие Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Церковь именует этот праздник Пятидесятницей, или Днем Святой Троицы. Предшествует Пятидесятнице Троицкая родительская суббота, так как молитва об умерших является неотъемлемой составляющей литургической традиции Церкви. И в субботу перед Днем Святой Троицы Церковь сугубо молится о всех от века почивших православных христианах.
На следующий день после празднования Троицы, в понедельник, Святая Церковь отмечает День Святого Духа. В День Сошествия Святого Духа заканчивается Домостроительство нашего спасения и символичным является, что в этом торжестве принимают участие так же и те, кто уже отошел в мир иной, но всегда исповедовал веру во Святую Троицу и «…во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь».
Святитель Василий Великий говорит об этом так: «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже находящихся в аду». И все мы верим, что благодать Святого Духа станет источником блаженства для каждого из нас.
Апостолы по Вознесении Христа на Небо вернулись в Иерусалим «…с великою радостью» (Лк. 24:52), как сообщает нам евангелист Лука. В чем же заключалась их радость, если, казалось бы, они расставались со своим Божественным Учителем?
А радость состояла в том, что они ни на мгновение не сомневались в том, что свершится то обетование Святого Духа, о котором сказал Спаситель: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит…» (Ин. 15:26), — и они станут свидетелями этого великого события.
Оно произошло. Когда апостолы были собраны в Сионской горнице, поднялся ветер и Дух в виде огненных языков почил на каждом из них (см. Деян. 2:2–4).
В книге Деяний святых апостолов мы находим свидетельство, что апостолы были удивлены Сошествию Святого Духа, но удивлены они были не самому Сошествию, а образу Сошествия.
В тот день, в День Пятидесятницы, когда евреи праздновали дарование Богом законодательства Моисею на Синае, в Иерусалиме было множество народа из разных стран. И когда после Сошествия Святого Духа апостол Петр вышел на проповедь, то говорил он на одном языке, а понимали его все собравшиеся.
Этот дар носил название глоссолалия, но впоследствии был утрачен. Многие зададут вопрос: почему? Равно как и почему в наше время нет такого изобилия чудотворений, как это имело место в первые века христианства?
Ответ на эти вопросы очень прост: сейчас в этом нет необходимости для распространения христианской веры. После проповеди апостола Петра крестились тысячи, но если бы не было этого дара, смогло бы уверовать во Христа сразу столько людей? Ответ лежит на поверхности: конечно же нет…
По слову преподобного Феодора Студита, «Единородный Сын Божий, исполнив Отеческое дело, восходит на Небеса, а Дух Святой нисходит: не иной Бог — да не будет! — но другой Утешитель (ср. Ин.14:16), как написано. О, неизреченное человеколюбие! Сам Бог соделался Утешителем нашим!» Дух Святой сошел в одном месте, на одних людей, и один только раз.
И Православная Церковь сохранила цепь апостольского преемства через века, передавая эту благодать Всесвятого Духа, чтобы каждый жаждущий и алчущий смог получить ту помощь, за которой он приходит в Церковь.
Да, «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8), но проявляется Он только в Церкви и Ее Святых Таинствах. Вся вселенная наполнена водой, но когда человек жаждет, он идет к источнику. Так и Дух, хоть и наполняет Собой всю вселенную, но, чтобы получить Его благодатные дары, человеку необходимо быть членом Церкви и идти в храм Божий, который уже почти две тысячи лет является для всех христиан преддверием Рая и вечных благ.
Божественная Литургия совершалась с первых дней существования Церкви. «Приложив Духом Твоим Святым», — говорит священник в самый главный момент Божественной Литургии, священнодействуя во время величайшего Таинства. И после этих слов на Престоле уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Слова эти еще раз подтверждают, что с апостольских времен верующие исповедовали Духа Святого Богом, равным Отцу и Сыну. Это опровергает и все еретические течения, которые отрицали Божество Бога Духа Святого.
И сейчас для нас крайне важно сохранить эту веру. От нас не требуется что-то привнести или исправить, но просто сохранить. Сохранить и остаться частью той великой Тайны бытия Церкви, в которой мы счастливы сейчас находиться.
Пусть же благодать «Божественнаго же, и Святаго, и Единосущнаго, и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа», Которого «…низпославый на святыя Своя ученики и апостолы и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную», всегда и непрерывно пребывает с нами, соделывая нас уже здесь, на земле, причастниками созерцания Вечного Божества.
***
Тропарь Пятидесятницы, глас 8
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 8
Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Задостойник (читается дома и в храме вместо молитвы Достойно есть до отдания праздника, до 13 января включительно)
Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася,// ка́ко в ви́де о́гненых язы́к яви́ся Дух Святы́й.
Ра́дуйся, Цари́це,/ матероде́вственная сла́во:/ вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут/ Тебе́ пе́ти досто́йно;/ изумева́ет же ум всяк твое́ Рождество́ разуме́ти.// Те́мже Тя согла́сно сла́вим.
Иеромонах Иннокентий (Пидтоптаный), доктор философии
Печерский благовестник, №2, 2020 г.
Просмотрено (1) раз