Основа подлинного единства – единство, основанное на любви. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

Память святых отцов I Вселенского собора

Седьмая неделя пасхального цикла посвящена памяти христианских епископов, которые на I Вселенском соборе выразили и утвердили учение о Святой Троице. А точнее — дали четкое определение, что Иисус Христос является Истинным Богом — так же, как и Его Отец.

На Божественной Литургии читается Евангелие от Иоанна Глава 17, стихи 1-13, зачало 56.

Ин.17:1–13 (зач. 56)

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

 

Сегодняшнее евангельское чтение — это отрывок так называемой «первосвященнической молитвы» Спасителя, которую Он совершил за несколько часов до Крестной смерти на Голгофе. В ней Господь просит Отца о многом, но в Его словах можно выделить одну мысль, один мотив, который красной нитью проходит через весь текст: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе».

Человечество всегда стремилось к единству. Если внимательно проследить историю великих цивилизаций, — как ушедших, так и нынешних, — то нельзя не увидеть, что все поиски человеческого разума сводились к тому, чтобы найти наиболее эффективные способы достижения этого единства. Начиная законами Хаммурапи и заканчивая современными демократическими конституциями, люди стремились выразить ту неуловимую идею, которая связала бы разрозненные личности в единое целое.

О единстве говорит и Христос. Но тот фундамент, который предлагает Он, радикальным образом отличается от механизмов, предлагаемых самыми гениальными политиками и мыслителями. История показывает, что нет и не было такой универсальной идеи, которая способна сплотить абсолютно всех. А если подобная спайка и удается, то она носит временный характер, и люди, объединенные чисто земными идеями, больше напоминают безликую толпу, чем одухотворенный живой организм.

Спаситель предлагает человеку единство, основанное на любви, и приводит в пример отношения внутри самой Пресвятой Троицы. Люди призваны Богом к уподоблению своему Творцу, а значит — и к той гармонии, которая существует между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Святая Троица

Именно поэтому сегодняшнее чтение так тесно связано с памятью отцов I Вселенского собора, ведь учение о Троице породило и совершенно новое отношение к человеку как к уникальной личности. Только в контексте Истины о Троице люди обретают свою подлинную жизнь.

Ипостаси Святой Троицы — это свободные и полноценно раскрывающие Себя Личности, которые всецело владеют Своей Сущностью. В идеале таким задуман и человек — по образу Святой Троицы. Над ним не тяготели ни его собственные желания, ни природа, ни инстинкты, но он сам владел ими.

Грехопадение нарушило это равновесие, и люди подпали под власть своей же природы. Иерархия человеческого бытия нарушилась, но тайна Святой Троицы являет идеал, к которому человек может стремиться.

Основным содержанием этого идеала является Любовь, по образу которой человек должен строить свои отношения с Богом и другими людьми. Для Троицы Любовь — это не отвлеченное романтическое понятие, а сама суть бытия, которая раскрывается только в бескорыстной отдаче себя другому и в таком же бескорыстном принятии ответной любви. Это взаимопроникновение божественных Ипостасей и есть тем самым единством, к которому нас призывает Господь.

 

Фейсбук, Фома в Украине

Просмотрено (2) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *