В 2025 году 9 февраля — — вторая подготовительная неделя (воскресенье), предваряющая Великий пост, — НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ. Во время Литургии в этот день будет читаться одна из рассказанных Спасителем притч (Лк. 18:10–14).
Лк. 18:10-14 (зач. 89)
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что’ приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
*** Евангельская притча о мытаре и фарисее выглядит весьма обыденно — в храм вошли два человека, и оба стали молиться. Первый начал свое воззвание к Богу с хвалы за то, что он не такой как все, что соблюдает предписания Закона, творит милостыню, постится, исправно выплачивает церковную десятину, и вообще не похож на таких грешников, как, например, стоящий рядом с ним мытарь. Последний же, не смея даже глаз поднять к Небу, бил себя в грудь и шептал: «Боже, будь милостив ко мне грешному!». Эту зарисовку Спаситель завершил твердым заверением, что мытарь ушел домой более оправданным, чем фарисей.
На современных иллюстрациях довольно часто этих двух мужчин изображают весьма колоритно — тщеславный, хитрый и надменный «праведник» и сокрушенный, смиренный и добродушный сборщик податей, скромно стоящий где-то у стеночки. Очень романтично, на первый взгляд, очень умилительно.
Но такие «пасторали» слабо отражают действительность, которую перед нами раскрывает Христос. Начнем с того, что оба человека молились совершенно искренне и говорили абсолютную правду.
Фарисей действительно мог хвалиться тем, о чем говорил, потому что он и в самом деле имел озвученные им добродетели. Точно так же и мытарю нечем было похвастаться, ибо единственное, чем он занимался, — это грабеж. Только в отличие от разбойников «с большой дороги» на свое ремесло он получил «сертификат» от Римских властей. Грубо говоря, это был полицай, стоявший на службе у оккупантов и соучаствовавший в их политике. Его не любили, и он прекрасно понимал, что поделом. Потому и опускал в храме очи долу, ведь даже милости у Бога он не имел права просить, а мог лишь молить — смиренно и безо всяких претензий.
Если бы мы были свидетелями описываемой ситуации, то наверняка приняли бы сторону фарисея. Так понятнее и привычнее — любить и уважать за что-то конкретное и осязаемое, равно как и ненавидеть за вполне реальные вещи. Однако, занимая одобрительную или осудительную позицию, человек в большинстве случаев находится во власти предрассудков — часто настолько обманчивых, что потом ему бывает стыдно за то, что он держался их. Все это происходит от того, что нам неизвестен глубинный внутренний мир того, кто становится объектом наших суждений.
Но Бог-то знает все. Он прекрасно знает, что за благочестивой внешностью может скрываться хитрая и лукавая личность, а в образе бомжа или блудницы живет прекрасная душа, которая просто не может раскрыться полностью в силу сложившихся жизненных обстоятельств.
Первое, чему учит Господь этой притчей, — неосуждение.
Спаситель предупреждает всех христиан о том, что не нужно спешить с выводами, составляя психологический портрет того или иного человека. Но и это не все. История мытаря — это пример настоящей молитвы и того образа поведения, которое должно быть присуще любому верующему, а особенно — в дни Великого Поста.
Ведь, по большому счету, ни одно из тех добрых дел, которое творит каждый из нас, не может быть вменено нам в заслугу, и очень мало на нашем счету по-настоящему искренних благих и добрых поступков. Потому что большинство из них мы совершили либо из корыстных побуждений, либо в надежде получить что-то взамен, либо в утешение своего собственного самолюбия. Нищ и убог есмь аз!
Эти слова покаянного вопля — не поэтическая метафора, а сущая правда, показывающая истинное состояние человеческой души. И последнее, над чем стоит задуматься. Господь, а вслед за Ним — и вся многовековая церковная традиция, именно мытареву молитву ставит в пример всем христианам. Почему? Да потому что только то расположение духа, которое было у презренного сборщика податей, может привести к настоящему покаянию.
Фарисей считал себя уже добившимся высот святости. Ему попросту некуда дальше идти в своем совершенствовании, потому что он в своем сознании достиг идеала. Когда человек искренне полагает, что он находится на финише, очень трудно доказать ему, что это всего лишь старт.
Мытарь же изначально понимал, что находится на дне, что он, иными словами, скатился дальше некуда. А любое осознание своего подлинного падения — это уже половина пути. Пути к святости. Мы не знаем, как сложилась судьба этих двух героев — на то она и притча, чтобы оставлять некоторые вопросы открытиями.
Но мы знаем, что именно мытарь является тем самым примером покаяния, который показывает нам Церковь. Поведение евангельского сборщика податей — это не унижение или самобичевание, а попытка честно спросить у самого себя: «Каков я на самом деле?». Это попытка честно исследовать свою душу и поставить точный диагноз. А вслед за этим — довериться Единому Врачу, Который и даст необходимое лекарство от греха, зла и смерти.
Александр Моисеенков
Просмотрено (0) раз