Тысячи лет имя Авраама волнует христиан, иудеев и мусульман, потому что истоки трех главных монотеистических религий тесно связаны с личностью патриарха Авраама. Поэтому ни одна работа, ни одно исследование в области археологии не могут считаться полными без обращения к личности этого патриарха, которого Священное Писание называет отцом многих народов (Рим. 4, 18).
Богодухновенная книга Бытия (греческий текст Септуагинты) повествует: «И поят Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Арраня, сына сына своего, и Сару, сноху свою, жену Аврама, сына своего, и изведе я из земли Халдейския ити на землю Ханаанску; и приидоша даже до Харрана и вселишася тамо». Древнееврейский текст гласит: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, сына сына своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую, и они дошли до Харрана и поселились там» (Быт. 11, 31). Таким образом, древнееврейский текст говорит, что отец Аврама вместе со всем своим семейством вышел из города Ура Халдейского.
До раскопок, проводившихся англичанином сэром Чарльзом Леонардом Вулли с 1922 по 1934 год, мы ничего не знали об этом городе Халдеи. Некогда это был важный город, но мало-помалу он потерял свое значение и в конце концов после Кира Великого (VI в. до Р. X.) сошел с исторической сцены. Само местонахождение этого города не было известно до1854 г., когда британец Дж. Э. Тейлор начал первые, скромные и по площади и по глубине, раскопки на Телль-аль-Мукайире (как называли это место арабы, что в переводе означает «Смоляной холм»). Тейлор был консулом своей страны в Басре; Телль-аль-Мукайир (древний Ур) находится в ста пятидесяти милях к северу от Басры.
Он работал с энтузиазмом, но не слишком преуспел. Вдобавок ко всему он не смог довести до конца свое начинание, так как его отозвали в Англию. В 1918 г. под эгидой Британского музея дело Тейлора продолжил Р. Кэмпбелл Томпсон, который был сотрудником этого музея. И все-таки важнейшие работы, увенчавшиеся блестящим успехом, были проведены позже американо-британской экспедицией, организованной совместно Музеем университета Филадельфии (США) и Британским музеем. Раскопками руководил Вулли, которому тогда было сорок три года, и за плечами у него уже были очень успешные археологические раскопки в Египте, Нубии, Кархемише и на Верхнем Евфрате. Раскопки Ура были начаты и велись с большой тщательностью. Они продолжались двенадцать лет, с 1922 по1934 г. Эти важные исследования пролили свет на образ жизни, обычаи и нравы богатого Ура Халдейского, того самого города, из которого вышел Авраам.
Однако, прежде чем говорить о том, каким был этот город во времена Авраама, следует остановиться на вопросе хронологии.
Установить точную хронологию эпохи Авраама – задача не из легких, потому что мы не вполне можем опереться на системы летоисчисления, которые использовали народы Древнего Востока. Удобства ради все принимают за основу период с 2000 до1700 г. Даты называют самые разные, но ни одной позже1700 г. до Р. X., чаше предлагают дату ранее2000 г.доР. Х.
Итак, народ Израилев имеет свои корни там, откуда берет начало и человеческая культура, – в Уре Халдейском. Это один из древнейших городов южной Месопотамии. Раскопки показали, что древняя блестящая культура этого города зародилась на заре истории, в четвертом тысячелетии до Р. X. Город был построен на берегах Евфрата, в самой южной части той области, что расположена между Тигром и Евфратом. Ныне Евфрат поменял свое русло: он течет в трех милях к востоку от этого места. А в те времена он нес свои волны вдоль Ура, к западу от города.
В глубокой древности, примерно в 3-м тыс. до Р. X., аккадцы, или семиты, несколькими волнами проникли с северо-запада в область, где жили шумеры, и мирно поселились среди них. Во второй половине ІІІ тыс. до Р. X. царь семитов Саргон I объединил эти два народа, и семитское племя аккадцев полностью переняло культуру шумеров.
Археологически подтверждено, что Ур был одним из древнейших центров шумерской культуры, хотя с очень и очень древних времен в нем и вокруг него существовало значительное число представителей семитского народа.
Несмотря на то что на вопрос, откуда изначально происходили семитские племена, еще нет исчерпывающего ответа, можно все-таки сказать, что Фарра, отец Авраама, был главой одного из их объединений, которые жили в пределах города Ура или в его окрестностях. Следовательно, как пишет профессор археологии Томпсон, «нет ничего невероятного в том, что представитель одного из семитских племен, каковым являлся Авраам, мог быть родом из южной Месопотамии, хотя мы и не можем точно установить, из какой именно группы семитских племен он происходил».
А теперь давайте представим себе город Ур в то время. Он был одним из древнейших городов в мире и представлял собой большой, знаменитый, полный жизни, шумный и процветающий город Месопотамии, построенный в низовьях Евфрата. Ур был центром сильного государства. Раскопки сэра Леонарда Вулли открыли многое из того, что свидетельствовало о богатстве, силе, величии этого города, находки пролили свет на его архитектуру и систему застройки, религию, образование и культуру, на нравы и обычаи его обитателей. Первым открытием Вулли, сделанным во время раскопок, была знаменитая храмовая башня – зиккурат огромной высоты, построенный в глубокой древности царем шумеров Ур-Намму. Вокруг него располагались храмы, самый большой из которых имел площадь 100 x60 метрови был посвящен богу луны Наннару (он же Нанна, или На-ан-на). Храмы и зиккурат занимали площадь 360 х180 метров.
В царских захоронениях Ура, которые датируются около2500 г. до P. X., были найдены музыкальные инструменты, золотые украшения, драгоценные камни, одежда, кухонная утварь, колесницы, оружие, останки вьючных животных и рабов. Все это поместили вместе с умершим, так как обитатели Ура верили в загробную жизнь. Эти вышеперечисленные предметы и рабы были похоронены вместе с царем, чтобы они служили ему и после смерти.
Так, например, в могиле царя Абарги нашли останки шестерых мужчин и шестидесяти восьми женщин, которых погребли вместе с ним; все они были облачены в красивейшие и дорогие уборы. В могиле царицы Шубад были найдены останки двадцати пяти человек. Все они отправлялись в могилу заживо и умерли не от телесных повреждений; перед этим они принимали опиум или гашиш. В одной из царских могил Вулли обнаружил таблички с изображением семьи царя за столом, прислуживающих рабов, стоящих рядом воинов в воинских одеяниях и музыкантов с музыкальными инструментами, веселящих пирующих своей игрой.
Родина Авраама, Ур, был городом, прекрасно организованным с государственной точки зрения. Ур вел широкую торговлю, здесь было принято давать расписки о выдаче и получении денег, вести записи цен и составлять налоговые списки для сбора податей, записи договоров и судебных постановлений о наказаниях. В городе были мастерские и прядильни, план застройки предполагал и улицы и площади; здесь имелись дома столь великолепные и просторные, что строения, сохранившиеся в Вавилоне, показались бы рядом с ними бедными лачугами. В Уре была канализация, дома этого города в среднем были12 мв ширину и15,6 мв длину с мощеными внутренними двориками шириной4,5 м. Дома были двухэтажными, и в каждом, в соответствии с его размерами, было от десяти до двадцати комнат, располагавшихся вокруг двора, открытого для света и солнца. На первом этаже размещались гостиная, кухня, комната для прислуги, кладовые и семейный алтарь (храм со статуэтками-идолами божков – покровителей семьи).
Это об этих статуэтках – «терафимах» – упоминает Священное Писание, когда говорит о том, что Рахиль, супруга патриарха Иакова, взяла идолов – маленькие языческие изображения – и положила их под верблюжье седло, а сама села сверху, чтобы спрятать их от своего отца Лавана и таким образом переправить из Месопотамии в землю Ханаанскую (Быт. 31, 30, 32, 34). На втором этаже обычно были комнаты для членов семьи и гостей, вдоль которых шла галерея с деревянными решетками. Рядом с комнатами гостей имелись даже умывальники и уборные! Нижний этаж строили из кирпичей, а верхний – из глиняных плит, стены были оштукатурены и побелены. Под домом находились сводчатые могилы умерших членов семьи.
Обучение письму и образование вообще в Уре процветали. Во время раскопок была обнаружена одна из школ. Найденные там глиняные таблички свидетельствуют, что школьников обучали клинописи. Они учились читать по текстам, которые в основном представляли собой гимны. Их обучали сложению, вычитанию, умножению и делению, на высших ступенях они решали задачи по извлечению квадратных и кубических корней, затем переходили к практическим занятиям геометрией.
Вот что представлял собой город Ур Халдейский. Когда Авраам был юношей, Ур был уже древним городом, богатым и процветающим, центром торговли, где кипела жизнь, бурлила всякого рода деятельность. И, конечно же, здесь процветало язычество. И вот, пребывая среди язычников, поклонявшихся богу Наннару и божествам домашнего очага – «терафимам», среди этой изнеженности, роскоши и богатства, Авраам услышал глас истинного Бога, воззвавшего к нему: «Выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе». И Авраам исполнил то, что заповедал ему Бог. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране (Деян. 7, 3–4).
Авраам ни минуты не колебался, исполняя повеление Господне. Его вера в истинного Бога была безусловной, и, несмотря на то что он не знал, куда в конце концов предстоит ему пойти, Авраам оставил свою родину, которая, как почти четыре тысячи лет спустя показала нам археология, была прославленной и богатой, и стал странником и кочевником. Вот какова была его вера в Божие обетование, вот как велика была его любовь к Богу, вот каким совершенным и полным было его послушание повелению, которое он услышал! За это Бог щедро воздал ему. Вышеперечисленные археологические открытия дали не только подтверждение истинности Священного Писания – они дали нам возможность глубже понять величие духа патриарха Авраама и изумиться его вере.
Харран, куда отправился Авраам, имел теснейшие религиозные связи с Уром, поскольку здесь поклонялись тому же самому божеству луны Наннару, которого почитали и жители Ура. Этот город еще сравнительно недавно не был известен по древним клинописным источникам. Но сегодня благодаря археологии мы знаем кое-что и о Харране.
В начале ІІ тыс. до Р. X. Месопотамия пережила вторжение семитского племени амореев. Они пришли с запада, пытаясь поселиться в плодородных районах Месопотамии. Некоторые из них дошли до Сирии и Палестины и потому через тысячу лет их можно было обнаружить в Ханаане. Большая часть их все же поселилась в долине Евфрата. Впоследствии они основали сильное и процветающее царство в городе Мари (на Среднем Евфрате).
Этот город был обнаружен в ходе раскопок, проводившихся под руководством известнейшего французского археолога А. Парро. Профессор Парро вместе со своими сотрудниками с 1933 по1939 г. нашел, среди прочего, во дворце Мари статую царя этого города и более 30 тысяч табличек с клинописными текстами. Дворец города Мари, построенный около2000 г. до Р. X., был архитектурной жемчужиной Древнего Востока. В конце концов царь Вавилона Хаммурапи (1728–1686 гг. до Р. X.) подчинил себе царство города Мари и примерно в1700 г. до Р. X. разрушил столицу этого когда-то сильного государства.
Но нас в первую очередь интересуют те тысячи табличек, что были найдены во дворце города Мари. В них упоминаются библейские города Харран (Быт. 11, 31) и Нахор, родина Ревекки (Быт. 24, 10). На тех же самых табличках в том месте, где говорилось о военачальниках и областеначальниках великого царя города Мари, были начертаны и другие библейские имена, как, например, Фалек, Серух, Нахор, Фарра (Быт. 11, 18, 21, 23, 24).
Вот так «царские клинописные таблички города Мари впервые дали нам поразительные доказательства того, что история библейских патриархов не есть лишь благочестивое предание»: они не легенды и мифы, как утверждают скептики, но события «исторического периода, точные хронологические границы которого представляется возможным установить».
Сретение
Просмотрено (339) раз