“Принесем Богородице покаянные слезы”. Проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Даты – 21 сентября н.ст.; в 2024 году 1 день предпразднства (с 20 сент.), 4 дня попразднства (по 25 сент.)

К чему приводит терпеливое перенесение скорбей? Какие подарки можно принести Божией Матери в день Её рождения?

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Отрадно, братья и сестры, в нынешний день видеть переполненные храмы. Сегодня множество народа собралось в церквях Божиих, чтобы почтить особый праздник — день рождения Божией Матери. Сегодня мы, Её дети, собрались, чтобы поздравить свою любящую, покрывающую от всякого зла, наставляющую на всякую добродетель, готовую простить всякий грех и неправду нашу, готовую приласкать и утешить нас в скорби Царицу Небесную, Матерь Господню и Матерь нашу благодатную.

 

*Подарки Божией Матери*

Мы пришли вспомнить праздник Её Рождества и принести Ей подарки. Кто-то сегодня принёс цветы для украшения храма, кто-то принёс покаяние в грехах своих. Кто-то сегодня принёс просто своё любящее сердце и, может, и слов не имеет, как выразить любовь к Царице Небесной, — потому просто в умиленных слезах прикладывается к Её честному образу и с любовью благодарит Божию Матерь за все те благодеяния, которые Она даровала роду человеческому.

Однако каждый из нас, принеся подарок, ждёт утешения от Божией Матери. Как ещё маленький ребёнок, не умеющий толком ни читать, ни рисовать, ни писать, нарисует на листочке бумаги какие-то каракули в день рождения матери — цветочек какой-то, — с любовью ей принесёт, подарит и знает, что мама возьмёт тот листочек, улыбнётся, прижмёт головку ребёнка к своей груди, по-матерински поцелует и с таким теплом скажет ему слова благодарности, как никто в мире не может сказать, кроме мамы. Так и Божия Матерь сегодня каждого из нас готова прижать к Своей Материнской груди, каждого утешить, каждому помочь, утолить скорбь каждого, переменив её на радость. Но для этого, братья и сестры, мы должны быть как дети по отношению к Божией Матери.

Как бывает на расстоянии долгой разлуки или уже приходя на кладбище мы целуем фотографию своей мамы и с любовью и особым умилением взираем на изображение её дорогого лица, так и здесь, в храме, любя Саму Божию Матерь, мы целуем Её чудотворный образ и другие иконы и перед ними изливаем свои сердечные чувства.

 

*Тысячелетия ожидания*

История Рождества Божией Матери была необыкновенна.

Её рождения человечество ждало тысячелетия. В своё время Адам и Ева, преступив заповедь послушания и деградировав душами своими, изгнанные из рая, получили обетование от Бога: «Семя жены сотрёт главу змия» (смотр. Быт. 3:15). Родив первенца, Ева радовалась, думая, что наконец-то родила того, кто избавит их от разобщения с Богом, от этих последствий греховной деградации и духовного разложения. Она говорила о первом своём сыне: «Се, приобрела человека перед Богом» (смотр. Быт. 4:1). Но она не знала, что это был Каин, первый на земле братоубийца, впоследствии проливший кровь своего родного брата Авеля.

Тысячелетиями ждало человечество, когда родится Та, через Которую совершится совет Святой Троицы — воплощение Бога Всемогущего в плоть человеческую; Та, через Которую придёт Бог, чтобы спасти мир.

И вот в небольшом галилейском городе Назарете жили Иоаким и Анна. Этот город был незначительным, он подчинялся городу Капернауму. Жители Назарета не были особо почитаемы по причине малости, незначительности своего селения. И впоследствии, когда речь зашла о Христе Спасителе, говорили: «Может ли быть из Назарета что-либо доброе?» (смотр. Ин. 1:46). Но вот в этом Назарете жили супруги Иоаким и Анна.

Впоследствии Церковь назовёт их Богоотцами. Но мало кто, братья и сестры, замечает, что та печать смирения, с которой они прожили всю свою земную жизнь, как бы отражается и на их поминовении в Церкви. В каждом храме на каждом отпусте в конце службы обязательно возглашается: «…святых праведных Богоотец Иоакима и Анны…». А потом уже добавляется: «…и всех святых». И затем испрашивается у Бога, чтобы Он помиловал и спас нас.

 

*Поношение бесчадства*

Описатель жития родителей Девы Марии говорит, что в те времена не было на земле людей более праведных, нежели Иоаким и Анна.

Они были достаточно богатые и знатные по своему роду. Они имели и дом, и достаток. Иоаким происходил из рода самого царя Давида. Анна происходила из рода самого первосвященника Аарона. Род был знатный, и всего, казалось бы, хватало им. Они старались служить Богу Израилеву. Каждый праздничный день, оставляя себе на пропитание малую часть, отделяли от своего имения две части: одну жертвовали на храм Иерусалимский, другую раздавали нищим.

Но одна была скорбь у них: не было в их доме ни детского смеха, ни топота детских ножек, ни лепета ребёнка, обнимающего шею своей матери… Они были бездетны.

Мало того, это не вызывало у их окружения сострадания. Конечно, были люди праведные, которые сочувствовали им, но большинство за спиной говорили: «Видно, у них есть какие-то тайные грехи, за которые им Бог не дал потомства». Чадородие считалось в народе Израилевом благословением Божьим, и наоборот неимение детей, пресечение рода значило, что это люди грешные и потому Господь искореняет их род на земле.

Кто-то так только думал об Иоакиме и Анне, кто-то шептался у них за спиной, а кто-то говорил прямо, не таясь. Но при этом Иоаким и Анна были людьми праведными, не роптали, никого не осуждали, прощали все обиды, старались раздавать щедрую милостыню и молились Богу.

И так они прожили 50 лет и престарелые уже были в супружестве. Но однажды Иоаким пошёл в Иерусалимский храм на праздник на службу, чтобы принести жертвы Богу Израилеву. И вдруг он услышал от священника, к которому подошёл с жертвами, слова грубые по отношению к себе: «Видно, недостоин ты, Иоаким, приносить жертву Богу Израилеву, раз тебе Бог не дал детей. Видно, есть у тебя какие-то тайные, неисповеданные грехи». А стоявший сзади в очереди, чтобы тоже принести жертвы, еврей из колена Рувимова, слыша это, ещё добавил: «Что ты впереди меня идёшь приносить жертвы?! Я имею благословение Божие — я чадороден. Я прежде тебя должен приносить жертвы, а ты передо мной идёшь! Ты недостойный и не благословлённый Богом!»

В страшном позоре, в стыде, в горести сердечной Иоаким вышел из храма и только повторял: «Для всех праздник, а для меня горе непомерное». И так шёл он, повторяя, и сказал: «Я не возвращусь в свой дом. Уйду пустыню, где пастухи пасут стада мои, и буду там, в пустыне, молить Бога, чтобы Он отнял от меня поношение».

И Иоаким ушёл в пустыню. Сорок дней, наложив на себя строжайший пост, вкушая только хлеб и воду, он сидел и плакал, прося Бога Израилева отнять поношение от него.

Анна, ожидавшая своего мужа дома и так и не дождавшись, узнала от пришедших из Иерусалима, что случилось в храме и что Иоаким сказал, что уйдёт в пустыню и в дом не возвратится. Услышав об этом, Анна и вовсе была поражена скорбью.
Но никого не обвиняла она — себя одну винила она в своём бесплодстве, называя себя бесплодной смоковницей.

И пошла в сад, горько плача. Служанка Анны Юдифь хотела утешить её — но кто может утешить горе, которое глубже моря? И сидела Анна в саду и плакала. И подняла глаза к небу, прося Бога о разрешении своего неплодства… И тут на глаза её попало гнездо с птенцами малыми. Гнездо, вокруг которого щебетала пара птиц. Гнездо, наполненное жизнью… Скорбь настолько пронзила её сердце, что криком возопила Анна к Богу: «Господи! Деревья, трава и те приносят плод. Птицы, звери утешаются о своих детях. Одна я неплодная, как сухое древо, не могу радоваться о чадах своих и не могу принести плод Тебе. Но прошу Тебя, Господи!.. Я не знаю, о чём плакать: то ли о неплодстве своём, то ли о своём вдовстве, потому что муж ушёл от меня по причине этой же скорби… Прошу Тебя, Господи, разрешить моё неплодство. Я дитё, которое родится, посвящу Тебе!»

Здесь не было ни ропота на Бога, ни самолюбивого, какого-то эгоистичного страдания — но покаяние, смирение, терпение в скорби. А святые отцы говорят, что скорбь с терпением очищают сердце. И эту скорбь и терпение, очищая сердца свои от грехов и страстей, Иоаким и Анна пронесли через 50 лет. Ещё раз повторюсь: по святым отцам, терпение скорби способствует очищению сердца и возрастанию человека в добродетели.

 

*Радостное обетование*

И когда Анна так молилась, перед ней предстал архангел Гавриил и сказал ей: «Анна, молитвы твои услышаны Богом, вопль твой прошёл сквозь небеса, а слёзы твои упали у престола Вседержителя. Ты понесёшь во чреве и родишь Преблагословенную Дочь, и наречёшь Ей имя Мария. В Ней благословятся все племена земные».

Анна, потрясённая видением небожителя, Ангела Господня, поспешила не по соседям, не по родственникам, чтобы поделиться радостью, — имея твёрдую веру в то, что сказанное архангелом сбудется, Анна поспешила из Назарета в Иерусалим, в храм Иерусалимский, чтобы принести благодарение Богу за таковое утешение.

Святые отцы говорят, что безропотное, смиренное терпение скорби всегда приносит плод великого утешения.

Иоакиму в пустыне также явился архангел Гавриил и сказал: «Иоакиме, Бог услышал твои молитвы, и пост твой принят Богом. У вас с Анной родится Дочь, Которую наречёте Мария. А в знамение истинности моих слов спеши сейчас в Иерусалим — там ты у Золотых ворот храма встретишь свою супругу Анну».

Иоаким, оставив пустыню, поспешил старческими ногами своими к храму Иерусалимскому. И в Золотых вратах, которые обычно употреблялись для торжественных входов, супруги встретились и упали, изливая слёзы радости и благодарности Богу. Помолившись Богу, утешившись, они вернулись домой. В течение года у них родился младенец, которого они по слову архангела нарекли Мария. И на семейном совете они решили исполнить данный Анной обет — посвятить дитя своё Богу.

 

*Рождество Богородицы*

Мы, братья и сестры, помним, что в ночь Рождества Христова ангелы, спустившись на землю, воспевали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Сегодня не ангельские существа в светлых одеждах окружают младенческую колыбель — сегодня убелённые сединами старцы Иоаким и Анна, от которых отнято было поношение, в радости склонились над колыбелью Той, Которую почитает ныне весь мир.

До трёх лет Божия Матерь жила с родителями, которые наставляли Её не только словами и любовью своею, но и своей праведностью и житием благочестивым. Когда Ей исполнилось три годика, исполняя обет, они одели свою Дочь в лучшие одежды и, взяв за руки, как два ангела хранителя, повели в храм Иерусалимский посвятить Её Богу. Первую монахиню в мире, Божию Матерь. При этом Её окружали девы со свечами, множество родственников собрались, которые радовались, что отнято поношение не только от этой праведной четы — Иоакима и Анны, — но и от них, всех их сродников. Имея в этот день вместо скорби радость, поя псалмы, они шли в храм Иерусалимский.

И, как мы знаем, трёхлетняя Божия Матерь с лёгкостью взошла по ступеням храма к духовнику Своему, первосвященнику Захарии. И тот принял Её и на глазах у всех совершил чудесное действо: ввёл Её в алтарь храма — во Святая Святых, в которое только раз в год входил только первосвященник, и не без жертвенной крови. Он ввёл Её во Святая Святых, пророчествуя духом о величии Божией Матери, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим — как назовёт Её впоследствии Церковь.

Через несколько лет после этого скончался в возрасте 80 лет святой праведный Иоаким. Святая Анна переселилась в храм Иерусалимский, ближе к своей Дочери. Жила рядом с Нею, наставляя Её своим материнским словом, любовью и благочестием. Через несколько лет скончалась мирно, при храме живя, и святая праведная Анна. И Божия Матерь осталась по земным меркам сиротою.

Но у верующих людей не бывает сиротства. По смерти наших земных родителей мы, братья и сестры, имеем отцом своим Бога.

Своею же матерью христианский род почитает Божию Матерь, потому что мы в лице Иоанна Богослова вручены Ей при Кресте. Христос распятый сказал Своей Матери об Иоанне: «Се, сын Твой», — а Иоанну произнёс: «Се, Мати твоя» (смотр. Ин. 19:25–27). Так и мы, братья и сестры, последователи Христа, Матерь Божию называем своей благодатной Матерью.

 

*Слёзы покаяния — тоже подарок Царице Небесной*

А сколько Её Материнской любви излито на род человеческий — невозможно исчислить!

И сегодня не только наш храм переполнен народом. Сегодня и в сёлах, и в городах, и в монастырях — везде множество народа почитает нынешний праздник, праздник особый — Рождество Божией Матери.

Мы сегодня поздравлять пришли свою благодатную Маму с днём Её рождения. Помните, как мы поздравляем с днём рождения друг друга? Сколько добрых слов стараемся сказать, какие подарки принести, выбираем букеты цветов, накрываем стол, чтобы утешить того, кто в нынешний день родился. И празднуем, и радуемся о рождении человека, может быть, и не совсем праведного, имеющего грехи и страсти, но человека, которого мы любим и который любит нас…

Так если мы простого человека можем с таким уважением, с такой любовью в день его рождения почитать и оказывать ему различные знаки внимания, то какие знаки внимания, какие молитвы, какие добрые слова, какие слова благодарения, какие подарки мы должны сегодня принести, братья и сестры, Божией Матери!

Мы в нынешний день приносим Ей не только слова радости и любви, но ещё и слёзы покаяния — это тоже подарок Царице Небесной… Матери знают: всякие бывают дети. Бывают дети благополучные, о которых матери радуются. Есть дети больные, несчастные, поражённые тяжёлым недугом, и их матери, любя их, всю жизнь крест несут, скорбя о своих детях. А есть дети непослушные, дерзкие, самочинные, о которых сердце материнское терзается, из-за которых и днём, и ночью льются материнские слёзы. Мы знаем такие примеры в жизни.
Так и мы, братья и сестры, разные тут стоим в храме. Есть и послушные, есть и больные, есть и дерзкие, жестокие, самочинные, не понимающие того, что сами себе творим боль, и Божией Матери боль причиняем… Ведь каждый наш грех — это язва на Теле Христовом, Который за нас принял на Себя и бичевание, и удары тростью, и оплевание, и заушение, венчание терновым венцом, и гвоздьми пробивали Его руки и ноги, и копием прободали Его ребра… И уксусом, когда Он жаждал, поили Его. Каждый грех — это язва на Теле Христовом, Который распялся за нас.

И подходя к иконе Божией Матери, видя Царицу Небесную, прижимающую к Себе Богомладенца, мы должны понять, что мы этого Младенца грехами своими уязвляли. Мы грехами своими наносили боль Ему и Его Матери, Которая с такой любовью прижимает воплощённого от Нея Бога Истинного!

Пусть каждый из нас осознает это, с содроганием сердца своего, содроганием души своей. И помыслы наши пусть, наконец, оторвутся от всех земных мнимых удовольствий, от всех этих мнимых радостей, которые скорбь доставляют Божией Матери и нам впоследствии только скорбь, горе и пустоту приносят.

 

*Любовь Богородицы*

Мы в нынешний день, братья и сестры, приносим в дар Божией Матери ещё слёзы покаяния. Пускай лучше будем плакать мы о грехах своих, исправляясь, чем Матерь Божия будет кровавыми слезами плакать за нас неисправленных.

В нынешний день, братья и сестры, праздник живого сердца каждого из нас к живой сердцем Божией Матери. Сегодня мы оживляем души свои, сегодня оживляем умы свои, сегодня сердца свои оживляем. Сегодня, братья и сестры, мы приходим в себя. Как блудный сын, возвращавшийся к отцу, мы приходим к Отцу Небесному и, прикладываясь к иконе Божией Матери, просим Её милостивного заступления.

Царица Небесная прожила трудную жизнь, исполненную скорбей, страданий в крайней их мере. Но при этом Она сохранила любовь к Богу и любовь к каждому человеку. И по сей день любовь эта разрастается всё больше и больше.

Святые отцы говорят: когда угодники Божии уходят из этого земного мира в мир вечности, они и там возрастают в добродетели в свете благодати Божией, как возрастали в добродетели в благодати Божией здесь, на земле. Они совершенствуются там больше и больше по слову Господа: «Будьте совершенны, яко Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48).

Потому несмотря на то, что мир сегодня деградирует, что грех в нашем мире разливается, как вода, и как бы нормой жизни становится, любовь Божией Матери делается всё больше и больше, Материнские Её молитвы перед Богом за род человеческий становятся всё более и более дерзновенными.

 

*Пришло время проснуться*

И вот время пришло нам, братья и сестры, проснуться и вместе с молитвами Божией Матери, с Её любовью свои молитвы, свою любовь, покаяние, добродетели направить сегодня к Богу, скорбя о бесплодстве своём духовном, о бесплодстве своём добродетельном, как когда-то о бесплодстве плакала святая Анна. Да так сегодня нам каждому, братья и сестры, надо вздохнуть и заплакать, чтобы сказал каждому из нас Ангел Хранитель, как возвестил Анне архангел Гавриил: «Услышана молитва твоя, вздох твой прошёл небеса, а слёзы твои упали у престола Божия».

И за то терпение в глубочайшем смирении и безропотности пускай Господь каждому из нас по молитвам Божией Матери, Утешительницы нашей, пошлёт утешение, радость сердечную, исполнение молитв наших и просьб, которые направлены во благое и во спасение наших бессмертных душ, стремящихся не только в храме сегодня видеть икону Божией Матери, но и в Царствии Небесном увидеть Пречистую Владычицу нашу Богородицу и возрадоваться великой радостью вечного и нескончаемого бытия, пребывания с Нею, с Её святыми родителями и со всеми святыми в Царстве любящего нас Отца Небесного во веки веков. Аминь.

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Перевод: Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.

 

Кондак, глас 4
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Перевод: Иоаким и Анна от поношения за бездетность и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»

 

Молитва в день Рождества Пресвятой Богородицы
О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнилы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Величание Рождеству Пресвятой Богородицы
Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

 

 

Проповедь митрополита Святогорского Арсения в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 2019 г.

Просмотрено (6) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *