Притчи и цитаты святителя Николая Сербского (Велимировича), еп. Охридского и Жичского

Свт. Николай (Велимирович), еп. Охридский и Жичский (1956) (Серб.)

Дни памяти: 18 марта (5 марта по ст. ст.) и 3 мая (20 апреля по ст. ст.) (перенесения мощей в Сербию в 1991 г.).

3 мая Церковь чтит память святителя Николая Сербского, одного из известнейших святых ХХ века, «сербского Златоуста».

Будущий подвижник родился в 1880 году в крестьянской семье. Окончив Белградскую семинарию, продолжил изучать богословие в г. Берн (Швейцария), также прошёл обучение на философском факультете в Оксфорде и в Московской духовной академии. Во время Первой мировой войны отец Николай не раз посещал воинские подразделения и укреплял солдат. В 1920 году был рукоположен во епископа Охридского. Позже также служил на Жичской кафедре, одно время возглавлял Американскую епархию (при Сербском Патриархате). Во время Второй мировой войны пребывал сначала в заточении в обители Войловица, затем оказался в концлагере Дахау. Почил святитель в вынужденной эмиграции в Америке в 1956 году.

Даже в тяжелейших жизненных условиях святитель не оставлял писательских трудов. В числе его наследия — нравственно-аскетические, религиозно-философские труды, проповеди, письма и пр.

***

ПРИТЧИ

 

О ФАЛЬШИВЫХ ЗОЛОТНИКАХ

В большом парке готовилось народное гулянье, но пускали только по билетам. Многие хотели войти, но денег на билеты не было. Некий богатый человек решил испытать человеческие страсти и бросил в толпу детей горсть монет: это были фальшивые золотые монеты, среди которых был один настоящий серебряный динар. Бросились дети за монетами, перессорились, передрались, пока не собрали все монеты. Но на серебряный динар никто не обратил внимания, ибо каждый думал: золото дороже серебра. Те, кто держал в руках подделку, чувствовали себя совершенно счастливыми, но исход был горьким и неожиданным. Когда они пришли купить билеты, выяснилось, что деньги фальшивые, и полицейские сопроводили их в тюрьму. Один был находчивее всех: увидев, что случилось с его товарищами, он бросил фальшивый золотник и пошел искать серебряный динар. Когда нашел его, купил билет и попал в парк на гулянье.

Толкование: веселье есть Царство Небесное, или Царство бессмертной радости. Фальшивые монеты — плотские желания, земное тщеславие и самообман, отдаляющие людей от Царства истинной радости и уводящие их в царство муки и тьмы. Чистое серебро символизирует внутреннюю доброту и истину праведной души. Дети, падкие на обманчивый блеск сего мира, суть грешники. Ребенок, который отбросил фальшивое золото и поспешил за сребреником, символизирует раскаявшегося грешника.

 

РАЗУМНОЕ ДИТЯ

— Ну, сынок, чему тебя сегодня учил законоучитель?
— Чему учил?.. Отец-законоучитель нас учил, что существует Единый Бог в трех Лицах.
— А разве он вам не сказал, что Отец не старше Сына, и Сын не младше Отца?
— Да, папа, он так нам говорил, — ответил Иван.
— Ах, сынок, это большая глупость, — высказался отец-безбожник. — Посмотри! Я же твой отец?
— Да, папа, — подтвердил ребенок.
— Так видишь, сынок, если я твой отец, то должен быть и старше тебя. Разве не так?
— Так, папа дорогой. Ты старше меня как человек, но как отец ты не старше меня, поскольку в тот час, когда ты стал моим отцом, я стал твоим сыном. Поэтому, коль Небесный Отец прежде времен, то прежде времен должен быть и Сын.

Безбожный отец опустил голову, задумался и с того времени больше не спрашивал сына, чему его учит законоучитель в школе.

 

О ПАЛЬМЕ И КОЛЮЧКЕ
Восточная притча

У дороги росла пальма, а под ней колючка. По дороге проходили путники, и колючка цепляла и царапала каждого из них. Путники сердились и ругали колючку, сожалея, что никто ее не вырвет, чтобы она не вредила людям. Возгордилась колючка, подняла голову и надменно сказала пальме: «Что тебе толку от твоей высоты, если никто не сказал о тебе ни слова? Слышишь ли, только обо мне и говорят? Велика моя слава в мире, а ты ничтожество». — «Злая слава у тебя, такая же злая, как и ты сама. А то, что говорят о тебе, хуже молчания, — ответила ей пальма. — Обо мне говорят, только когда собирают финики с моих ветвей. Ты права, редко говорят, но слова эти полны благодарности и благословения».

 

О ЗЛОСЧАСТНОМ ПЕТУХЕ

У одной старой женщины был петух — не живой, а чучело, какие обычно из мертвых птиц делают. Женщина держала его в своем доме как украшение. И все, кто приходил к ней, удивлялись красивости этого петуха-чучела.

Однажды женщина решила сделать основательную уборку и проветрить свой дом. Она вынесла во двор все вещи, включая и своего любимого петуха. А в это время над двором в небесных высях кружили орлы, пристально вглядываясь, что бы с земли взять себе на пропитание. Заметив на дворе петуха, сразу несколько орлов устремилось туда, чтобы схватить его. И пришлось им биться между собой. В итоге два из них погибли, а несколько получили ранения. Но одному могучему орлу удалось все-таки схватить петуха в свои острые когти и победоносно подняться в выси небесные. Там, чувствуя себя уже в безопасности, он клюв свой вонзил в тело петуха, чтобы напиться горячей крови и наесться вкусного мяса. Однако из утробы петуха вместо сердца или печени орел достал вату. Он удивился очень и еще раз вонзил клюв под перья. Но опять вытащил клок ваты, а при этом почувствовал, что клювом задел что-то твердое, издающее звук не такой, как кости. Ужасно рассердился орел и в третий раз так клюнул, что клюв прошел насквозь, а вся голова оказалась внутри петуха, во мраке. Пытался орел вытащить голову, да не мог, так как она там запуталась в проволоках. Он напряг все силы, чтобы голову все же вытащить, дернул раз, другой, третий… Да так и не смог, а к тому же чем больше дергал, проволоки все туже затягивались вокруг шеи. Он судорожно дергался, уже думая не о добыче, мясе и крови, а лишь о том, как спасти свою жизнь. Но все безуспешно. Проволоки душили его. Тогда орел разомкнул свои когти, намереваясь выпустить петуха, чтобы тот упал на землю. Однако и это не удалось — петух висел в воздухе, держась проволоками своего нутра за голову орла. Теперь уже не петух был добычей орла, а орел добычей петуха, причем мертвого. От настоящего петуха там ничего, кроме перьев, не было. В конце концов от страха, удушья и судорожных попыток освободиться орел изнемог и, лихорадочно тряся крыльями, стал падать. На землю он упал без сознания. Вскоре к нему подбежали дети. Увидев и поняв, что случилось, они начали смеяться. Но чучело петуха сорвали и орла от проволочной удавки освободили. Умирающий орел еще открыл глаза, взглянул в небесные выси, посмотрел на детей… И дух испустил.

Этот реальный случай из жизни животного имеет символичное значение для жизни людей. Что он представляет? Старая женщина — этот мир, предлагающий свои блага и удовольствия людям. Люди, как хищные птицы, борются за эти блага. В такой борьбе многие гибнут, и все остаются с ранами на душах свои. Ложный петух — этого мира ложное богатство, за которое люди борются. Орел-победитель, который своих собратьев убивал и ранил, представляет человека, дорвавшегося до богатства этого мира. Его радость из-за добычи кратковременна. После нее наступает разочарование, неизбежно связанное с любым удовольствием. А разочарование обусловлено тем, что человек запутывается в невидимых проволоках благ и наслаждений, которые душу человеческую удавливают, пока не загубят. И такой человек гибнет в страхе и ужасе. Причем его гибель сопровождается насмешками других людей.

 

БОЖЕСТВЕННОЕ КОЛЕСО

Большое колесо вращается медленно, но оно настигает меньшее, которое вращается быстрее. Чем больше колесо, тем медленнее ход и меньше скрип; чем колесо меньше, тем быстрее ход и громче скрип. То же с людьми.

Большее «колесо» души человеческой есть Бог. Величину его увидеть невозможно, ход его неслышен в скрипе множества маленьких колесиков. Когда же мелкие колесики души замедлят свой бег и утихнут, душа созерцает себя в неизмеримом Божественном колесе, охватывающем небо и землю. И тогда, в эти неожиданные и редкие моменты созерцания, душа ощущает неизреченную радость.

 

О КУЗНЕЦЕ

Некий кузнец послал в мир своего сына искать такого ремесла, благодаря которому сын смог бы поддержать отца в старости. На дорогу он сказал ему: «Помни одно правило, которое помогает путешествующим: иди, куда поведет тебя ветер!». Послушался сын отца, отправился в путь и шел, куда ветер поведет. Долго он шел, пока снова не оказался перед кузницей отца. Удивился отец, а сын сказал ему: «Не удивляйся: твой совет привел меня назад. Чутко прислушивался я к ветру и шел за ним, как ты велел мне». Разочарованный кузнец ответил сыну: «Оставайся здесь и учись у меня, как я у своего отца».

 

О ПРИДАННОМ

Давным-давно отправился царский сын по свету искать себе невесту. В старое время был такой обычай, что царевич брал себе в жены самую красивую девушку из своего народа. Так и этот царевич пошел в народ, ведя за собой многочисленную свиту и везя богатые подарки. Странствовал он по селам и городам, пересекал знойные песчаные пустыни, мерз на горных перевалах, обивал росу по долинам, плыл по глубоким водам, ночевал там, где застигал мрак, и всегда встречал рассвет не там, где смеркалось. Однако нигде не мог найти себе невесту.

Однажды вечером оказался царевич в неком дивном селе, которое называлось Родники. В том селе и впрямь было множество сильных чистых родников, которые поили окрестные поля и огороды, леса и сады, цветущие луга и нивы. Поэтому село и называлось так — Родники.

Усталые путники постучались в ворота самого большого дома, который они увидели в селе. В том доме жила одна добрая женщина со своей юной дочерью. Царевичу сразу понравилась девушка, и стал он свататься. Смиренная мать бросилась царевичу в ноги и со смущением отвечала ему, что они она не достойна такой чести, ни ее дочь такой славы, и притом девушка еще так юна, что ей рано выходить замуж. На это царевич ответил, что он будет ждать, пока она станет взрослой.

Потом он достал перстень и подарил его девушке в знак обручения, а затем дал ей семь златотканых сарафанов. на заре тронулся царевич со своей свитой в обратный путь. На прощание наказал матери, когда дочь повзрослеет, пусть наденет все семь златотканых сарафанов и придет к нему сама.

Тогда девушка спросила, как же она найдет дорогу до царского дворца.

Царевич протянул ей посох и сказал: «Вот этот посох поведет тебя правым путем и приведет ко мне. А если окажешься на распутье, ударь о землю этим посохом, и где он тебе ответит: «Я есть путь, туда и иди».

После того царевич простился с матерью и дочерью и довольный вернулся в свою столицу. Проходил день за днем, год за годом, и вот девочка выросла. Однажды им принесли письмо от царевича, что пришло время, и он ждет невесту. Тогда мать одела дочку в семь златотканых сарафанов, поцеловала ее и проводила в дорогу, пожелав счастливого пути.

Долго шла девушка путем-дорогою и вскоре оказалась на распутье, где дорога разбегалась в разные стороны. Тогда ударила она посохом по одной дорожке и вдруг услышала голос, зовущий ее идти по той тропе: «Иди сюда, здесь путь!» Удивилась девушка и снова ударила посохом о землю уже на другой дорожке, и опять услышала те же слова» «Иди сюда, здесь путь!». Так случилось и с третьей, и с четвертой, и со всеми остальными путями. Тогда решила она испытать и самый последний путь, который был узок и тернист. И когда ударила она посохом о землю на том пути, вдруг услышала она голос: «Я есть путь!» Очень удивилась девушка, однако, вспомнив наказ царевича, пошла этим путем.

Шла она так. шла, а путь перед ней становился все шире и шире, пока не оказалась она снова на распутье. Тут уж она знала, что делать. Стала она ударять посохом о землю на каждой дороге и везде слышала голос: «Здесь путь, иди сюда!» Но она не соблазнилась теми путями, а пошла по тому, откуда доносился голос: «Я есть путь!»

Так она счастливо миновала все распутья и вскоре увидела царский город. Перед дворцом ждали ее царские воеводы, которые проводили ее во дворец. Как увидел ее царевич, то обрадовался и велел готовить свадебный пир.

***
Царевич есть Сам Господь Иисус Христос. Село есть этот свет. Самый большой дом на селе, где живет добрая мать, — это Церковь Божия. Дочь представляет христианскую душу. Семь сарафанов есть семь главных добродетелей, в которые всякая душа должна облачиться, чтобы быть угодной Господу.

Посох, указующий путь, есть вера. Пути, на которых слышится голос «здесь путь/!», представляют собой те пути, на которые указывают философы по своему человеческому разумению. Никто из философов не осмелится сказать «я есть путь!», но все говорят «здесь путь». Только Господь Иисус Христос сказал: «Я есть путь!» Верой тот путь находится. Она и есть тот чудотворный указующий посох.

Царский город есть Царство Небесное. Воеводы царевы, которые поджидают душу, есть Ангелы Божии. Свадебный пир — это радость от единения души с Творцом своим в вечности.

 

ОБ УСЫНОВЛЕНИИ

Некий богатый человек имел единственного сына. Но усыновил он и сироту и считал его своим сыном. Вот однажды в дом этого человека тайно проник колдун и уговорил пасынка оставить дом своего благодетеля, пообещав ему славу, во много раз превосходящую славу приемного отца. Околдованный пасынок пришел к своему благодетелю с просьбой отпустить его. Тот прозрел все, что произошло, но не стал противиться и предоставил ему свободу. Однако, провожая его в путь, сжалился над ним и дал ему плетеный мешочек, полный золота и драгоценных камней. Со слезами отпустил он пасынка. Злодей же не только не помогал одинокому путнику, но посылал своих сродников грабить его. И несчастный, попадая в руки разбойников, откупался от них золотом и драгоценностями, но только просил не трогать его плетеный мешочек. Засада следовала за засадой, пока драгоценный мешочек не опустел. Тогда перед ним появился сам колдун; бедняга бросился к нему за помощью, как к другу. Но злодей сбросил маску и, скрипя зубами, стал отнимать у несчастного плетеный мешочек. Все это время человек, усыновивший сироту, прозревал происходившее с пасынком в дороге. Он сокрушался о судьбе юноши и послал своего единственного сына спасти его от погибели. Сын подоспел в тот последний миг, когда пасынок уже изнемог в борьбе за плетеный мешочек, и, ударив колдуна, ранил его смертельно, а сироте опять наполнил мешочек золотом и самоцветами и сказал, чтобы скорее возвращался в дом, где ждет его отец.

Понятна ли Вам эта притча? Человек-хозяин — Бог. Сын Его — Иисус Христос. Пасынок — Адам и род его. Колдун — сатана. Плетеный мешочек — тело человеческое. Золото и дорогие камни — дары Божии, украшающие душу человеческую. Удалившись от Бога, самовольный род человеческий постепенно растерял духовные сокровища и остался один на один с жизнью телесной. И когда сатана сделал попытку присвоить и ее и тем самым полностью уничтожить творение Божие, явился на землю Сын Божий. Он смертельно ранил сатану и, раненого и бессильного, низверг в адскую бездну, а в телесную жизнь снова вдохнул душу живую и исполнил ее Божественными дарами. В то же время Он заповедал роду Адамову с новым сокровищем вернуться в дом Отца Небесного.

 

О ЖИЗНИ ГРЕШНИКА

Некий человек получил богатое наследство, но использовал его только на строительство и украшение дома. И жил он в этом доме один, сам не ходил ни к кому и никого из добрых людей не принимал у себя. Во всем себе отказывал, вкладывал все только в дом. Немытый, нечесаный, в лохмотьях, голодный скупец все имение свое тратил только на дом, в котором обитал. Годами соседи не видели его лица, зато дом был украшен так, что прохожие не могли сдержать возгласа восхищения. Прислушивался тот человек к каждому слову похвалы о своем доме, и было это единственной его радостью. «Кто же это живет в таком доме? Кто он, если у него такой особняк?» — спрашивали прохожие. Но лица хозяина никто не видел. Наконец он расточил все, что имел, на содержание и украшение дома и довел себя до отчаяния.

Однажды в дом ударила молния, он вспыхнул и сгорел дотла, а сам хозяин едва успел выбраться на улицу и спастись. Люди испугались, увидев его: он и был похож на пугало, заросший, грязный, оборванный. И все, видя его, бежали прочь, как от чудовища. В отчаянии побрел он из города сам не зная куда. На дороге ему попались цыгане: «Он пригодится в нашем деле!» — решили они и, схватив его, искалечили, выкололи глаза, перебили ему руки и ноги и заставили просить для них милостыню.

Хозяин дома символизирует душу грешника. Большое богатство — дары Божии. Строительство, укрепление и украшение дома — символ попечения о плоти и мирской жизни. Неопрятный, оборванный и голодный человек — это запущенная, изголодавшаяся душа в теле. Молния — внезапная смерть. Соседи, которые гнушаются этим человеком, — Ангелы Божии, отвращающиеся от мерзкой души грешника. Цыгане — бесы, которые ищут и пленяют себе подобных.

 

О ДРАГОЦЕННОМ КАМНЕ

У отца был единственный и безмерно любимый сын. И вот как-то сын отцу сказал, что хочет пойти по свету — посмотреть, каков этот свет и как в нем живется. Отец сначала отговаривал сына, но, поняв, что тот уже не отступит от своей затеи, дал согласие. Обрадованный сын собрался в дорогу. А когда он пришел проститься, отец вынес драгоценный камень, подвел сына к большому зеркалу и спросил:

— Что ты видишь в зеркале?
— Вижу нас двоих. Тебя, отец, и себя.
— Какими ты нас видишь? — уточнил отец.
— Вижу, что ты несколько больше меня, а я несколько меньше тебя, — ответил сын.
— Хорошо, — сказал отец. — Вот, драгоценный камень для тебя. Это камень счастья. Если сбережешь его в целости и сохранности, благополучно пройдешь пути свои и живым-здоровым ко мне вернешься. Если же его повредишь, то к погибели устремишься и пропадешь.

Выслушав это поучение, сын взял драгоценный камень, завернул его в платок, положил за пазуху и отправился в путь.

Шел он долго-долго, видел много-много. И сердце его радовалось всему увиденному и услышанному. Но однажды решил он провести ночь в компании, которая искала удовольствий в пресыщении едой и питьем. Эта компания пила и ела всю ночь до утра. А к утру все были пьяны, и сын, о котором идет речь, тоже. И тогда ему кто-то сказал: «За такое удовольствие платить нужно только драгоценным камнем». Услышав это, сын гордо вынул из-за пазухи свой драгоценный камень, отбил от него кусок и расплатился. Но когда он после этого, выспавшись и протрезвев, посмотрел в зеркало, то увидел отца своего в полный рост, а себя, рядом с отцом, несколько уменьшенным.

Он продолжил странствовать, за всем наблюдая, все слушая и всем восхищаясь. Довелось ему как-то остановиться на ночлег в городе, который был широко известен своим богатством и своими богачами. Когда же с этими богачами познакомился, то услышал от них: «Мы в свою компанию принимаем только богатых людей, так что, если желаешь с нами жить и быть нашим сообщником, с тебя требуется взнос — драгоценный камень, хотя бы маленький». Сын достал из-за пазухи свой драгоценный камень, отбил от него кусок и отдал взнос. Таким образом он был принят в общество богатых и стал действительно очень богатым человеком. Между тем, посмотрев однажды в зеркало, сын увидел отца своего в полный рост, а себя, рядом с отцом, заметно уменьшенным.

Когда в том городе ему надоело быть, он собрал свое богатство и отправился дальше странствовать по свету. И пришел в город, известный по царившему там разврату. Какие-то люди ухватили новоприбывшего и отвели к падшим женщинам, а те стали соперничать, кто из них полностью завладеет им, а точнее — богатством его. В этом городе молодой человек пробыл долго, но там ему тоже надоело, и он решил путешествовать дальше. А перед тем, как отправиться в путь, посмотрел в зеркало — и увидел отца своего в полный рост, а себя, рядом с отцом, намного уменьшенным. Удивился он этому, но подался в путь снова.

Дальнейший путь привел его в страну, князь-правитель которой умер, а вельможи спорили между собой, кому из них быть князем. Всем им хотелось удостоиться этой чести. Но поскольку не могли никак договориться, найти согласие, то стали предлагать странствующему юноше: дескать, мы тебя сделаем князем, если только ты хочешь и можешь нам дать откуп драгоценными камнями. Польстился молодой человек на княжеские почести, достал из-за пазухи свой драгоценный камень, отбил от него несколько кусков и раздал вельможам. Так он стал правителем той страны. Жил и правил он там довольно долго. Но потом и это надоело. Решил он оставить свое княжество и странствовать дальше. А когда отправлялся в путь, простившись со всеми, посмотрел в зеркало и увидел отца своего в полный рост, а себя, рядом с отцом, совсем малым, как ребенок, едва достающим до колена отцу.

Странствуя далее, попал этот сын в страну, жители которой не знали единого Бога, а слушались разных колдунов и призывателей духов. Для него это было ново и необычно, и он решил познать колдовские тайны той страны. Колдуны пообещали, что откроют ему все свои тайны и свяжут его с духами, если он даст им драгоценный камень. Но от того драгоценного камня, который дал отец, отпуская в путь, у сына остался только маленький кусочек. И он этот последний кусочек отдал колдунам. Те приняли его в свое общество и посвятили в свои тайны. Он научился вызывать духов из подземного мира и общаться с ними, отдавшись полностью во власть им. Но и это ему надоело. А захотелось путешествовать снова. Когда же собрался в путь, посмотрел он в зеркало и увидел отца своего в полный рост, а себя вовсе не увидел. Смотрел и удивлялся, как это его нет в зеркале. Но с зеркала вдруг исчезло также изображение отца. Вместо него появился подземный дух мрака — злобный, рогатый и ужасно мерзкий. Сын схватил зеркало и разбил. Однако из-за спины выскочил подземный дух мрака и, связав ему руки и ноги, утащил в свое подземное царство.

Ясно ли содержание этой притчи? Отец — это Сам Господь Бог. Сын — это человек. Зеркало — завет Божий. Драгоценный камень — душа человеческая. Уйдя от своего Отца вопреки воле Отчей, сын платит душой своей за обманчивые удовольствия этого мира — прежде всего за похоть есть и пить, похоть богатства, похоть телесную блудную, похоть власти и, наконец, похоть знаний при посредстве злых духов. Таким образом ущерблялась и уменьшалась его душа — драгоценный камень, полученный от Бога Отца, пока совсем не истратилась и окончательно не упропастилась. То, что сын видел Отца всегда в той же величине, значит, что Бог не меняется, всегда остается таким же. А то, что Отец в конце концов стал невидимым в зеркале, значит, что сын, утратив душу, утратил и всякую связь с Отцом своим. А то, что злой дух тьмы появился в зеркале и в реальности, значит, что сын свою душу полностью продал тому злому духу тьмы. И так злой дух, уже хозяин его души, получил власть и над остатком человека, то есть над телом его.

***

ЦИТАТЫ

 

1. Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса — милосердным, ни судейская тога — справедливым, ни министерское кресло — сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.

2. Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.

3. Главных евангельских идеи — три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.

4. Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестает быть алтарем любви, — тогда и стены храма уже не радуют Бога.

5. Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.

6. Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.

7. Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.

8. Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.

9. Блажен тот, кто способен искренне исповедать: моя сила ничтожна, мой разум немощен, воля моя неустойчива. Господи, помоги мне!

10. Нищета духовная — прямая противоположность надменности и хвастовству. От глупой-преглупой надменности и пагубного хвастовства хотел защитить нас Христос, когда восхвалял нищих духом.

11. Злые помыслы — семя всякого зла. Из этого семени вырастают грешные слова, грешные желания и грешные дела.

12. Некто Невидимый послал нас в этот мир. Некто Невидимый определяет место нашего служения в этом мире. Некто Невидимый уводит нас из этого мира. Этому Невидимому мы должны молиться, на Него взирать, от Него ожидать воздаяния. Что могут нам дать наемники, равные нам и такие же, как мы, нищие?

13. Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.

14. Без искренней и твердой веры в Бога живаго нет мужества. А где нет мужества, там люди прибегают к лукавству и изворотливости.

15. И все-таки один страх остается, совершенно уместный и оправданный: тот страх, который чувствовали и святые души в свой смертный час. Это не страх смерти, но страх своей неподготовленности к вечной жизни. Страх своей душевной нечистоты. Ибо нечистые не узрят Бога и жизнь истинную на святых небесах.

 

Світвіри, Миссионерские письма

Просмотрено (0) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *