Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила
День памяти – 21 ноября н.ст. – Собор
«Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти»(Кол. 1, 16).
Содержание:
Что такое – мир духовный? Как велик и обширен духовный мир? Какое устройство мира духовнаго? Где находится духовный мир? Какое отношение мира духовного к вещественному и к нам? Какое, наконец, должно быть наше отношение к миру духовному?
Михаил Архангел, Архистратиг
Дни памяти: 21 ноября – Собор; 19 сентября – Воспоминание чуда в Хо́нех
Мы живем в мире вещественном, мы принадлежим к нему целою половиною нашего существа. Но вместе мы отчасти и ныне живем, а вполне будем жить по смерти, в мире невидимом, духовном, к которому также принадлежим целою половиною нашего существа.
Мало мы знаем и вещественный мир, хотя и стараемся изучать его и имеем все средства к тому; еще менее, несравненно менее мы знаем мир духовный, который как бы закрыт от нас непроницаемою завесою. Только откровение немного приподняло для нас эту завесу и дало нам возможность несколько прозревать в тайны небесного мира. Воспользуемся же, братие, ныне, когда мы празднуем в честь небесных сил, воспользуемся этою помощию Божественного откровения и постараемся хотя кратко, хотя в некоторой степени, решить важнейшие вопросы касательно духовного мира.
Что такое – мир духовный?
Он совершенно не похож на мир, нас окружающий. Здесь мы видим царство мертвой материи, в котором действуют только механическия силы; видим и живущия существа, но неодушевленныя; видим и одушевленныя существа, но неразумныя; видим одно существо и разумное – человека, но облеченное грубою плотию. В духовном мире – совсем другое. Его составляют ангелы -существа чисто-духовныя (Евр. 1, 14), которыя не имеют «плоти и кости» (Лук. 24, 39), «ни женятся, ни посягают» (Матф. 22, 30) и даже умирать не могут (Лук. 20, 35).
Рафаил, Архангел
Дни памяти: 21 ноября
Они одарены разумом и свободою, выну видят лице Отца небесного (Матф. 18, 10), славословят Его (Ис. 6, 3) и исполняют Его святую волю (Псал. 102, 20). Они и по естественнымь силам совершеннее человека, который, по выражению Псалмопевца, «умален от ангел», хотя и «малым чим» (Псал. 8, 6), а еще более превосходят его в нравственном отношении: ибо до того уже утвердились в добре, что и согрешать не могут и навсегда останутся «святыми» (Матф. 25, 31). Таков этот мир, – мир, чуждый всякой вещественности, мир разума и свободы, мир, чистый от всякой греховности!
Урии́л, Архангел
Дни памяти: 21 ноября
Как велик и обширен духовный мир?
Мы нередко изумляемся громадности мира вещественнаго. Новейшая наука, при помощи увеличительного стекла, открыла, что эти светящияся точки, которыя мы называем звездами, суть величайшия небесныя тела; что каждая из них огромностью своею в несколько крат превосходит нашу планету; что эти безчисленныя громады расстоят и от земли и одна от другой на поразительныя расстояния и что, чем далее проникает вооруженный глаз в пространства небесныя, тем более и более открываются новыя массы веществ, так что вещественному миру как бы не представляется ни конца, ни предела. Но, братие, не менее, а, может быть, даже гораздо более велик и обширен и мир духовный. Те, которые удостоивались быть восхишенными в этот мир, свидетельствуют, что «тысяща тысящь» ангелов окружают престол Вседержителя и «тьмы тем» престоят Ему (Дан. 7, 10; Апок. 5, 11).
Селафии́л, Архангел
Дни памяти: 21 ноября
Самое слабое понятие о числе небесных сил мы можем составить на основании притчи Спасителя о человеке, который, имея сто овец, оставляет в пустыне девяносто девять незаблудших, а «идет в след» одной «погибшия, дóндеже обрящет ю» (Матф. 18, 12; Лук. 15, 5). Этот добрый пастырь, по изъяснению св. отцев Церкви, есть сам Сын Божий, сошедший с неба на землю; эти девяносто девять овец незаблудших суть – чины ангельские; эта одна овца заблудшая есть весь род человеческий. Представьте ж как велик весь род человеческий, соедините вместе всех людей, какие только жили, живут и будут жить на земле в продолжение целых тысящелетий от первого человека согрешившого до самой кончины мира, – и вообразите, что все эти миллионы миллионов существ составляют приблизительно едва одну сотую часть сравнительно с миром добрых ангелов.
Иегудии́л, Архангел
Дни памяти: 21 ноября
Какое устройство мира духовнаго?
Мы видим на земле, что люди – существа разумныя живут не в отдельности друг от друга, а образуют общества, государства, что в этих обществах они разделяются на классы и сословия, что сам Бог поставляет над ними царей, народоправителей и прочия низшия власти, которым все граждане обязываются повиноваться, и таким образом стройно и в порядке течет общественная жизнь для достижения последних целей человечества. То же самое только в совершеннейшем виде, существует и в мире духовном. И там Господь Бог, хотя царствует сам непосредственно, учредил священноначалие или иерархию, разделив всех ангелов на три чина и подразделив на девять классов или ликов; и там есть высшие, средние и низшие, есть начальствующие и подчиненные, руководствующие и руководимые.
Самый высший, ближайший к Богу, чин составляют три лика: серафимы, херувимы, престолы; средний чинъ – другие три лика: силы, господства, власти; низший – еще три лика: начала, архангелы, ангелы. Высшие священноначальствуют над средними, средние служат руководителями и тайноводцами для низших. По всему этому мир ангельский представляет собою самое обширное и самое благоустроенное царство, которое называется царством славы.
Варахии́л, Архангел
Дни памяти: 21 ноября
Где находится духовный мир?
«На небеси», ответствует Слово Божие (Матф. 22, 30). Какое же это небо? Разумеется, не то, которое мы видим. Пусть ученые предполагают, что на звездах и вообще на телах небесных, образующих собою целые огромные миры, должны быть жители. Если и есть такие жители: то это, без сомнения, не ангелы. На телах могут обитать только существа, облеченныя плотию; а ангелы суть духи безплотные. Нет, есть небо иное, высшее, вне мира вещественного и за пределами его есть небо чисто-духовное, которого мы ныне, по ограниченности своей, и представить себе не можем, куда восхищен был св. апостол Павел и где слышал он глаголы неизреченные, «ихже не леть есть человеку глаголати» (2Кор. 12, 4).
Там-то обитает Господь Бог, «Отец духов» (Евр. 12, 9) во всей славе своей, там обитают безплотные ангелы, туда возносятся и все праведныя человеческия души. Но мы веруем, что Господь Бог, как безпредельный, присутствует и во всем мире вещественном, присутствует и на земле, особенно во святых храмах своих; веруем, что Он многократно посылал и посылает ангелов своих на землю, что многие из них как бы постоянно, неотлучно живут на земле, при людях, которым служат ангелами-хранителями. Следовательно существуют и посреди мира вещественнаго какия-то духовныя пространства, в которых пребывает Господь Бог, чрез которыя переносятся к нам и в которых обитают вокруг нас безплотные духи.
Иеремии́л, Архангел
Дни памяти: 21 ноября
Какое отношение мира духовного к вещественному и к нам?
Об отношении духовного мира к вещественному есть только слабые намеки у тайнозрителя нового завета, св. Иоанна Богослова. Он упоминает об ангеле, который имеет власть над стихиею огня (Апок. 15, 18), об ангеле «водном», которому дана власть над водою (Апок. 16, 5), и о четырех ангелах, держащих «четыре ветры земския» (Апок. 7, 1). Откуда и заключали св. отцы, что Всевышний поручает ангелам в управление части и стихии мира видимаго. Но об отношении ангельского мира собственно к человеческому роду говорится в Слове Божием более и подробнее. Употребляя все возможныя средства для избавления нас от греха и его гибельных следствий, Всеблагий восхотел, чтобы сами ангелы соделались «служебными духами, в служение посылаемыми за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1, 14). С этою целию каждому из верующих, со времени крещения его, дается свой, особый ангел-хранитель, который бывает пестуном его в продолжение всей жизни (Матф. 18, 10).
С этою же целию даются ангелы-хранители и целым церквам или обществам верующих, чтобы устроять их духовное блaго и руководить их к вечной жизни (Апок. 1, 20) и – целым царствам и народам, чтобы не только содействовать их внешнему благосостоянию, но и вести их к свету Христову и утверждать «во всяком благочестии и чистоте» (Дан. 10, 13. 14. 20. 21).
Вообще же ангелы Божии наставляют нас на путь истины и правды (4Цар. 1, 3), возносят наши молитвы к Богу и предстательствуют за нас (Матф. 18, 10; Тов. 12, 15–20), охраняют наши души и тела от врагов видимых и невидимых во время бодрствования и сна, и сопутствуют душам человеческим при переходе их в вечность (Лук. 16, 22). Таким образом мир духовный находится в самом тесном, ближайшем соотношении к человеческому роду: Господь употребляет ангелов, как живыя орудия своего отеческого промышления о насъ – грешных.
Какое, наконец, должно быть наше отношение к миру духовному?
Это уже отчасти выражается настоящим нашим торжеством в честь архистратига Михаила и прочих безплотных сил. Мы должны чтить ангелов, как существа, совершеннейшия нас и по природе и по нравственным совершенствам, как верных слуг Вседержителя, поставленных к Нему в особенной близости. Мы должны призывать ангелов в своих молитвах, как наших хранителей и благодетелей, как наших предстателей пред Богом и благодарить за все их попечения о нас. Мы должны подражать ангелам в святости, как нашим старшим братьям, и заботиться о том, чтобы и на земле исполнялась воля Отца нашего небеснаго, как она исполняется на небеси.
В частности каждый из нас должен стараться, чтобы придти в ближайшее общение с своим ангелом-хранителем, чтобы понимать его благия внушения, открывать ему свои нужды, пользоваться его невидимою помощью, не огорчать его своими грехами, напротив радовать его и воздавать ему за все его заботы о нас добрыми делами и постоянным преуспеянием в благочестивой жизни. Такое отношение наше к духам безплотным, без сомнения, будет угодно и им самим и общему нашему Владыке и Отцу. Аминь.
Митр. Макарий (Булгаков). Слово в день архистратига Михаила и прочих безплотных сил, сказанное в Предтеченской церкви архиерейскаго дома 8-го ноября ст.ст./21 ноября н.ст. 1857 года.
Азбука
Просмотрено (53) раз