Толкования святых отцов: Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский; Свт. Иоанн Златоуст; Троицкие листки
Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
Глава шестая
Мк.6:1. Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.
Мк.6:2. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
Мк.6:3. Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
Господь приходит в отечество не потому, что не знал, что окажут Ему невнимание, но для того, чтобы впоследствии не могли говорить: если б Он пришел, то мы уверовали бы.
Приходит вместе и для обличения завистливого нрава Своих соотечественников; ибо тогда как им надлежало восхищаться Господом, так украшающим их отечество и учением, и чудесами, они вместо того уничижали Господа за Его бедное происхождение. Вот какое зло – зависть!
Она всегда старается помрачить доброе и не позволяет завидующим видеть его. Так и ныне многие по неблагонамеренности и крайнему неблагородству бесславят некоторых по причине незнатного происхождения их, хотя они достойны всякой чести.
Мк.6:4. Иисус же сказал им; не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.
Мк.6:5. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их;
Мк.6:6. И дивился неверию их .
Господь говорит вообще о всех пророках, что они не пользуются честью в отечествах своих, между сродниками и домашними. Имеют ли они знаменитых сродников? В таком случае эти сродники завидуют им и потому бесчестят.
Будут ли они бедного происхождения? – опять бесславят их за бедное происхождение. Господь не мог сотворить там чудес не потому, что был бессилен, но потому, что те были люди неверующие.
Щадя их, Он не творит чудес, дабы не послужили к большему осуждению их как людей неверующих и при виде чудес. С другой стороны, для чудотворений потребна, во-первых, сила творящего, во-вторых, вера приемлющих чудо. Поскольку же здесь не доставало второго (из этих условий), то есть веры имеющих нужду в исцелении, то Иисусу не благопотребно было творить чудеса.
Так и должны мы понимать, что выражение евангелиста «и не мог» употреблено вместо – не решался.
Свт. Иоанн Златоуст
И пришед в отечествие Свое, учаше их на сонмищи их (ст. 54). Какое же отечество Христа разумеет здесь евангелист? Думаю, что Назарет, – потому что сказано: не сотвори ту сил многих (ст. 58). В Капернауме же Господь творил чудеса, почему и сказал: и ты Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада снидеши; зане аще в Содомех быша силы были бывшия в тебе, пребыли убо быша до днешняго дне (Мф. XI, 23).
Но пришедши в Назарет, Христос оставляет чудеса, чтобы не возжечь в иудеях большей зависти, и чтобы не осудить строже за умножившееся неверие, и взамен того предлагает учение, не менее чудес чудное. Но люди до крайности бессмысленные, когда надлежало дивиться и изумляться силе слов Христовых, вместо того, унижают Христа по мнимом отце Его, – хотя в прежние времена много имели тому примеров, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети.
Так Давид был сын одного незначительного земледельца – Иесея; а Амос, родившись от пастуха коз, и сам был также пастухом коз; и у Моисея законодателя отец был гораздо его ниже. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и придти в изумление потому наиболее, что, имея таких родителей, говорил необычайное. Это ясно показывало в Нем не человеческое обучение, но божественную благодать.
Но за что надлежало удивляться, за то презирают. Между тем Господь постоянно ходит в синагоги, чтобы за всегдашнее пребывание в пустыне не стали еще расславлять о Нем, как о раскольнике и враге общества. Итак, дивясь и недоумевая, иудеи говорили: откуду Сему премудрость сия и силы (ст. 54)? – называя силами или чудеса, или самую премудрость. Не сей ли есть тектонов сын (ст. 55)? В этом-то и величие чуда; это-то особенно и изумительно. Не мати ли Его нарицается Мария? И братия Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть? Отткуду Сему сия? И блажняхуся о Нем (ст. 56, 57, 58).
Примечаешь ли, что Господь беседовал в Назарете? Не братья ли Ему тот и тот? говорили там. Так что же? Это-то самое и должно было особенно обратить вас к вере. Но зависть лукава и часто противоречит сама себе. Что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, – то самое их соблазняло. Что же сказал им Христос? Несть, говорит Он, пророк без чести, токмо во отечествии своем, и в дому своем (ст. 57). И не сотвори, – присовокупляет евангелист, – сил многих за неверствие их (ст. 58).
Евангелист же Лука сказал: и не сотворил там многих знамений, хотя следовало сотворить (цитата не установлена; вероятно, имеется в виду евангелист Матфей, см. 13:58). В самом деле, если удивление к Нему возрастало (даже и тогда дивились уже), то почему бы не сотворить чудес? Но целью Его было не Себя показать, а им доставить пользу. А так как в последнем не было успеха, то Спаситель пренебрег и то, что касалось до Него самого, чтобы не увеличить их наказания. Смотри же: хотя Он пришел к ним после долговременного отсутствия и показавши множество знамений, но они и теперь не потерпели Его, а снова распалились ненавистью. Но для чего же Он сотворил немногие чудеса?
Для того, чтоб не сказали: врачу, исцелися сам (Лк. IV, 23); не сказали: Он наш противник и враг, презирает Своих; не сказали: если бы чудеса были, и мы бы уверовали. Вот почему Он и сотворил чудеса, и удержался от чудес: сотворил, чтоб исполнить Свое дело; удержался, чтоб не подвергнуть их большему осуждению. Вникни же в силу сказанного: обладаемые ненавистью вместе и дивились. Но как, судя о делах Христовых, не охуждают самых дел, но вымышляют небывалые вины, говоря: о Веельзевуле изгонит бесы (Мф. XII, 24; Лк. XI, 15), так и здесь, судя об учении, не осуждают его, но прибегают к низости рода. А ты заметь снисходительность Учителя, как Он не упрекает их, но с большою кротостью сказал: несть пророк без чести, токмо во отечествии своем; и даже на этом не остановился, но присовокупил: и в дому своем. Присовокупил же это, как думаю, разумея братьев Своих.
У евангелиста Луки Господь представляет тому и примеры, говоря, что Илия приходил не к своим, но к иноземной вдовице, и что Елиссеем исцелен от проказы не другой кто, а иноземец Нееман (Лк. IV, 25-27). Израильтяне и благодеяний не получили, и сами добра не делали; а облагодетельствованы и благодетельствовали чужие. Говорит же это Христос, чтобы показать злой их нрав, и то, что обращение с Ним не есть что-либо новое.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Троицкие листки
Ст. 53-58 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их
И, когда окончил Иисус притчи сии – притчи о сокровище, о жемчужине и неводе, пошел оттуда, из Капернаума. Молва о чудесах Его распространилась по всей Галилее и Иудее; она достигла и Назарета, где Он был воспитан, и вот Он благоволил явить Себя и в Своем родном городе: и, придя с учениками в отечество Свое, отечество Матери и мнимого отца Своего, вошел, по обычаю Своему, в день субботний в синагогу и учил их, жителей Назарета, в синагоге их. Евангелист Лука (Лк. 4:16–22) подробно благовествует, что Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел и прочитал место (Ис. 61:1–2), где пророк предвещает лето Господне благоприятное, времена отрады и утешения для народа Божия с пришествием Христа, но вместе предсказывает, что Христос будет благовествовать не гордым, а нищим духом, будет исцелять, но – сокрушенных сердцем, будет проповедовать освобождение пленным, находящимся во узах греха и диавола, возвестит прозрение слепым, которые сами сознают свою духовную слепоту, отпустит на свободу измученных рабством у князя тьмы, но – только тех, которые сами будут желать этого. Прочитанное место заставило всех бывших в синагоге с напряженным вниманием устремить взоры на Божественного Проповедника.
Все с затаенным дыханием слушали Его слово, а Он раскрывал им, что Он Сам и есть тот Мессия, о Котором возвестил великий пророк семьсот лет назад. Слова Его звучали любовью, властью, силой, и вызывали у всех изумление: так что они изумлялись словам благодати, исходившим из уст его, и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Неразумные Назаряне не хотели понять, что Христос есть ипостасная (личная) Божия Сила и Божия Премудрость. По своему невежеству они думали, «что неблагородство и уничиженность предков препятствуют быть угодным Богу. Положим, – рассуждает блаженный Феофилакт, – что Иисус был простой человек, как они думали; что же и при этом препятствовало Ему быть великим в чудесах?»
«И в прежние времена, – говорит святитель Златоуст, – было много примеров, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Так, Давид был сыном незначительного земледельца Иессея; Амос, родившись от пастуха коз, и сам был также пастухом коз, и у Моисея законодателя отец был незнатный человек. Следовательно, и перед Христом должно было благоговеть и тем более изумляться, что, имея таких родителей, говорил необычайно. Это ясно показывало в Нем не человеческое обучение, но Божественную благодать». «Им должно радоваться, что отечество их произвело такое благо», что обетованный Мессия произошел из их безвестного города.
Но зависть и злоба заговорили в их грубых, невежественных сердцах, и вот, вместо благоговейного удивления в их глазах уже засверкал огонь ненависти, послышался ропот негодования и презрения: не плотников ли Он сын? Да и Сам Он – кто такой? Наш, сосед, простой Плотник!.. не Его ли мать называется Мария?.. «Видите, – замечает наш святитель Филарет Московский, – они не умеют даже сказать: Иосиф, сын Давидов, Мария, дщерь Давидова; они знают только то, что видят: что Иосиф есть ремесленник, что Мария есть Мария. Как же не знают они даже того, что Евреи так заботливо старались знать и о себе, и о других? Как не знают рода и происхождения Марии?
Это можно объяснить тем, что Пресвятая Дева, не желая ни в чем являться пред людьми, не ища никакого человеческого утешения, не хотела и того, чтобы в уничижении бедности Своей утешать Себя перед человеками достоинством Своего рода, и потому не делала гласным Своего происхождения, так же, как и Своей добродетели и благодати». И братья Его, – продолжают возмущаться Назаряне, – ведь они – все такие же ремесленники, каким был и отец их, и всех их мы хорошо знаем, это – Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? все живут среди нас?
«Так что же, – говорит святитель Златоуст, – это-то самое и должно было особенно обратить вас к вере. Но зависть лукава и часто противоречит сама себе. То, что было и странно, и чудно, и достаточно для того, чтобы привлечь их, то самое их и соблазняло». Мы же, говорили они, знаем, что даже в Его собственном семействе не веруют в Него, откуда же у Него все это? Откуда такое властное слово у этого Плотника? Да и какое право имеет Он так учить нас? Откуда Он знает Писания, нигде не учившись у наших раввинов?.. И соблазнялись о Нем.
Господь спокойно слушал их ропот; Он читал в их сердцах, Иисус же сказал им: без сомнения вы Мне скажете эту пословицу: врач! исцелись Сам, сделай и здесь, в отечестве Твоем то, что, мы слышали, было в Капернауме. Но там была вера, и Я творил чудеса; а вы не веруете Мне, и потому недостойны чудес. Чудеса не совершаются только для удовлетворения праздного любопытства. Впрочем, на вас оправдывается та прискорбная истина, которая не раз уже повторялась в истории: не бывает пророк без чести, нигде так мало не оказывается чести пророку, разве только в отечестве своем и в доме своем. Так было с пророком Илией, так было с пророком Елисеем.
Как те, когда им не верили Израильтяне, свои благодеяния оказывали посторонним, даже язычникам: Илия – вдове Сарептской, Елисей – прокаженному Сириянину Нееману, так приходится делать и Мне. «Заметь снисходительность Божественного Учителя, – говорит святитель Златоуст, – Он не упрекает их, но с великой кротостью говорит: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем», даже и на этом не остановился, но присовокупил: «и в доме своем», разумея братьев Своих, которые, по замечанию евангелиста Иоанна, тогда еще не веровали в Него».
Но как ни кротка была эта речь Спасителя, жители Назарета, однако же, видели, что Господь ставит их ниже язычников, хуже прокаженных, которые с верой принимали древних пророков; это окончательно раздражило их; потеряв самообладание, они вскочили со своих мест, окружили Иисуса Христа шумной толпой, схватили Его, вывели из города и повлекли на вершину скалы, чтобы сбросить его оттуда; но милосердный Господь Сам избавил их от такого ужасного преступления: не пришел еще час Его искупительных страданий, и Он со спокойным величием прошел посреди неистовой толпы Своих исступленных соотечественников и удалился.
Так Господь наш «пришел к своим, и свои Его не приняли»(Ин. 1:11). Эти подробности сообщает нам евангелист Лука; Матфей говорит короче: и не совершил там многих чудес по неверию их, а Марк добавляет, что Господь, вероятно, еще ранее посещения синагоги, возложив руки на немногих больных, уже исцелил их, и не мог сотворить там никакого большего чуда, так что дивился неверию их. «По неверию их, – говорит блаженный Феофилакт, – Господь не сотворил здесь многих чудес, щадя их самих, чтобы не подверглись тем большему наказанию, если бы остались неверующими после знамений. Но несколько знамений все же сотворил, чтобы не могли сказать: если бы хоть незначительное знамение сделал, мы уверовали бы». Он видел, что для этих людей и чудеса безполезны: «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят»(Лк. 16:31)…
«Всемогущество Божие, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – всегда остается всемогуществом, но – или ожесточенное сердце не приемлет благодатной силы, подобно тому, как грубый, неблагородный камень не приемлет в себя света; или святая сила, по милосердной предосторожности, не прикасается к недостойному, как огонь – к соломе, чтобы она в нем не исчезла. Отчего мы не видим чудес? – вопрошает святитель, и отвечает: – Кто может, пусть ответит иначе, а мне кажется, что мы по необходимости приведены к такому ответу: не видим чудес, или редко видим их, или потому, что они скрываются от нас, как от недостойных доверия, или потому, что и не совершаются из-за нашего неверия или маловерия.
Как чудодействовать над нами молитве, когда молитва наша и кратка, и хладна, и невнимательна, и не столько по вере и сыновней любви к Богу, сколько по некоторой невольной покорности закону Его приносится! Как чудодействовать над нами слову духовному, когда сердце наше, как одичавшая нива – плевелами, тесно засеяно и заросло словами суеты, желаниями плоти, помыслами беззакония? Как чудодействовать над нами Таинствам, когда мы приступаем к ним только по неизбежной необходимости, без тщательного предварительного очищения, без пламенного стремления к соединению с Богом? Апостол Павел, обличая Коринфян в недостойном причащении Тела и Крови Господней, заключает: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает»(1 Кор. 11:30), т.е. многих поражает внезапная смерть за оскорбление святыни. Мне кажется, для многих из нас и то уже есть чудо милосердия Божия, если в подобных случаях казни нас не постигают»…
Троицкие листки. №801-1050.
По материалам православных сайтов
Просмотрено (332) раз