«Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого». Святитель Амвросий Медиоланский
Толкования профессора Александра Павловича Лопухина
Псалом 119
Под названием «песнь восхождения» или с греч. «песнь степеней» известна целая серия псалмов, начиная с 120 и кончая 133. Большинство из этих псалмов написано или во время плена вавилонского или вскоре после него. Название свое они получили потому, что обыкновенно эти псалмы в послепленное время пелись левитами, стоявшими в два ряда на ступенях храма в то время, когда первосвященник в золотом сосуде нес в храм воду из Силоамского источника, т. е. «песни степеней» пелись на ступенях храма. Еврейское название «песнь восхождения» изъясняют в смысле указания, что псалмы с таким надписанием пелись или евреями при возвращении из плена, т. е. из Вавилона, расположенного в равнине, при подъеме их на горы иудейские, или вообще пилигримами, подходящими и поднимающимися на Сионскую гору в большие годовые священные праздники еврейского народа.
Пс.119 можно считать написанным во время плена, пред его окончанием, когда евреи полны были ожиданиями возвращения на родину. На пребывание в плену указывает 5 ст.
Когда я взывал к Господу, Он выслушивал мою молитву. Избавь меня и теперь от лукавого врага (1–2). Что лукавство может принести врагу? Только стрелы Сильного и угли дрока (3–4). Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но чтобы я ни заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны (5–7).
Пс.119:1. К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.
Утешением для пленного еврея служили воспоминания о тех многочисленных милостях, которые Господь оказывал евреям в моменты их бедствий, если они обращались к Нему с молитвой. Это вселяет в него уверенность, что и в настоящем положении его молитва к Господу будет услышана.
Пс.119:2. Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого.
“Устами лживыми” и “языком лукавым» называются языческие народы, окружающие евреев. Они лживы и лукавы потому, что не могли сочувствовать евреям в их мечтах о возвращении на родину, так как в этом могли видеть угрозу распадения своей сильной монархии, а потому в сношениях с евреями могли быть недоверчивыми и фальшивыми.
Пс.119:3. Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?
Пс.119:4. Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми.
Писатель спрашивает, какая польза от лжи для его врагов? Что она может дать им? Не иное что, как вызвать гнев Сильного, т. е. Господа, который пошлет на них кару (“стрелы”) с углями дрока. Дрок – кустарниковое растение в Палестине. Угли его отличаются свойством медленно истлевать, почему долго поддерживают огонь и жар. Угли дрока здесь – образ продолжительных бедствий, которые за «ложь» будут посланы Богом.
Пс.119:5. Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских.
Мосок или Моски, местность в Армении, около Черного моря. “Шатры Кидарян» – кочевое племя, по одним – бродившее между Месопотамией и Каменистой Аравией, по другим – жившее в Египте. В этом стихе указание, что писатель изображает в псалме состояние евреев, еще находившихся в рассеянии среди разных языческих народов.
Пс.119:6. Долго жила душа моя с ненавидящими мир.
Пс.119:7. Я мирен: но только заговорю, они – к войне.
Евреи жалуются, что они долго уже жили среди «ненавидящих мир”, т. е. среди язычников; отсюда время происхождения псалма можно относить к концу плена. – «Я мирен: но только заговорю, они – к войне» – общее указание на положение еврейского народа в плену: все поступки и слова плененного еврея встречались враждебно и истолковывались его врагами в дурную сторону, почему служили причиной неприязненных действий с их стороны.
***
Псалом 120
Псалом 120 можно считать написанным евреями во время плена: словами этого псалма они молились, обратившись к Сиону.
Я постоянно обращаюсь к родным горам и жду помощи только от Господа, Творца неба и земли (1–2). Господь, твой хранитель, не дремлет над тобой: Он сохранит Израиля от всякого зла, во всех делах его (3–8).
Пс.120:1. Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.
Пс.120:2. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.
Еврей в плену молитвенно обращался к горам родной Иудеи и оттуда от Сиона, от Бога, Творца и Господа всего мира, ожидал себе помощи.
Пс.120:3. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;
Пс.120:4. не дремлет и не спит хранящий Израиля.
«Не даст Он поколебаться ноге твоей». Молящегося и унывающего пленника писатель ободряет. Он советует не колебаться в вере в Бога, не отчаиваться в надежде на спасение из плена, так как над ним бодрствует Бог, Который не даст ему погибнуть.
Пс.120:6. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.
Пс.120:7. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь].
«Господь сохранит… от всяких бедствий» – солнце не сожжет днем, а луна – ночью. Луна здесь считается источником часто жгучего на востоке ночного холода (ср. Быт. 31:40).
Пс.120:8. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.
«Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое» – сохранит Израиля, где бы он ни был – в доме ли или вне его. Весь псалом представляет молитву к Богу о подкреплении во время плена и об освобождении из него.
Этот псалом употребляется на полуночнице, имеющей в основе своего происхождения притчу Иисуса Христа о Женихе, пришедшем в полночь, и о десяти девах. Эта притча указывает на неожиданность наступления Страшного Суда, почему Церковь внушает верующим бодрствование о своем поведении, постоянную молитву к Богу и веру только в Него одного.
***
Псалом 121
По надписанию еврейской Библии (в Вульгате и у LXX-ти имени автора не указано) этот псалом принадлежит Давиду. Написание его должно относить к тому времени, когда Кивот Завета был уже перенесен во вновь построенную скинию в Иерусалим, когда этот город обстроился и когда начались и были установлены путешествия евреев к этой национальной святыне, каковое путешествие поддерживалось и поощрялось Давидом. Место этого псалма среди той группы их, большинство из которых написано во время плена или вскоре после него, не противоречит надписанию, так как этот псалом, как общенародная песнь, мог употребляться евреями особенно усиленно во время возвращения из плена и после плена при путешествиях в Иерусалим. Считать же его написанным в позднейшую эпоху (плена или после него) не дозволяют те места содержания псалма, где говорится о полном благоустроении и величии Иерусалима, об установлении в нем суда и укреплении дома Давидова (Пс.121_2–5), чего тогда не было, а было много нестроений. Название скинии “домом Господним» (Пс. 121_1) не противоречит происхождению псалма от Давида, так как последний часто это название прилагает к скинии и даже Моисеевой (ср. Пс. 5:8, 22:6, 26и др.)
Я возрадовался, когда сказали мне идти в дом Господень (1). Вот мы стоим в воротах Иерусалима, города сплошь застроенного, где стоит престол Давида и куда стекаются все колена (2–6). Просите мира и процветания Иерусалиму ради братьев моих и ради дома Господа, Бога нашего (7–9).
Пс.121:1. Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».
Указание на обычай «троекратного в продолжение года хождения в Иерусалим на великие праздники для поклонения Господу». Этот обычай, соблюдавшийся даже во время Судей, был с особенной силой восстановлен во времена Давида. Слова эти могли, конечно, повторяться и евреями, возвращавшимися из плена или даже пред окончанием его, когда они исполнены были пламенного желания возвратиться в родную Палестину и увидеть священные места.
Пс.121:2. Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, –
Пс.121:3. Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
Город Иерусалим представляется обнесенным оградой с сооруженными в ней воротами; он – слит в одно, т. е. застроен зданиями, тесно примыкавшими друг к другу. Таким Иерусалим не был при возвращении и значительное время спустя после возвращения из плена, когда его стены и дома были в развалинах.
Пс.121:4. куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
Указание псалма на коленное разделение еврейского народа тоже говорит за раннейшее, чем время плена, написание псалма; при Давиде коленное разделение еще существовало, после же Ровоама, а особенно во время плена, такое разделение исчезло.
Пс.121:5. Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.
«Престолы суда, престолы дома Давидова». Давид установил строгое правосудие по вступлении на престол, и для объединения всех своих подданных под своей властью, он даровал право каждому, недовольному решением своего дела начальниками колен, апеллировать к царю в Иерусалим через что Иерусалим сделался в глазах народа городом истинного “суда”. С Давида же начинается новый царский род и престол стал переходить к его потомкам, там стоят «престолы дома Давидова».
Пс.121:6. Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
Пс.121:7. Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих!
Пс.121:8. Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»
Пс.121:9. Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.
Крепость, сила и красота Иерусалима, мир в нем, как центральном и главном городе иудеев, являются основаниями благоденствия всей Иудеи, всего народа, почему каждый паломник молит Бога о сохранении за Иерусалимом указанных милостей как ради своих единоплеменников евреев, так и «ради дома Господа», ради сохранения святости и величия этого места, как залога и показателя верности народа своему Господу.
***
Псалом 122
Содержание псалма составляет изображение того напряженно-молитвенного ожидания, каким были полны евреи пред временем окончания плена и пред возвращением на родину.
Только к Тебе, Господи, Живущему на небесах, мы обращаемся с молитвою, и только от Тебя ждем милости, как раб или рабыня ждут награды от своих господ (1–2). Мы ждем от Тебя помилования, так как за долгое время пребывания в плену уже насыщены презрением от надменных и гордых наших поработителей (3–4).
***
Псалом 123
Точно так же, как и псалом 121, этот псалом имеет в надписании имя Давида только в еврейской Библии, в Вульгате же и у LXX-ти такого надписания нет. В согласии с надписанием можно думать, что псалом написан Давидом во время войны, вероятно, с сирийцами, когда на южные пределы Иудеи произведено было нападение идумеян.
Если бы не Господь был с нами, мы погибли бы в потоке бедствий (1–5). Благословен Господь, ниспославший нам помощь; в имени Его наша защита (6–8).
Известно, что при борьбе с Сирией, куда привлечены были все способные носить орудие, южные пределы Иудеи остались беззащитными. Идумеи, напавшие на Иудею, не встречали себе никакого противодействия и, если бы пожелали, легко могли бы окружить и отрезать Давида от Иерусалима и истребить его войска. Такое опасное свое положение псалмопевец справедливо сравнивает с угрозой быть поглощенным (Пс.123_3).
Пс.123:4. воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею;
Пс.123:5. прошли бы над душею нашею воды бурные.
“Воды” – образ обилия бедствий, «воды бурные» – сильные бедствия, способные потопить, совершенно уничтожить.
Пс.123:7. Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
«Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих» – наша жизнь, которой угрожала гибель, избежала последней через заступничество Господа.
Пс.123:8. Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю.
«Помощь наша – в имени Господа» – наша сила в твердости упования на Господа, Который только один может спасти от самых сильных опасностей и, по человеческому пониманию, безвыходного положения.
***
Псалом 124
Псалом можно считать написанным по возвращении из плена, при первых заботах возвратившихся о благоустроении города, храма и своей жизни, когда еще препятствия, встречавшиеся на этом пути, не являлись непреодолимыми, когда в еврейском народе преобладающим настроением было – настроение радости от возвращения из плена и надежды на помощь Божию в дальнейшем благоустроении своей жизни.
Пс.124:1. Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
Пс.124:2. Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
Надеющийся на Господа находит в Нем такую же твердую защиту, какую Иерусалим в окружающих его с трех сторон горах от нападений врагов, он так же тверд, как гора Сион, твердая и неподвижная. Сравнение указывает на то, что надежда на Господа никогда не обманет того, кто надеется на Него. Это испытали на себе евреи, попавшие в плен, из которого освободиться своими силами они никогда не могли и которых извела оттуда надежда их на Господа.
Пс.124:3. Ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию.
Как бы велики ни были бедствия, посылаемые Господом на праведного, последний не останется Им не вознагражденным: Господь его спасет, помилует и не доведет праведника до отчаяния, которое могло бы побудить его искать помощи и защиты у беззаконных. Таковы были и бедствия плена, тяжелые для евреев, но не гибельные для их веры, а имевшие характер очищения ее.
***
Псалом 125
Первый стих псалма ясно указывает на время его написания – при возвращении из плена, когда еврейский народ был полон самых радостных чувств и ожиданий.
При возвращении из плена мы были полны веселья и благодарения Богу за великое дело освобождения (1–3). Возврати, Господи, из плена всех, еще оставшихся там. Мы надеялись, что Господь обильно вознаградит наши труды на родных полях ниспосланием обильного урожая (4–6).
Пс.125:1. Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
Возвращавшиеся из плена были «как бы видящие во сне», т. е. им рисовались картины необыкновенного довольства и благополучия, какие они надеялись найти на родной земле. Так как возвращение из плена было делом милости Божией, которому удивлялись и язычники (3 ст.), то евреи могли мечтать, что эти милости обильно будут изливаться на них особенно в их стране благословения, и потому возвращавшиеся из плена были полны грез, мечтаний, были как бы во сне.
Пс.125:4. Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
Из плена возвратились не все евреи, а только беднейшая часть из этого народа, большинство же оставалось жить среди язычников. О возвращении последних и молят те, кто вышел из плена: возврати, Господи, всю ту массу единоплеменников, какая осталась в чужих странах так же, как Ты возвращаешь воду на землю через южные ветры (полдень), которые с моря приносят обильную и нужную для земли влагу.
Пс.125:5. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
Пс.125:6. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Содержание грез, мечтаний евреев. У возвратившихся из плена было очень недостаточное количество семян для своих полей, почему производимые ими посевы обнимали незначительную площадь земли, с которой по обычному хозяйственному расчету мог получиться только незначительный сбор урожая, но евреи надеялись, что Господь вознаградит их труд далеко выше их ожиданий, почему «с плачем несущий семена» в землю при посеве, «возвратится с радостью» при жатве.
***
Псалом 126
Только в еврейской Библии этот псалом имеет указание имени автора Соломона, в Вульгате же и у LXX-ти последнего добавления нет, что можно объяснить тем, что 70 переводчиков затруднялись поставить имя Соломона, как писателя, над тем псалмом, который внесен в разряд «песней восхождения», писанных при возвращении или по возвращении из вавилонского плена. Между тем содержание псалма, где писатель проповедует о полной покорности человека Богу и жизни по Его руководству, а не по расчетам на свои силы, вполне согласно с содержанием произведений Соломона (Книга Притчей и Экклезиаст), где последний в основание поведения человека полагает «страх Господень» (Еккл. 12:13–14) и где доказывает бессмысленность привязанности человека к земле. Внесение же этого псалма, писанного Соломоном, в разряд песней восхождения составителями канона, обьясняется вероятно, тем, что этот псалом, проповедовавший полную преданность Господу, чаще всего употреблялся возвратившимися из плена евреями в то время, когда они занимались постройкой второго храма и когда на этом пути встречали многочисленные препятствия, непреодолимые их силами и когда потому их стойкость в деле и уверенность в окончании его могла питаться только верой и надеждой на Бога, о чем и говорит означенный псалом.
Если Господь не будет оказывать благоволения человеку, то тщетны все его попытки и старания упрочить свое благополучие; спокойствие и мир Господь дает только тому, кого Он любит (1–2). Вот выражение Божественного благоволения – дети, которые являются для родителей такими же защитниками, какими для стрелка его стрелы, с которыми он будет противостоять во вратах города врагам народа (3–5).
Пс.126:1. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
Пс.126:2. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
Слова этих стихов имеют особенный смысл в устах Соломона, прославившегося своими грандиозными сооружениями храма и дворцов, над постройкой которых работали многие зодчие и мастера того времени, почему казалось бы, что настойчивость и старания человека всегда увенчиваются успехом. Соломон же говорит обратное. Смысл его слов тот, что всякое дело человека, начатое с благословения Господа, увенчается успехом, сооружаемое же не по благословению, а особенно вопреки Его воле, каковы бы ни были усилия человека, кончатся неудачей. Пример последнего представляет построение Вавилонской башни после потопа, являющееся выразительным памятником не того, как велико старание человека и как плодотворен его гений, но того, как безрезультатны все его усилия, если последние направлены против Бога или вызывают Его гнев. – «Возлюбленному Cвоему Он дает сон» – не в смысле, что кого любит Господь, тот может ничего не делать, но в том, что созидающий в согласии с волей Бога и по Его повелению может быть покоен за благополучное окончание своего дела, так как находит себе покровительство во Всемогущем Существе. По отношению к положению евреев после плена при их заботах о построении второго храма эти слова могли наполнять их уверенностью, что как бы ни были велики препятствия, которые они встречали на своем пути, дело постройки закончится удачей, так как оно согласно с волей Бога, а потому евреи почерпали здесь силу и энергию для его продолжения.
Пс.126:3. Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева.
Пс.126:4. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
Пс.126:5. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
В обилии детей древние евреи видели знак Божественного благоволения. Писатель выясняет значение, в чем заключается внешнее благо при многочадии и в чем здесь видно Божественное благоволение: дети являются охраной своих родителей, дети же являются и охраной города и отечества от врагов, когда выступают на защиту тех и других при нападениях.
***
Псалом 127
Те неудачи, которые постигали евреев в их предприятиях по возвращении из плена, как напр., со стороны самарян, притеснения от язычников, недостаточные урожаи, подрывали в них энергию в деле построения храма и могли вызывать некоторое опасение, что Господь лишает их своей милости, вследствие же последнего в них могла вселяться некоторая холодность отношения к делу и попытки сближением с язычниками улучшить свое внешнее положение. Все это являлось угрозой, как бы евреи не оставили истинного Бога и тем окончательно не погубили себя, как народ Богоизбранный. Вселить в них веру в Бога, воодушевить к делу продолжения постройки храма и воссозданию прежнего своего величия, как народа святого и богоизбранного, являлось потребностью переживаемого момента и служило предметом проповеди пророков Аггея, Малахии и Захарии. С содержанием речей этих пророков настоящий псалом имеет близкое сходство.
Ходящий по заповедям Господа будет награжден Им успехом в своих трудах и семейным счастьем (1–4). Его благословит Господь увидеть благоденствие Иерусалима и своих внуков (5–6).
Пс.127:3. Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
Жена сравнивается с плодовитой “лозой в доме твоем». Евреи имели обыкновение, как и сейчас делают на Востоке, виноградные лозы садить около жилищ, так что ветки их обвивались вокруг самого здания.
Пс.127:5. Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
«Благословит тебя Господь с Сиона», т. е. с священной горы Иерусалима. Указание на Сион служило предостережением – не увлекаться языческими культами, а строго следовать заповедям Господа, которому созидается Храм на Сионе, т. е. истинному Богу.
***
Псалом 128
Для той же цели – религиозного воодушевления Израиля и внедрения в него веры в Бога могло служить не только обетование благ в будущем, как то мы видели в 127 псалме, но и указания на факты его прошлой жизни, из которых ясно видно, что Господь награждал евреев за преданность Ему. Поэтому означенный псалом, как дополнение 127, нужно считать написанным тоже во время послепленное, во время деятельности пророков Аггея, Захарии и Малахии, во время или около времени деятельности Ездры и Неемии.
Много теснили меня враги, но Господь рассек узы нечестивых и спас меня (1–4). Да будут постыжены и теперь все враги мои, да обратятся они в засохшую траву и пусть не услышат благожелания успеху своего дела (5–8).
Пс.128:1. Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
Под “юностью» разумеется здесь прежняя жизнь еврея допленного периода и особенно первоначальная его жизнь после выхода из Египта, когда он, как народ молодой, преданный Богу, часто пользовался Его чудесной помощью в тяжелые минуты жизни.
Пс.128:3. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
«На хребте моем орали оратаи» – образ тяжелых бедствий, которые приходилось переживать еврейскому народу, когда на его хребте сидели враги и гнули его к земле, т. е. заставляли сильно страдать. Можно здесь разуметь и вавилонский плен, время гражданского бесправия евреев. Под хребтом некоторые разумеют гору Сион и Иерусалим, который был разрушен вавилонянами.
Пс.128:4. Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
«Рассек узы нечестивых» – вывел из плена.
Пс.128:5. Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
“Постыдиться и обратиться назад” – не иметь успеха. Пусть и в настоящее время все преследования со стороны врагов кончатся неудачей.
Пс.128:6. Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
Пс.128:7. которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы – горсти своей;
Писатель молит Бога, чтобы Он обратил врагов в засохшую траву на кровлях. На плоских крышах еврейских домов, как и теперь у жителей Востока, часто насыпался небольшой, тонкий слой земли, на котором появлялась трава, быстро выраставшая и быстро высыхавшая, которую, поэтому нельзя было жать. Пусть, как эта трава, будут обессилены враги евреев, пусть они обратятся в порошок и будут развеяны ветром.
Пс.128:8. и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Каждому работающему обычно говорят пожелания успеха его трудам. Пусть деятельность врагов еврейского народа будет настолько неудачна, что никто не выразит им пожеланий и благословений от Господа.
***
Псалом 129
Этот псалом – тоже молитва к Богу евреев, находящихся в плену, из которого они жаждали освобождения и об этом усердно молили Господа.
Пс.129:1. Из глубины взываю к Тебе, Господи.
«Из глубины» – разумеется бедствий плена и отвержения от Бога, выражением чего он и являлся.
Пс.129:3. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?
Пленники просят от Бога снисхождения к своим грехам. Нет на земле ни одного человека безгрешного; если бы Господь стал карать каждого за совершенный им поступок, то никто не избежал бы Его осуждения («если ты, Господи, будешь замечать беззакония, …кто устоит?»). Но Господь может очистить от грехов и потом помиловать, о чем и молит писатель (4 ст.).
Пс.129:5. Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
Пс.129:6. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра, более, нежели стражи – утра.
«На слово Его уповаю», т. е. я верю, что Ты, Господи, исполнишь те обетования, которые даны Тобою через пророков об освобождении из плена; по Твоей милости наши беззакония будут прощены и мы с большим желанием и напряжением ожидаем освобождения, чем с каким ночной сторож ожидает наступления утра, конца его ответственного и тяжелого вида служения.
Пс.129:7. Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
Пс.129:8. и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Вера в милосердие Господа создает в писателе уверенность, что Он пошлет «многое… избавление», т. е. полное освобождение из плена, и что он не вменит еврейскому народу его беззаконий, и эта уверенность дает бодрый и радостный тон всему содержанию псалма.
Псалом употребляется на вечерне, пред временем наступления ночи (с чем можно сравнить времена Ветхого Завета), когда верующий молится к Богу о сохранении его в благополучии и о снисхождении к сделанным им во время дня “беззакониям”.
***
Псалом 130
По надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом приписывается Давиду. Поводом к его написанию из обстоятельств жизни этого царя можно считать его ответ на порицание Мелхолы при перенесении Кивота Завета в скинию Сионскую. Последняя в плясании царя пред этой святыней видела унижение его царского достоинства, которое, очевидно, полагала в строго рассчитанных и методически важных поступках царя, а не в таком простом, искреннем и безыскусственном поведении, каким отличался здесь Давид. Ответ его Мелхоле (2Цар. 6:20–22) очень близок к содержанию данного псалма, где Давид говорит о своем смирении.
Господи, я никогда не был горд и искусственно надменен: это мне чуждо. Я как дитя, смиренно отдавался воле Господа. Да уповает также и Израиль на Него (1–3).
Пс.130:1. Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
«Я не входил в великое и для меня недосягаемое» – то же, что «не надмевалось сердце мое», т. е. я не старался искусственно поддерживать свое достоинство, показывать в себе не то, что есть, а что хотелось бы видеть другим в возвышении моего достоинства. Давид всегда жил тем, что в нем было, так и в данном случае, искренно радуясь перенесению Ковчега Завета, он свою радость показывал в безыскусственных действиях.
Пс.130:2. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
Ребенок, отнятый от груди и матери, привыкший к другой пище, спокойно сидит на ее руках, ничего от нее не требуя. С таким ребенком сравнивает себя Давид, с полной верой полагавшийся на помощь Божию и не предъявлявший к Нему никаких требований.
Пс.130:3. Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Вероятно, представляет литургическую прибавку позднейшего времени.
***
Псалом 131
Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., Пс.131_8 ст., где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на “местопокоя”, чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику «ради Давида» (Пс.131_10). Стихи Пс.131_8–10, кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма (2Пар. 6:41–42). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени.
Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима (1–6). Теперь пойдем все к подножию места постоянного пребывания Господа и пусть все радуются (7–9). Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе (10–12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем навеки и будет изливать Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех его врагов (13–18).
Пс.131:1. Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:
«Сокрушение» – сетование Давида по тому поводу, что он не видел Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище, достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и сокрушался.
Пс.131:3. «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;
Пс.131:4. не дам сна очам моим и веждам моим – дремания,
Пс.131:5. доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова».
Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного Иеговы места сооружения Ему скинии.
Пс.131:6. Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.
Ефрафа – название города в области Кариафиаримской, а Иарим, с евр. Иахар, что значит «лес», местечко около Кариафиарима, из которого Давидом был перенесен Кивот Завета в Иерусалим.
Пс.131:7. Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.
“Подножие ног Его” – Кивот Завета, на котором невидимо присутствовал сам Господь и который, потому, являлся подножием Его ног.
Пс.131:8. Стань, Господи, наместопокоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего.
“Местопокоя” – место постоянного пребывания Господа (сл. 14 ст.). – «Ковчег могущества» – Кивот Завета, с которым евреи выходили на сражение и с которого Господь оказывал евреям чудесную помощь.
Пс.131:9. Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.
Пусть священники Твои будут всегда глашатаями правды, неуклонно следующими Твоим повелениям, и этой правде, этому ведению закона да научают весь народ своим словом, путем его разъяснения, а жизнью – да показывают пример достойного исполнения закона. – “Святые” – весь еврейский народ, призванный быть народом святым. Они «возрадуются» так как будучи научены своими пастырями знанию закона и проводя жизнь в согласии с заповедями Господа, они вызовут с Его стороны излияние на себя богатых милостей.
Пс.131:10. Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.
«Помазанник…» – Соломон. Выражение, чтобы Господь не отвратил от него своих милостей «ради Давида» показывает необыкновенное смирение Соломона, по которому он не считает себя так ценным пред Богом, чтобы мог указывать на какие-либо заслуги пред Ним и за них просить награды, как платы; этих милостей для себя он просит ради заслуг своего отца.
Пс.131:11. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.
Пс.131:12. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем».
Клятва Господа “в истине, которой Он не отречется», состоит в обетовании Давиду происхождения от него непрерывного ряда царей. Но это обетование Божие обусловливается постоянством и прочностью привязанности потомков Давида к Господу, т. е. обязательство Бога покоится не на внешней верности своему обетованию, а на нравственной ценности тех, кому оно дается. История еврейского народа прекрасно иллюстрирует это обетование, когда показывает, что Господь награждал всех верных Ему потомков Давида и поддерживал их на престоле, но потом, когда они отступили от Него, царский род Давида прекратился.
Пс.131:14. «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.
Иерусалим – “покой Божий на веки”, на все время верности Ему еврейского народа, которому Он будет изливать свои милости. Выражение “на веки” имеет и другой смысл. С отвержением древнего Израиля и заменой его новозаветным, Иерусалим явился священным городом в глазах всех христиан и, пока христианство живо и действенно, а оно, по обетованию Христа, вечно, дотоле этот город является священным местом для всего мира, местом явления и рождения новой жизни, местом, прославленным делами, учением и смертью Спасителя мира.
Пс.131:16. священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
Сл. ст. 9.
Пс.131:17. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.
“Рог” – символ силы, крепости. Рог Давида заключался, конечно, не в тех военных удачах, которыми он обезопасил и сделал свой народ грозным для соседей язычников, и не внутренние реформы, внесшие порядок и спокойствие в жизнь народа, так как то и другое имело лишь временное значение и переходящую ценность, а под рогом нужно разуметь его вечную силу и вечную ценность. Последняя же состояла в происхождении от него Мессии, основателя нового царства, несокрушимого ни для каких сил ада и происков людей, и внесшего в жизнь новый свет, привлекший к себе весь мир. В этом смысле Ап. Петр применяет слова означенного псалма прямо ко Христу (Деян. 2:30).
***
Псалом 132
В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду. Происхождение его можно относить ко времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда последний делался не только административным центром для всего еврейского народа, но и религиозным, долженствовавшим служить связующим звеном для всех колен и тем сплотить весь еврейский народ в сильную и могучую нацию. Такое значение Иерусалима с перенесением в него Кивота Завета Давид хорошо понимал и написанный им псалом был не только выяснением этого значения, но и приглашением всех недовольных перенесением сюда Ковчега (а такие были, см. Пс. 67:16–17 см. объяснение) к братскому единению.
Жизнь в единении между братьями так же хороша и благодетельна, как елей, вылитый на голову Аарона, или как роса Ермона, оживляющая Сион.
Пс.132:1. Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
Пс.132:2.Это– как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
При посвящении Аарона в первосвященники на его голову было излито миро в таком количестве (Лев. 8:12), что оно стекало на края одежд. Под последними разумеются, вероятно, нижние полы, что отвечает смыслу образа: как миро, излитое на Аарона, стекая с его головы дошло до нижнего края одежд, так и Иерусалим объединяет между собою самые разъединенные и удаленные части народа еврейского.
Пс.132:3. как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
С горы Ермон очень богатой влагой и сильными росами, последние часто доносились ветрами и до Сиона, освежая и поддерживая на последнем растительность. Как ценно миро на главе Аарона, как благодетельна роса Ермонская, так ценно и благодетельно объединение всех евреев около Иерусалима, нового центра религиозной и административной жизни.
***
Псалом 133
По возвращении из плена евреи позаботились о восстановлении правильного богослужения по закону Моисея. Благочестивый писатель и побуждает левитов и священников к достойному выполнении обязанностей служения при храме. Видом этого служения должна быть и ночная молитва пред Богом, за каковое ревностное служение Господь наградит достойно Его чтущих (Пс.133_1–3). В словах «благословите… Господа… во время ночи», призывающий к постоянному бодрствованию и славословию Бога, основание к употреблению его на полуночнице.
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. – 960 с. / Псалтирь. 190-536 с.
Азбука
Просмотрено (426) раз