“Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии” (1 Кор. 6, 20). Для чего существует душа? Проповедь

Этот вопрос занимал и по сей день продолжает занимать богословов и философов. Человек — не просто одно из творений, составляющих мир, но особое создание Триединого Бога.

В Ветхом Завете мы читаем о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7).

Никакое другое существо не было создано Богом таким образом. Слово «нефеш» в еврейском и «ψυχή (душа)» в греческом тексте обозначают способ, с помощью которого проявляется жизнь в человеке. Оба термина относятся не к части человеческого «существа», а ко всему человеку.

На утверждение материалистов, что в человеке нет духовного начала, отвечаем следующее: тело само по себе не может быть отождествлено с сущностью или природой человека. И это потому, что свойства человека не исчерпываются его телесностью. Его существование определяется не только биологическим организмом.

Например, человек, отказывающийся от еды, сам себя ведет к смерти, потому что не желает питаться. Это доказывает, что душевный мир определяет свое существование через волю, а не через биологические механизмы. Следовательно, человек — это не материально-физическое существо, но душевно-телесное. Эту истину невозможно опровергнуть.

Святитель Иоанн Златоуст ясно говорит об этом: «Это живое существо, т. е. человек, двойственно: он состоит из двух естеств, материального (видимого) и духовного (невидимого), т. е. из души и тела, и имеет сродство как с Небом, так и с землей. Духовным естеством своим он имеет общение с высшими силами, а материальным соприкасается с земными предметами, являя собой некоторую тесную связь между тем и другим творением» (ср. PG 56, 182).

По этой причине человек должен прославлять своего Бога-Творца не только душой, но и телом. Апостол Павел провозглашает эту истину, когда пишет к Коринфянам: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20).

Душа человека не просто обитает в теле, но выражает себя через тело. Душа и тело составляют вместе единое человеческое существо.

Святые Отцы нашей Православной Церкви, толкуя Священное Писание, с величайшим уважением относились к понятию «душа» и старались толковать его так, чтобы выразить его истинную сущность. А она заключается в том, что душа дана Богом Своему творению, человеку, чтобы он мог таинственно соединяться со своим Богом-Творцом через молитву, святые Таинства Православной Церкви и вообще свою жизнь во Христе.

Мы должны осознать и признать, что тело и особенно душа раскрывают и проявляют то, чем является человек — творением Триединого Бога, которое следует к своему Творцу. Признание этой истины позволит нам упорядочить свое «бытие» и выровнять свои стези в этой жизни, направляя их ко спасению и к вечности.

 

Архимандрит Кирилл Костопулос, проповедник Патрской митрополии, доктор богословия

Источник: tasthyras.wordpress.com

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Просмотрено (0) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *