Содержание: Признаки любви к Богу. Как любить, когда это трудно? Любовь — не комфорт, а подвиг. Любовь — высшая цель. Малое начало — великое воздаяние.
Когда одного законоучителя спросили, какая заповедь самая важная, Господь Иисус Христос ответил:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).
Эти слова раскрывают суть всей христианской жизни. Если человек любит Бога и ближнего, то он исполняет весь Закон Божий. Поэтому каждый верующий должен постоянно спрашивать себя: люблю ли я Бога? Люблю ли я ближних?
Признаки любви к Богу
Святые отцы учат: любовь к Богу узнаётся по нашим мыслям, желаниям и стремлениям.
Если мы кого-то любим, говорит преподобный Силуан Афонский, то хочется о том думать, о том говорить, с тем быть.
Но часто ли мы вспоминаем о Боге в течение дня? Где находится наш ум — с Богом или в земных заботах и суете? Даже в храме, во время молитвы, ум нередко блуждает. Если так, значит, любовь к Богу у нас ещё слаба.
Проверить свою любовь к Богу можно через отношение к ближним. Эти две заповеди неразделимы. «Если кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20). Проявление неприязни, злопамятства, вражды — это свидетельство отсутствия подлинной любви.
Следует также внести ясность в вопрос о том, кто является нашим ближним. Конечно, в широком смысле наши ближние – это вообще все люди, без исключения. Однако в более узком и важном для нас смысле ближние – это те, кто к нам постоянно близок, кто нас каждодневно окружает: члены нашей семьи, ближайшие родственники, друзья и сослуживцы на работе. На первом месте, конечно, следует поставить наших домашних. Именно их нам в первую очередь нужно учиться любить, как самих себя. Покажи свою любовь прежде всего в своем доме и в своей семье, говорят святые отцы.
Как любить, когда это трудно?
Любить тех, кто нам приятен и доброжелателен, несложно. Но Господь призывает к большему: к любви к врагам. «Если вы любите любящих вас, какая вам награда? И язычники делают то же» (Мф. 5:46). Истинная христианская любовь бескорыстна и не зависит от достоинств другого человека. «Любовь не ищет своего», — учит апостол Павел (1 Кор. 13:5).
Именно так любит нас Бог — не за наши заслуги, а по бесконечному Своему милосердию. Он любит и грешников, и падших, и тех, кто забыл о Нём. На Кресте Христос молился за Своих распинателей. Это и есть высшая мера любви, к которой призваны все христиане.
«Главным признаком истинности пути для христианина является его любовь к врагам», — говорит преподобный Силуан. Нередко врагами становятся даже самые близкие люди: пьющий муж, равнодушная дочь, озлобленный сосед. Но именно к ним в первую очередь относится заповедь о любви. Подражая Христу, мы должны за них молиться, терпеть и сострадать, какими бы тяжёлыми ни были обстоятельства.
Любовь — не комфорт, а подвиг
Христианство не обещает легкости. Это путь подвига и жертвы. Но ведь и награда велика: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Откр. 3:21), — говорит Господь. Что может быть выше этого — быть рядом с Богом в вечности?
Даже малое усилие в сторону любви и прощения не остаётся незамеченным. И если мы с верой и терпением будем бороться с неприязнью, раздражением, эгоизмом — Господь поможет нам. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27).
Преподобный Силуан прямо говорит, что если ты зло думаешь о людях или относишься к кому-нибудь с неприязнью, то это означает, что злой дух живет в тебе, и если ты не покаешься и не исправишься, то после смерти пойдешь туда, где пребывают злые духи, то есть в ад.
Представьте, говорит один проповедник, какой будет кошмар, и ужас, и позор, если мы, люди крещеные, посещающие храм, знающие заповеди Божии, – одним словом, имеющие все, что нужно для спасения, – если мы при этом попадем в ад! Ведь те, кто там находятся, – атеисты, богоборцы, сатанисты, развратники, злодеи, – будут над нами смеяться, они скажут: ну ладно, мы-то ничего не знали, в храм не ходили, Евангелие не читали, жили без Бога и без Церкви, – потому и попали сюда, а вы-то что же? Как же вы-то здесь оказались? Ведь вам было все дано, чтобы исполнить в своей жизни волю Божию, а вы, несмотря на это, попали в ад?..
Любовь — высшая цель
Священное Писание открывает людям, что Бог, Творец вселенной, есть любовь. И нас оно призывает к тому, чтобы мы уподобились Богу нашему, стали похожими на Него. Раз Бог есть любовь, то и мы, если хотим прийти к Нему, должны научиться любить. Христианское совершенство – это любовь, любовь бескорыстная, – не за что-то доброе, что нам делают люди, а любовь ко всем, даже к врагам. Преподобный Исаак Сирский говорит, что достигших христианского совершенства признак такой: если и десятикратно в день они будут преданы на сожжение за любовь к людям, то не удовлетворяются этим и не успокаиваются, но хотели бы еще сто или тысячу раз быть сожженными ради любви. Святой Агафон был готов отдать своё тело прокажённому, чтобы тот исцелился. Это и есть христианская любовь.
В качестве примера Святой Исаак указывал на авву Агафона, который, увидев однажды прокаженного, сказал, что желал бы взять себе его разлагающееся тело, а свое отдать ему. И не нужно думать, что этот прокаженный был идеальным каким-нибудь страдающим лебедем. Нет, скорее всего, это был обычный бродяга, может быть, и очень грешный, может быть, пьяница или вор – и вот такому человеку авва Агафон хотел отдать свое святое тело! И несомненно, отдал бы, если бы только мог.
Такая любовь и является христианским совершенством, такой любовью любит Бог, Творец вселенной. Путем такой любви прошел в нашем мире Христос – ведь именно это Он сделал с падшим и растленным родом человеческим: соединился с его природой, взял Себе его прокаженное смертью тело, а ему, падшему и грешному, отдал Себя – Свою природу, Свое Божество, Свою славу и бессмертие. И мы, христиане, должны подражать в этом Христу, должны учиться у Него совершенной Божественной любви, стремиться к ней, достигать ее. «Достигайте любви», – говорит святой апостол Павел. И не будем смущаться от того, что идеал этот кажется нам бесконечно далеким, что мы не ощущаем в себе такой любви и не имеем сил для нее. Господь не дал бы нам заповеди о любви, если бы ее невозможно было исполнить. Да, наш эгоизм, наша гордость, наша неспособность и нежелание любить, наша постоянная и глубокая склонность к неприязни – все это, как неподъемные горы, тяготит нас, и часто кажется, что никакими силами невозможно сдвинуть эти горы из души. Однако нужно помнить, что именно к нам обращены слова Христа о том, что невозможное человекам возможно Богу.
Малое начало — великое воздаяние
Пусть любовь совершенная кажется нам недосягаемой, но будем стараться пусть и в малую меру, но все же делать дела любви, будем стремиться к ней, будем, по слову старца Паисия Афонского, пытаться сдвинуть из души горы страстей, мешающих нам любить, – сколь бы огромными они ни казались. И тогда, видя наши усилия и веру, Господь Сам сдвинет их, а на их месте зажжет пламя совершенной любви, которая делает человека новым творением, освящает, возводит на небо и уподобляет Самому Господу Богу, ибо Бог, наш Небесный Отец, есть любовь.
lavra.ua
Просмотрено (0) раз