«Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу…» Толкования на Евангелие от Луки 22: 31

Толкования на Евангелие от Луки 22: 31 – преп. Макария Египетского, протоиерея Иоанна Бухарева, святителя Иоанна Златоуста

 

Преп. Макарий Египетский

У христиан — свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное — христиане, иное — миролюбцы; между теми и другими расстояние велико. Ибо обитатели земли, чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетенных вещественных понятий.

Сатана сотрясает души, и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь, и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает, и приводит он в столкновение в решете земном.

Как пшеница в решете у просевающего бьется, и взбрасываемая непрестанно в нем переворачивается: так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов.

И Господь предсказал Апостолам будущее на них восстание лукавого: «сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу: Аз же молихся» Отцу Моему, «да не оскудеет вера» ваша. Ибо сие слово и определение, изреченное Создателем Каину явно: «стеня и трясыйся», в тревоге «будеши на земли» (Быт. 4:12), служит втайне образом и подобием для всех грешников; потому что род Адамов, преступив заповедь и соделавшись грешным, принял на себя втайне сие подобие.

Люди приводятся в колебание непостоянными помыслами боязни, страха, всякого смущения, пожеланиями, многообразными всякого рода удовольствиями. Князь мира сего волнует всякую душу нерожденную от Бога, и как пшеницу, непрестанно вращающуюся в решете, разнообразно волнует человеческие помыслы, всех приводя в колебание, и уловляя мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхованиями, смущениями.

И Господь, показывая, что последующие обольщениям и хотениям лукавого, носят на себе подобие Каинова лукавства, и обличая их, сказал: «вы похоти отца вашего хощете творити, он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит» (Ин. 8:44).

Посему, весь грешный род Адамов втайне несет на себе оное осуждение: стеня и трясясь, будете тревожимы в решете земли сеющим вас сатаною.

Как от одного Адама распространился по земле весь род человеческий; так одна какая-то страстная порча проникла во весь грешный род человеческий, и князь злобы один в состоянии сеять всех непостоянными, вещественными, суетными, мятежными помыслами.

И как один ветер может приводить в колебание и кружение все растения и семена; и как одна ночная тьма распростирается над целою вселенною: так князь лукавства, будучи некою мысленною тьмою греха и смерти, каким-то сокровенным и жестоким ветром, обуревает и кружит весь на земле человеческий род, непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями уловляя человеческие сердца, тьмою неведения, ослепления и забвения наполняет всякую душу нерожденную свыше, и мыслию и умом непреселившуюся в иной век, по сказанному: «наше же житие на небесех есть» (Флп. 3:20).

Преп. Макарий Египетский. Собрание рукописей типа II. Беседа 5.

 

 

Протоиерей Иоанн Бухарев

Об этом обстоятельстве повествуют все евангелисты, только с некоторым различием, особенно в отношении ко времени его: так по Евангелиям св. Матфея и Марка оно было высказано Господом после тайной вечери, а по Евангелиям Луки и Иоанна, во время вечери. Для объяснения этого разноречия некоторые полагают, что предсказание было повторено (Мф. 26:30-31. Мк. 14:26 и дал. Ин. 13:36-38).

Се сатана просит (просил) и пр. Здесь Господь указывает, что Апостолам, особенно же отличающемуся пылкостию и самонадеянностию, Петру предстоят великие козни со стороны злого духа, о которых Он прежде не говорил им. Просил.

Так точно просил сатана относительно многострадального Иова (Иов. 1 и 2).

Дабы сеял вас, (как) пшеницу, т. е. волновал, мутил своими кознями: и прельщениями, и бедствиямн, и смущениями и т. п.

Обыкновенно, когда сеют или очищают пшеницу в решете, то она тут кружится, как бы волнуется; таким образом под сеянием здесь изображается искушение, которому диавол намерен подвергнуть веру или вообще религиозно-нравственное состояние Апостолов, а это грозило им большею нравственною опасностию.

Аз же молихся о тебе (о Петре) и пр. Господь сказав о предстоящих Апостолам искушениях, в то же время успокоивает их, – говорит, что Он сохранит их среди искушений Своею всесильною молитвою. Хотя опасность со стороны сатаны грозила всем, но Господь говорит, что Он молился о Петре, как равно и с самым предсказанием об искушении Он обратился к Петру: Симоне, Симоне и пр.

Это – потому, что так как апостол Петр был более пылкий и решительный, то ему более всех других грозила опасность, и Господь предвидел, что он падет – отречется от Него, но, падши, и востанет и сделается крепче в вере, так что и других будет удерживать и укреплять в ней. Да не оскудеет вера твоя.

Тут разумеется и религиозная вера, – эта основа всей нравственной устойчивости человека, и верность, преданность Апостола, как ученика своему Учителю. В этой вере содержится сила противостоять всякому искушению и всякому испытанию со стороны духа злобы. Если эта вера ослабеет, то окончательное падение неизбежно (Мих.).

Блажен. Феофилакт так толкует слова Господа относительно искушения и веры ап. Петра: «хотя он и поколеблется несколько, но в нем сохранятся семена веры, и хотя дух искуситель потрясет листья, но как корень жив, то и вера не оскудеет». Некогда обращая (обратившись). Эти слова прямо указывают, что ап. Петр падет – отречется от Христа, но в тоже время и востанет, – раскается в своем падении, снова обратится к Господу. Утверди братию твою.

Это значит, что ап. Петр обращением своим после падения утвердит в вере братию свою, т. е. прочих Апостолов, которые подвергнутся искушению и тоже ослабеют. И известно, как ап. Петр после падения горько оплакивал свой грех и как впоследствии после раскаяния утверждал в вере и силе духа Апостолов.

В книге Деяний повествуется, что он, особенно в начале, был первым деятелем в распространении веры Христовой и защитником ее, напр, при сошествии Св. Духа, исцелении хромого, крещении язычников и т. п.

По Евангелию Матфея и Марка, в таких словах Господь предрекал об отречении Петровом: говорит им (Апостолам) Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. В нощь сию, т. е. когда враги возьмут Господа и будут поносить и уничижать Его.

Соблазнитесь о Мне, т. е. побоитесь исповедать Меня пред врагами Моими своим Господом и учителем, испугаетесь и оставите Меня; может быть, и самая вера ваша в Меня, как Мессию, несколько поколеблется, когда увидите Меня в уничижении; так как вы еще не ясно понимаете образ искупления мира Моими страданиями и смертию (Мих.).

Ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада. Это – предсказание св. пророка Захарии об апостолах за 500 лет до события (Зах. 12:7).

«Приводит Христос пророчество, замечает св. Златоуст, для того, чтобы показать, что Он распинается по воле Божией и что все, что совершится с Ним, есть дело Божия смотрения и издревле предвозвещено пророками».

Поражу сказано от лица Божия и в том смысле, что иудеи распяли И. Христа по допущению Бога Отца. Бог Отец мог воспрепятствовать им, но не воспрепятствовал, а допустил, потому и говорится, что поразил». (Феоф.) Пастыря.

Господь И. Христос, как Спаситель, есть Пастырь для всех Своих верующих: Я Пастырь добрый, сказал Он Сам о Себе (Ин. 10:11). Овцы стада. Все верующие во Христа суть овцы Его стада, т. е. ученики, последователи Его, члены церкви Его; но здесь разумеются только одни Апостолы. Пророческое предсказание относилось только к ним. По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.

«Предсказав Апостолам печальное, Господь предсказывает и одобрительное и утешительное» (Злат.). Он говорит, что явится им в Галилее, следовательно, если и умрет, то воскреснет, а по воскресении явится, и успокоит и укрепит Своих Апостолов. Так Господь и сделал. (Чит. Мф. 28:16. Ин. 21:1-23).

Иоанн Бухарев прот. Толкование на Евангелие от Луки. М.: 1902. – Зач. 108. С. 345-347

 

 

Святитель Иоанн Златоуст

Действительно, чего не сделал бы враг наш диавол, «если бы не было Господа с нами»? (Пс. 123:2) Послушай, что Христос говорит Симону: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». Этот злой и ненасытный зверь, если бы не был непрестанно обуздываем, ниспроверг бы и расстроил все. Если он, получив некоторую малую власть над блаженным Иовом, разрушил дом его до основания, исказил его тело, произвел такие прискорбные события, истребил его имение, умертвил его детей, наполнил плоть его червями, вооружил жену, сделал друзей врагами, внушил рабам так оскорблять его, то, не будучи обуздываем различным образом, не погубил ли бы он всех?

Иоанн Златоуст святитель, Толкование на Псалом 123

 

 

По материалам сайта «Екзегет»

 

Просмотрено (425) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *