В этом году Петров пост длиннее, чем в прошлом.
Длительность Петрова поста связана с датой Пасхи. В нынешнем году Светлое Христово Воскресение праздновалось гораздо ранее. Как и День Святой Троицы. А у Петрова поста прямая зависимость от него.
Начало Апостольского поста всегда подвижное, а окончание ежегодно 12 июля – в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 2025 году Петров пост начинается в понедельник, 16 июня, и длится почти месяц.
В пищевом отношении данный пост нестрогий. Т. е. запрет на животную пищу: мясо, молоко, сыр, яйца, но можно вкушать рыбу и другие морепродукты. Рыбу не едят по средам и пятницам, в остальные дни можно. Но лучше сверяться с православными календарями. Нужно помнить, что они могут иметь некоторые разночтения относительно строгости или послабления устава. Некоторые следуют более строгой монашеской традиции, другие стараются приспособить пост под нужды и силы мирян. Выберете себе ту меру поста, которая вам по силам.
В Петровом посте есть два больших праздника. Первый из них великий, хоть не двунадесятый, но бденный, праздник Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Его всегда отмечают 7 июля. Будем помнить, что это не сатанинский языческий праздник Ивана Купалы, не прыжки через костер и хороводы возле воды с пусканием веночков и гаданием, а Рождество святого Иоанна Крестителя – борца с грехом да страстями. Потому не следует православному христианину ни самому участвовать в купальских игрищах, ни детей туда водить, а если это было в жизни, то нужно такие грехи обязательно исповедовать перед священнослужителем.
6-7 июля – это время, когда мы в храмах должны прославлять Бога и Его великого Пророка Иоанна Крестителя, стяжать благодать Святого Духа, а не общаться с бесами и моделировать языческие купальские капища.
Второй большой бденный, хоть и не двунадесятый праздник Петрова поста –святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В 2025 году это суббота, когда после праздничной Божественной литургии разрешается пост.
У некоторых людей может возникнуть вопрос: зачем нужен Петров пост? В чем его цель?
Петров (Апостольский) пост является родным «ребенком» Великого поста. В древности он назначался именно тем людям, которые по каким-то причинам не могли поститься во Святую Четыредесятницу: купцам, воинам, мореплавателям и т. д. Отсюда и некоторые особенности богослужений в данный период. Возможность прочитать на службе, к примеру, великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина.
Но позже отцы Церкви увидели благоприятное духовное воздействие Петрова поста на жизнь православного христианина.
Прошла Триодь Цветная – время сугубой радости, некоторого облегчения от поста. И нужно быть очень осторожным и находиться на Божественной страже, как поется в ирмосе четвертой песни Пасхального канона, собственного ума и тела, чтобы наша радость не переросла в беспечность и нерадение, а отсутствие поста в изнеженность и чревоугодие. Чтобы диавол не восхитил благодатные дары Святого Духа, полученные нами в день Пятидесятницы. Ведь сказал Спаситель о бесах: «…Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).
Потому и полагается святыми отцами после сплошной седмицы, идущей за Днем Святой Троицы, Петров пост. Пост как наше ограждение от возможных бесчинства и беззакония, от лени и нерадения, от беспечности и изнеженности, которые станут питательной средой для бесов и грехов, ведь в них человек может погибнуть, увязнув, как в болоте.
Петров пост выступает в духовном отношении спасительным лекарством для души и тела, чтобы, воскреснув во Христе в Пасху и получив благодатные Дары Святого Духа в День Святой Троицы, мы очистили скляницу своего сердца и сосуд своего тела для того, чтобы соединиться с Богом и достойно встретить Его в храме собственной души. Потому что «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8) и получат благодать на благодать, щедрые и спасительные дары Святого Духа.
Звучит колокол Петрова поста. Будем исповедоваться, каяться, смиряться, поститься, причащаться Тела и Крови Христовых, читать труды святых отцов и творить добрые дела, любить Бога и людей. И тогда благодать Святого Духа снизойдет щедро в наши сердца и спасет нас.
Протоиерей Андрей Чиженко
Просмотрено (1) раз