Собор Святогорских отцов, во Святых Горах на Донце подвизавшихся. Молитвы святым отцам. Проповедь

Икона Собора Святогорских отцов, во Святых Горах на Донце подвизавшихся

День памяти – 24 сентября н.ст.

Собор Святогорских святых — один из главных праздников Свято-Успенской Святогорской Лавры. В этот день мы молитвенно воспоминаем 17 преподобных отцов, подвизавшихся во Святых Горах. Жили они в разные времена — в XVII, XVIII, XIX и XX вв. Есть среди них и святитель, и преподобные, и преподобноисповедники, и Христа ради юродивый.

В Успенском соборе для всеобщего поклонения находятся мощи 11-ти Святогорских святых: преподобных Иоанна Затворника, Арсения, Германа, Ло́нгина, Феодосия, Киприа́на, Иоанни́кия, Исаакия, преподобноисповедников Трифона, Михаила и Иоанна. Также в лик входят: святитель Иларион, преподобные Фадде́й, Рафаил, Софроний, преподобноисповедник Ио́иль, Христа ради юродивый Фео́фил.

Канонизация преподобных отец Святогорских состоялась 12 июля 2008 г. Помимо общего дня памяти, который отмечается 24 сентября, у каждого из них есть также «личный» день памяти.

Нет сомнения, что нам известны далеко не все имена Святогорских святых, и память о многих из них премудростью Божией осталась от нас сокрыта. Потому в день памяти Собора прославляются также все отцы, просиявшие подвигами в Святых Горах во всё время существования Свято-Успенской обители.

24 сентября в Соборе Святогорских святых прославляются:

в лике святителей:

1) Епископ Крутицкий Иларион (Григорович, †1760) — память 16 декабря;

 

в лике преподобных:

2) Архимандрит Фаддей (Кокуйлович, †1758) — память 7 июня;

3) Архимандрит Рафаил (Мокренский, †1765) — память 23 февраля;

4) Архимандрит Арсений (Митрофанов, †1859) — память 25 октября;

5) Архимандрит Герман (Клица, †1890) — память 26 апреля;

6) Архимандрит Софроний (Смирнов, †1921) — память 1 августа;

7) Иеросхимонах Иоанн (Крюков, †1867) — память 24 августа;

8) Иеросхимонах Лонгин (Грифцов, †1882) — память 27 июля;

9) Иеромонах Феодосий (†1850) — память 2 ноября;

10) Иеромонах Киприан (Манько, †1874) — память 8 июля;

11) Иеромонах Иоанникий (Аверкиев, †1882) — память 23 февраля;

12) Иеромонах Исаакий (Головин, †1903) — память 8 августа;

 

в лике преподобноисповедников:

13) Архимандрит Иоиль (Озерянский, †XVII в.) — память 24 сентября;

14) Архимандрит Трифон (Скрипченко, †1939) — память 14 мая;

15) Схиархимандрит Михаил (Галушко, †1961) — память 24 марта;

16) Игумен Иоанн (Стрельцов, †1970) — память 24 сентября;

 

в лике Христа ради юродивых:

17) Монах Феофил (Шаронин, †1868) — память 12 февраля.

 

В том же 2008 году, когда были прославлены преподобные отцы Святогорские, «иже во Святых Горах на Донце» подвизавшиеся, Свято-Успенской Святогорской Лаврой было издано три тома Святогорского патерика, содержащие жизнеописание святогорских подвижников благочестия XVII–XX веков. Некоторые жизнеописания были опубликованы ранее, ещё в XIX веке, некоторые из житий вышли в свет впервые.

День соборного празднования приурочен ко дню памяти преподобного Иоанна исповедника. Он был игуменом и одним из самых известных подвижников Святогорской обители. Жил он в ХХ в.

***

 

В чём можно подражать преподобным отцам Святогорским? И всё ли у нас есть для этого? Почему неизменна любовь народа к Святым Горам?

ПРОПОВЕДЬ 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Святыми эти прекрасные места стали после того, как в святость облеклись души многих преподобных мужей, которые жили здесь на протяжении многих столетий. Они и привлекли славу, благодать, святость этому месту, и оно потому было ещё во времена древние наречено Святые Горы. Когда множество было храмов, монастырей, соборов, святынь, народ именно это место нарёк Святые Горы, ощущая здесь особую силу Божию, ощущая благодать Господню на этом месте, ощущая здесь особое присутствие Божие, и Божией Матери, и святых угодников Божиих.

Есть такая пословица: «К пустому колодцу народ за водой не ходит». Даже в безбожное время, когда монастырь закрыли и разогнали братию, кого сгноив на каторге, кого расстреляв, — всё равно это место народ почитал, всё равно народ приезжал сюда молиться.

***

Тайно приезжали, потому что за это люди были гонимы. Но тем не менее это место не оставляли совсем и в безбожное время, приезжая сюда, молясь, прося Бога, Божию Матерь, Святогорских угодников Божиих. И неотъемлемо благодать Божия и сила Божия пребывала на этом святом месте. Безбожники думали, что, закрыв обитель, они уничтожили святость этого места. Нет. Потому что в этой земле, как добрые семена, были посеяны мощи угодников Божьих, трудившихся здесь, молившихся здесь, устраивавших эту святую обитель, служивших людям в деле спасения. И они, как добрые семена, посеянные в благодатную землю Святых Гор, произросли, даруя сторичные плоды.

Плоды эти — и Святая Лавра на Святых Горах, и множество монашествующих, и в наши дни здесь собравшиеся. Это и множество паломников, которые изо дня в день едут и едут в Святые Горы. Сколько миллионов народа здесь поперебывало! Сколько людей здесь очистило свои бессмертные души от грехов на исповеди! Сколько людей здесь получили исцеление у чудотворной иконы Божией Матери и у мощей преподобных Святогорских! Сколько, братья и сестры, людей, однажды приехавших сюда просто, может даже как туристы, из любопытства, а стали церковными людьми и всегдашними почитателями этого святого места! Сколько людей изменило свою жизнь с греховной на жизнь по заповедям Божьим, на жизнь христианскую, услышав какое-то доброе слово на проповеди от священников или от своего духовника на исповеди, или прочитав какую-то книгу, которую купили в Святогорской Лавре и которая заставила их переменить взгляды на жизнь и на свою бессмертную душу!..

Думаю, тому, о чём я говорю, от каждого из вас я могу услышать подтверждение, потому что каждый из вас опытно прошёл этот путь любви к Святым Горам. И эту любовь к Святым Горам из сердца не отринешь.

И празднуя сегодня память угодников Божиих Святогорских, мы, братья и сестры, исполняемся несказанной радостью, потому что нам Святые Горы родные, это родной наш благодатный дом. Но дом не бывает без хозяев, которые в нём живут. И вот, Святогорская Лавра имеет хозяйкой своей Божию Матерь, а распорядители Сей Великой Госпожи — святые угодники Божии, преподобные Святогорские, на память которых мы сегодня собрались.

***

Какими словами их похвалить, какие их добродетели возвеличить?

Вспомним преподобного Ио́иля (Озеря́нского), архимандрита, жившего в XVII веке. Несмотря на тяжкое время, частые набеги татарские, разорения этого места, убиение братии, уведение братии в плен… — он сам томился с братией в плену у татар два года, — отец Иоиль не оставил этого места: освободившись из плена, он вновь здесь поселился и жил тут до самой кончины.

Вспомним преподобного Рафаила, который погребён под Святою Скалою и могила которого всегда почиталась народом, особенно в дореволюционное время. В советское время она, к сожалению, была утеряна, потому что здесь был санаторий, и только примерно можно указать место его погребения… Преподобный Рафаил за 100 лет до отмены крепостного права дал вольную всем монастырским крестьянам. И ещё летописец записал о нём: «А по смерти своей ничего не оставил, всё ещё при жизни бедным да нищим раздал». И местное крестьянство, простые селяне ещё до прославления его Церковью почитало сего святого праведного мужа и всегда посещали его могилу.

Кого вспомнить ещё? Преподобного Иоанна Затворника. Житие его многие из нас, братья и сестры, чуть ли не наизусть знают. Он был земляк преподобного Серафима Саровского. И ещё в детстве, играя с племянником святого Серафима в Курске, слышал, как тот хвастался, что у него дядя в Сарове в затворе подвизается. И у маленького 8-летнего Иоанна Затворника — подумайте, у 8-летнего мальчика! —такая любовь к святости была, что он тогда уже восклицал в ответ на эти рассказы: «Вот так хорошо жить, так хорошо спасаться!» Впоследствии Господь его детскую мечту исполнил самим делом — Иоанн 17 лет прожил в затворе, молясь за нас с вами.

Кого ещё вспомнить? Преподобных Феодосия и Киприана. Сии угодники Божии, будучи духовниками, когда на Успение и на Николин день сюда притекало столько народа, что было по 15–20 тысяч лишь причастников, они по трое суток, забывая себя, не спали и не ели — только ради того, чтобы послужить народу на исповеди. И как духовники опытные — а отца Феодосия называли духовник духовников — они давали добрые советы. Это и было причиной того, что множество народа стекалось — не только, чтобы поисповедоваться, но и чтобы услышать из уст этих молитвенников старческое слово.

Преподобного Лонгина вспомним, братья и сестры. Он был скитоначальником на Святом месте в скиту преподобного Арсения Великого. О сем благодатном муже в житии кратко говорится, что он спал на жёстком ложе и жёсткое изголовье у него было под головою. Но когда мы обретали его мощи, мы увидели, какое изголовье было у него, на котором он всю жизнь спал! Вместо подушки у него был большой кирпич, зашитый в наволочку! Это было изголовьем преподобному Лонгину, который, уничижая плоть, возвышал в себе дух и был примером для братии не только словом, но и делом своей подвижнической жизни.

Вспомним преподобного Иоанникия, которого когда отпевали, то за плачем народным не было слышно службы церковной — так народ жалел об отшествии сего доброго пастыря!

Вспомним преподобного Исаакия прозорливого, что он предсказывал, когда хотели на той горе, где стоит памятник Артёму, поставить храм и спрашивали у него: «Батюшка, благословите нам на той горе церковь поставить». Тогда он, глядя из-под руки, сказал: «Нет, братия, ничего там не стройте. Я там не вижу церкви, я там вижу здорового человечину». Кто за человечина? Не понимали современники.

Отец Исаакий умирает в 1903 году, а в 1926 году ставят памятник этому революционеру, и были ещё живы свидетели прозорливых слов отца Исаакия.
Ему говорили в своё время: «Мы Вас, батюшка, похороним возле Иоанна Затворника». — «Нет, хороните меня на Всехсвятском кладбище. Всё равно я за церковью лежать буду». И действительно, впоследствии напротив его могилы построили Всехсвятский храм, и могила оказалась прямо за алтарём.

Вспомним преподобного Германа Святогорского. Когда мы въезжаем через мост к Лавре, то видим скульптуру, изображающую Божию Матерь — Игуменью Святых Гор. В 1859 году отца Германа назначили настоятелем Святогорской пустыни, и он схватился за голову: «Господи, да как я потяну настоятельство!» Успенский собор только строился, сотни братии, тысячи паломников, огромное хозяйство… Впав в уныние, отец Герман хотел даже отказаться от настоятельства, считая, что не по силам ему оно. Но святому явилась Божия Матерь с Николаем Чудотворцем, а сбоку стоял Герман, патриарх Константинопольский, — небесный покровитель отца Германа. И сказала Божия Матерь, указывая на трость в Своей руке: «Что ты унываешь, малодушный?» Не ты игумен в этом монастыре, Я здесь Игумения. А всё, что ты здесь творишь, творишь по Моей воле, как трость в Моей руке».

Скульптура эта у въезда в Лавру напоминает нам об этом явлении святому Герману Богоматери. 31 год он пробыл настоятелем сей святой обители. И этот Успенский собор построен этим преподобным мужем.

Преподобный Арсений, архимандрит Святогорский, настоятель, ближайшее чадо преподобного Филарета (Данилевского), игумена Глинского. Святой Арсений построил Покровский храм над святыми вратами, он трижды имел собеседование с преподобным Серафимом Саровским, имел переписку с Оптинскими старцами. Недаром говорят о таковых: «У святых и друзья святые».

О ком ещё вспомнить? О наших преподобноисповедниках. Это игумен Иоанн (Стрельцов), который 12 лет каторги отбыл и стяжал таковую любовь, что когда у него спрашивали: «Батюшка, да как же Вы там на каторге были? Ведь уголовники кругом и охранники, и надзиратели…» А он, улыбаясь, говорил: «Такие хорошие люди вокруг все были! Ни одного плохого человека мне не встретилось. Такие все вокруг добрые были — и охранники, и сокамерники, и солагерники». Это говорил человек, у которого на допросе была вырвана часть бороды с кожей, у которого на допросе были выбиты все зубы… Несмотря ни на что, он сохранял любовь к людям. И таковым был до самой смерти.

И многие здесь духовные чада его стоят, которым отец Иоанн говорил при жизни: «Хоть вы меня в селе Покровском и похоро́ните, да всё равно перенесёте мощами в Святые Горы. Меня принесёте, сами туда приедете и будем там в Святых Горах вместе с вами Богу молиться». И сегодня мощи игумена Иоанна стоят у нас в храме. И мы, по слову его, собрались, чтобы молиться Богу вместе с ним.

Вспомним и схиархимандрита Михаила, нетленная десница которого на вскрытии ризы лежит в гробнице. Её Господь сохранил нетленной во свидетельство праведности и святости отца Михаила. Он много пережил в своей жизни. До 1961 года не давали ему покоя гонители Православия, но отец Михаил при этом молился, со смирением совершал богослужения и таинства у себя дома. И множество исцелений совершил. «Ещё откроются Святые Горы, ещё обитель процветёт», — говорил он прозорливо, вторя словам святого игумена Иоанна, который говорил: «Святогорская обитель ещё процветёт и прославится. А колокола будут такие, что до Красного Лимана будет слышно».

Так говорили преподобные отцы, любя это святое место.

Преподобный Трифон, настоятель Святых Гор, при котором в 1922 году закрывали монастырь. Он мученик бескровный: на его глазах рубили иконостас Успенского собора на дрова, чтобы топить окрестные школы и сельсоветы; братию на его глазах топили в Донце, рубая топором по голове и опуская в прорубь. Послушнику Тимолаю отрубили пальцы на руках. Монаху Ипатию изрубили всю голову шашкой. Множество преподобных пострадало в те страшные годы гонений. И отец Трифон был гоним. После гонений, после тюремного заключения он скончался в 1939 году престарелым старцем в селе Сватова Лучка… Но и после смерти власти не давали покоя его бессмертной душе: в день похорон отца Трифона сватовские власти распорядились закрыть местную церковь. И когда множество народа несли его гроб на кладбище, в это время безумная толпа, глумясь, сбрасывала с церкви кресты. И люди подняли сброшенный со старинного сватовского храма кованый крест и поставили на могиле сего подвижника. И могила его была почитаема. А ныне мощами своими он почивает в родной Святогорской обители, где он и утешение видел в братии, подвижнически настроенной, но где он и множество скорбей и горя принял для своей души, став бескровным мучеником.

***

И вот сегодня, братья и сестры, мы каждого из преподобных Святогорских воспоминаем. Мы всем им сегодня молимся. Всего лишь 17 человек преподобных явлено, но в день Страшного Суда откроется, сколько здесь святых за все века было на самом деле. Когда их бессмертные души соединятся с их святыми мощами, когда они в снегоцветных одеждах будут идти в Небесное Царство к Престолу Вседержителя, тогда мы увидим множество, сонмы преподобных, поднимающихся с этого святого места в горнее нескончаемое Царство Небесное.

И мы, братья и сестры, в нынешний день стоим и думаем: ну если преподобные угодники Божии, в святости жизни пожившие, так любили это святое место и до смерти здесь подвизались — как же нам не любить его?! Не любить это место, пренебрегать им, забывая о своей бессмертной душе, нам грех и перед людьми, и перед преподобными, и перед Божией Матерью, и перед Троицею Святою, Которая даровала сию благодать на сие святое место.

Ведь предсказывали старцы Святогорские: «Процветёт обитель Святогорская и прославится». И дай Боже, чтобы это процветание было не только внешнее — в виде благоустройства храмов, наведении внешней красоты, — но чтобы при этом и насельники, которые живут в обители, и те, кто сюда приезжает как паломники, глядя на эту внешнюю красоту, задумывались о красоте своей внутренней и старались бы соответствовать внешнему своим внутренним состоянием.

Недаром, братья и сестры, преподобные молились за это место. Недаром они пророчески предрекали ему славу и благодать. Недаром, братья и сестры, Божия Матерь назвалась Игуменьей этого святого места. Всё это ради нас с вами, сейчас стоящих в этом святом храме, который не только построен святыми, но в этом же храме, на тех местах, на которых мы стоим, стояли те, которых мы сегодня прославляем. И если они, в этом храме молясь, смогли не только спасти свои бессмертные души, но и прославить святую обитель величием святости, — то что нам мешает, братья и сестры, пожить хотя бы по совести нашей, исповедуя грехи свои, осознавая своё недостоинство и хоть чуть-чуть к чему-то святому и доброму стремясь.

Ничто не мешает, кроме нашей беспечности, кроме нашего нежелания.
Так же звонят колокола святогорские, так же звучит братский хор, так же совершается Божественная литургия, так же иеромонахи склонились над аналоями, исповедуя каждого желающего очистить свою душу покаянием… Всё это есть! Все средства для спасения, которые имели преподобные мужи Святогорские, есть и у нас. Но какова будет наша, братья и сестры, жизнь, какова будет наша кончина, каково наше состояние в вечности будет — зависит от каждого из нас.

Потому что Господь всемогущ, Он всё может. Одного только не может Он: спасти человека без самого человека. Если человек этого не захочет — не насилует Господь человека, а лишь приглашает: «Если хочешь, приди ко Мне в блаженную вечность».

И мы, братья и сестры, в нынешний день каждый, заглянув в свою душу, в своё сердце, в свою совесть, постараемся то, в чём нас совесть обличает и подсказывает, поисповедовать на исповеди, открыв свою душу духовнику, постараться хотя бы чуть-чуть быть в этой земной жизни Божьими.

И если мы сделаем один шаг навстречу к Богу, то всё остальное расстояние Господь Сам преодолеет к нам навстречу, видя даже малое наше движение к Нему, к нашему Творцу и Создателю, в любви к Которому и жили, и почили, и ныне прославляемы находятся угодники Божии преподобные отцы Святогорские, коим слава вовеки.

И дай Боже, братья и сестры, чтобы никогда храмы, которые они построили, не были пустыми, но наполнялись, и не толпами просто туристов, которые поглазеть приехали, а живыми душами, людьми с живым сознанием, живой совестью, живыми чувствами, людьми, которые осознанно живут свою жизнь и понимают, как её прожить со смыслом. Аминь.

 

Молитвословия преподобным отцам Святогорским

Тропарь Собору преподобных отцев Святогорских, глас 4:

Свети́льницы многосве́тлии, на све́щнице Святы́х Гор поста́вленнии, / и мона́хов мно́жества учи́телие, / глас Христо́в в се́рдце свое́м услы́шавшии, / во оби́тель Бо́жия Ма́тере всели́лися есте́ / и та́мо в разли́чных о́бразех жития́ Бо́гу угоди́вшии, / да́ры духо́вныя от Него́ восприя́в, / Влады́ку всех моли́те / мир Це́ркви и Оте́честву на́шему дарова́ти / и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

 

Кондак Собору преподобных отцев Святогорских, глас 1:

Отложи́вше пре́лесть ми́ра / и презре́вше го́рдость жите́йскую, / вре́менная а́ки су́етная вмени́ли есте́, / мона́шеское житие́ возлюби́в, / поноше́нии же и злострада́нии / я́ко зла́то в горни́ле очи́стишася, / и я́ко кри́ны се́льныя / во пусты́ни Святы́х Гор доброде́тельным житие́м процве́тшии, / дерзнове́ние ко Спа́су стяжа́в, / моли́теся ко Го́споду за оби́тель, град и лю́ди, / любо́вию свяще́нный ваш собо́р почита́ющия / и ве́рою вопию́щия: / ра́дуйтеся, преблаже́ннии и богоно́снии отцы́, / неусы́пнии моли́твенницы о душа́х на́ших.

 

Молитва преподобным отцем Святогорским

О преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши святого́рстии! Житие́м и по́двигами свои́ми стяжа́вшии нетле́нныя венцы́ небе́сныя сла́вы и водвори́вшись со святы́ми в ве́чных оби́телех, нам земны́м я́ко безце́нное сокро́вище мо́щи своя́ оста́вили есте́, на них же взира́юще, мо́лим вас те́пле се́рдцем умиле́нным и сокруше́нным и из глубины́ душ на́ших взыва́ем к вам:

Дру́зи Христо́вы! Не оста́вьте предста́тельством ва́шим оби́тели, в ней же трудолю́бно подвиза́лися есте́, ме́сту сему́ сла́ву и благода́ть от Бо́га стяжа́в, и са́мое ме́сто сие́ во свиде́тельство свя́тости жития́ ва́шего Святы́ми Гора́ми нарече́но бысть. Не оста́вьте нас си́рых, духо́внии сро́дницы на́ши и собра́тие, при́зрите на нас; моли́твами ва́шими — поддержи́те на́ша немощны́я моли́твы ко Творцу́ вся́ческих; испроси́те у Пода́теля ве́чных благ мир во днех на́ших; Це́рковь незы́блему от ересе́й и раско́лов моли́твами ва́шими сохрани́те; Оте́чество безмяте́жно соблюди́те; дух покая́ния и па́мятования о Го́споде и Его́ святы́х за́поведех в сердца́х на́ших насади́те; разсла́бленныя ду́ши на́ши сном грехо́вным и мно́гою ле́ностию — па́мятию сме́ртною и мы́слию о бу́дущем воздая́нии оживи́те; укрепи́те до́брые наме́рения нас, немощны́х; помози́те сами́м де́лом испо́лнити за́поведи Христо́вы, да поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́. Кончи́ну живота́ на́шего, испо́лнену покая́ния и Святы́х Та́ин прича́стну, испроси́те у Го́спода дарова́ти нам, гре́шным и недосто́йным, с любо́вию па́мять ва́шу соверша́ющим. Благоде́телем и доброде́ющим сотвори́те досто́йное, да ми́лостыни их пред Престо́лом Бо́жиим предста́нут во спасе́ние душ их. Бра́тии и всем православным христиа́ном да́руйте дух любви́ и единомы́слия, дух смире́ния и кро́тости, иска́ния еди́наго на потре́бу, жа́жду жи́зни духо́вныя, е́юже возжада́ли в житии́ свое́м и напое́ни бы́вше от исто́чника жи́зни, ороси́те и на́ша изсо́хшия умы́ и безпло́дныя ду́ши, да и мы, взира́я на приме́р жития́ ва́шего, принесе́м плод жи́зни во благоче́стии, стремя́сь ко блаже́нной ве́чности со Христо́м Спаси́телем, Ему́же сла́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Преподобные отцы наши Святогорстии, молите Бога о нас!

 

Источники:

Свято-Успенская Святогорская Лавра, день памяти покровителей Святых Гор, 24.09.2024

Проповедь митрополита Святогорского Арсения в праздник Собора всех преподобных отцов Святогорских в 2011 г.

Просмотрено (4) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, История Церкви, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *