Слово святителя Григория Паламы на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Празднование: 28 августа (15 августа по ст. ст.)

Если «драгоценна смерть святых и блаженна память праведных», то с какой еще большей похвалой мы должны хранить память о «Святой из святых», через Которую к ним пришла вся святость, то есть память о Пречистой Деве Матери Божией?

Именно это мы делаем, когда празднуем годовщину Ее святого Успения, в котором Она, хоть и немного ниже ангелов, но несравненно превосходит ангелов и архангелов и все небесные силы своей близостью к Богу и чудесами, которые были совершены и о которых писали с древних времен.

Ее смерть приносит жизнь: Она возносится на небо и вечную жизнь, и память об этом является радостным праздником и вселенским праздником, который не только восстанавливает память о чудесах Божьей Матери, но и добавляет общее и чрезвычайное собрание святых апостолов со всех концов света для ее святейшего погребения, с богодухновенными гимнами и ангелами, которые охраняют, посещают и служат Ей. Апостолы предшествуют, следуют, поддерживают, выступают против, отталкивают, защищают и всеми силами поддерживают тех, кто прославляет животворное и богоприемлемое тело, спасительное лекарство нашего рода, гордость всего творения. Господь Саваоф и Сын Пречистой Девы невидимо присутствует и отдает Своей Матери заупокойное почтение. Ее богоносный дух отдается в Его руки, и через него Ее тело, которое было к нему привязано, вскоре будет перенесено в царство вечной и небесной жизни.

Только Она, стоя между Богом и всем человеческим родом, сделала Бога Сыном Человеческим, а всех людей детьми Божьими, превратив землю в небо и обожествив наш род. Она одна, из всех женщин, была Матерью Божьей, по своей природе выше всей природы. Она была царицей всего земного и потустороннего творения. Теперь, когда Она имеет небеса как достойную обитель, как Царство, к которому Она принадлежит, перенесенное туда сегодня с земли, Она стоит справа от Царя всех, «одетая в одежды, вышитые золотом и разноцветьем», как говорит пророк (Пс. 44,11). «Одеяние, вышитое золотом» означает, что она была украшена всеми добродетелями. Потому что вместе со своим Сыном она одна занимает небесное царство в теле, которое было прославлено Богом. Земля, гроб и смерть на самом деле не могли долго удерживать Ее животворящее и богопринятое тело, любимую обитель неба и небес небес. Для учеников доказательством Ее воскресения из мертвых были оставленные в могиле простыня и погребальная одежда, которые они нашли, когда пришли Ее искать, как это уже случалось раньше с Ее Сыном и Господом. Ей не было нужды оставаться на земле на короткое время, как это делал Ее Сын и Бог, поэтому Она вознеслась прямо из гроба в небесное царство.

Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески. XVI в. Мон. Дионисиат, Афон

Своим вознесением Богородица соединила то, что внизу, с тем, что вверху, и окутала все чудесами, так что, будучи очень немного меньше ангелов, как мы уже говорили, когда она вкусила смерть, превосходство Богородицы над всем увеличилось. На протяжении веков и среди всех прекраснейших умерших Она одна находится на небе в своем теле вместе со своим Сыном и Богом.

Богородица является средоточием всех благодатей и полнотой всех благ, образом всякого добра и всякой доброты, потому что Она одна была одарена всеми дарами Духа и, действительно, единственная приняла в свое лоно, чудесным образом, Того, в Котором следует искать все сокровища божественных даров… Теперь, со своей смертью, она перешла отсюда в бессмертие и справедливо была перенесена и живет вместе со своим Сыном в небесных скиниях и оттуда присматривает за нами и своими непрестанными молитвами к Нему испрашивает Его милосердия для всех нас. Она гораздо ближе к Богу, чем все остальные, кто приближается к Нему, не только другие люди, но даже чины самих ангелов. «Серафимы стояли вокруг него» (Ис. 6, 2), а Давид говорит: «Царица явилась по правую руку твою». Видите разницу в положении? Отсюда можно также понять, насколько Она отличается по рангу. Потому что серафимы были вокруг Бога, но только царица была близко к Нему, и, действительно, стояла справа от Него.
Где Христос сидит на небе, по правую сторону величия, там и она стоит, теперь, когда вознеслась от земли на небо.

Кто не знает, что Богородица – это тот куст, который был в огне, но не сгорел? И щипцы, которыми серафимы брали угли с алтаря, потому что она приняла божественный огонь, не сгорев. Она является порогом между сотворенной и несотворенной природой, и никто не мог прийти к Богу, если не был действительно озарен лучами действительно божественно-яркого светильника. Кто мог любить Сына и Бога больше, чем Его мать, которая не только родила Его как своего единственного ребенка, но и сделала это без союза с мужем. Это через нее Он сошел к нам, появился и имел встречи с людьми, тогда как перед тем был невидимым. Поэтому в будущем веке без конца всякое продвижение и всякое откровение тайн и всякое представление о духовных дарах будут невозможны без Нее. Божественная, а теперь небесная Дева, как описать все Твои приметы? Как прославить Тебя, сокровищницу славы? Одно лишь упоминание о Тебе освящает тех, кто ею пользуется. Поэтому передай, Богородице, дары Твои людям, избавь нас от беды, измени все к лучшему силой Твоей, благодатью Твоей, чтобы мы прославляли предвечное Слово, Которое воплотилось через Тебя, вместе с безначальным Отцом и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Просмотрено (8) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *