Собор новомучеников и исповедников Слободского края. Акафист и молитвы святым Слободского края

Икона “Новомученики и исповедники Слободского края”   (художник – харьковчанин Юрий Нестеров)

День памяти – 1 июня н.ст.

1 июня 2021 года, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Слободского края, в международный День защиты детей, по благословению Высокопреосвященнейшего Онуфрия, митрополита Харьковского и Богодуховского по окончанию Божественной литургии состоится крестный ход от Свято-Благовещенского кафедрального собора к Свято-Покровскому мужскому монастырю.

08:30 – Божественная Литургия (Свято-Благовещенский кафедральный собор);

11:00 – крестный ход к Покровскому монастырю.

11:30 – праздник для детей и молодежи в соборном сквере (пересечение ул. Университетской и Соборного спуска)

 

В большинстве европейских языков слово «мученик» звучит как martyr (от μάρτυς, свидетель). Этимологическое пересечение слов «мученик» и «свидетель» представляется весьма символичным. Перенесший страдания, но не просто так, по стечению жизненных обстоятельств, а за истинную веру, за веру во Христа, чаще всего с именем Спасителя на устах или с молитвой к Нему, поистине является свидетелем. Свидетелем чего?

Во-первых, своей веры, которая подкрепляется не только исповеданием на словах, не только каким-то рядовым, обыденным действием, но и готовностью отдать за эту веру самое ценное — жизнь.

Во-вторых, доказательством правоты слов Спасителя о том, что Церковь не могут одолеть врата ада (ср. Мф. 16:18).

В-третьих, земным доказательством представления о жизни бесконечной: имена древних мучеников составили первые мартирóлоги, и верующие Древней Церкви не забывали своих страдальцев, хотя возможности фиксации их подвига были весьма ограниченными. Облавы со стороны гонителей, необходимость соблюдать строгую конфиденциальность — все это было приметой жизни древних мучеников, с которыми наша православная Церковь столкнется в XX веке.

Боголюбивая полнота нашей православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончины иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян,  засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем (Рим. 14, 8).
Терпя великие скорби, они сохраняли в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. Они прославили Господа своими подвигами.

Возлюбив Его и заповеди Его спасительные всем сердцем, всем помышлением, всею силою, они были столпами веры святой Церкви. Подвиг мучеников и исповедников укрепил Церковь, став ее твердым основанием.

Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, но, наоборот, стал тем горнилом, в котором наша православная Церковь  очистилась от греховной расслабленности, закалились сердца верных ее чад, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду Воскресения.

Подвиг новомучеников и исповедников дает возможность сегодня всем желающим увидеть, что существует духовный мир и что духовный мир важнее, чем материальный. Что душа дороже всего мира. Самим фактом мученичества как бы спадает завеса со всех событий и обнажается суть: он напоминает, что испытания наступают, когда человек не может жить по совести и правде, не может быть просто честным гражданином, воином, верным своей присяге, не может не быть предателем всех, – если он не христианин.

Жизнь новых мучеников свидетельствует, что мы должны доверять Богу и знать, что Он не оставит Своих. Что мы должны готовиться более не к пыткам, не к голоду или к чему-нибудь подобному, но мы должны готовиться духовно и нравственно — как сохранить душу свою и Божий образ в себе незамутненными.

Прославляя подвиг новомучеников и исповедников Слободского края, наша православная Церковь уповает на их предстательство пред Богом.

И ныне в раскрытой истории православной Церкви XX века навечно запечатлен подвиг  новомучеников и исповедников Слободского края, который учит нас строгой вере и служит для нас спасительным уроком.

 

 

На иконе Новомученики и исповедники Слободского края  (художник – харьковчанин Юрий Нестеров) изображен Собор святых Слободского края, прославленных в разные исторические времена.

Главное место в композиции образа занимает Озерянская икона, найденная в конце XVIII в. в с. Озерянах (недалеко от Харькова) в эпоху татарских набегов на Слободскую Украину.

Озерянская икона Божией Матери

 

Эту наиболее любимую, наиболее почитаемую святыню Харьковщины держит святитель Афанасий, патриарх Константинопольский, Лубенский Чудотворец.

  

Святитель Афанасий, патриарх Константинопольский, Лубенский Чудотворец

 

Родом из греков, он родился в 1580 году в г. Ретимно (что на о. Крит), происходил из благочестивой семьи благородного рода Пателариев. Получив блестящее образование, юноша стремился к высокодуховной христианского образа жизни. Долгое время жил на Афоне в монастыре Эсфигмен. Впоследствии побывал в Иерусалиме, палестинских обителях. По возвращении в г. Солунь был поставлен пресвитером. Вскоре отправился в Валахию и Молдову, где и перевел на тогдашний молдавский язык Псалтирь. Выдающийся богослов был избран на патриарший кафедру Константинополя. С тех пор начался тернистый путь святителя – путь бескомпромиссной борьбы за чистоту Православия, за достоинство и непорочную высоту предстоятельского служения.

 

Справа от святителя Афанасия изображен святитель Иоасаф (Горленко) хартии, который возглавлял в середине XVIII в. Белгородскую епархию.

Святитель Иоасаф (Горленко)

 

В состав ее в свое время входила Харьковская губерния. Следовательно, не только белгородский, но и наш, харьковский, подвижник на области духовного просвещения, человек чрезвычайной искренности и набожной ревности к Богослужению, образец христианского милосердия, епископ Иоасаф скончался 10 декабря 1754 и был канонизирован Православной Церковью 4 сентября 1911 году.

В самые времена, которые переживала Церковь Христова – в эпоху тотального большевистского террора – тысячи лучших ее сыновей и дочерей отдали свою жизнь за веру, были зверски уничтожены в лагерях и в ссылке за исповедание евангельской истины.

 

Среди них митрополит Константин (Дьяков). На иконе он между святителями Афанасием и Мелетием, в белом клобуке. С 1924 до 1935 года служил в Харькове, впоследствии расстрелян (23 октября 1938).

  

Митрополит Константин (Дьяков)

 

 

Архиепископ Онуфрий (Гагалюк) изображен справа от святителя Иоасафа (Горленко) с крестом и посохом. Выдающийся проповедник и богослов кровью показал свою верность Христу и Его Церкви. Расстрелян 1 июня 1938 г. на Дальнем Востоке.

   

Архиепископ Онуфрий (Гагалюк)

 

Слева от святителя Мелетия – архиепископ Александр (Петровский) с Евангелием. Задушен в харьковской тюрьме 24 мая 1940 г.

     

Архиепископ Александр (Петровский)

 

На втором плане фигуры священников и мирян, пострадавших в Слободском крае за веру Христову во время репрессий.

Согласно рапорту митрополита, Харьковского и Богодуховского Никодима, митрополит Константин (Дьяков), архиепископ Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Александр (Петровский), клирики и миряне, все новомученики Слободского края на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 были причислены к местночтимых святым, а день памяти их было назначено праздновать 1 июня.

Страшные годы сознательного истребления христианской Церкви еще не полностью освещены и требуют преодоления многих трудностей в исследовании. Эти страницы истории нашей Церкви и нашего народа мы должны прочитать и отчеканить в своей памяти навсегда.

 

 

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ СЛОБОДСКОГО КРАЯ

(журнал №1 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 года, журнал №18)

 

1. Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский и Обоянский (†1938)
2. Сщмч. Александр (Петровский), архиеп. Харьковский (†1940)
3. Прпмч. Варсонофий (Мамчич), архимандрит (†1938)
4. Прпмч. Киприан (Янковский), архимандрит (†1938)
5. Прпмч. Антоний Горбань, иеромонах (†1937)
6. Пщмч. Паисий (Москот), иеромонах (†1937)
7. Прп. исп. Серафим (Загоровский), иеромонах (†1943)
8. Сщмч. Иаков Редозубов, протоиерей (†1938)
9. Сщмч. Петр Дорошенко, протоиерей (†1938)
10. Сщмч. Алексей Татаринов, иерей (†1938)
11. Сщмч. Виктор Яворский, иерей (†1938)
12. Сщмч. Владимир Василевский, иерей (†1938)
13. Сщмч. Гавриил Протопопов, иерей (†1938)
14. Сщмч. Дионисий Чаговец, иерей (†1937)
15. Сщмч. Иаков Мартыненко, иерей (†1937)
16. Сщмч. Иларион Жуков, иерей (†1938)
17. Сщмч. Иоанн Тимонов, иерей (†1937)
18. Сщмч. Иоанн Федоров, иерей (†1937)
19. Сщмч. Иоанн Федоров II, иерей (†1941)
20. Сщмч. Лукиан Федотов, иерей (†1938)
21. Сщмч. Николай Ефимов, иерей (†1938)
22. Сщмч. Николай Мигулин, иерей (†1937)
23. Сщмч. Павел Краснокутский, иерей (в 1930 приговорен к 10 гг. заключения)
24. Сщмч. Сергий Шипулин, иерей (в 1940 приговорен к 5 гг. заключения)
25. Сщмч. Симеон Оськин, иерей (†1937)
26. Сщмч. Стефан Андронов, иерей (†1937)
27. Сщмч. Спиридон Евтушенко, диакон (†1938)
28. Мч. Андрей Мищенко, регент (†1938)
29. Мч. Иоанн Кононенко, регент (†1938)
30. Мч. Филипп Ординец, регент (†1938)

Поздняя редакция «Службы свв. новомчч. и испп. Слободским» (опубл. в 1999; публикация 1-й редакции – 1993; сост. митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак)) включает имя сщмч. Иннокентия, а Акафист в честь свв. новомчч. и испп. Слободских (сост. митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, 1993) – имена 2-х сщмчч. с таким именем (икос 6). Речь идет об архиепископах Харьковских Иннокентии (Летяеве) и Иннокентии (Тихонове). Поскольку решение Священного Синода УПЦ от 22.06.1993 г. (ж-л № 1) гласит: «Благословить для местного почитания и прославления священномученика архиепископа Онуфрия, священномученика архиепископа Александра и новомучеников клириков и мирян, пострадавших в годы репрессий, – включение имен сщмч. Иннокентия (Летяева) и сщмч. Иннокентия (Тихонова) в сонм свв. новомчч. и испп. Слободских подпадает под синодальное определение.

 

31. Сщмч. Иннокентий (Летяев), архиепископ Харьковский (†1936)
32. Сщмч. Иннокентий (Тихонов), архиепископ Харьковский (†1937)

33. Св. сщмч. Константин (Дьяков), митрополит Киевский (†1937)
Память свв. новомчч. и испп. Слободских – 19 мая ст. ст. / 1 июня н. ст. (согласно синодальному решению от 22.06.1993;
день кончины сщмч. Онуфрия (Гагалюка)).


Память сщмч. Александра (Петровского) 
совершается также:
11 мая ст. ст. / 24 мая н. ст. (в день кончины); 30 октября ст. ст. / 12 ноября н. ст. (память перенесения мощей, приуроченная к торжеству в честь Озерянской иконы Пресвятой Богородицы; отмечается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II).

 

 

НОВОМУЧЕНИКИ СЛОБОДСКОГО КРАЯ (Местночтимые святые Слободского края)

(Интернет версия газеты “Православна Харківщина”, №5 (118), май 2012)

Оськин Семен Кириллович
(24.05.1880–5.09.1937) — священник.
Родился в с. Песчаное Харьковской губ. Рукоположен после революции 1917. Ко времени ареста не служил, проживал в с. Печенеги Печенежского р‑на Харьковской обл. В июне 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 5 сентября 1937 в Харькове.

Федоров Иван Петрович
(1871–7.09.1937) — священник.
Родился в с. Старое Сеславино Тамбовской губ. Рукоположен в 1930. Служил в с. Андреевка Балаклейского р‑на Харьковской обл.
В августе 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 7 сентября 1937 в Харькове.

Андронов Степан Александрович
(15.09.1867–13.11.1937) — священник.
Родился в с. Золочев Харьковской губ. Рукоположен в 1923. С 1931 служил в с. Пришиб Балаклейского р‑на Харьковской обл. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 13 ноября 1937 в Харькове.

Мигулин Николай Тимофеевич
(4.12.1872–13.11.1937) — священник.
Родился в с. Малая Волча Харьковской губ. Рукоположен после революции 1917. Служил в с. Буденовка Ольховатского р‑на Харьковской обл. В сентябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 13 ноября 1937 в Харькове.

Чаговец Дионисий Андреевич
(1886–28.11.1937) — священник.
Родился в с. Дергачи Харьковской губ. Служил в с. Андреевка Балаклейского р‑на Харьковской обл. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 28 ноября 1937 в Харькове.

Паисий (Москот)
(8.12.1869–15.12.1937) — иеромонах.
Родился в с. Пески Радьковские Харьковской губ. В 1909 принят в Святогорский Успенский монастырь. Рукоположен в 1911. После закрытия в 1922 Святогорского монастыря переехал в Тверскую обл., где служил в одном из монастырей до 1924. В 1924–1936 — сельский священник в Сибири. В 1936 вернулся в с. Пески Радьковские, где на дому крестил детей. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 15 декабря 1937 в Харькове.

Мартыненко Иаков Ильич
(4.01.1878–16.12.1937) — священник.
Родился в с. Коротич Харьковской губ.
До 1937 был священником с. Малиновка Чугуевского р‑на Харьковской обл., но к моменту ареста уже не служил. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 16 декабря 1937 в Харькове.

Тимонов Иван Васильевич
(1879–16.12.1937) — священник.
Родился в с. Чернянск Курской губ. Служил в с. Кочеток около Чугуева. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 16 декабря 1937 в Харькове.

Антоний (Горбань)
(22.01.1866–22.12.1937) — иеромонах.
Родился в с. Горбань Полтавской губ. Монашество принял до революции 1917. Служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В ноябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 22 декабря 1937 в Харькове.

Татаринов Алексей Николаевич
(30.03.1885 — (9.12.1937?) 10.01.1938) —
священник.
Родился в с. Кунье Харьковской губ. Служил в пос. Гнидовка (пригород Изюма). В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян в Харькове.

Василевский Владимир Николаевич
(6.01.1892–11.01.1938) — священник.
Родился в Ташкенте. Рукоположен в 1924. Служил в с. Введенском около Чугуева. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 11 января 1938 в Харькове.

Яворский Виктор Николаевич
(2.04.1873–1938) — священник.
Родился в с. Корочино (ныне — Седлецкое воеводство на территории Польши). Служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 13 января 1938 в Харькове.

Жуков Иларион Николаевич
(1863–16.01.1938) — священник.
Родился в с. Чабановка (ныне — Луганская обл.). Служил в с. Осиновка около Чугуева. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 16 января 1938 в Харькове.

Ефимов Николай Сергеевич
(3.02.1890–16.01.1938) — священник.
Родился в с. Верхний Салтов Харьковской губ. Рукоположен в 1923. Служил в с. Терновая Чугуевского р‑на Харьковской обл. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 16 января 1938 в Харькове.

Дорошенко Петр Варфоломеевич
(1882–17.01.1938) — протоиерей.
Родился в Чугуеве. В сан посвящен в 1906. Служил в с. Преображенка около Чугуева. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 17 января 1938 в Харькове.

Федотов Лукьян Петрович
(13.10.1895–17.01.1938) — священник.
Родился 13 октября 1895 в Изюме. Рукоположен в 1920. В 1924 окончил Киевскую богословскую школу. Служил в Изюме, в кладбищенской церкви. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 17 января 1938.

Варсонофий (Мамич Валентин Михайлович)
(1875–19.01.1938) — архимандрит.
Родился в С.-Петербурге. В 1899–1917 иеромонах Толгского монастыря Ярославской епархии, затем — Покровского Харьковского монастыря. После закрытия обители служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 19 января 1938 в Харькове.

Редозубов Иаков Иванович
(1871–19.01.1938) — протоиерей.
Родился в Чугуеве. Служил в с. Осиновке около Чугуева. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 19 января 1938 в Харькове.

Протопопов Гавриил Александрович
(26.03.1880–23.05.1938) — священник.
Родился в с. Печенеги Харьковской губ. Служил в церкви Трех Святителей в Харькове. В марте 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 23 мая 1938 в Харькове.

Евтушенко Спиридон Макарович
(31.10.1883–25.05.1938) — диакон.
Родился в с. Солоницевка Харьковской губ. Рукоположен после революции 1917. Служил в церкви Трех Святителей в Харькове. В марте 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 в Харькове.

Киприан (Янковский Лев Николаевич)
(31.10.1897–26.05.1938) — архимандрит.
Родился в Харькове. Окончил ДА. Служил в Харькове, в Казанской церкви на Лысой Горе. В марте 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 26 мая 1938 в Харькове.

Федоров Иван
(?—1941) — священник.
Служил в церкви Архангела Михаила в г. Краснокутск. Утоплен в 1941 солдатами Красной армии.

Краснокутский Павел Михайлович
(1883—?) Священник.
Родился в станице Покровское Чугуевского уезда Харьковской губ. Служил в с. Зарожное Чугуевского р‑на Харьковской обл. В феврале 1930 приговорен к десятилетнему заключению в концлагере.

Шипулин Сергей Павлович
(21.12.1872 —?) — священник.
Родился в Вельске. Служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В октябре 1937 арестован и приговорен к десятилетнему заключению в концлагере. В январе 1940 приговор пересмотрен, св. Сергей приговорен к пятилетней ссылке в Красноярский край.

Загоровский Николай Михайлович
(27.07.1872–13.10.1943) — протоиерей.
(См. ст.: Серафим (Загоровский)). Родился в Ахтырке. Один из самых известных харьковских священников, пользовался большой популярностью в народе. Впервые арестован в марте 1923, после этого жил в Петрограде, отбывал ссылки на Соловках, на Крайнем Севере. Был тайно пострижен в монашество с именем Серафим. В конце 1930‑х годов жил в г. Обоянь Курской обл., втайне совершал Литургию, был известен как старец. После оккупации Украины немецкими войсками вернулся в Харьков, где служил в своем доме при большом стечении народа. При отступлении немецкой армии уехал из Харькова на запад и умер в дороге, в Перемышле, 13 октября 1943.

Кононенко Иван Андреевич
(7.01.1880–25.05.1938) — регент.
Родился в с. Солохи Харьковской губ. С женой и тремя детьми жил в Харькове, был регентом в церкви Трех Святителей. В апреле 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 в Харькове.

Ординец Филипп Михайлович
(1.06.1888–25.05.1938) — регент.
Родился в Мирополье. С женой и четырьмя детьми жил в Харькове, был регентом в Никольской церкви на Лысой горе. В марте 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 в Харькове.

Мищенко Андрей Никитович
(30.10.1893–25.05.1938).
Родился в Харькове. До революции 1917 работал учителем, позднее стал регентом Софийской церкви в Харькове. В апреле 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 в Харькове.

Лит.: Нинодим (Руснак), митр. Сборник служб и акафистов. X., 1996; За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956. Кн. 1. М., 1997; ПЭ. Т. 1, 2. М., 2000, 2001.

***

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́коже сто́лп непоколеби́мый, священному́чениче Алекса́ндре,/ преще́ния мучи́телей не устра­ши́лся еси́,/ а́ще и в гно́ище низве́ржен су́ще,/ Боже́ственною ре́вностию со священному́чеником Константи́ном, Инноке́нтием и все́ми страстоте́рпцы кра́я Слободска́го/ богоме́рзкую пре́лесть посрами́ли есте́./ Те́мже ва́с, новому́ченицы пре́дивнии,/ Влады́ка Не́ба и земли́ Боже́ственною десни́цею венча́ет/ и в Ца́рствии Небе́сном священноде́йствовати да́рует.// Его́же моли́те спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Све́тло пра́зднуя весели́тся Це́рковь Правосла́в­ная/ багряни́цею крове́й священному́чеников Алек­са́ндра, Инноке́нтия и Константи́на велеле́пствующе,/ с ни́ми же со́нм новому́чеников земли́ Слободски́я/ Це́рковь Небе́сная венцы́ а́нгельскими украша́ет,/ мы́ же всера́достно лику́юще./ прославля́ем на́д все́ми су́щаго Бо́га на́шего,/ Ду́хом Святы́м укрепля́вшего отце́в на́ших/ свое́ю кро́вию ко́зни вра́жия низлага́ти,// да не подви́жится Це́рковь Христо́ва во ве́ки.

 

***

АКАФИСТ
священномучеником Онуфрию, Александру и Константину
со новомученики земли Слободской

КОНДАК 1
Избранным носителем Духа Божественнаго, / Исповедников Церкви Православныя адаманта твердейших, / похвальная приносим святым священномучеником Онуфрию, Александру и Константину, разумом истинного богопознания веру христолюбцев лозы славянския, / ересьми и расколы терзаемыя, утвердивших, / и с сонмом новомучеников земли Слободския, кровию своею за мертвых, живых и грядущих Христу священнодействующих. Мы ж предстательством их от всех зол ограждаемые, со умилением взываем:
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
ИКОС 1
Архангельскии силы на Небесе и Боголюбивые люди на земли ликовствующе, всерадостно прославляют Церкви Зиждителя — Христа Бога нашего, славно воздвигшаго новые светила веры: Священномучеников Онуфрия, Александра и Константина, с сонмом новомучеников земли Слободския, страданьми и исповедническою кровию своею, ада богоборческое нашествие посрамивших и многии из тьмы неведения ко Христу приведшия. Мы же многострадальном подвигом их в вере и любви к Богу утверждаемся, зовем таковая:
Радуйтеся, Церкве Православныя немеркнущие светильницы;
Радуйтеся, Евангелия Христова неустрашимии проповедницы.
Радуйтеся, доблеснии искоренители лжепророческих гаданий;
Радуйтеся, пламеннии ревнителие Апостольских преданий.
Радуйтеся, подвигом вашим сатана посрамися;
Радуйтеся, в терпении вашем Христос прославился;
Радуйтеся, заклатися за Церковь Христову Богом избранные;
Радуйтеся, в терпении многострадальном Агнцем Божиим увенчанные.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
КОНДАК 2
Видя страшную гибель родителя своего и бедственность матери родной, всеблаженне Онуфрие, утешающе ю, отрочески прорекл еси: не рыдай, мати моя, епископом Церкви Христовой буду, всячески облегчу страдания твоя. О сем дивящеся, како Святой Дух из млада, не токмо к матери своей, но и ко страждущей Церкви Христовой, состраданием исполни сердце твое, вопием Богу: Аллилуиа.

***
ИКОС 2
Разум познания всеблагой воли Божией объят душу твою, боголюбиве Онуфрие, егда в дивном явлении пустыножителей начальник — Авва Онуфрий повели ти образ иноческого жития прияти и жертвенной любовью за Церковь Христову сораспятися, яже, яко юный Самуил древле глагол Божий, с любовию восприял, иго благое и бремя легкое Христа Спаса взем, сему последовал еси прилежно. Тем же похваляюще послушание и любовь твою ко Господу, зовем ти:
Радуйся, иноческого подвига ревнителю;
Радуйся, ангельския чистоты стяжателю.
Радуйся, нищету Христову с радостию восприявый;
Радуйся, жребий исповедника Христова облобызавый.
Радуйся, клеветы злолукавые неповинных избавителю;
Радуйся, узников по Бозе усердный защитителю.
Радуйся, верных в терпении непоколебимое утверждение;
Радуйся, мучеников пречестных неувядаемое украшение.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
КОНДАК 3
Сила Вышняго, немощная врачующе и оскудевающая восполняюще, излияся на вас, новомученицы земли Слободския, егда вся силы ада воздвигошеся огнем и мечем Русь Святую опустошити, род же наш боголюбивый истребити. Вы же, аки агнцы на заколение гонимые суще, узы темничныя прохождаша и костьми своими дебри Сибирские устилающе, яко столпы веры непоколебимые, Имя Божие прославили есте, да купно с вами все роди родов наших поют победную песнь Богу: Аллилуиа.

***
ИКОС 3
Имеюще ревность о гонимой Церкви Христовой и ненавистию богоборцев терзаемой пастве православной, уз темничных, мучений и изуверских умерщвлений не убоястеся святии иерарси, пастыри и мирстии Боголюбцы, яко же три отроцы с Даниилом в Вавилоне иногда, пламень злобы гонителей зверонравных притупили есте, доблестно воздвигше несокрушимое Знамя Христово в земле нашей. Уязвленны подвига сего величием, вопием вам сицевая:
Радуйтеся, преславнии страстотерпцы земли Слободския;
Радуйтеся, превозмогшии верою силы адския.
Радуйтеся, неистовства мучителей изобличители;
Радуйтеся, злонравия лжеучителей низложители.
Радуйтеся, верные иерарси Христовы пресветлии;
Радуйтеся, священницы, монаси и мирстии, Христу любовию сораспен-шиися.
Радуйтеся, отцы и матери, церквей домашних священное утверждение;
Радуйтеся, вдовы и сироты, мучеников-крестоносителей неувядаемое украшение.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
КОНДАК 4
Бурю ярости и злобнаго неистовства воздвигоша на тя, священномучениче Онуфрие, сыны беззакония и лжепастыри, разорявшии единство Церкви Христовой Православной, — овы же лжеученьми и прорецаниями, овы же клеветою и лжесвидетельством сомкнути уста медоточного богословия твоего в узах темничных тщахуся. Ты же, ярость таковых превозмогая, не токмо христолюбивую паству, но соузников своих наставлял еси воспевати Богу: Аллилуиа.

***
ИКОС 4
Слышаша и ведеша людие православнии равноангельское стояние ваша, на страже апостольской чистоты веры и незыблемого единства Церкви Христовой, достоблаженные Онуфрие, Александре и Константине, веру непорочную соблюдше и мнози заклатися за Церковь Божию пойдоша, и крови своею священные олтари веры народов славянских от осквернения сохраньше, Имя Христово прославившии. Мы же ныне, бурею расколов тлетворных терзаемые, зовем к вам прилежно:
Радуйтеся, Христа возлюбившии — с Ним за мир заклавшиися;
Радуйтеся, Христу спогребшиися, смерти жало славно поправшии.
Радуйтеся, теплотою Божественной любви души наша согревающии;
Радуйтеся, в скорбех и болезнех терпению Христову нас научающии.
Радуйтеся, стада Христова пастыри вернии;
Радуйтеся, молитвенницы за народ наш неутомимые.
Радуйтеся, обуреваемым тихое пристанище;
Радуйтеся, заблудших благостные наставницы.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
КОНДАК 5
Богосветлая светила, Духом святым возженная, воспламени Господь сердца новомучеников земли Слободския, да упасут и избавят боголюбивые народы наша от вражды с Богом и попрания святых заповедей Его, их же дух злобы поднебесной низвергнути на сие тщашеся. Бурею безбожия испытуемые, овы многовидная мучения восприяша, а инии обезглавлении быша, да неумолкнет песнь Богови в земле нашей: Аллилуиа.

***
ИКОС 5
Видевше гонители злочестивые, яко твердо упование ваше на Господа и любовь к Нему, злобою распехахуся, страдания люта измышляху, мняху всячески: гладом и мразом и изнуреньми каторжными веру вашу попрати, посмеяние диаволу явити, святии крестоносители Онуфрие, Александре и Константине и вси исповедницы земли Слободския, вы же, новыя весны прозябение Христово явистеся, вся козни бесовския поправши, о сем приносим вам таковая:
Радуйтеся, трем отрокам в Вавилоне верою благонравнии;
Радуйтеся, Даниилу в рове львином в мужестве преславнии.
Радуйтеся, Церкви Христовой славнии поборницы;
Радуйтеся, православного вероучения неисчерпаемые источницы.
Радуйтеся, славу мира сего, яко суетную призревшии:
Радуйтеся, блага временныя нивочтоже вменившии.
Радуйтеся, к Богу велие дерзновение имущии;
Радуйтеся, пламенной любовию к Богу присно горящии.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
КОНДАК 6
Проповедание медоточных уст твоих, яко же мука и елей в Сарепте Сидонской, никогдаже истощашеся, ниже заграждашеся, преславне исповедниче Христов Онуфрие. Видим бо тя благовествующа на воле и в заточениих: Одесском, Харьковском и Старо-Оскольском, Курском, Кудымкарском, Тюменьском и Тобольском, и впоследствии в Хабаровском крае, идеже в пламене стрел огненных, со многими соузники предал еси душу твою, вопиюще Богу: Аллилуиа.

***
ИКОС 6.
Возсияша подвиги ваша, снятии новомученицы Христовы, в созвездии тысящ исповедников Святой Руси, кровию своею омывших грехи, не токмо отцев и праотцев наших, но и грядущих по них, страданьми своими жало греховное сокрушающе, во еже освятити землю нашу в дом Божий — жилище Духа Святаго. Сему преславному подвигу удивляющеся, вопием немолчно:
Радуйтеся, Константине, Иннокентие, Варсонофие и Киприане;
Радуйтеся, Иннокентие, Николае, Петре и Иоанне.
Радуйтеся, Сергие, Антоние, Иоанне и Иларионе;
Радуйтеся, Владимире, Николае, Викторе и Симеоне.
Радуйтеся, Дионисие, Иакове, Паисие, Гаврииле и Спиридоне;
Радуйтеся, Николае, Андрее, Филиппе и Иоанне.
Радуйтеся, страданьми своими волю Божию сильным мира сего благовес-тившии;
Радуйтеся, верой пламенной, силу безбожия охладившии.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
КОНДАК 7
Ходатай пред Богом преизряден явился еси, священномучениче Онуфрие, аще и сам в каторжных нуждах пребывая, обаче, егда соузников твоих на смерть ведоша и сии тайно ввергоша ти прошение молитися за них, долу по-верглся еси, со слезами многими взывая: Господи, помяни убиенных соузников моих во Царствии Твоем, рыданьми вопия Богу: Аллилуиа.

***
ИКОС 7.
Новые и немеркнущие светильницы явистеся, многострадальни страстотерпцы Христовы, по всей земле нашей, в лесах непроходных и рудех подземельных, гладом и хладом томимы, в поте кровавом изнуряемы суще. Но идеже умножашася страдания ваша, тамо преизобиловаша чада Христовы, из злодеев и убийц кающихся. Тако бо от беззакония к повиновению Божиему многих приведосте, о сем восхваляем вас сицевыми похвалы:
Радуйтеся, лесорубы, козни вражии стенающии;
Радуйтеся, дровосеки, всякую лесть бесовскую пресекающии.
Радуйтеся, в подземелии светом Христовым сияющии;
Радуйтеся, зачерствелую совесть к покаянию побуждающии.
Радуйтеся, алчущих правды питателие;
Радуйтеся, нищих духом утешителие.
Радуйтеся, нераскаянных грешников ко Христу приведшии;
Радуйтеся, с ними же в Царствие Небесное вшедшии.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
КОНДАК 8
Странно бе видети тя нага и обнаженна, и во гноищи поверженна суще, священномучениче Александре, верным чадам твоим, в темнице стражу державших, идеже в истязаниих лютех житие твое скончал еси, всеблаженне. Но и отрада велия бе их, егда в гноищи нощью тело твое извезоша, облекоша, и во псалмех и песнех, со слезами многими погребоша тя благочестно, вопиюще Богу: Аллилуиа.

***
ИКОС 8
Весь мир ужасом многим содрогашеся слышаше, киими истязаньми и мученьми изнуряемы бысте, достославнии новомученицы Христовы, егда в морях севера дальнего, в водах хлада лютого потопляху вы, веры же вашея охла-дити не можаху, якоже сорока мучеников в Севастии иногда. В сем стоянии адамантовом за веру православную видяще вас, умиляемся сердцем и сокрушаемся душою, зовуще:
Радуйтеся, исповедницы новые и преславнии;
Радуйтеся, кораблицы веры непотопляемии.
Радуйтеся, молитвенницы о нас пред Богом теплейшии;
Радуйтеся, в скорбех грядущих на нас, помощницы вернейшии.
Радуйтеся, во бранех со диаволом терпению нас научающии;
Радуйтеся, в стоянии за веру православную нас укрепляющии.
Радуйтеся, богомудрых умов услаждение;
Радуйтеся, боголюбивых душ увеселение.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
КОНДАК 9
Вся, елика имаше: дом, имение, славу и жизнь твою отдай, аще истяжут от тебе, рекл еси, всеблаженне Онуфрие, веры святыя православныя, яко же бисера драгоценнаго, не отрекайся, аще и в пещь огненную ввержен будеши, ибо в ней наше вечное пребывание в Бозе нашем, чрез Отрока и Христа Его. Тако проповедуя и тако славно на смерть пошел еси, бисер веры храня, поя Трисвятую песнь Богу: Аллилуиа.

***
ИКОС 9
Витии избраннии явистеся, достославнии страстотерпцы, всяку лесть бесовскую заграждающе и посрамляюще, ею же дух злобы поднебесныя мняше народы наша на путь нечестия совратити: овых ересьми и расколы, овых же всякаго нечестия насадителями, да хулится Имя Трисвятыя Троицы. Вы же, крест Христов вземши, нечестия сего силу, яко непотребную, ученьми вашими попрасте, верным путь ко Христу просветили есте. О сем, в вере отцев наших спасаемые, поем вам таковая:
Радуйтеся, огонь и воду славно прошедшии;
Радуйтеся, веру свою печатию крови утвердившии.
Радуйтеся, Христа возлюбившии, к Нему прилепистеся;
Радуйтеся, погубившии временное, вечное обретшии.
Радуйтеся, вдов и сирот усерднии попечителие;
Радуйтеся, гонимых за веру православную от бед избавители.
Радуйтеся, дольняго мира мудрейшии узницы;
Радуйтеся, мира горняго вернейшии союзницы.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
КОНДАК 10
Спасти хотя многия, попусти Господь беды велия на народы наша, да якоже кукиль от пшеницы злыя изымет и сожжет, верныя же, яко пшеницу со-берет в житницы Своя и прославит их, яко верных рабов Своих. Мы же волю Божию приемлюща, терпению и злостраданию их научимся, егда к испытаниям призовет нас Господь, да ублажая подвиги их, поем неложно песнь Богу: Аллилуиа.

***
ИКОС 10
Стена тверда и крепкое ограждение явистеся, многострадальнии исповедницы, к вам прибегающим и молитвеннаго предстательства вашего просящих, в новых испытаниих веры сущих. Вы же, славно вся сия препобедившии и торжество Церкви Христовой принесшии, помогите и нам немощным нечестия силу новую посрамити и победителями злонравия явитися, да ублажаем вас сицевыми похвалы:
Радуйтеся, врагом веры Христовой необоримая преграда;
Радуйтеся, храмов Божиих от разорителей несокрушимая оградо.
Радуйтеся, омраченных зловерием, светом веры Христовой просвещающии;
Радуйтеся, лжемудрием объюродевших к покаянию наставляющии.
Радуйтеся, учителие кротости и воздержания;
Радуйтеся, столпы непоколебимии Святаго Православия.
Радуйтеся, от сетей вражиих верныя избавляющии;
Радуйтеся, ходити в заповедях Божиих нас научающии.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
КОНДАК 11
Пение еже приносим вам, несть довольно к похвалению преславных подвигов и трудов ваших, достоблаженнии Онуфрие, Константине и Александре, и все новомученицы земли Слободския. Обаче, ведуще доброе намерение и любовь нашу к вам, внемлите мольбам нашим и избавите нас и народ наш православный от прелести еретического зловерия и языческого злонравия, да утреннююще, чистым сердцем приносим песнь Христу Богу: Аллилуиа.

***
ИКОС 11
Светом Божественной любви объят был еси, Онуфрие досточудне, егда призывал еси соузников своих кающихся, радоватися, понеже благодать Божия изобильно пребывает со всеми очистившими совесть свою покаянием сердечным, яко чрез страдания временная, готовится верным радость вечная, юже уготова Бог любящим Его. Ублажая сея радости тайну велию, молим вас при-лежно, страдальцы преславнии: в унынии и скорбех мнозех утешьте нас немощных, да спасаемы, зовем вам немолчно:
Радуйтеся, Духа Святаго священное жилище;
Радуйтеся, благодати Христовой славное вместилище.
Радуйтеся, яко орли к Солнцу Правды воспарившии;
Радуйтеся, к Свету Невечернему из юдоли плача возвысившиися.
Радуйтеся, Царствия Небеснаго наследницы;
Радуйтеся, вечныя славы сопричастницы.
Радуйтеся, в селениях праведных упокоение обретшии;
Радуйтеся, у Престола Божия присно пребывающии.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашей.

***
КОНДАК 12
Благодать Божия изобильно излияся на вы, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со многими страстотерпцы земли нашея, егда пресечена бысть земная жизнь ваша во угождение лжебратий, предавших вас, юже за Христа благочестно положили есте. Благодати сея силою укрепите и нас немощных, да вашими молитвами, всякия козни вражия препобеждая, вопием Всеблагому Богу нашему: Аллилуиа.

***
ИКОС 12
Поюще многострадальная подвиги ваша и пламенную любовь яже ко Господу, священнострадальцы Онуфрие, Александре и Константине, и все но-вомученицы славно Христу сораспявшиися и от земных в небесная венценосно водворившиися, идеже Ангелом сликовствующе, нас немощных, напастьми испытуемых, поминайте прилежно. Мы же, надежду велию на вас имуще, волю Божию, яко всеблагую приемлем и скорбьми утешающеся, зовем вам таковая:
Радуйтеся, венценосные крестоносители;
Радуйтеся, тайн Божиих премудрии строители.
Радуйтеся, всяких добродетелей пресветлое зерцало;
Радуйтеся, Церкви Святыя непреодолимыя забрала.
Радуйтеся, церковная светила, от Трисолнечного Света возженная;
Радуйтеся, крины благовонии райского прозябения.
Радуйтеся, выну в молитвах Богу предстоящии;
Радуйтеся, непрестанно за мир Христу молящиися.
Радуйтеся, вся прекрасная в душе вашей Богу принесшии;
Радуйтеся, всей силой любви сердец ваших Бога возлюбившии.
Радуйтеся, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, со всеми новомученики земли нашея.

***
КОНДАК 13
О многострадальные и всехвальные страстотерпцы Христовы, священномученицы Онуфрие, Александре и Константине, Варсонофие и Киприане, и все святии земли Слободския, славно сораспеншиися за Церковь Святую Православную и кровьми своими в небеснех со Христом священнодействовати сподобльшиися. Нынешнее наше моление приемше, от всех бед, скорбей и напастей нас избавите, наипаче же Церковь Святую, юже до крови возлюбисте, расколы и тлетворными ересьми снедаемую, миром оградите, да купно с вами вопием победную песнь Богу: Аллилуиа.

Сей кондак глаголи трижды.

И паки чтется 1-й икос: Архангельские силы:
и паки кондак 1-й: Избранным носителем:

***

МОЛИТВА
СВЯТЫМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОМ ОНУФРИЮ, АЛЕКСАНДРУ И КОНСТАНТИНУ
СО НОВОМУЧЕНИКИ ЗЕМЛИ СЛОБОДСКИЯ, ЗА ИМЯ БОЖИЕ
И ЦЕРКОВЬ ПРАВОСЛАВНУЮ ПОСТРАДАВШИМ

О многострадальне священномучениче и верный исповедниче Христов Онуфрие! Имея веру адамантову и любовь серафимскую ко Господу, и ревность ко Храму Божию Давидову, попечение же Павлово о благостоянии Церкви Христовой, вся беды и скорби, гонение и поношение, и узы темничнии всеусерднейше понесл еси, всеблаженне.
Ныне же, со всеми страстотерпцы земли Слободския, славно пострадавших и веру православную соблюдших, принеси молитву сердечную за нас ко всех Владыце, якоже иногда за соузников своих темничных молился еси, егда за Имя Божие и веру святую православную истребляху их, да милосердствуя, оградит Господь Свою Святую Церковь и нас от злобы и лукавства сынов беззаконных, жаждущих крови нашея, от них же сам гоним был еси и лютую смерть претерпел преславно. Сии бо духом ада предводимы, храмы святыя и алтари их разоряюще и Имя Божие хуляще, овы же ересьми и расколы, иные клеветою и лжепрорицаниями, и чудесе ложными, насаждая пагубныя сборища свои, яко же волки хищнии, устремишася чад Церкви Православныя поглотити и погубити.
Сего ради молим вас прилежно, святителие Христовы Онуфрие, Алек-сандре и Константине, священнодействовавших пред Лицем Божиим кровию своею и добродетельми новомучеников земли нашея возвеличившими Пресвятое Имя Его, молитися, да не погубит нас Господь грех ради наших и не предаст души наша в руки ангелов лютых. Да не поядет огонь юноши наша и девы не неосетованы будут, священницы же наша да не падут от меча лютаго, и вдовицы не оплаканы явятся, нас же в поношение и посрамление вечного пленения да не предаст Господь.
Вы же, предстателие наша теплейшии, помяните нашу немощь, укрепите нас в любве вашей ко Господу и в мужественном стоянии, даже до крове за святую веру православную, и умолите Владыку мира, даровати нам и грядущим по нас мир и благоденствие, благорастворение воздухов и умножение плодов земных; от глада, труса, огня и междоусобныя брани, от всяких бед и напастей нас избавити, да непостыдно совершим хождение наше пред Лицем Божиим.
Церкве же Святей, Православней благостояние и утверждение да дарует Господь, народу нашему и правителем его мудрость, согласие и страх Божий, союзом любви Христовой утверждаемый, нам же единомыслие веры, во еже утвердитися в любви и согласии, исполняюще волю Божию и его святые заповеди с благоговением и отрадою.
Да тако прославляется в делах наших Имя Божие от рода в род и во веки. Аминь!
Конец, и Богу слава!

 

Все святые Слободского края молите Бога о нас, яко мы усердно к вам прибегаем скорым помощникам и молитвенникам о душах наших!

 

 

 

eparchia.kharkov.ua, smolenskij-chram.church.ua, drevo-info, akafist.narod,orthodox.org.ua

Просмотрено (404) раз

Оставить комментарий

Сохранен как История Церкви, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *