О встрече Господа. Слово на Вход Господень в Иерусалим архимандрита Кирилла (Павлова)

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!
Сего­дня, воз­люб­лен­ные во Хри­сте бра­тия и сестры, Свя­тая Цер­ковь, а вме­сте с нею и мы, праздн­ственно вос­по­ми­нает тор­же­ствен­ную встречу Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста при входе Его в Иеру­са­лим, устро­ен­ную Ему луч­шею частью изра­иль­ского народа. Гос­подь наш Иисус Хри­стос во испол­не­ние про­ро­че­ства о Нем как о Царе крот­ком и пра­вед­ном после чудес­ного вос­кре­ше­ния Лазаря, за шесть дней до Своей смерти, являет Себя иудеям, реши­тельно давая им ура­зу­меть, что Он воис­тину есть Тот Мес­сия и Царь, Кото­рого они ждут.Он всту­пает в сто­лицу Изра­иль­ского цар­ства, во свя­той град Иеру­са­лим, сидя на моло­дом осле, сопро­вож­да­е­мый мно­же­ством народа. Все соеди­ни­лось для того, чтобы встреча эта была самою тор­же­ствен­ною: толпы людей сле­до­вали за Иису­сом Хри­стом от Вифа­нии до Иеру­са­лима; одни при этом пости­лали на дороге свои одежды, дру­гие резали зеле­ные паль­мо­вые ветви и бро­сали их по пути шествия Спа­си­теля или потря­сали ими в воз­духе. Кар­тина пред­став­ля­лась очень тор­же­ствен­ная и тро­га­тель­ная: это было одно из самых луч­ших и радост­ных собы­тий в зем­ной жизни Спа­си­теля. Сопро­вож­дав­шие и встре­чав­шие Иисуса Хри­ста при­вет­ство­вали Его вос­тор­жен­ными воз­гла­сами, вос­кли­цая:

Осанна Сыну Дави­дову! бла­го­сло­вен Гря­ду­щий во имя Гос­подне! мир на небе­сах и слава в выш­них! (ср.: Мф.21:9Лк.19:38).
Так тор­же­ственно и радостно встре­чал изра­иль­ский народ Мес­сию, столь давно им ожи­да­е­мого. И было о чем радо­ваться изра­иль­скому народу, встре­чая сво­его Царя. Это был не обык­но­вен­ный зем­ной царь, кото­рый силою ору­жия поко­ряет себе народы. Но это был Тот Царь, о Кото­ром еще в древ­но­сти про­ро­че­ство­вал свя­той про­рок Заха­рия, говоря:

Ликуй от радо­сти, дщерь Сиона, тор­же­ствуй, дщерь Иеру­са­лима: се Царь твой гря­дет к тебе, пра­вед­ный и спа­са­ю­щий, крот­кий, сидя­щий на ослице и на моло­дом осле, сыне подъ­ярем­ной (Зах.9:9).
Всту­пал в Иеру­са­лим Царь пра­вед­ный, не только Сам в Себе пра­вед­ный, но и несу­щий с Собою правду веч­ную для всего чело­ве­че­ства, несу­щий для него оправ­да­ние от тер­за­ю­щего его греха. Всту­пал Царь крот­кий, не лично только Сам крот­кий, но и гря­ду­щий научить людей кро­то­сти, уста­но­вить для чело­ве­че­ства цар­ство мира и при­влечь к Себе людей сми­ре­нием и любо­вью. В Иеру­са­лим вхо­дил Царь спа­са­ю­щий – Спа­си­тель мира, гря­ду­щий иску­пить людей от тяж­ких нака­за­ний за грехи, осво­бо­дить их от цар­ству­ю­щего в мире зла.
Поэтому, бра­тия и сестры, понятно, почему такой радост­ной была встреча, кото­рую устроил Гос­поду изра­иль­ский народ при входе Его в Иеру­са­лим. Эта вели­кая радость изра­иль­ского народа будет для нас еще понят­нее, если мы вспом­ним те усло­вия, в кото­рых нахо­ди­лись тогда иудеи.
Еще до Рож­де­ния Иисуса Хри­ста народ изра­иль­ский был пора­бо­щен рим­ля­нами, отдав­шими его под управ­ле­ние жесто­кому и неспра­вед­ли­вому Ироду. Подобны Ироду в своей жесто­ко­сти были и намест­ники рим­ские. Нрав­ственно-рели­ги­оз­ное состо­я­ние народа было крайне пла­чев­ным. Рели­ги­оз­ные вожди иудеев отли­ча­лись пороч­но­стью, неве­рием, коры­сто­лю­бием и дру­гими низ­мен­ными качествами.
Поэтому есте­ственно было ожи­дать иудеям Спа­си­теля-Царя, Кото­рый изба­вил бы их от бед и уни­что­жил среди них без­за­ко­ния. И когда этот Царь среди них явился, то неуди­ви­тельно, что народ при­нял Его с такой вели­кой радо­стью и ликованием.
Сию-то радост­ную встречу Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста и мы с вами еже­годно тор­же­ственно празд­нуем, но это собы­тие не должно иметь для нас зна­че­ние только лишь исто­ри­че­ское. Оно должно оста­ваться для нас собы­тием суще­ствен­ным, име­ю­щим непо­сред­ствен­ное зна­че­ние для нашей души и для нашего спа­се­ния. Спа­си­тель мира есть Царь не одних только изра­иль­тян, но и всех людей, и при­хо­дил Он не только к еврей­скому народу, но и ко всем наро­дам мира. Крот­кий и пра­вед­ный, Он посто­янно идет к каж­дому из нас, посто­янно сту­чится в двери нашего сердца, и мы должны все­гда с вели­кой радо­стью встре­чать нашего Гос­пода. Потому в ныне слы­шан­ном апо­столь­ском чте­нии свя­той апо­стол Павел гово­рит нам:

Радуй­теся все­гда о Гос­поде: и паки реку: радуй­теся (Флп.4:4).
И эта радость наша о Гос­поде должна быть более созна­тель­ной и совер­шен­ной, чем радость народа изра­иль­ского, потому что изра­иль­тяне не все хорошо пони­мали зна­че­ние вше­ствия Спа­си­теля в Иеру­са­лим, а мы с вами уже знаем, для чего схо­дил с Неба на землю Хри­стос и что Он сде­лал для нас.
Но как выра­жать свою радость при сре­те­нии Гос­пода – этому мы должны поучиться у изра­иль­ского народа. Иудеи, встре­чая Гос­пода, пости­лали Ему свои одежды. Чтобы понять таин­ствен­ный смысл этого сим­во­ли­че­ского дей­ствия, надо при­пом­нить, что в древ­но­сти одежда зна­ме­но­вала собою то или дру­гое душев­ное состо­я­ние чело­века, выра­жала собою его дух. Поэтому если кто-то сни­мал одежду и пости­лал ее пред каким-либо лицом, то таким обра­зом он пока­зы­вал, что повер­гает самые воз­вы­шен­ные чув­ства свои – любви, ува­же­ния и бла­го­го­ве­ния – пред этим лицом.
Вот и иудеи выра­жали готов­ность отка­заться от самих себя и посвя­тить свои души и тела Царю Изра­иль­скому, Кото­рого они встре­чали. Так точно должно и нам посту­пать при сре­те­нии Гос­пода. Мы про­явим свою любовь к Нему и радость о Его При­ше­ствии тогда, когда сбро­сим с себя нашу гре­хов­ную духов­ную одежду, загряз­нен­ную поро­ками, и оде­немся в одежду чистоты, невин­но­сти и правды; когда отка­жемся от злой воли своей, и обле­чемся в нового чело­века, и себя все­цело пре­да­дим в волю Хри­ста Спа­си­теля; когда без­ро­потно и с покор­но­стью будем нести свой крест, с любо­вью и само­от­вер­же­нием пере­нося все скорби. Такая наша встреча Хри­ста будет самой луч­шей и при­ят­ной для Господа.
Изра­иль­ский народ при встрече со Спа­си­те­лем сре­зал паль­мо­вые ветви и пости­лал их на Его пути. Чтобы понять внут­рен­ний смысл этого дей­ствия, надо знать, что в Свя­щен­ном Писа­нии под дере­вом очень часто под­ра­зу­ме­ва­ется чело­век. Так, напри­мер, под доб­рым дере­вом – доб­рый чело­век, под сухим – чело­век худой, не при­но­ся­щий пло­дов, доб­рых дел.
Пальма же, отли­ча­ясь кре­по­стью и кра­со­той, зна­ме­но­вала собой нрав­ствен­ную кра­соту чело­ве­че­скую. Поэтому когда изра­иль­тяне резали паль­мо­вые ветви и пости­лали их под ноги Спа­си­теля, то этим они выра­жали доб­рое настро­е­ние духа и готов­ность сле­до­вать за своим Царем. Так и мы должны при сре­те­нии Гос­пода являть в себе доб­рые каче­ства пальмы; наша доб­рая нрав­ствен­ная дея­тель­ность должна опи­раться на твер­дые убеж­де­ния веры, чтобы наша доб­рая жизнь нико­гда не засы­хала и не пре­да­ва­лась порче и тле­нию, но все­гда была све­жей и цветущей.
Нако­нец, при встрече Спа­си­теля изра­иль­тяне вос­хва­ляли и сла­вили Его, вос­кли­цая:

Осанна в выш­них! бла­го­сло­вен Гря­ду­щий во имя Гос­подне! (ср.: Мф.21:9).

Этим народ изра­иль­ский желал выра­зить пред Гос­по­дом свое радост­ное чув­ство. Так точно и мы должны сла­во­сло­вить Гос­пода: и устами – сло­весно, и мол­ча­ливо – самим своим житием, чтобы во всем про­слав­лялся Спа­си­тель наш Иисус Хри­стос. Как небо, кото­рое хотя и не имеет уст, но своей кра­со­той застав­ляет дру­гих сла­вить Творца, так и вся­кий дол­жен про­слав­лять Гос­пода своим доб­рым пове­де­нием и жиз­нью. Должны мы про­слав­лять Гос­пода и устами сво­ими во вся­ком духов­ном пении и молитве – за Его чуд­ные дела и неиз­ре­чен­ные Его к нам любовь и милосердие.
Если таким обра­зом будем мы слу­жить Гос­поду всем своим серд­цем и с радо­стью и пре­дан­но­стью Ему встре­чать Его, то Он еще в сей зем­ной жизни испол­нит наши сердца радо­стью духов­ной, а что еще важ­нее, пре­ме­нит эту вре­мен­ную радость на веч­ную в Жизни Буду­щей, кото­рой не будет конца. Аминь.

 

Просмотрено (21) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *