Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Всех вас, всечестнии отцы, братия и сестры, поздравляем с долгожданным праздником Рождества Христова! Каждый из нас шёл к этой радости своим путём духовного подвига. Каждый из нас, соблюдая святый Рождественский пост, направлял свою душу, хоть потихонечку, но ко спасению — исповедью, благочестивыми размышлениями, усилением молитвенного правила, причащением Святых Христовых Таин, охранением себя от всякого зла. И вот мы пришли, братья и сестры, к этому празднику, празднику сугубой радости.
Радость от этого праздника настолько велика была, что летоисчисление начали вести со дня Рождества Христова. Радость от этого праздника в нашем народе всегда была такова, что выливалась за пределы храмов. Она была не только в церковном богослужении, не только в благолепии храмов и облачений, в благолепии догматических песнопений — стихир, кондаков, тропарей, которые были составляемы на протяжении веков святыми отцами, — и в домах Рождество Христово всегда было особым праздником утешения, и ходили колядники, прославляя родившегося Христа Спасителя.
Наш народ в своей святой простоте сочинял колядки, в которых воспевалось Рождество Христово, в которых отображалась радость духа человеческого. Зачастую в этих простых словах выражалась великая любовь к Богу, великая радость о Его пришествии в мир.
И мы, братья и сестры, служим сегодня ночную службу, мы слышим сегодня высочайшие догматы в словах служб, которые составляли святые отцы. Но чтобы радость была ещё более полной, мы сегодня исполняем и простые народные колядки, которые от любящего по отношению к Богу сердца исторгались из уст нашего народа.
«Сердцу веселящуся, лице цветет» (Притч. 15:13), «от избытка сердца уста глаголют» (смотр. Лк. 6:45). В нынешний день вся вселенная — не только Церковь, но и природа, и весь народ — все ликуют и радуются о Христе, пришедшем в мир.
Мы сегодня радуемся, что мы не сами. Ведь мы Богом не оставлены. Господь с нами! Не даром так торжественно звучало на великом повечерии песнопение «Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!»
Посмотрите на историю Церкви. Гнавшие Церковь языческие императоры… Еретики, которые зачастую делали союзниками императорскую власть Византийской империи и гнали Святую Церковь… Последнее гонение какое было! Эти Святые Горы помнят времена разорения, поругания святых храмов. В этом храме был клуб и безбожные песнопения исполнялись. В Покровском храме была устроена библиотека и портреты безбожников висели на стенах. Никольский храм на Святой Скале был в поругании, кучи мусора были внутри храма. В Антоние-Феодосиевском древнем пещерном храме было овощехранилище и бомбоубежище для занятий гражданской обороны.
Всё это видели Святые Горы. Но Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей» (Мф. 16:18). И ещё: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (смотр. Мф. 28:20). И мы видим, что как не была Церковь гонима, как не была разрушаема, как не была уничтожаема в лице Своих членов — Церковь Христова по обетованию Господню живёт и будет жить до Второго Пришествия Христова, чтобы соединиться с Церковью торжествующею, которую составляют святые, спасшие свои бессмертные души и послужившие Христу своею жизнью.
Христос нас не оставляет. И если мы Его не оставим, если мы, братья и сестры, будем Евангелие иметь не просто как книгу, которая стоит у нас на полке, а как книгу к руководству нашей жизни, доброго советчика, как поступать нужно правильно, если мы будем жить по совету Христову, то Господь всегда будет с нами, всё управит в нашей жизни.
«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, — говорит Господь. — Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:28–29). Сколько любви, сколько сострадания к падшему роду человеческому в этих словах! А как во время распятия Он сказал с Креста: «Отче! Прости им; не ведают бо, что творят» (смотр. Лк. 23:34). Все эти слова сегодня должны, братья и сестры, в сердца наши войти, в умы, в души наши, наполнив новым смыслом: мы Христовы! — Христос пришёл ради нас. Бог всесовершенный и Творец мира ради нас принимает на Себя плоть человеческую. Кто может быть беззащитнее младенца? Кто может быть беспомощнее младенца? Что, братья и сестры, может более вызывать у нас чувство любви и умиления, чем видение младенца? Тем более Младенца, лежащего не в роскошных палатах, а в убогих яслях для скота, на соломе. Сегодня Христос, Творец всего мира, принявший на Себя плоть человеческую непостижимым образом, рождается ради всех нас!
Ради всех нас и каждого из нас Он сегодня рождается, чтобы всех нас заразить любовью Своею. Чтобы мы имели любовь не только к Богу, но и к ближнему своему, друг к другу.
Эта любовь к Богу и к ближнему как раз и выражалась, братья и сестры, и в службах, и в пении колядок, когда шли от хаты до хаты — и к бедной хате, и к богатой хате… Кругом делились этой великой радостью о родившемся Христе Спасителе, вместе празднуя, вместе веселясь как единая семья, родня, которая имеет отцом своим Отца Небесного, а матерью — Пречистую Деву Богородицу.
И в нынешний день, братья и сестры, исполняясь полноты радости о рождшемся Христе Спасителе, поздравляя вас с этим великим торжеством и праздником, предлагаем вам колядки, которые будет петь братия. Ведь она любит наше народное достояние, как всегда Святые Горы любили народ, приходящий сюда, на это святое место. И народ всегда любил, любит и будет до скончания века любить великую святыню Святых Гор.
Да будет, братья и сестры, на этом месте всегда славиться Имя Христово. И приходящие сюда люди да будут учиться не безбожию, не разврату, как было прежде при разорении обители, а святости жизни, любви к Богу и друг к другу. Аминь.
Митрополит Святогорский Арсений. Проповедь в праздник Рождества Христова, 7 января 2008 г.
Просмотрено (2) раз