Фрагмент совместной картины Яна Брейгеля Старшего и Питера Пауля Рубенса «Рай», 1616
Роль животных в истории человечества. Постановление о «чистых» и «нечистых» животных. Что за животные упоминаются на страницах Ветхого Завета: василиск, дракон и левиафан? Были это реальные виды животных или образы-иносказания? Кары животными. Жервоприношения животных в Ветхом Завете. Упоминание о животных в Новом Завете. Дружба святых и животных.
Животные в Библии
1.ИСТОРИЯ СОТВОРЕНИЯ МИРА: ЗАГАДКА РЕПТИЛИЙ
На страницах Ветхого и Нового Заветов — сотни упоминаний самых разных животных. Мир зверей и птиц существует в Писании в тесной связи с человеком и общении с ним.
В Ветхом завете в книге Бытия описываются события создания животных:
«…20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый. 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо…» (Гл. 1 Быт.)
Затем мы читаем о наречении их именами Адамом:
«…18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. 19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей 20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Гл. 2 Быт.)
Благодаря праведности Ноя человечество и животный мир остались жить:
«…1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; 2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, 4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. 5 Ной сделал все, что Господь повелел ему…» (Гл.7 Быт.)
Затем читаем в главе 8 книги Бытия:
«…1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. 2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. 3 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней <…>
14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла. 15 И сказал Бог Ною: 16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; 17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле…».
После потопа Ной принесёт большую и щедрую жертву:
«… 20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Гл. 8 Быт.)
Господь сохранил жизнь на земле, человеческий род продолжился. Вместе с людьми Бог сохранил и животных, как неотъемлемую часть жизни на земле.
После потопа отношения Бога и человека изменяются.
«Теперь библейскому человечеству от дней потопа и в память о нем остался Завет, который обещает людям, что:
-человечество в целом никогда больше не будет уничтожаться водой;
-людям разрешено есть мясо животных и рыб (и, значит, утверждения некоторых современных сект о том, что, дескать, библейская заповедь “не убий” включает в себя запрет на лишение жизни животных, на деле находятся в противоречии с Библией);
-введена заповедь “талиона” – “око за око”, “зуб за зуб”, что ограничивало инстинкт мести и не допускало пролития человеческой крови за, скажем, кражу имущества.» (А. Кураев – «Школьное Богословие»)
Но кроме этого изменились отношения человека и животных. Не только в пищу теперь употреблялись животные, но и в жертву. Бог дал человеку больше власти над животными, а значит, возложил на человека ещё большую ответственность.
В псалмах и книге Иова звери и птицы прославляют Бога, напоминая человеку о величии и премудрости Творца.
Зверей в Библии гораздо больше, чем мы знаем сегодня. Многие из упомянутых животных в наши дни считаются вымершими или вовсе неизвестны нам. Начиная с первых страниц книги Бытия Библия предлагает нам зоологические такие загадки.
Например, в повествовании о сотворении мира дважды упоминается о создании рептилий: в первый раз из воды, во второй — из земли. В русском синодальном тексте они переведены как «пресмыкающиеся» и «гады». Сложность для толкователей вызывает и то, что далее Господь даёт человеку власть «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26), но не над пресмыкающимися, явившимися из воды (для них в языке подлинника употреблено другое слово). Как тут не вспомнить гипотезу о некогда существовавших и вымерших динозаврах?
2.РОКОВОЙ ЗМЕЙ
Рептилиям в Библии вообще отводится особая роль. Начиная с того, что одна из них стала орудием соблазнения человечества. Рассказ об этом приводится уже буквально в третьей главе книги Бытия.
“Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». (Быт.3:1—5)
«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт.3:14—15)”
Прежде, чем в змею войдёт сатана, о ней в Библии приводится интересная подробность: говорится, что это животное было хитрее всех зверей полевых. Сегодня обладающими высоким интеллектом в животном мире считаются обезьяны, дельфины, собаки, лошади, слоны и некоторые другие. Но вот приписать такие же способности змее как-то не приходит на ум. Зато вспоминаются слова Священного Писания и святых отцов о том, что дар разумения — от Господа, и удаление от Него удаляет от разума. Как знать, быть может, причина, по которой змеи сегодня не признаются такими же умными существами, как дельфины и собаки, в том, что в их предка однажды входил диавол.
3.ТАЙНА БЕГЕМОТА И ЛЕВИАФАНА
Загадочные и необычные рептилии появляются не только на страницах книги Бытия. Никто не знает ответа, кем был и куда исчез левиафан, который упоминается не раз в Священном Писании. Кто-то считает его лишь поэтическим образом, олицетворяющим диавола и мировое зло, находя похожие упоминания в угаритских поэмах о победе богов над левиафаном или аналогичных вавилонских сказаниях о побеждённом чудовище-змее Тиамат. Но на страницах Библии это животное описывается как реальное в череде других — страусов, павлинов и носорогов.
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?» — говорит о нём книга Иова (Иов 40:20-21).
В этой книге у левиафана, обитающего в воде, есть «наземный» собрат — бегемот. Кто не видел бегемота, спросите вы, и что в нём таинственного? Прочитав внимательно описание этого зверя, как-то невольно начинаешь сомневаться в том, что перед нами — обычный рядовой гиппопотам:
«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол;
вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его;
поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены;
ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья;
это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой».
Бегемот — Библейское слово «бегемот» было присвоено известному ныне под этим именем млекопитающему в XIX в.
Сегодня бегемотов зоозащитники признают уязвимыми: их численность в мире всего несколько сотен тысяч и всё время уменьшается. Кроме обыкновенного бегемота в Африке сегодня сохранился ещё только один вид семейства — карликовый бегемот. Все остальные были уничтожены человеком. Это явно не те бегемоты, о которых идёт речь в Библии.
Язык подлинника книги Иова не знает такого слова как названия гиппопотама, зато знает похожее: behemot значит «коровы» или «крупный рогатый скот», во множественном числе. Что, опять же, не то. Второе и последнее похожее слово — behomot «бездны» (письменность в древнееврейском была без гласных), у которого есть синоним tehomot. На шумерском языке вавилонских поэм оно звучит как «тиамат». Сказания о победе божеств над змеёй Тиамат в поэмах о сотворении мира у вавилонян почти слово в слово повторяют угаритские сказания о победе божества над левиафаном. Вот что загадочного в бегемоте: вместе с левиафаном он и некий реальный зверь, и одновременно образ. Как тут не вспомнить неясную фразу из книги Бытия в рассказе о сотворении мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною», где употреблены оба этих слова со значением «бездна».
В книге пророка Исаии звучит уже почти дословная цитата из угаритской поэмы: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское» (Ис. 27,1). Если понимать эту фразу буквально, то совсем непонятно, для чего Богу вдруг убивать морское животное — Его творение. Тем более что оно пережило потоп.
В псалмах тоже находим противоречия в описании этого зверя. С одной стороны — отсылка к некоему преданию о том, что Господь сокрушил левиафана (Пс. 73:14). С другой — животное левиафан спокойно продолжает плавать в море и описывается как творение Божие, полностью зависящее от Бога (Пс. 103:26). Само же слово левиафан, в отличие от бегемота, не содержит никакой загадки: оно значит просто «извивающийся».
Очевидно, поэтические образы, олицетворявшие мировое зло или некую бездну в начале сотворения мира, пришли не из ниоткуда. Для описания этих абстрактных и сложных для древнего человека понятий были взяты примеры из реальной жизни: животные, наводившие ужас на человека своим видом и размерами. Как и в случае со змеем, соблазнившим первых людей, животные тут ни в чём не виноваты. Кстати, по учению святых отцов, у них даже нет собственной воли.
4.КУДА ИСЧЕЗ ЛЕВИАФАН?
Есть в Библии животные, наоборот, на первый взгляд — мифические, на самом же деле — вполне обычные.
Единорог — аллегорически использовано для описания быстроты действия Бога: «Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него;» (Чис.23:22). То же слово переводится и как дикий буйвол (ивр. רְאֵם).
«Единорог» из книги Иова на поверку оказывается самым заурядным носорогом. А василиск, который упоминается в книге Второзакония (8:15), 90 псалме и книге пророка Иеремии (8:17) — просто вид ядовитой змеи, и не более. Как и большинство «драконов», которые в большом количестве (27 раз!) упоминаются в Библии. Это перевод древнееврейского слова «tannin», которое значит просто «крокодил».
Крокодилы водились в Египте, откуда совершили исход израильтяне. Некоторые исследователи считают, что под этим словом может скрываться какая-то другая рептилия, а вовсе не нильский крокодил.
Драконы — в Псалтири говорится о пленении евреев в Египте, который образно назван «землёй драконов» (Пс.43:20). В Ветхом Завете «драконы» аллегорически используются для описания яда: «вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов» (Втор.32:33). В книге Даниила содержится рассказ о том, как в Вавилоне Даниил комом из смолы, жира и волос умертвил «дракона» в храме (Дан.14:23—28). Наиболее часто дракон упоминается в книге Откровения Иоанна Богослова (Откр.12—13, 16:13, 20:2, см. Зверь Апокалипсиса).
В некоторых случаях дракон, как и левиафан, — исключительно поэтический образ, и речи о каком-либо конкретном животном в таких текстах не идёт. Например, в книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова дракон как образ диавола упомянут 13 раз.
Однако в одном случае в Библии встречается действительно самый что ни на есть настоящий дракон. Это случай в 14 главе книги пророка Даниила.
«Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его.
И сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему.
Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой.
Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе.
Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни!
Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: царь сделался Иудеем, Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов,
и, придя к царю, сказали: предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой» (Дан. 14:23-29).
Чем закончилась эта история, можно прочитать начиная с 30 стиха 14 главы книги пророка Даниила.
Древнерусские былины, легенды средневековой Европы, сказания многих народов мира говорят о драконах — гигантских пещерных ящерах, которых во времена жизни героев этих былин и преданий ещё можно было встретить среди неприступных скал, болот и в других безлюдных местах. Большинство произведений о драконах — продукты языческого мира и языческого мышления.
Левиафан — морское чудовище (ивр. לווייתן) из Книги Иова (Иов.40:20—41:26, Иов.7:12).
Драконы в них — воплощения нечистой силы или «боги», которым приносились человеческие жертвы в обмен на мир и благополучие городов. И только книга пророка Даниила первой раскрывает правду о драконе: обычное животное, пусть большое, которое люди придумали обожествить, как солнце или луну.
Кстати, последних глав, включая самую последнюю, 14-ю, нет в еврейском подлиннике книги пророка Даниила. Они дошли до нас только на греческом.
Упоминания таких загадочных существ есть и в других местах Библии. Например, «летучий дракон» в книге пророка Исаии. Даже описание левиафана в книге Иова очень напоминает предания о драконах:
«От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари;
из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры;
из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя» (Иов 41:10-13).
Тем не менее, в остальном оно — описание реального животного.
Сегодня многие исследователи сходятся во мнении, что последние мамонты и динозавры исчезли уже «при жизни» человека. Люди застали этих мощных гигантов, предания о чудовищах есть практически у каждого народа. Как знать, может быть, средневековые драконы и левиафан, плавающий среди кораблей, — не такой уж вымысел и поэтический образ?
Ведь неслучайно пророк Ездра упоминает бегемота и левиафана как животных пятого дня творения — тех самых «пресмыкающихся», над которыми не была дана власть человеку:
«Вода немая и бездушная, по мановению Божию, произвела животных, чтобы все роды возвещали дивные дела Твои.
Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном.
И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе.
Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор.
Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь.
В шестый же день повелел Ты земле произвести пред Тобою скотов, зверей и пресмыкающихся» (3 Ездр. 6:48-53).
5.ДРУГИЕ ИСЧЕЗНУВШИЕ ЖИВОТНЫЕ БИБЛИИ
Левиафан, бегемот и дракон — не единственные из удивительных существ, о которых мы сегодня можем узнать лишь по рассказам. В Библии упоминается более 150 видов млекопитающих, рыб, рептилий и птиц. Среди них, например, медведь. Да, да, вы не ослышались. Ещё в начале ХХ века обитателем Палестины был сирийский бурый медведь. Его рост достигал двух метров. Вместе со львами, волками и шакалами он представлял большую опасность для овечьих стад (1 Цар. 17:34, Притч. 28:15, Плач 3:10, Ам. 5:19, Ос. 13:8 и другие).
В книге Царств описывается ужасающий случай, когда две медведицы растерзали сорок два ребёнка, смеявшихся над пророком Божиим (4 Цар. 2:23-24). Последний сирийский медведь в Палестине был истреблён в годы Первой мировой войны. А всего в мире их осталось лишь несколько. Они находятся в заповедниках Армении и занесены в Красную книгу.
Нет сегодня на Святой Земле и львов, образ которых стал символом Иерусалима, а также барсов и волков — тех самых, которые стали образом лжепророков (Мф. 7:15; Деян. 20:29). Персидские львы во множестве водились в тростниковых зарослях Иорданской долины и в пещерах Иудейской пустыни. Победа над львом — один из подвигов израильского судьи Самсона. Встретив льва, можно было только победить или умереть (3 Цар. 13:11-32). В ров ко львам бросил вавилонский царь святого пророка Даниила, но Ангел Божий заградил пасти хищникам (Дан. 6 глава).
Из-за опасности этого зверя образ льва часто негативный в Библии.
«Как лев подстерегает добычу, так и грехи — делающих неправду» — говорит книга Премудрости Иисуса сына Сираха (27:10).
И только пророк Исаия любил львов. Он пророчествует о том, что в Царстве Божием лев и ягнёнок будут лежать вместе (Ис. 11:6; 65:25).
И даже применяет образ льва к Господу:
«Как лев, как скимен, ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнется и множеству их не уступит, — так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его» (Ис. 31:4).
Этот образ используют и другие пророки — но лишь для описания гнева Божия.
Образ льва негативен и в Новом Завете:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).
Хотя в книге Откровения львом назван Сын Божий:
«И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5:5).
Некогда Палестину населяли всевозможные разновидности прекрасных животных: олени, лани, серны, и даже саблерогие антилопы — ориксы — и особый род газелей — камелопарды (Втор. 14:5), дикие ослы — онагры (Пс. 103:11). На страницах Библии лани и серны — образ, связанный с прекрасной возлюбленной в Песни Песней (Песн. 2:7; 3:5), а также аллегория человеческой души, стремящейся к Богу:
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2).
Теперь этих прекрасных обитателей Святой Земли в дикой природе тоже уже почти не встретишь.
Нет сегодня в Палестине и диких страусов, среди которых жил лишившийся дома праведный Иов (Иов 30:29). Под угрозой исчезновения — птица ибис, упоминаемая в 14 главе книги Второзакония (14:16). Лебедя (Лев.11:18, Втор.14:16) также встретишь разве что в зоопарке.
Упоминаются в Библии и разнообразные экзотические животные, привезённые в Землю Обетованную из других стран. Например, павлины и обезьяны, которые трижды в год прибывали в Израиль на кораблях по заказу царя Соломона (3Цар.10:22, 2Пар.9:21).
6.ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ
Впрочем, большинство библейских животных благополучно дожило до наших дней. Самые популярные (более пятидесяти упоминаний) на страницах Писания наряду со львом — овца, лошадь, вол, верблюд, осёл, корова, коза и орёл. Последний — также образ, употреблённый по отношению к Господу: «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:11-12).
Некоторые из них стали символами — как козы и овцы в притче о Страшном Суде (Мф. 25:31-46).
Чаще других упоминаются домашние животные, всю историю шедшие бок о бок с человеком и верно служившие ему. Некоторые даже сыграли судьбоносную роль в истории — наряду со змеем, через которого сатана соблазнил Еву, и загадочной огромной рыбой, спасшей пророка Иону и, тем самым, Ниневию.
7.ГОЛУБКА — ОБРАЗ КРОТОСТИ
Именно эта домашняя птичка возвестила человечеству об окончании всемирного потопа: дикий ворон вернуться обратно не захотел. Хотя, как мы помним, именно эта птица приносила пищу пророку Илии, когда тот скрывался в пещере от нечестивого царя Ахава и царицы Иезавели.
Голуби были символом кротости и послушания. Домашних голубей, как и овец, приносили в жертву. Дева Мария принесла в Иерусалимский Храм две горлицы в благодарность за рождение Сына (Лк. 2:24).
Неслучайно именно в этом образе явился людям Дух Святый во время Крещения Господня (Лк. 3:22; Ин. 1:32).
Другое домашнее животное — агнец (ягнёнок) стало прообразом Христа, который назван Агнцем Божиим.
8.ОСЛИЦА ВАЛААМА И ДРУГИЕ
Языческий жрец Валаам должен был проклясть израильтян, что, по мнению язычников, предрешило бы исход битвы с этим народом. Внезапно ослица, на которой он ехал для совершения этого обряда, остановилась, увидев Ангела Божия. Валаам не знал, отчего стало животное, и начал его бить. Тогда ослица ответила ему человеческим языком, что она видит Ангела. Только теперь его увидел и Валаам. Это настолько поразило жреца, что он благословил Израиль (Чис. 22-24 главы), сказав известное пророчество о рождении Христа (Чис. 24:17).
«И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать , потому что путь не прав предо Мною; и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою». (Чис.22:23—33)
Потерявшиеся по Промыслу Божию ослицы Саула привели его к пророку Самуилу и к помазанию на царство — Саул стал первым царём израилевым (1 Цар. 9 глава).
Наконец, на ослице и молодом ослике вошёл Господь в Иерусалим (Мф. 21 глава), исполнив древнее пророчество (Зах. 9:9).
9.АНГЕЛ, ЮНОША И СОБАКА
В книге Товита всё чудесное путешествие юноши Товии проходит в сопровождении не только Ангела Божия, но и собаки. О ней упоминается дважды (5:17 и 11:3), а значит, не такая уж неважная эта подробность: она должна охарактеризовать юношу как доброго и чуткого человека, милосердного к братьям нашим меньшим и, что бы ни случилось, не оставляющего их.
Вообще собака — положительный образ в Писании. «Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным?» — говорит книга Премудрости Иисуса сына Сираха (Сир. 13:22). Нищего Лазаря в притче Христовой лечили собаки, зализывая ему раны (Лк. 16:21). Милосердное отношение к собакам вместе со смирением помогло ханаанеянке испросить у Христа исцеления для своей дочери (Мф. 15:21-28).
Впрочем, проблема бродячих собак была и в те давние времена, например, в эпоху Израильского царства. Их стаи были настолько голодны, что съели нечестивую царицу Иезавель, тем самым исполнив пророчество (4 Цар. 9:30-37). Бродячие собаки были опасны гораздо более, чем сегодня. В некоторых местах Библии они даже стали метафорическим образом.
Например, по мнению иеромонаха Иова (Гумерова), словом «пёс» называются профессиональные блудники в постановлении книги Второзаконие:
«Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18).
А вот кошка упоминается в Библии всего два раза — у пророков Исаии
14 И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой.(Ис. 34:14)
и Иеремии
На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки. (Посл. Иер. 1:21),
и то в диком виде.
Отсутствие упоминаний в других книгах (прежде всего, канонических) можно объяснить тем, что Священное Писание не является энциклопедией жизни и быта древних людей Палестины, а представляет собой собрание богодухновенных текстов о домостроительстве нашего спасения. Ее цель – научить нас путям Божиим. Различные домашние животные упоминаются только в определенном библейском контексте: описание жертвоприношений, постановления Моисеева закона, важнейшие библейские события, притчи.
Часто животные используются метафорически для сравнений и построений образов. Так, например, словом «пес» называются профессиональные блудники: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18).
Возможно, была еще одна причина, по которой священные писатели не упоминают кошек. Для соседних египтян, жизнь и нравы которых евреи хорошо знали, кошки были предметом культа. Они поклонялись им. Духовное сознание и нравственные понятия язычников были настолько извращены, что кошку ценили выше человека.
Геродот пишет, что во время пожара в первую очередь спасали кошек, а потом людей. Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90 до Р.Х. – 21 по Р.Х.) пишет: «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно» (I, 83).
«Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1: 25).
10.«ЧИСТЫЕ » и «НЕЧИСТЫЕ» ЖИВОТНЫЕ
В том, какие именно животные стали домашними, во многом сыграл роль закон о ритуально чистых и нечистых животных. В свою очередь, он был связан с тем, какие животные могли стать переносчиками болезней в то время, а также с ритуалами соседних языческих народов, практиковавших разнообразные жертвоприношения животных.
Например, домашняя сегодня свинья считалась нечистой. О ней — лишь презрительное упоминание в Библии. «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная» — говорит книга Притч Соломоновых (Притч. 11:22). «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6). Именно в свиней, а не в другое животное, разрешил Господь войти бесам во время исцеления Гадаринского бесноватого (Мк. 5:1-20, Лк. 8:26-39).
Благодаря подробным ритуальным предписаниям законоположителных книг Левит и Второзаконие сегодня нам известно о многих видах животных, населявших Палестину в библейские времена. Например, упоминаемый как нечистое животное «заяц» — на самом деле перевод слова, которое относилось к интересному и общительному зверьку даману, представляющему нечто среднее между морской свинкой и кошкой.
Законы Ветхого Завета помогли сохранить многие виды зверей и птиц Земли Обетованной от истребления человеком. Неоднократно на страницах книг Библии животные присутствуют как свидетельство премудрости Творца и побуждают человека воздать хвалу Богу, тем самым возвращая миру утраченную гармонию.
11.КАРЫ ЖИВОТНЫМИ
1.Десять казней египетских (нашествие лягушек, нашествие мошки, нашествие диких зверей, нашествие саранчи)
2.Damnatio ad bestias (Восприятие смерти от зверей в религии).
3.Убийство 42 детей двумя медведицами:
«И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.» (4Цар.2:23-24)
12.ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Кроме жертвы Ноя, в Ветхом завете упоминаются некоторые животные жертвы Богу. Это тонкий вопрос: как Бог мог позволить убивать человеку свои творения в свою честь? Для ответа на этот вопрос надо сначала разобраться, что же такое жертвоприношение.
В «Библейском словаре» В.П. Вихлянцева написано:
«Жертвоприношение – как дар Господу приносилось людьми уже в глубочайшей древности. Каин принес от произведений земли (Быт 4.3), а Авель – от стад (Быт 4.4). Ной принес первое всесожжение (Быт 8.20), а Иаков – возлияние (Быт 35.14). Все народы приносили жертвы своим богам, и в Египте, где евреи жили долгое время, также приносилось множество жертв. Там приносились домашние и дикие животные, хлебные приношения и возлияния, и особенно много цветов (это последнее особенно распространилось по миру и сохранилось до сих пор).
В Египте не было всесожжений и на жертвы никогда не возлагалось рук и поэтому там, очевидно, не было понятия о заместительной жертве и о полной отдаче Богу. Моисей, по-видимому, со всем народом впервые принес жертвоприношение на Синае (Исх 10.25-26; Чис 28.6), после чего жертвоприношения стали частью богослужения евреев. Следует отметить, что Закон не требует жертв (Лев 1.2; Иер 7.22-23) и Господу более угодны правда, милосердие и Боговедение (Прит 21.3; Ос 6.6; Мф 9.13; Мр 12.33), но Закон упорядочивает это служение и очень строго относится к его нарушениям (ибо лучше не приносить жертв совсем, чем делать это с нарушениями или приносить бесам). Жертвы должны были приноситься в свое время (Чис 28.2) и уже на Синае была установлена обязательная ежедневная жертва утром и вечером, которая называлась постоянное приношение.
Постоянное приношение состояло из одного агнца, хлебного приношения (ХП) и возлияния (В). Кроме этих регулярных, приносимых во все праздничные дни жертв, Законом определялись также различные добровольные и специальные жертвоприношения (Чис 29.39), которые могли приноситься в любой день.»
То есть животные жертвы нужны были для того, чтобы укрепить связь человека и Бога. И для Бога животные не стоят на одной ступеньке «ценности» с человеком. Отношения с человеком для Бога важнее и дороже жизни животного.
Но не каждая жертва принималась Богом. Первое жертвоприношение тому свидетельство.
«…И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. 3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его…» (Быт.4)
«От тука» означает необязательно мясо, а молоко, сыр или шерсть. После того как Бог «призрел» на Авеля и не «призрел» на Каина, Каин убил своего младшего брата. Разные люди имеют разные версии, зачем он это сделал. Лично моё такое: Каин был первородным сыном, то есть ему отпускалось больше Божьей благодати, чем всем остальным. Соответственно, с него требовалось больше. И вот, видимо, чтобы снискать ещё больше благодати, Каин принёс жертву. И видя, что Авель приносит свою жертву из любви Богу, а Каин – из корысти. Поэтому Бог и не принял жертву Каина, и он из зависти убил своего брата.
Жертвы приносились до рождения, и даже некоторое время после рождения Христа. Надобность в них для верующих отпала после Распятия Иисуса Христа, ведь главной частью жертвы была кровь (поскольку кровь – это путь, по которому душа связывается с телом), а что может быть священнее, чем кровь самого Бога? Сейчас Его жертву мы повторяем на Таинстве Евхаристии, когда мы вкушаем «тело и кровь Нового Завета», чему нас научил Иисус Христос незадолго до Своей смерти.
13. УПОМИНАНИЕ О ЖИВОТНЫХ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В Евангельском повествовании животные упоминаются вскользь, потому что их место в жизни человека второстепенное. Однако, несмотря на «незначимость» животных, именно они пришли первые поклониться новорожденному Христу, а сам Спаситель был положен в ясли – предмет ухода за домашним скотом. Само Рождение Господа Иисуса Христа уже принесло на Землю мир, и животные тоже почувствовали эту радость и вспомнили об утраченном Рае (икона Рождества Христова).
В Новом завете в раннее время очень хорошо известны случаи, когда для казни первых христиан использовались животные, а также дружба Святых угодников и животных.
Рассказ о животных в Новом завете начнем именно с первых христиан.
Распространение веры христианской вызвало гонение на христиан со стороны римских языческих императоров. Приверженцы язычества убеждали императоров, что христиане – враги государства, враги императоров и всего человечества. Гонения на первых христиан были настолько жестоки, что не поддаются описанию. Одним из любимых развлечений римлян, кроме гладиаторских боев, были казни христиан. Патриции выискивали христиан среди населения, пытали их, а затем выпускали их на арену цирка. С другой стороны арены выпускались дикие звери. Со временем, такие казни стали даже популярными, чем другие такие «развлечения».
Большую часть христиан съедали животные, но бывали случаи, когда животные отказывались мучить людей, чувствуя в них Божью благодать. Примером этого может служить житие святой Татьяны.
Святая Татьяна была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татьяна достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и земным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.
При императоре Александре Севере (222-235 гг.) святая Татьяна за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана (около 225 г.). Согласно летописи святую Татьяну, после разных истязаний, бросили на арену цирка, чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татьяну подвергли новым мучениям и вместе с ее отцом усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучивших святую, уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, — и они тоже были после мук усечены мечом. По свидетельству диакона Зосимы, глава святой Татьяны находилась в 1420-ом году в Перивлепто в Константинополе.
Это не единственный случай, когда животные отказывались есть христиан, но все их имена история не помнит, ведь их казнили сотнями и тысячами!
14.ДРУЖБА СВЯТЫХ И ЖИВОТНЫХ
Известно очень много примеров дружбы святых и животными. Такая дружба была и в первые века после Рождества Христова (преподобный Власий), и в Средние века на Руси (множество святых, ярчайший пример – Серафим Саровский). Возможно, такая дружба есть и сейчас, и благослови Господь тех, у кого есть такая дружба.
Вот отрывок из жития Серафима Саровского:
“…Святой Серафим непрестанно молился Богу. От этого сердце его разгоралось всё большей и большей любовью. И любил он не только Бога, но и всё Божье творение, всю природу Богом созданную. И так очистил он себя от всякого греха постоянной молитвой и памятью о Боге, что жизнь его стала похожей на жизнь первых людей в раю, где звери слушались человека и не делали зла ни друг другу, ни человеку.
В ночное время приходили к келье святого звери: медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба. Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.
И вот что случилось однажды:
Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: “Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно.
Наконец, когда монахиня совершенно успокоилась, а старец скормил почти весь свой хлеб, он подал ей оставшийся кусок и велел покормить медведя. Но она отвечала: “Боюсь, батюшка: он мне и руку отъест!” Старец Серафим посмотрел, улыбнулся и сказал: “Нет, матушка, верь, что он не отъест твоей руки.” Тогда она взяла поданный хлеб и скормила его весь с такой радостью, что желала бы ещё кормить его, потому что зверь был с ней кроток, по молитвам святого…» Житие этого преподобного доказывает, что творения Божьи могут и должны искать общий язык. Даже такие, казалось бы, жестокие хищные звери, как медведи, могут добрыми и ласковыми. Всё зависит только от нас и нашего отношения к ним. Кроме того, известны многие другие случаи, например, Сергий Радонежский вылечил слепого медвежонка, которого принесла медведица-мать. Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…”
Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми.
Дружба с животным – это не только взаимопомощь, но и общая радость, общее доверие и терпение. Новый Завет дал новую заповедь. «Возлюби Ближнего своего…»
Любовь пришла в мир, и с ней животные, наряду с людьми, стали человеку вновь ближними. И стала возможна дружба человека и животного. Но – только такого человека, который служит Богу, Ему одному поклоняется, Его одного славит. И на таком человеке и прибывает Божья благодать. И такой человек может дружить с животным, не теряя своего человеческого достоинства. И звери это чувствуют.
Православная жизнь, Азбука, Гид по Израилю, храм Вознесения Господня
Просмотрено (736) раз