Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Дата – 14 октября н.ст.
Радуйся, Радосте наша!
Так, между другими благохвалениями, величаем и ублажаем мы Пресвятую Деву — Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Воистину Она есть радость всему миру; ибо родившийся от Нее Сын Божий пришел избавить от всех бед и скорбей, от всех зол и печалей весь род человеческий. Преимущественно же Она есть радость христианам, для которых Она есть Матерь по благодати возрождения, покров и защита от всякого зла по дарованной Ей славе, силе и могуществу, подательница всех благ духовных и телесных по матерней Ее благости, любви и милосердию ко всем верующим во имя Сына Ее и Бога.
Казалось бы, после сего, что в мире христианском, где есть преблагословенная Матерь — всех скорбящих радость, уже не должно быть ни печалящихся, ни скорбящих. Отчего же и между христианами так мало довольных и радующихся и так много сетующих и печальных, так редко полное счастье и утешение и так обыкновенны воздыхания и слезы? Оттого, без сомнения, что не все достойны истинной радости и не все способны ею пользоваться, не в том полагают счастье, в чем должно, и не там ищут радости, где нужно.
Что такое радость? По существу своему она есть приятное чувство сердца, находящего в самом себе довольство и полноту жизни, умиротворение всех помыслов, успокоение всех чаяний и ожиданий, удовлетворение всех желаний и стремлений. Она есть самая полнота жизни, не ощущающая в себе недостатка, или же восполняющая все упованием христианским, исполненным бессмертия и вечной славы. Она есть успокоение духа — в обретении искомого, в получении желаемого, во избежание опасностей, в преодолении препятствий, в достижении предположенной цели. Она есть мир совести, не возмущаемой никаким страхом, не отягощаемой раскаянием, готовой стать пред судом Божиим.
Кому, следовательно, принадлежит радость? Тому, кто живет, сколько возможно, истинною, совершенною жизнию свойственною существу созданному по образу и подобию Божию, превознесенному над всеми земными тварями разумом и свободою- тому, у кого разум просвещен истиною и не страдает от заблуждений, у кого совесть утешается сознанием правоты своей пред Богом и человеками и не отягощается сознанием неправд и беззаконий, у кого сердце исполнено чувством довольства и счастья и не сокрушается от неисполнимых желаний, не терзается от невознаградимых потерь и лишений, не томится предчувствием угрожающих опасностей и бедствий; тому, о ком сказано: и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою.
Она принадлежит христианину, обновившемуся духом ума своего, исполненному благодати Духа Божия, соединенному в един дух с Самим Господом — Источником вечной жизни и радости. Но не принадлежит и не может принадлежать грешнику, связанному многоразличными узами страстей и похотей — несмысленных и враждующих, удаленному от Господа Иисуса Христа своими мыслями, желаниями и делами, лишенному благодати Духа Божия.
Истинному христианину и в настоящей прискорбной жизни его на земле есть о чем радоваться. Он познал истину, примирился с Богом через Иисуса Христа, избавился от темной власти диавола, омылся, оправдался и освятился благодатию Духа Божия, получил высокое право и достоинство сына Божия, и потому твердо уверен, что Отец небесный видит всякую нужду его, слышит и приемлет Единородного Своего Сына; что целое небо приемлет в судьбе его родственное, живое участие,—что св. ангелы и весь собор святых Божиих сорадуются его радости, состраждут ему в скорби, готовы оказать ему свою благодатную помощь во всякой нужде и обстоянии; что пресвятая Матерь Божия, Царица небесе и земли, любит его, как сына своего, хранит его под своим благодатным покровом, молится и ходатайствует о нем пред Сыном Ее и Богом; что Сам Господь Иисус Христос, со всем божественным всемогуществом, премудростью и любовью, со всеми божественными дарами благодати Своей, пребывает с ним и в нем, по Своему непреложному обетованию. Может ли быть на земле радость выше, полнее и совершеннее этой христианской радости?
Но главный предмет и неисчерпаемый источник радости христианина заключается в будущем, блаженнейшем торжестве его, когда настанет и откроется совершенно царство Бога нашего и область Христа Его, когда все враги наши — все злое, неприязненное, враждебное нам будет изгнано, упразднено, ввержено в озеро огненное, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их, когда отрет Бог всякую слезу с очей их, и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. Там истинное отечество его, и туда устремлена непрестанно мысль его. Там истинное сокровище сердца его, там сокровен весь живот его со Христом в Бозе, там и ныне живет и веселится дух его. Так, истинная, совершенная, непомрачаемая ничем радость неразлучна с самым званием истинного христианина, есть неотъемлемое достояние верного последователя Христова.
А разве, скажете, и верные слуги Христовы не подвергаются бедствиям, не терпят скорбей и напастей? Подвергаются, даже чаще, нежели грешники, терпят, даже более, нежели люди, преданные страстям и похотям плотским. Но духовная радость, которою преисполнено сердце их, с избытком заменяет собою все радости мирские, которых лишаются они в земной жизни; живое ощущение присутствия и пребывания с ними и в них Самого Господа Иисуса Христа, непреложное упование блаженства вечного, уготованного для них Господом, утешают их в самых тяжких скорбях и напастях временных.
Что, по видимому, несчастнее жизни св. апостолов? Их изгоняют из градов, их приводят на сонмища, их бьют на сборищах, их всаждают в темницы, их предают истязаниям и мукам: даже доныне, говорят они: терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками.; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне (1 Кор. 4: 11, 12, 13).
И однакоже, скорбели ли о том св. апостолы? Нет: ныне радуюсь в страданиях моих, говорит за всех их, св. Павел. Отчего? Оттого, что по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше: ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 1: 5; 4: 17).
Что, по видимому, несчастнее участи св. мучеников? Для побеждения их твердости и терпения злоба мучителей, подстрекаемая самим адом, истощила все роды мучений самых ужасных. И однако же, согласился ли кто из них променять свою участь на все почести, богатства и удовольствия, которые предлагали им мучители за отречение от Христа? Нет; потому что полнота внутренней духовной радости о Господе с избытком восполняла внешние их скорби и страдания; живое упование вечной жизни с Господом давало им чувствовать, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас; живая вера извещала их, что все земное и видимое временно, а одно невидимое и небесное вечно.
Что, по-видимому, суровее жизни св. подвижников? Они оставляют вся красная мира, разрывают самые нежные узы родства и дружбы, удаляются в пустыни, поселяются в горах и вертепах, проводят всю жизнь свою в посте и трудах, в молитве и коленопреклонениях, в слезах и воздыханиях? Но кто из них согласился бы променять свой пустынный вертеп на самые великолепные чертоги, наполненные сокровищами всего света? Кто из них согласился бы отдать утешения Духа Святого за утехи человеческие, променять внутреннее блаженство праведности за временную греха сладость?
Посмотрите же на грешника, окруженного всеми благами мира, на миролюбца, преданного страстям и похотям плотским. При всем обилии сокровищ душа его жаждет непрестанно, внутренний червь точит его сердце и не дает ему покоя; он истинно окаянен и беден, и слеп и нищ и наг. Ибо не может он не чувствовать, что все утехи мирские не избавляют и не избавят его от горьких мучений совести, никакие сокровища не защитят его от смерти и суда Божия, никакие почести мира не спасут от геенны и огня будущего.
Не может он не сознавать во глубине души своей, что все земные радости его улетят скоро и безвозвратно, что все сокровища его исчезнут некогда из померкающих сном смерти глаз его. А что бывает с грешником, когда постигают его бедствия, когда несчастный случай лишает его всего, на что надеялся он в жизни, в чем полагал все свое счастье и блаженство? Не в силах будучи переменить своего жребия и не имея внутрь себя источника утешения, он становится жертвою малодушия, неутешной скорби и отчаяния. В неутомимых муках совести, в безнадежных терзаниях сердца злая смерть самоубийцы кажется ему отрадою.
По сему-то и учит нас, братия, Слово Божие не любить мира, ни того, что в мире, ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская; а прежде и паче всего искать царствия Божия и правды его, желать не радостей и утех мирских, а благодати Божией и радости о Дусе Святе.
Где искать и как находить эту духовную радость, которая одна может истинно и действенно утешать нас во всякой скорби? Единый источник чистой и святой радости о Господе есть всесвятой и животворящий Дух—Утешитель. От Него исходит, Им вдыхается и Им возгревается в душе и сердце верующего св. радость о Господе. Посему и нужно первее всего заботиться о том, чтобы стяжать и сохранить в себе благодать всесвятого Духа Божия, соединиться в един дух с Господом Иисусом Христом верою, любовию и упованием, молитвою, покаянием и причащением тела и крови Его, исполнением заповедей Его, благочестивою жизнью в страхе Божием, да будет Он в нас и мы в Нем. Ибо где обитает Сам Господь Иисус Христос, там все сокровища небесные, все источники утешений духовных, вся полнота радости и блаженства неоскудеваемого.
Подательница сей чистой и святой радости о Господе есть пресвятая Матерь Господа, обрадованная паче всех воскресением и славою Сына своего—в той высочайшей мере, в какой сострадала Ему на Голгофе. Она, как живоприемный и живоносный источник, есть первая приемница исходящей от престола Божия благодати и первая подательница ее всем верующим, просящим и молящимся.
Надобно, посему, умолять Ее, преблагую и премилосердую Матерь нашу, чтобы Она соделала нас причастниками того духа любви и преданности Господу, коим одушевлялась Ее пресвятая душа, чтобы даровала нам силу и ревность уподобляться Ей Самой в чистоте и смирении, в терпении и покорности воле Божией, дабы соделаться достойными той высочайшей радости о Господе, которою преисполнено было сердце Ее, когда воспела Она в небесном восторге: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем.
Поддерживается и укрепляется св. радость о Господе чтением и слышанием Слова Божия; ибо в нем обретает и душа верующая все божественные, утешительные и радостотворные обетования, которые оставил нам Господь, как драгоценнейший залог будущих неизреченных утешений и радостей в вечном царстве Своем; там живописуется небесный образ безконечной любви Божией, которая, не пощадив за нас Единородного Сына Своего, как с Ним не дарует нам и всего? Возгревается и питается св. радость о Господе благоговейною и умиленною молитвою и псалмопением духовным, по оному наставлению Апостола: но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все (Ефес. 5: 18. 19. 20).
Умножается и возрастает святая радость о Господе де- ятельным исполнением заповедей Божиих, которое приносит благодатный мир и утешение совести, и, преимущественно, делами любви и милосердия христианского, делами благотворения и человеколюбия, через которые духовная радость благотворящего возрождается в тысяче радостей сердец облагодетельствованных, избыточествует многими благодарениями Богу и приносит нам Его всесвятое благословение.
Что ж легче, удобнее и доступнее для всех, и богатых и бедных, и знатных и худородных, как веровать в Господа всею мыслию своею, любить Его всем сердцем своим, исполнять святыя заповеди Его от всей души своей, поучаться и утешаться животворным Словом Его, быть чаще в св. храме Его, исповедывать пред Ним грехи свои, причащаться животворящего тела и крови Его, благотворить братиям своим во имя Его? Но отсюда-то и происходит то небесное утешение и та неоскудевающая радость избранных, которую приносит им с Собою Господь Иисус Христос, по оному божественному обетованию: но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Иоан. 16:22 ). Аминь.
***
Покрова Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 4
Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло пра́зднуем,/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 3
Де́ва днесь предстои́т в це́ркви/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.
Величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.
т. 2.5. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. Дмитрий (Муретов)
Просмотрено (3) раз